СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический проект для участия в региональном конкурсе "Применение теории вероятностей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект для участия в региональном конкурсе "Применение теории вероятностей"ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект для участия в региональном конкурсе "Применение теории вероятностей"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малоивановская основная школа    ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ  В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ   Шляцев Даниил, ученик 9 класса. Руководитель: Черкасова Ольга Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малоивановская основная школа

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Шляцев Даниил,

ученик 9 класса.

Руководитель:

Черкасова Ольга Николаевна

Мой выбор Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений действительности во многом определяет поведение человека. Я хотел бы применить свои знания по теории вероятностей в сельском хозяйстве.

Мой выбор

  • Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений действительности во многом определяет поведение человека. Я хотел бы применить свои знания по теории вероятностей в сельском хозяйстве.
Что такое «теория вероятности»? Теория вероятности –  это раздел высшей математики, который изучает закономерности, происходящие в массовых, однородных, случайных явлениях и процессах.

Что такое «теория вероятности»?

Теория вероятности – это раздел высшей математики, который изучает закономерности, происходящие в массовых, однородных, случайных явлениях и процессах.

Где применяется? Методы теории вероятностей широко используются в различных областях науки и техники: астрономия, физика, биометрия, экономика, промышленность, медицина, биоинформатика и многое другое. Не исключение составляет и сельское хозяйство.

Где применяется?

  • Методы теории вероятностей широко используются в различных областях науки и техники: астрономия, физика, биометрия, экономика, промышленность, медицина, биоинформатика и многое другое. Не исключение составляет и сельское хозяйство.
Сельское хозяйство в ХХ веке в Англии В начале 20 века в Англии была поставлена задача количественного сравнения  эффективности различных методов ведения сельского хозяйства. Для решения этой задачи была развита теория планирования экспериментов, дисперсионный анализ. Основная заслуга в развитии этого уже чисто практического использования статистики принадлежит сэру Рональду Фишеру, астроному по образованию, а в дальнейшем фермеру, статистику, генетику, президенту английского Королевского общества. Современная математическая статистика, пригодная для широкого применения в практике, была развита в Англии (Карл Пирсон, Стьюдент, Фишер). Стьюдент впервые решил задачу оценки неизвестного параметра распределения без использования байесовского подхода.

Сельское хозяйство в ХХ веке в Англии

  • В начале 20 века в Англии была поставлена задача количественного сравнения  эффективности различных методов ведения сельского хозяйства. Для решения этой задачи была развита теория планирования экспериментов, дисперсионный анализ. Основная заслуга в развитии этого уже чисто практического использования статистики принадлежит сэру Рональду Фишеру, астроному по образованию, а в дальнейшем фермеру, статистику, генетику, президенту английского Королевского общества. Современная математическая статистика, пригодная для широкого применения в практике, была развита в Англии (Карл Пирсон, Стьюдент, Фишер). Стьюдент впервые решил задачу оценки неизвестного параметра распределения без использования байесовского подхода.
Статистический метод      Вопросы, связанные с сельским хозяйством, уже давно решаются с широким  использованием статистических методов. Выведение новых пород животных, новых сортов растений, сравнение  урожайности – вот далеко не полный список задач, решаемых статистическими  методами.

Статистический метод

  •      Вопросы, связанные с сельским хозяйством, уже давно решаются с широким  использованием статистических методов. Выведение новых пород животных, новых сортов растений, сравнение  урожайности – вот далеко не полный список задач, решаемых статистическими  методами.
Примеры применения теории вероятностей в сельском хозяйстве 1. На заводе по производству молока и молочной продукции, отдел контролирующий качество своей продукции проверяет партию сыров из 22 кусочков сыра. Вероятность того, что сыр качественный составляет 0,8. Необходимо найти наивероятнейшее число кусочков, которые будут признаны качественными. Решение: n=22 – число кусочков всего; р=0,8 – вероятность того, что сыр качественный; q=0,2 (1-0,8) – вероятность того, что сыр некачественный. Решение: найдем наивероятнейшее число k 0  из двойного неравенства np-q ≤ k 0  Подставив исходные данные, получим 22*0,8-0,2 ≤ k 0  17,4 ≤ k 0  k 0  – целое число, значит, оно равно 18.

