СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод учебных проектов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект по теме "Степенные функции" выполнен обучающимися 11 класса в ходе изучения темы "Степенные функции, их свойства и графики".

Просмотр содержимого документа
«Метод учебных проектов»

МОУ «ЛИЦЕЙ № 12»  Учебный проект

МОУ «ЛИЦЕЙ № 12»

Учебный проект

"СТЕПЕННЫЕ ФУНКЦИИ,

их свойства и графики"

Выполнили:

учащиеся 11 класса

Руководитель:

Каримова Елена Викторовна

г. Железногорск

 Цели и задачи: Изучить свойства и особенности  графиков степенных функций , где r – рациональное число. Рассмотреть примеры практического применения изученных свойств функций. Показать использование степенных функций в окружающей жизни.

Цели и задачи:

  • Изучить свойства и особенности

графиков степенных функций , где r – рациональное число.

  • Рассмотреть примеры практического применения изученных свойств функций.
  • Показать использование степенных функций в окружающей жизни.
Степенными функциями  называют функции вида  ,  где r – любое  рациональное число

Степенными функциями называют функции вида , где r – любое рациональное число

О происхождении терминов и обозначений К умножению равных сомножителей приводит решение многих задач. Понятие степени с натуральным показателем возникло уже в Древней Греции (выражение квадрат числа возникло при вычислении площади квадрата, а куб числа – при нахождении объема куба). Но современные обозначения (типа  ) в XVII в. ввел Декарт. Дробные показатели степени и наиболее простые правила действий над степенями с дробным показателем встречаются в XIV в. у французского математика Н. Орема (1323 -1382). Известно, что Шюке (ок. 1445 - ок. 1500) рассматривал степени с отрицательным и нулевым показателем. С.Стевин предложил подразумевать под корень . Немецкий математик М. Штифель (1487-1567) дал определение  при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень . Но систематически рациональные показатели первым стал употреблять Ньютон (1643 -1727).

О происхождении терминов и обозначений

  • К умножению равных сомножителей приводит решение многих задач. Понятие степени с натуральным показателем возникло уже в Древней Греции (выражение квадрат числа возникло при вычислении площади квадрата, а куб числа – при нахождении объема куба). Но современные обозначения (типа

) в XVII в. ввел Декарт.

  • Дробные показатели степени и наиболее простые правила действий над степенями с дробным показателем встречаются в XIV в. у французского математика Н. Орема (1323 -1382). Известно, что Шюке (ок. 1445 - ок. 1500) рассматривал степени с отрицательным и нулевым показателем.
  • С.Стевин предложил подразумевать под корень .
  • Немецкий математик М. Штифель (1487-1567) дал определение

при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень .

  • Но систематически рациональные показатели первым стал употреблять Ньютон (1643 -1727).
Симон Стевин Николай Оре́м, (1548-1620) или Николай Орезмский  (1323-1382)  Рене Декарт (1596-1650)

Симон Стевин

Николай Оре́м,

(1548-1620)

или Николай Орезмский

(1323-1382)

Рене Декарт

(1596-1650)

«Как алгебраисты вместо АА, ААА, … пишут А 2 , А 3 , …,  так я вместо пишу а -1 , а -2 , а - 3 , … »    Ньютон И.  (1643 -1727)

«Как алгебраисты вместо АА, ААА, … пишут А 2 , А 3 , …,

так я вместо пишу а -1 , а -2 , а - 3 , … »

Ньютон И.

(1643 -1727)

Степенная функция у=х ,   где - целое число m m

Степенная функция у=х , где - целое число

m

m

y у = х 1 0 1 x

y

у = х

1

0

1

x

y у = х 2  у = х 4 у = х 6 1 1 x 0

y

у = х 2

у = х 4

у = х 6

1

1

x

0

y у = х 3  у = х 5 у = х 7 1 1 x 0

y

у = х 3

у = х 5

у = х 7

1

1

x

0

y у = х -1 у = х -3 у = х -5 1 x 0

y

у = х -1

у = х -3

у = х -5

1

x

0

y у = х -4 1 1 x 0

y

у = х -4

1

1

x

0

« Степенная функция где »

« Степенная функция

где »

у = х 2,5 у у = х 3,1 у = х 1,5  - 1 0 1 2 x

у = х 2,5

у

у = х 3,1

у = х 1,5

- 1 0 1 2

x

Свойства функции  ; не является ни четной, ни нечетной; возрастает на ; не ограничена сверху, ограничена снизу; не имеет наибольшего значения; ; непрерывна;  ; выпукла вниз;

Свойства функции

  • ;
  • не является ни четной, ни нечетной;
  • возрастает на ;
  • не ограничена сверху, ограничена снизу;
  • не имеет наибольшего значения; ;
  • непрерывна;
  • ;
  • выпукла вниз;
Докажем третье свойство : Пусть Тогда  , т.е. следует  Итак, из т.е. функция возрастает на

Докажем третье свойство :

Пусть

Тогда

, т.е.

