ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Название проекта
« Как прекрасен школьный мир, посмотри…!»
Возраст учащихся, на который рассчитан проект – 15 лет
Состав проектной группы – по числу учащихся проект групповой, над проектом работали учащиеся 9 «А» класса:
Имашева Анастасия
Гусейнов Асиф
Жилкин Станислав
Хонина Виктория
Робкина Анастасия
Крутий Виктория
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Актуальность проекта: Информационный проект призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения и обработки информации (литература, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (построение диаграмм, графиков, анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
Практическая: Составить «демографический» портрет школы.
Проект может быть использован учителями географии, истории, обществознания и экономики для методической поддержки уроков, факультативов и элективных курсов в качестве дидактических материалов и иллюстраций в организации учебной и неурочной деятельности, самостоятельной работы и домашних заданий.
Педагогическая: - формирование активной деятельной позиции школьников по отношению к стране, родной школе на основе знаний по географии. Воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения. Готовить к жизни в быстро изменяющемся мире. Развивать у него способность осваивать учебную информацию и применять знания на практике
создание информационно - познавательного поля, объединяющих всех участников проекта;
выявление и поддержка учащихся, проявляющих устойчивый интерес к географии;
умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Кто мы? Сколько нас? Какие мы?
Зачем мы проводим перепись населения в нашей школе? Какие сведения можно узнать в ходе переписи?
Что нам известно из истории переписей населения?
Можно ли, судя по данным школьной переписи, утверждать, что демографическое лицо нашей школы является «зеркалом» демографической ситуации в России?
В работе использованы методы: сравнительный анализ литературы, метод анкетирования «опрос», статистический, математический.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, программные средства: цифровой фотоаппарат, сканер. PowerPoint. текстовый процессоре WORD
Аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
Школа — это маленькое отдельно взятое государство. А в любом государстве периодически проводится перепись населения. Ее цель — уточнение и обновление информации о своих жителях, их жизни. Школьная перепись населения позволит узнать много нового и интересного об учениках, учителях, классах. Также участие в проекте поможет привлечь членов школьного коллектива к возможности научиться работать с некоторыми социальными и статистическими данными, активизировать свою работу в социальной школьной среде.
Продукт проекта – презентация, реферат.
График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
распределение ролей в проектной группе:
Участники | Роль учащегося | ^ Материалы для защиты |
Крутий Виктория Гусейнов Асиф Робкина Анастасия | Переписчик и обработка данных | Папка работы над проектом, рисунки, таблицы, диаграммы, графики, схемы, , материальные объекты, мультимедийные средства, презентация
|
Имашева Анастасия Жилкин Станислав | Оформление реферата, докладчик |
Хонина Виктория | Сценарист, докладчик |
Объектом исследования являются учащиеся и учителя школы, предметом - анализ переписных листов и составление демографического портрета школы.
Этапы проекта
Этап планирования:
определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности;
выбор средств и методов выполнения;
обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
формулирование наиболее актуальных проблем:
- Как работать с графиками и статистическими данными?
-Как правильно оформлять реферат?
-Как проводить опрос?
Участники проекта разделились на группы и сформулировали задания:
1 группа: | Крутий Виктория Робкина Анастасия Имашева Анастасия Хонина Виктория | 1. изучить историю переписи населения в России: 2.определить, сколько человек обучается в школе, их имена, возраст, национальность год и месяц рождения; 3. Как данные школьной переписи соотносятся с переписью населения России в 2010 году. |
2 группа | Жилкин Станислав Гусейнов Асиф | Определить возрастной, образовательный уровень учителей школы, их педагогический стаж и стаж работы в СОШ № 8. |
После сбора информации. Участники проекта обрабатывают результаты исследования в виде графиков, половозрастных пирамид, диаграмм. Оформляют реферат и учебную презентацию.
2. Этап теоретических исследований.
сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
проведение исследования, выполнение заданий;
подготовка наглядного материала (таблиц, схем, фотографий);
оформление материалов для презентации);
контроль и коррекция промежуточных результатов.
На этом этапе мы занимались :
Подборкой материалов из средств массовой информации, в сети Интернет.
Изучали литературу по теме исследования.
Составили вопросы для опроса учащихся, учителей и провели его.
Обработка данных.
Систематизация, структурирование полученной информации;
построение общей логической схемы выводов для подведения итогов в презентации.
Аналитический этап:
самостоятельное проведение учащимися исследования,
самостоятельное получение и анализ информации
Анализ результатов опроса.