Примеры применения теории вероятностей в сельском хозяйстве

  • 1. На заводе по производству молока и молочной продукции, отдел контролирующий качество своей продукции проверяет партию сыров из 22 кусочков сыра. Вероятность того, что сыр качественный составляет 0,8. Необходимо найти наивероятнейшее число кусочков, которые будут признаны качественными.
  • Решение:
  • n=22 – число кусочков всего;
  • р=0,8 – вероятность того, что сыр качественный;
  • q=0,2 (1-0,8) – вероятность того, что сыр некачественный.
  • Решение: найдем наивероятнейшее число k 0  из двойного неравенства
  • np-q ≤ k 0  
  • Подставив исходные данные, получим
  • 22*0,8-0,2 ≤ k 0 
  • 17,4 ≤ k 0  
  • k 0  – целое число, значит, оно равно 18.
2. Технолог на заводе проводит экспертизу 34 экземпляров сельскохозяйственной продукции. Вероятность того, что каждый из экземпляров пройдет экспертизу и будет годным к продаже, составляет 0,8. Требуется найти наивероятнейшее число экземпляров сельскохозяйственной продукции, которые пройдут экспертизу и будут годными к продаже. Решение: n=34 – число экземпляров всего; р=0,8 – вероятность того, что экземпляр пройдет экспертизу; q=0,2 – вероятность того, что экземпляр не пройдет экспертизу. Решение: найдем наивероятнейшее число годных к продаже экземпляров сельскохозяйственной продукции из двойного неравенства np-q ≤ k 0  Подставив исходные данные, получим 34*0,8-0,2 ≤ k 0  27 ≤ k 0  np-q=27 – целое число, значит наивероятнейших числа два: k 0 =27 и k 0 +1=28.
  • 2. Технолог на заводе проводит экспертизу 34 экземпляров сельскохозяйственной продукции. Вероятность того, что каждый из экземпляров пройдет экспертизу и будет годным к продаже, составляет 0,8. Требуется найти наивероятнейшее число экземпляров сельскохозяйственной продукции, которые пройдут экспертизу и будут годными к продаже.
  • Решение:
  • n=34 – число экземпляров всего;
  • р=0,8 – вероятность того, что экземпляр пройдет экспертизу;
  • q=0,2 – вероятность того, что экземпляр не пройдет экспертизу.
  • Решение: найдем наивероятнейшее число годных к продаже экземпляров сельскохозяйственной продукции из двойного неравенства
  • np-q ≤ k 0  
  • Подставив исходные данные, получим
  • 34*0,8-0,2 ≤ k 0  
  • 27 ≤ k 0  
  • np-q=27 – целое число, значит наивероятнейших числа два: k 0 =27 и k 0 +1=28.
Задача №   692. по учебнику Алгебра-9 под ред. Дорофеева Г. В. Пасечник заметил, что пчелы в двух его ульях производят мед неравномерно. Раз в 10 дней он вынимал соты из ульев и заносил в таблицу массу (в кг) снятого меда, выработанного пчелами за десять дней. Интервал времени Масса меда (в кг) С 20 по 30 апреля 1-й улей 11,4 2-й улей С 30 апреля по 10 мая 11,9 12 С 10 по 20 мая 11,5 10,8 С 20 по 30 мая С 30 мая по 10 июня 13,2 11,7 11 12,6 С 10 по20 июня 11,1 10,6 С 20 по 30 июня 13,1 11,4 С 30 июня по10 июля С 10 по 20 июля 13,2 12,8 11,9 12,9 С 20 по 30 июля 13,5 13 С 30 июля по 10 августа 12,5 С 10 по 20 августа 10,9 12,3 12,9 С 20 по 30 августа 11,6 11,7 С 30 августа по 10 сентября 12 12 10,5

Задача №   692. по учебнику Алгебра-9 под ред. Дорофеева Г. В. Пасечник заметил, что пчелы в двух его ульях производят мед неравномерно. Раз в 10 дней он вынимал соты из ульев и заносил в таблицу массу (в кг) снятого меда, выработанного пчелами за десять дней.