следует

Итак, из

т.е. функция возрастает на

 Выводы: Особенности графика функции , где  : расположен в I координатной четверти, проходит через точки (0;0), (1;1), похож на «ветвь» параболы.

Выводы:

  • Особенности графика функции , где

: расположен в I координатной четверти, проходит через точки (0;0), (1;1), похож на «ветвь» параболы.

Степенные функции их свойства и графики

Степенные функции

их свойства и графики

y   Функция у = х 0,84 у = х 0,7 у = х 0,5  - 1 0 1 2 x

y

Функция

у = х 0,84

у = х 0,7

у = х 0,5

- 1 0 1 2

x

 Выводы: Особенности графика функции , где  : расположен в I координатной четверти, проходит через точки (0;0), (1;1), похож на график функции , обладает такими же свойствами.

Выводы:

  • Особенности графика функции , где

: расположен в I координатной четверти, проходит через точки (0;0), (1;1), похож на график функции , обладает такими же свойствами.

Степенные функции их свойства и графики

Степенные функции

их свойства и графики

y  Функция  у = х -2,3 у = х -3,8 у = х -1,3 у = х -0,3  - 1 0 1 2 x

y

Функция

у = х -2,3

у = х -3,8

у = х -1,3

у = х -0,3

- 1 0 1 2

x

 Выводы: Особенности графика функции :  расположен в I координатной четверти,  проходит через точки (0;0), (1;1),  похож на «ветвь» гиперболы.  График данной функции имеет горизонтальную  асимптоту у = 0 и вертикальную асимптоту х = 0.

Выводы:

  • Особенности графика функции :

расположен в I координатной четверти,

проходит через точки (0;0), (1;1),

похож на «ветвь» гиперболы.

График данной функции имеет горизонтальную

асимптоту у = 0 и вертикальную асимптоту х = 0.

2. Практическое применение 1. Решите уравнение  Решение. Нетрудно подобрать один корень этого уравнения:  х = 1. – верное равенство. 2) Т.к. степенная функция возрастает, а линейная функция  убывает, то других корней у  уравнения нет.  Ответ :  х =1.

2. Практическое применение

1. Решите уравнение

Решение.

  • Нетрудно подобрать один корень этого уравнения:

х = 1.

– верное равенство.

2) Т.к. степенная функция

возрастает, а линейная

функция

убывает, то других корней у

уравнения нет.

Ответ : х =1.

2. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке [1;2]. Решение: Воспользуемся тем, что функция возрастает и, следовательно, свои наименьшее и наибольшее значения достигает соответственно в левом и правом концах заданного промежутка, если концы промежутка принадлежат самому промежутку.

2. Найдите наименьшее и наибольшее значения функции

на отрезке [1;2].

Решение:

Воспользуемся тем, что функция возрастает и, следовательно, свои наименьшее и наибольшее значения достигает соответственно в левом и правом концах заданного промежутка, если концы промежутка принадлежат самому промежутку.

y Задание.  Построить график функции 3 Y=(X-2)-1 1  0 1 x

y

Задание. Построить график функции

3

Y=(X-2)-1

1

0 1

x

Пример у = (х+2) –1,3 +1 у = х -1,3  - 1 0 1 2 x

Пример

у = (х+2) –1,3 +1

у = х -1,3

- 1 0 1 2

x

Задания для самостоятельного решения Решите уравнение . Постройте и прочитайте график функции Решите неравенство .

Задания для самостоятельного решения

  • Решите уравнение .
  • Постройте и прочитайте график функции
  • Решите неравенство .
Функции в пословицах

Функции

в пословицах

«Долго думал,  да ничего не выдумал» Идеи, придумки, задумки  y x, время (час)

«Долго думал, да ничего не выдумал»

Идеи, придумки, задумки

y

x, время (час)

«Как аукнется, так и откликнется» Y X Х-поступки(добрые, злые) У - ответ на поступки

«Как аукнется, так и откликнется»

Y

X

Х-поступки(добрые, злые)

У - ответ на поступки

«Поменьше говори,  побольше услышишь» У, количество услышанного х, количество разговора

«Поменьше говори, побольше услышишь»

У, количество услышанного

х, количество разговора

Применение функций

Применение

функций

Применение степенной функции  в физике  , где S - площадь  поперечного сечения провода диаметра d  H F=Qm 1 m 2 r -2 , где F - сила притяжения между двумя телами с массами m 1 и m 2 , находящихся на расстоянии r, Q- постоянная гравитационная  величина Траектория движения тела, брошенного вверх м

Применение степенной функции в физике

  • , где S - площадь

поперечного сечения провода диаметра d

H

  • F=Qm 1 m 2 r -2 , где F - сила притяжения между двумя телами с массами m 1 и m 2 , находящихся на расстоянии r, Q- постоянная гравитационная величина

Траектория движения тела, брошенного вверх

м

Применение степенной функции в экономике Функция спроса Графики издержек

Применение степенной функции

в экономике

Функция спроса

Графики издержек

3. Степенные функции в окружающей жизни. Гиперболоиды вращения  Вращая гиперболу вокруг каждой из этих осей, получают два гиперболоида вращения -однополостной и двуполостной.

