казенная муниципальная Пановская средняя
общеобразовательная школа
Палехского района
Выполнил:
Гурылёв Никита
учащийся 10 класса
Руководитель: Макаров Н.А.
учитель технологии
I кв. категории
2013-2014 г.
Оглавление
1.Выбор и обоснование темы проекта……………………………..3
Теоретические сведения.
2. Цель и задачи проекта…………………………………………………4
3.Историческая справка………………………………………………….5
4.Банк идей…………………………………………………………………….5
5. Выбор и описание базового варианта.
Основные параметры и ограничения………………………………..8
6.Дизайн- спецификация. Выбор материала……………………9-10
7.Технология изготовления……………………………………………...10-12
8.Техника безопасности при выполнении работ………………12-13
9.Экологическое обоснование………………………………………….13
10.Экономическое обоснование……………………………………….14
11.Реклама………………………………………………………………………..15
12. Самооценка…………………………………………………………………16
13.Словарь терминов………………………………………………………..16
14. Список литературы……………………………………………………..16
1.Выбор и обоснование темы проекта.
Теоретические сведения.
Мне нравятся уроки технологии, наверное потому, что сам люблю мастерить. Этому меня научил дедушка. Я каждые каникулы провожу у него в деревне. У него много всяких инструментов. Прошлым летом мы вместе помогали строить дом нашим знакомым. Инструменты у дедушки хранятся в сарае, но найти их бывает сложно, т. к. не все имеют постоянное место. Я хотел навести порядок, но дедушка не разрешил, говорит, что он так привык и знает где что лежит.
Тогда я решил сделать ящик для инструментов и подарить его деду.
Посоветовавшись с учителем, мы решили, что ящик должен обладать следующим функциями:
переноска инструмента
удобство пользования
безопасность
Схема 1
2.Цели и задачи проекта
Цель: Создать своими руками оригинальный и удобный ящик для переноски инструмента с наименьшими денежными затратами, которое стало бы приятным подарком для близких.
Задачи:
Собрать, изучить и обработать необходимую информацию об объекте труда и процессе его изготовления;
Изучить варианты конструкции изделия с учетом предъявленных к нему требований; выбрать оптимальный вариант конструкции и технологии изготовления с учетом имеющегося оборудования;
Рассмотреть вопросы эколого – экономической экспертизы, связанной с изготовлением и применением изделия
Разработать конструкторскую и технологическую документацию;
Готовиться к самостоятельной жизни, экономному и разумному ведению хозяйства.
Готовиться к профессиональному самоопределению с учетом своих способностей и интересов.
3. Историческая справка.
Плотник, столяр, наверное, самая древняя профессия на земле. Дедушка рассказывал, что мастеровые люди всегда ценились. Каждый мастер имел свой инструмент и бережно к нему относился. Острые инструменты (топор, долото, рубанок) заворачивали в ткань и переносили в сумках из холщевой ткани. Каких то особых ящиков раньше небыло. Но во второй половине 20 века, начинают появляться разнообразные укладки.
-образец типичной плотницкой «разноски», в которой практически навалом хранятся все инструменты, приспособления, гвозди и т. д.
-укладка-чемодан, предназначена для переноски необходимых инструментов. При переноске закрывается, что обеспечивает сохранность содержимого и оберегает от травм.
-вариант укладки из тканевой основы, имеет много ячеек для размещения инструмента, компактный, легкий, но большой инструмент хранить не удобно.
-портфель, гибрид деревянного чемодана и тканевой укладки с ячейками
-ранец, представляет собой смесь всех выше представленных вариантов (хранение навалом, ячейки, плотное закрывание, неудобство хранения большого инструмента) и дедушкиной холщовой сумки.
4. Банк идей.
Рассмотрев представленные выше образцы, я решил изготовить усовершенствованный вариант типичной плотницкой «разноски». Назовём его «Универсальный переносной ящик для инструмента». Для развития идей построим опорную схему размышлений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ФУНКЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
простота
доступность
наличие материала
время
инструмент
отделка
Схема 2
На основании схемы 2 (см. выше) можно предложить такие варианты:
Ящик изготавливается из доски. Внутри перегородка на два отделения. Ручка крепится шурупами к верхней гране боковых стоек.
Рисунок 1
Для удобного размещения инструмента, можно изготовить боковые стенки из фанеры с ячейками для стамесок, шила и других острых предметов. Ручку лучше опустить ниже верхнего контура, тогда ящик можно использовать, как опору для пиления доски.
Рисунок 2
Б Рисунок 3
оковые стойки ящика пирамидальной формы Рисунок 4
(смотри рис.2) не позволяют удобно разместить доску для пиления. поэтому чем шире будет эта поверхность, тем лучше. Стенки из фанеры облегчают вес изделия. Для хранения гвоздей, шурупов и т.д. можно изготовить снизу выдвижной ящик.
Скругление верхних углов боковых стоек придаст изделию более эстетичный вид. Ящик для мелких деталей, фурнитуры и т. п. можно сделать съёмным, т.к. это удобнее при работе, чем выдвижной (рис.3). Так же на любой из стенок можно закрепить укладку из дерматина для хранения контрольно-измерительного, разметочного инструмента.
Рисунок 4
5. Выбор и описание базового варианта.
Основные параметры и ограничения.