Интервал времени

Масса меда (в кг)

С 20 по 30 апреля

1-й улей

11,4

2-й улей

С 30 апреля по 10 мая

11,9

12

С 10 по 20 мая

11,5

10,8

С 20 по 30 мая

С 30 мая по 10 июня

13,2

11,7

11

12,6

С 10 по20 июня

11,1

10,6

С 20 по 30 июня

13,1

11,4

С 30 июня по10 июля

С 10 по 20 июля

13,2

12,8

11,9

12,9

С 20 по 30 июля

13,5

13

С 30 июля по 10 августа

12,5

С 10 по 20 августа

10,9

12,3

12,9

С 20 по 30 августа

11,6

11,7

С 30 августа по 10 сентября

12

12

10,5

а) Пчелы какого из ульев работают более стабильно? (Сделайте вывод, вычислив величину среднеквадратичного отклонения количества произведенного меда). б) Если в первом улье живет 100 пчел, а во втором – 75 пчел, то сколько в среднем добыла за период с 20 по 30 августа каждая пчела 1-го и 2-го ульев?
  • а) Пчелы какого из ульев работают более стабильно? (Сделайте вывод, вычислив величину среднеквадратичного отклонения количества произведенного меда).
  • б) Если в первом улье живет 100 пчел, а во втором – 75 пчел, то сколько в среднем добыла за период с 20 по 30 августа каждая пчела 1-го и 2-го ульев?
Решение.   а) Найдем среднее 1-го улья:  а  = (11,4 + 12 + 11,5 + 11,7 + 11 + 10,6 + 13,1 = 1,9 + 13 + 12,5 + 12,9 + 11,6 + 12) : 14 = 12 (кг). Найдем среднеквадратичное отклонение (буквой  х  обозначено количество меда за 10 дней).  х  х – а | 11,4 | х – а |2  0.6 12 0 0,36 11,5 11,7 0 0,5 0,3 0,25 11 0,09 1 10,6 0,4 13,1 1 0,16 1,1 12,8 0,8 1,21 11,9 0,64 0,1 13 1 0,01 12,5 12,9 1 0,5 0,9 0,25 11,3 0,81 0,7 12 0 0,49 0

Решение.

  • а) Найдем среднее 1-го улья:  а  = (11,4 + 12 + 11,5 + 11,7 + 11 + 10,6 + 13,1 = 1,9 + 13 + 12,5 + 12,9 + 11,6 + 12) : 14 = 12 (кг).
  • Найдем среднеквадратичное отклонение (буквой  х  обозначено количество меда за 10 дней).