Получение и оформление проекта.
общественная презентация проекта;
экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Отчет о работе:
1.1. История переписей населения в России
Перепись населения – это процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной её части.
Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.
Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали очень давно. В Китае такие учеты проводились более четырех тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения назывались «цензами». Римские граждане, которых переписывали должностные лица — цензоры, обязаны были скреплять свои ответы клятвой.
В США первые переписи населения были проведены в 1790 году, в 1800 году в Швеции и Финляндии, в 1801 году в Англии, Дании, Норвегии и Франции.
Россия имеет богатый опыт учета населения, история которого весьма интересна. Он начался еще во времена татарского нашествия. Учеты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения их данью. Относительно систематизированный учет населения начали вести со времен Петра 1, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого податями, прежде всего учитывали крестьян и мещан, хотя наряду с учетом податного населения велся учет населения, не подлежащего обложению.
1.2. Статистическая информация по опросу учащихся
Изучив историю переписи населения, мы задались целью провести перепись учащихся нашей школы. Для этого мы опросили учащихся 1-11 классов школы. Всего было опрошено 723 человека.
В начале марта 2013 года мы провели анкетирование на примере переписи населения. Составили и провели опрос среди учащихся 1-11 классов. Учащиеся и учителя ответили на 10 вопросов, а мы обработали результаты и сделала свои выводы.
2.1. Численность и половой состав
В нашей школе в 2012 - 2013 учебном году в 1 – 11 классах обучается 723 учеников, из них девочек 337 и 386 мальчиков, в возрасте от 7 до 17 лет.
![]()
![]()
Такое соотношение полов соответствует половому соотношению во всем мире: девочек рождается немного меньше, чем мальчиков, но к 25 годам это соотношение выравнивается – связано это с тем, что смертность мальчиков выше, чем смертность девочек. [ 1 ]
Возрастной состав учащихся школы.
В 2012 – 2013 учебном году в нашей школе обучаются учащиеся, родившиеся с 1995 по 2006 г.
Количество мальчиков в возрасте от 6 до 17 лет
возраст | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
количество | 6 | 17 | 47 | 30 | 53 | 24 | 56 | 27 | 42 | 44 | 47 | 18 |
![]()
![]()
Количество девочек в возрасте от 6 до 17 лет
возраст | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
количество | 5 | 19 | 29 | 21 | 45 | 17 | 33 | 33 | 30 | 37 | 35 | 14 |


Рис. 1. Половозрастная пирамида учащихся СОШ № 8.


На половозрастной пирамиде России в 2010 году (по данным переписи населения) учащиеся нашей школы занимают участок возраста от 5 до 15 лет, видно, что в эти годы рождаемость в России сократилась примерно в 2 раза.
Во время опроса учащихся мы интересовались не только годом, но и месяцем рождения ребят, это позволило нам узнать, когда больше рождается детей по сезонам года. Результат такой:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
66 | 54 | 55 | 60 | 66 | 58 | 60 | 68 | 65 | 51 | 57 | 52 |

национальность | В % |
русские | 55 |
кумыки | 13 |
осетины | 9 |
армяне | 6 |
турки | 3 |
кабардинцы | 1 |
Вывод: большинство учащихся родилось в январе, мае, августе и сентябре (по 65-68 человека).
Национальности РСО- Алания | В % от общего |
Осетины | 62,70% |
Русские | 23,19% |
Армяне | 2,41% |
Кумыки | 1,78% |
Грузины | 1,52% |
Украинцы | 0,73% |
Чеченцы | 0,48% |
Кабардинцы | 0,41% |
Турки | 0,40% |
2.2 Национальный состав Национальный состав школьников неоднородный.
Сравнивая данные опроса и данные по национальному составу РСО – Алания, мы пришли к выводу, что в нашей школе также преобладают те же народы, что и в республике- это русские, осетины, кумыки и армяне!
Остальных национальностей среди которых встречаются казахи, евреи, итальянцы, ногайцы, рутулы, цыгане, абхазы, поляки, белорусы, лезгины,, греки, татары, башкиры, грузины.по 1-2 человека. Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, было выяснено, что среди них встречаются русские, осетины, ингуши, армяне, кабардинцы, кумыки, молдаване, украинцы, таджики, белорусы, аварцы, чеченцы. Многие ученики желали бы знать, какие национальности были в их роду. Поэтому считаем, что с детства нужно прививать уважение к своей и чужой культуре, больше рассказывать об обычаях и традициях народов.
