Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена на педагогическом совете и рекомендована к утверждению Протокол от «___» __________ 20____ г. № ______ | Утверждаю Директор МБОУ Токарёвской СОШ № 2 ____________ С.Н. Устинова Приказ от «___» __________ 20____ г. № _____ |
Рабочая программа
учебного курса по платным образовательным услугам
«География и мир»
для обучающихся 9 класса
Программа учебного курса по географии для 9 класса
«География и мир» (Подготовка к ОГЭ)
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения
Программа рассчитана на 34 часов (33 по программе и 1 час – резервное время), для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (1 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (30 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно - нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающийся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Формы контроля
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Курс реализует деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ОГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является:
- не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников,
- развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля |
лекции | самост. | практ. |
ВЕДЕНИЕ 1 ч. |
1 | Введение. Правила заполнения бланков. | 0,5 | | | 0,5 | беседа |
2 | Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 0,5 | | | 0,5 | работа с картами, тестирование |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 15 ч. |
3 | Источники географической информации и методы географических исследований | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. |
3.1 | Источники географической информации и методы географических исследований | 1 | 1 | | | |
3.2 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | Дом. работа | | |
3.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
3.4 | Анализ трудных заданий. | 1 | | | 1 | |
4 | Природа Земли и человек | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
4.1 | Природа Земли и человек | 1 | 1 | | | |
4.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | 2 Дом. работа | | |
4.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 2 | | | 2 | |
4.4 | Анализ трудных заданий. | | | | 1 | |
5 | Население России | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами |
5.1 | Население России | 1 | | | | |
5.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | 1 | | работа дома | | |
5.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 1 | |
5.4 | Анализ трудных заданий | | | | 1 | |
6 | Природопользование и экология | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа |
6.1 | Природопользование и экология | 1 | | | | |
6.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | Работа дома | | |
6.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 1 | |
6.4 | Анализ трудных заданий | | | | 1 | |
7. | Страноведение | 1 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.. |
7.1 | Страноведение. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | | | работа дома | 1 | |
8 | География России | 8 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами. |
8.1 | География России. | 1 | | | 1 | |
8.2 | Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом. | | | работа дома | | |
8.3 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | | | | 4 | |
8.4 | Анализ трудных заданий | | | | 2 | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 9 ч. |
9. | Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии | 6 | | | 6 | Компьютерное тестирование. |
10. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 2 | | | 2 | |
Резервное время | 1 | | | 1 | |
Итого | 34 | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (12 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население России:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
Ожидаемые результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
-успешно сдать экзамен по географии в новой форме;
-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей ( профиля обучения)
-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:
-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии6-9 класса общеобращзовательной школы
-обрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира
Календарно-тематическое планирование
№п/п | № урока | Тема урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание |
I триместр |
6 класс Раздел 1.Виды изображений поверхности Земли |
1. | 1. | Понятие о плане местности. Топографический план и условные знаки. Масштаб. Стороны горизонта. Изображение на плане неровностей земной поверхности. | | | |
2. | 2. | Градусная сеть на глобусе и картах. Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сетки | | | |
3. | 3. | Географическая широта. Географическая долгота. Изображение высот и глубин на физических картах. | | | |
4. | 4. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки |
5. | 5. | Земля и её внутреннее строение . Породы, слагающие земную кору. Движения земной коры. Землетрясения. Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана. | | | |
6. | 6. | Погода. Климат. Климатообразующие факторы. | | | |
Раздел 3. Население Земли |
7. | 7. | Численность населения Земли. Городские и сельские населённые пункты. Стихийные природные явления | | | |
8. | 8. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
7 класс Раздел 1.Главные особенности природы Земли. |
9. | 1. | Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. | | | |
10. | 2. | Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы суши и океана, природная зональность. | | | |
II триместр Раздел 2. Океаны и материки |
11. | 3. | Особенности географического положения южных материков. Географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.Внутренние воды Африки. Природные зоны. Население Африки. | | | |
12. | 4. | Географическое положении Австралии, история исследования, рельеф и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Население и хозяйство. | | | |
13. | 5. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. Географическое положение Ю.Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население. | | | |
14. | 6. | Общие особенности природы северных материков. Географическое положение С.Америки. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население материка. | | | |
15. | 7. | Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы Евразии. | | | |
16. | 8. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
8 класс Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России.
|
17. | 1. | Географическое положение России. Часовые пояса. Особенности рельефа. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы. Развитие форм рельефа. | | | |
18. | 2. | Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циклоны и антициклоны. Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. | | | |
19. | 3. | Разнообразие внутренних вод России. Главные речные системы, важнейшие озёра и их происхождение. Болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники. | | | |
20. | 4. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
21. | 5. | Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Своеобразие растительного и животного мира России. | | | |
III триместр Раздел 2. Природные комплексы России |
22. | 6. | Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России. Моря. Природные зоны России. | | | |
23. | 7. | Природа регионов России. Русская равнина, Урал, Кавказ, Зап.Сибирь, Вост.Сибирь, Якутия, Таймыр, Алтай, | | | |
24. | 8. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
9 класс Раздел 1. Общая часть курса |
25. | 1. | Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения. | | | |
26. | 2. | География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. | | | |
27. | 3. | Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. (ТЭК) | | | |
28. | 4. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
29. | 5. | Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий. | | | |
30. | 6. | Химико-лесной комплекс. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство . Пищевая и легкая промышленность | | | |
31. | 7. | Инфраструктурный комплекс. Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
Раздел II. Региональная часть курса |
32. | 8. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
33. | 9. | Западный макрорегион – Европейская Россия. Восточный макрорегион – Азиатская Россия | | | |
34. | 10. | Решение практических заданий. Разбор ошибок. | | | |
22