СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Учебник физики своими руками"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика - это наука о мире вокруг нас, которая в настоящее время объясняет подавляющую часть наблюдаемых в обыденной жизни явлений. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями, заставить выучить материал, если ребята не понимают цели его изучения. Как сделать так, чтобы изучение физики было интересным, чтобы такая сложная, на первый взгляд, наука стала для школьников понятной? Ответ очень прост – предоставить им возможность самим написать учебник физики. К тому же работа над таким продуктом проекта это оптимальный способ обобщить и систематизировать изученный материал по физике.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Учебник физики своими руками"»

Паспорт проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Алешкова Элиза Ильхамовна

Город, область

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой

Номер, название школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16

Краткая аннотация проекта

Тема проекта

Учебник физики своими руками

Краткое содержание проекта

Данный учебный проект разработан и предназначен для учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы в соответствии с государственными стандартами в образовании.

Цель данного проекта направлена на то, чтобы ребята шли на урок без страха и скуки, с желанием узнать новое.

Физика - это наука о мире вокруг нас, которая в настоящее время объясняет подавляющую часть наблюдаемых в обыденной жизни явлений. Мир физики интересен и увлекателен! Он приглашает всех любознательных, всех, кто склонен к логическому мышлению, и тех, у кого умелые и чуткие руки, и тех, кто обладает чувством прекрасного и склонен к занятием искусством. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями, заставить выучить материал, если ребята не понимают цели его изучения. Как сделать так, чтобы изучение физики было интересным, чтобы такая сложная, на первый взгляд, наука стала для школьников понятной? Ответ очень прост – предоставить им возможность самим написать учебник физики. К тому же работа над таким продуктом проекта это оптимальный способ обобщить и систематизировать изученный материал по физике.

Проект раскрывает безграничные возможности в реализации творческих идей



Тип проекта

По доминирующей деятельности: исследовательский, творческий

По комплексности: межпредметный

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой



Предмет

Физика, математика, информатика, литература

Класс

9 класс

Примерная продолжительность проекта

Длительность проекта составляет 4 месяца

Основа проекта

Образовательные стандарты

Данный учебный проект соответствует требованиям государственного стандарта в образовании по физике и содержит рассмотрение тем: механическое движение, законы ньютона, силы в природе, закон сохранения энергии, механические колебания и волны, движение по окружности, давление, строение вещества, тепловое движение атомов и молекул, внутренняя энергия, количество теплоты, электризация, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, законы оптики.

Планируемые результаты обучения

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • развитие интереса к физике;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • • овладение физическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как сделать учебник своими руками?

Проблемные вопросы

  • Как сделать учебник физики интересным и понятным?

  • Каким должен быть современный учебник физики?

  • Чего не хватает детям в учебнике?

Учебные вопросы

  • Какие разделы необходимо включить в учебник физики?

  • Как сделать теорию понятной?

  • Какие задания необходимо включить?

  • Какие эксперименты раскроют суть вопроса?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Пользовательские навыки работы на ПК

Учащиеся должны уметь работать с ПК и с сетью Интернет:

  • составлять презентации в программе Microsoft Office Power Point,

  • находить и обрабатывать информацию в сети Интернет,

  • иметь пользовательские навыки в наборе и обработке текста документа.

Навыки самостоятельной деятельности

  • умение систематизировать собранный материал;

  • умение применять сведения из учебно–познавательной литературы;

  • умение работать с обширным материалом и умение выбирать наиболее главные тезисы.

Умения и навыки работы в сотрудничестве

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения оказания взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Учебные мероприятия

Этапы проекта – 5 «П» Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.

Проблема

1. Работа в соответствии с вводной презентацией учителя.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Построение дерева проблем.

4. Построение дерева целей.

Проектирование

1. Формирование групп по интересам:

2. Составление плана совместных действий.

Поиск информации

1. Поиск и изучение научной литературы, Интернет ресурсов по данному вопросу.

2. Проведение практических работ.

3. Анализ полученных результатов.

4. Формулировка выводов.

Продукт

1. Оформление отчѐта о проделанной работе.

2. Оформление публикации.

Презентация

1. Подготовка и проведение конференции по защите учебник

Описание учебных мероприятий

На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте.