Также во время опроса мы провели подсчет распространенности имен и выявили, что среди мужских имен самые распространенные - Артур, Александр, Вадим, Владислав, Георгий, Данил, Даниил, Дмитрий, Игорь, Максим, Михаил, Никита, Руслан, Сергей, а среди женских - Алина, Анастасия, Анна, Виктория, Валерия, Диана, Дарья , Ольга.


Мы заинтересовались, что означают эти имена и вот что у нас получилось.
Артур — «могучий медведь» (кельтское). Это человек, не утруждающий себя повседневными хлопотами. Он всегда найдет того, кто будет делать все вместо него. Импозантен и амбициозен.
Александр - от греческого «мужественный защитник». В детстве Саши часто болеют, но подростками усиленно занимаются спортом и вырастают довольно крепкими и целеустремленными мужчинами.
Вадим - от древнерусского «обвинять, клеветать». Обычно Вадим — здоровый, общительный, жизнерадостный ребенок. Он, как ягненок, будет скакать по комнате или бегать вприпрыжку по аллее парка, пугая криками сидящих на скамейках бабушек или случайных прохожих.
Владислав - от сербского — владеющий славой. Мальчика с таким именем тянет к огню, зажигание спичек — одна из любимейших его забав. При этом он настолько впечатлителен, что внезапно загоревшаяся газета производит на него впечатление сильного пожара.
Георгий - от греческого — земледелец. Маленький Жоржик вряд ли съест надкушенную кем-то конфету. Брезгливость у него с детства и до старости. В школьном возрасте держится чуть в стороне от товарищей, но не в такой степени, чтобы это расценивалось как высокомерие.
Даниил -от древнееврейского — бог — мой судья. В раннем детстве — спокойный и улыбчивый ребенок, более не больше, чем все дети. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой.
Дмитрий - от греческого «относящийся к Деметре». Внешне обнаруживает сходство с матерью. Частые респираторные заболевания, ангина, грипп, бронхит делают Диму болезненным ребенком. В детстве заметны неустойчивость нервной системы, капризность, повышенная требовательность к окружающим.
Игорь - от древнескандинавского — воинственный. Маленькие Игори — живые и подвижные дети. Родителей этих мальчиков часто вызывают в школу (больше это касается рожденных зимой). Они способны, особенно удается им математика. Утром очень любят поспать. У них часто болит горло, возможно поэтому они раздражительны и упрямы.
Максим - от латинского — превеликий, величайший. Ни родители, ни учителя не знают с этим мальчиком хлопот и возлагают на него немало надежд. Чем только ни интересуется Максим: он коллекционирует марки, читает книги, не предусмотренные программой, ходит на детские спектакли. У него богатое воображение и разнообразные знания.
Михаил - от древнееврейского «равный богу». Маленького Михаила можно увидеть в детском хоре. У него хороший слух, к тому же он очень компанейский мальчик. У воспитателей и учителей с ним нет хлопот. Миша старается все делать правильно и хорошо.
Никита - от греческого — победитель. Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремлены, выбирают себе цель, идут к ней прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно — чувствительны и ранимы. Внешне похожи на мать, характер же у них — отцовский.
Руслан - Имя заимствовано из тюркско-татарских языков, происходит от слова «арслан» — лев.
Сергей - от латинского «высокий, высокочтимый». Сергей в детстве часто болеет, родителям доставляет много хлопот. К пяти—семи годам он станет крепче и здоровее, в это же время начинает более четко вырисовываться его будущий характер. Он заботливый мальчик, способен к сопереживанию. Правда, сдержан в проявлении чувств, предпочитает энергичные действия эмоциям. В делах Сергей добросовестен, очень обязателен, редко когда не выполнит своего обещания.
Алина - от древнегерманского «благородная». Алина самолюбива, стремится всеми командовать, конфликтна и умудряется в школе испортить отношения едва ли не со всеми учителями, да и с матерью постоянно ссорится из-за пустяков. Предпочитает дружить с мальчиками.
Анастасия - (разг. Настасия и Настасья, прост. Анастасея и Настасея) - женская форма мужского имени Анастасий (Анастас). Происходит от древнегреческого слова "анастас" - воскресший, от индоевропейского корня "ста" - стоять. Означает: воскресение, возвращенная к жизни, воскресшая, воскрешенная, восставшая, воскрешенная к жизни, воскрешающая, возвращение к жизни. Первоначальное значение - переселение.