3. Степенные функции в окружающей

жизни. Гиперболоиды вращения

  • Вращая гиперболу вокруг каждой из этих осей, получают два гиперболоида вращения -однополостной и двуполостной.
 Однополостной гиперболоид Однополостной гиперболоид  вращения обладает замечательным свойством — через каждую точку этого гиперболоида проходят две прямые линии, целиком лежащие  на нём.  Поэтому однополостной  гиперболоид как бы соткан из прямых линий.

Однополостной гиперболоид

  • Однополостной гиперболоид

вращения обладает

замечательным свойством —

через каждую точку этого

гиперболоида проходят две

прямые линии, целиком лежащие

на нём.

Поэтому однополостной

гиперболоид как бы соткан из

прямых линий.

Применение гиперболоидов Свойства однополостного гиперболоида использовал русский инженер В.Г. Шухов при строительстве радиостанции в Москве (башни Шухова). Она состоит из нескольких поставленных друг на друга однополостных гиперболоидов. Также устроена и Эйфелева башня в Париже.

Применение гиперболоидов

  • Свойства однополостного гиперболоида использовал русский инженер В.Г. Шухов при строительстве радиостанции в Москве (башни Шухова). Она состоит из нескольких

поставленных друг на друга однополостных гиперболоидов.

  • Также устроена и Эйфелева башня в Париже.
Параболоид вращения    Пусть парабола начнет вращаться вокруг оси ординат. Получится что-то вроде чаши, только, чтобы она не была бесконечной, отрежем часть ее плоскостью, перпендикулярной оси ординат. Образуется фигура, которая называется параболоидом.   При вращении тонкого прямоугольного сосуда с жидкостью вокруг его горизонтального центра поверхность жидкости в сосуде принимает форму параболы

Параболоид вращения

Пусть парабола начнет вращаться вокруг оси ординат. Получится что-то вроде чаши, только, чтобы она не была бесконечной, отрежем часть ее плоскостью, перпендикулярной оси ординат. Образуется фигура, которая называется параболоидом.

При вращении тонкого прямоугольного сосуда с жидкостью вокруг его горизонтального центра поверхность жидкости в сосуде принимает форму параболы

 Свойство параболы о фокусировании параллельного пучка прямых используется в конструкции прожекторов, фонарей, фар, а так же телескопов-рефлекторов (оптических, инфракрасных, радио…), в конструкции узконаправленных (спутниковых и других) антенн, необходимых для передачи данных на большие расстояния, солнечных электростанций и в других областях.

Свойство параболы о фокусировании параллельного пучка прямых используется в конструкции прожекторов, фонарей, фар, а так же телескопов-рефлекторов (оптических, инфракрасных, радио…), в конструкции узконаправленных (спутниковых и других) антенн, необходимых для передачи данных на большие расстояния, солнечных электростанций и в других областях.

 Если теперь сделать внутреннюю поверхность параболоида зеркальной и направить поток света по направлению оси ординат, то все лучи света соберутся в одной точке, которую, называют фокусом. А если в фокус поставить источник света, например, электрическую лампочку, то получится самая обыкновенная фара, или прожектор, или часть карманного фонарика.

Если теперь сделать внутреннюю поверхность параболоида зеркальной и направить поток света по направлению оси ординат, то все лучи света соберутся в одной точке, которую, называют фокусом. А если в фокус поставить источник света, например, электрическую лампочку, то получится самая обыкновенная фара, или прожектор, или часть карманного фонарика.

Одно из очень важных применений параболы на практике связано с антенными устройствами.

Одно из очень важных применений параболы на практике связано с антенными устройствами.

Траектория движения  - парабола

Траектория движения - парабола

Парабола вокруг нас   Перевал Нижняя Парабола

Парабола вокруг нас

Перевал Нижняя Парабола

Парабола в архитектуре и строительстве

Парабола в архитектуре и строительстве

 Выводы: Рассмотренные свойства функций можно применить на практике при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. Степенные функции находят широкое применение в окружающей жизни, в смежных дисциплинах.

Выводы:

  • Рассмотренные свойства функций можно применить на практике при решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
  • Степенные функции находят широкое применение в окружающей жизни, в смежных дисциплинах.