Работа с учащимися начинается с представления учительской презентации. Презентация вводит детей в суть проектного метода, помогает выбрать темы проекта.

Работа над проектом начинается с постановки проблемного вопроса. После постановки цели определяются задачи проекта.

Задания группам: Разработать учебник физики по выбранному направлению.

Направления: «Механическое движение», «Законы Ньютона. Силы в природе», «Механические колебания и волны», «Тепловые явления», «Световые явления», «Электромагнитные явления».

Учебник предполагает наличие

1. Изложения теоретического материала с достаточным количеством своих примеров, объясняющих суть физических явлений.

2. Красочных иллюстраций «Физика в картинках».

3. Собственных задач с примерами решения, ориентированных на повседневную жизнь (не менее 10).

4. Кроссвордов, чайнвордов и т.д.

5. Описания опыта, экспериментальных вычислений.

6. Интересных фактов (Раздел «Это интересно…»).

7. Итогового контрольного теста.

Работа над проектом заканчивается его защитой. Так как предполагается издание учебника, то учебник сдается в редакцию в электронном виде. При защите своего издания обязательна презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Методы исследования

1. Изучение научной литературы.

2. Изучение Интернет-ресурсов.

3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками.

4. Обобщение теоретических знаний.

5. Проведение эксперимента.

6. Анализ полученных результатов.

7. Обобщение и систематизация полученных знаний.

8. Углубление знаний.

План оценивания

График оценивания

До работы над

проектом

Ученики работают над

проектом и выполняют

задания

После завершения

работы над проектом

Предварительное оценивание (разрабатывается учителем)

Включает в себя:

1. Входной контроль (выявление имеющихся знаний).

2. Знакомство с критериями оценки презентации, публикации, буклета, публичного выступления (обсуждаются с учащимися).

3. Рефлексия.

Мотивирование выбора участия в проекте.

Текущее оценивание (разрабатывается учителем для оценивания коллективной работы учащихся).

Включает в себя оценивание:

1. Соблюдения плана работы группы.

2. Наличия дополнительных источников информации (список группы).

3.Использования информационных средств коммуникации с социальных сервисов для сетевого взаимодействия (список электронных адресов, учет социальных сервисов, активность в использовании).

4.Готового продукта деятельности: презентации, публикации, буклета (по разработанным критериям).

Итоговое оценивание (разрабатывается учителем)

Включает в себя:

1.Самооценивание (лист самооценивания).

2. Взаимооценивание (лист взаимооценивания).

3.Рефлексивное оценивание (наличие).

4.Оценивание готового продукта деятельности: выступления, презентации, публикации, буклета(по разработанным критериям).

5. Протоколы текущего оценивания.

Описание методов оценивания

В ходе проектной деятельности использованы следующие методы оценивания:

Предварительное – для выявление возможностей каждого участника проекта.

Текущее – для корректировки качества обучения и ориентации на поощрение успехов.

Самооценивание – для выработки у учащихся способности правильной самооценки и желания постоянно улучшать результаты учебы.

Взаимооценивание – для выработки у учащихся способности оценивать друг друга по конкретным образцам, личным наблюдениям.

Рефлексивное – для выявление психологического самочувствия участников проекта, осмысление каждым своей роли в этой работе.

Итоговое - для выявления достижения ожидаемых результатов у каждого участника проекта.

Оценка продуктов деятельности – для оценивания продуктов деятельности учащихся, созданных ими в процессе работы (презентации, публикации, публичного выступления и др.), по заранее разработанным критериям.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

(Проблемный ученик)

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.

Одаренный ученик

Темы работ в каждой группе позволяют ученикам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Выполненные работы могут быть представлены на школьный конкурс работ, на научно-исследовательские и научно- практические конференции.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер, цифровая камера, проекционная система, интернет-соединение

Технологии – программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер Chrome от Google, текстовые редакторы, программы электронной почты Google, мультимедийные системы.

Материалы на печатной основе

Учебники по физике для 7-9 классов, методические пособия по физике для 7-9 классов, справочный материал.

Другие принадлежности

Приборы и оборудование для проведения практических работ

Другие ресурсы

Для успешного проведения учебного проекта можно подключить родителей, а также пригласить их на итоговую защиту проектов.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!