х

х – а |

11,4

| х – а |2

0.6

12

0

0,36

11,5

11,7

0

0,5

0,3

0,25

11

0,09

1

10,6

0,4

13,1

1

0,16

1,1

12,8

0,8

1,21

11,9

0,64

0,1

13

1

0,01

12,5

12,9

1

0,5

0,9

0,25

11,3

0,81

0,7

12

0

0,49

0

Среднеквадратичное отклонение равно   = 0,7 Найдем среднее 2-го улья:  а  = (11,9 + 10,8 + 10,5 + 13,2 + 12,6 + 11,1 + 11,4 + 13,2 + 12,9 + 13,5 + 10,9 + 12,3 + 11,7 + 12) : 14 = 12 (кг).  Найдем среднеквадратичное отклонение (буквой  х  обозначено количество меда за 10 дней).  х | х – а | 11,9 | х – а | 2 0.1 10,8 0,2 0,01 13,2 12,6 1,2 0,04 0,6 1,44 11,1 0,36 0,9 11,4 0,6 0,81 13,2 12,9 1,2 0,36 0,9 1,44 13,5 0,81 1,5 10,9 0,1 2,25 12,3 11,7 0,3 0,01 0,3 0,09 12 0,09 0 10,5 0,5 0 0,25
  • Среднеквадратичное отклонение равно   = 0,7
  • Найдем среднее 2-го улья:  а  = (11,9 + 10,8 + 10,5 + 13,2 + 12,6 + 11,1 + 11,4 + 13,2 + 12,9 + 13,5 + 10,9 + 12,3 + 11,7 + 12) : 14 = 12 (кг). Найдем среднеквадратичное отклонение (буквой  х  обозначено количество меда за 10 дней).

х

| х – а |

11,9

| х – а | 2

0.1

10,8

0,2

0,01

13,2

12,6

1,2

0,04

0,6

1,44

11,1

0,36

0,9

11,4

0,6

0,81

13,2

12,9

1,2

0,36

0,9

1,44

13,5

0,81

1,5

10,9

0,1

2,25

12,3

11,7

0,3

0,01

0,3

0,09

12

0,09

0

10,5

0,5

0

0,25

Среднеквадратичное отклонение равно  = 0,7.  Пчелы обоих ульев работают одинаково.  б) Каждая пчела из первого улья добыла 11,2 : 100 = 0,112 (кг),  а каждая пчела из второго улья – 12 : 75 = 0,16 (кг) меда.  Ответ: а) пчелы обоих ульев работают одинаково; б) 0,112 кг, 0,16 кг.
  • Среднеквадратичное отклонение равно  = 0,7. Пчелы обоих ульев работают одинаково. б) Каждая пчела из первого улья добыла 11,2 : 100 = 0,112 (кг),  а каждая пчела из второго улья – 12 : 75 = 0,16 (кг) меда. Ответ: а) пчелы обоих ульев работают одинаково; б) 0,112 кг, 0,16 кг.
Задачи в ОГЭ

Задачи в ОГЭ

Заключение Таким образом, изучая применение теории вероятности в сельском хозяйстве, мы видим, что ее роль неоценима. Благодаря теории вероятности мы можем заблаговременно узнать о качестве продукции; о длительности эксплуатации различных машин, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия; о том, какое количество урожая мы соберем в различных условиях их посева и многое, многое другое. В данный момент времени, люди, изучающие сельское хозяйство с помощью методов теории вероятности достигли больших результатов, но я думаю, что все открытия еще впереди.

Заключение

  • Таким образом, изучая применение теории вероятности в сельском хозяйстве, мы видим, что ее роль неоценима. Благодаря теории вероятности мы можем заблаговременно узнать о качестве продукции; о длительности эксплуатации различных машин, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия; о том, какое количество урожая мы соберем в различных условиях их посева и многое, многое другое. В данный момент времени, люди, изучающие сельское хозяйство с помощью методов теории вероятности достигли больших результатов, но я думаю, что все открытия еще впереди.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список литературы http://novainfo.ru/article/5261 http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/08/07/razvitie-nauki-o-sluchaynom-teorii-veroyatnostey https://www.youtube.com/watch?v=3TY6jc71_eQ https://ege.sdamgia.ru/test?pid=320177 Алгебра-9 под ред. Дорофеева Г. В.

Список литературы

  • http://novainfo.ru/article/5261
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/08/07/razvitie-nauki-o-sluchaynom-teorii-veroyatnostey
  • https://www.youtube.com/watch?v=3TY6jc71_eQ
  • https://ege.sdamgia.ru/test?pid=320177
  • Алгебра-9 под ред. Дорофеева Г. В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!