Анна - древнееврейского происхождения. Означает: благодать, милостивая, миловидная, грациозная. Простое и хорошее имя с ярко выраженными признаками - это нечто большое, гладкое, громкое и храброе, и в то же время мужественное и медленное. От него исходит мягкий свет и покой смирения.
Виктория - от латинского «победа». Виктория часто похожа на отца. Ленива и несколько медлительна. В играх с детьми редко бывает заводилой — довольствуется обычно пассивной ролью. Долго не хочет учиться читать, просит родителей почитать ей. Вместе с тем она спокойна, уравновешенна, скорее молчунья, чем говорунья, может иногда без видимой для окружающих причины замыкаться в себе.
Валерия - "Крепкая", "Бодрая" (лат.). В энергетике этого имени решающее значение играет тот факт, что на сегодняшний день оно гораздо чаще встречается среди мужчин, накладывая на характер Валерии отпечаток этакого мальчишества. Впрочем, в данном случае мужское звучание имени только подчеркивает женственность и придает ей некоторый шарм.
От имени римской богини Дианы, которая отождествлялась с Луной, точнее с ее земным воплощением. В Диане эмоциональная подвижность сочетается с редкой глубиной чувств. В ее энергетике хорошо заметны некоторая плавность, неторопливость и вместе с тем – твердость. Надо сказать, что в русских именах сочетание двух гласных подряд не является характерным и потому звучит несколько претенциозно.
Дарья - от персидского — огонь великий. Смышленая и несколько импульсивная девочка Даша всегда руководит сверстниками в играх. Обидчика может быстро поставить на место, пустив в ход кулачки. Не приемлет одиночества, любительница шумных, веселых игр, где все дети — там обычно и Даша. Любимица мамы, она не приучена с детства к ведению хозяйства, но позже присущее Дарье стремление к организованности и чистоте формирует соответствующий тип характера.
Ольга - от древнескандинавского «священная, великая». Серьезная, обидчивая, вдумчивая девочка. Ранимая, может вдруг замкнуться, после какого-то безобидного замечания на глазах появляются слезы. Вместе с тем упрямая: даже в тех случаях, когда несомненно виновата, ни за что «из принципа» не попросит прощения. Одинаково дружна и с мальчиками, и с девочками.
Вывод: самое распространенное имя среди девочек – Виктория и Анастасия (по 5 %), среди мальчиков – Никита (5%). На самые распространенные имена мы дали их описание, и обозначение.
3.Школьный коллектив - это не только ученики, но и учителя и обслуживающий персонал, поэтому наша группа провела опрос среди учителей школы, нас интересовало: сколько учителей работает в нашей школе? Какое образование и возраст у наших учителей, каков педагогический стаж и сколько лет они работают в нашей школе.
В результате мы получили такие данные: в нашей школе работает 44 учителя, т.о. она не является исключением среди школ России – у нас тоже большинство педагогов – женщины.
![]()
По результатам опроса, выяснилось, что среди учителей преобладают опытные педагоги - 36% учителей в возрасте 40-50 лет.
![]()
Остальные возрастные категории распределились таким образом:
90-80 лет | 80-70 лет | 70-60 лет | 60-50 лет | 50-40 лет | 40-30 лет | 30-20 лет |
2% | 5% | 27% | 16% | 36% | 11% | 2% |
Практические все учителя имеют высшее педагогическое образование:
Высшее образование | Среднее специальное образование |
88% | 12 % |
Педагогический стаж учителей солидный – больше половины работают в школах около 30 лет.
![]()
0-10 лет | 10-20 лет | 20-30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-60 лет |
9% | 32% | 27% | 20% | 11% | 2% |
Нас также интересовало, а сколько лет наши учителя работают в СОШ №8?
![]()
Оказалось, что 41 % учителей проработали в нашей школе от 20 до 30 лет, почти всю свою педагогическую деятельность – это показатель преданности родной школе!
Еще один показатель преданности и любви к родной школе – то, что 16 % учителей учились в нашей школе и пришли в неё работать после окончания ВУЗов!
![]()
Вывод: В своей работе мы постарались составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, мы расширили свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. С помощью анкетирования мы учились общению и толерантности, с помощью статистического метода мы научились обрабатывать статистические данные, анализировать и сравнивать их, а также, пришли к выводу, что наша школа является отражением демографической ситуации в России: мы – многонациональная семья, родились в годы демографического кризиса в стране, среди нас преобладают русские, большинство по вероисповеданию – христиане.