Рисунок 5
На рис. 5 представлен базовый вариант изделия. Это ящик, состоящий из двух частей: большого короба для инструмента и маленькой коробки (в нижней части ящика) для мелких вещей, так же предусмотрена ниша для безопасного хранения ножовки. На боковой стойке ящика - ячейки для хранения долота, стамесок, отвёрток, разметочного и другого инструмента.
6.Дизайн- спецификация. Выбор материала.
Универсальный переносной ящик для инструмента состоит из двух основных частей: нижнего ящика для мелких деталей и верхнего ящика для большого инструмента, которые изготавливаются из деталей (смотри ниже).
Рисунок 6 | на рис. 6 показан ящик для мелких деталей |
№ детали | название | кол-во | материал | размер |
1 | дно | 1 | фанера | 405-230-6 |
2 | рейка продольная | 2 | ель | 438-67-15 |
3 | рейка поперечная | 3 | ель | Одна 170-70-15 Две 170-80-15 |
4 | рейка внутренняя | 1 | ель | 449-69-15 |
Рисунок 7 | на рис. 7 показан верхний ящик для инструмента рис. 8 даёт представление о конструкции стенки-укладки для ножовки. Рисунок 8 |
№ детали | название | кол-во | материал | размер |
5 | стенка боковая фигурная | 2 | фанера | 440-187-6 |
6 | стенка внутренняя | 1 | фанера | 440-187-4 |
7 | стенка боковая | 1 | фанера | 440-190-6 |
8 | стенка-торец | 2 | ель | 320-190-20 |
9 | дно-среднее | 1 | осина | 395-190-15 |
10 | ручка | 1 | берёза | см. рис.9 |
7.Технология изготовления.
№ | операция | изображение | инструменты | Примечание |
1 | Изготовить деталь 1 (дно) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка | |
2 | Изготовить детали 2 (рейка продольная) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, рубанок. | |
3 | Изготовить детали 3 (рейка поперечная) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, рубанок | |
4 | Изготовить деталь 4 (рейка внутренняя) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, рубанок | |
5 | Собрать нижний ящик | смотри рис.6 | отвёртка, дрель | |
6 | Изготовить детали 5 (стенка боковая фигурная) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, лобзик. | искривление под ножовку выпилить по контуру инструмента. |
7 | Изготовить деталь 6 (стенка внутренняя) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, лобзик. | нишу под ножовку выпилить по контуру инструмента |
8 | Склеить детали 5 (2шт.) и деталь 6 | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, лобзик. | клей, струбцины. |
9 | Изготовить детали 7 (стенка боковая) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, лобзик. | |
10 | Изготовить детали 8 (стойка-торец) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка, рубанок, сверлильный станок. | Центр отверстия под ручку определить самостоятельно по месту. |
11 | Изготовить деталь 9 (дно-среднее) | | карандаш, линейка, угольник, ножовка | |
12 | Изготовить деталь 10 (ручка) | смотри ниже рис.9 | СТД-120М | Соблюдай правила ТБ |
13 | Собрать верхний ящик | смотри рис.7 | отвёртка, дрель, свёрла, молоток.гвозди | |
14 | прикрепить метрическую линейку на деталь 7 | | карандаш, линейка, | |
15 | Отделка изделия | | шлиф. шкурка | |
16 | Установить замки, соединяющие верхний и нижний ящики | | отвёртка, дрель, свёрла | Использовать замки от старого ящика. |
17 | Закрепить чехлы-ячейки на торцевой стенке. | | молоток, гвозди, степлер. | |
7.Техника безопасности при выполнении работ.
Рисунок 9 «Ручка. Деталь 10»
8.Техника безопасности при выполнении работ
1.При пилении древесины:
пользуйся упорами и направителями;
не держи левую руку близко к полотну пилы;
не сдувай опилки, сметай их щёткой-смёткой.
2.При строгании древесины:
надёжно закрепляй заготовку;
не проверяй остроту лезвия пальцами;
рубанок клади лезвием от себя;
не проверяй руками качество остроганной поверхности.
3.Особое внимание уделяй безопасным приёмам работы на токарном станке:
4.При работе на сверлильном станке:
правильно установи сверло;
надёжно закрепи деталь;
плавно и равномерно подавай сверло;
заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.
5.Выполняя лакокрасочные работы:
не держи долго открытыми банки с красками;
при работе не подноси краски к лицу;
работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
используй защитные средства: перчатки, респиратор;
после завершения работы вымой руки с мылом.
6.При выполнении сборочных работ:
используй инструменты по назначению;
не клади в карманы острые предметы;
не бери в рот гвозди, шурупы.
7.Особая осторожность при работе с электровыжигателем:
работай в проветриваемом помещении;
проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;
по окончании работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.
9.Экологическое обоснование.
Данное изделие изготовлено из экологически чистых материалов. Древесина и фанера не могут быть источником экологической опасности. Использование отходов производства при изготовлении «Универсального переносного ящика для инструмента» позволит избежать их утилизации (сжигание, захоронение), которая способствует загрязнению окружающей среды. Лак имеет государственный сертификат и разрешён к применению.
При изготовлении изделия опасность могут представлять следующие работы:
При соблюдении правил техники безопасности эти опасности очень малы.
Использование изделия в быту тоже безопасно. Поэтому использование данного изделия не приведёт к нарушениям экологической среды общества.
10.Экономическое обоснование.
Стоимость этого изделия очень мала, если учесть, что все материалы - это отходы производства. Лак пришлось купить.
Работа выполнялась в учебное время, на школьном оборудовании.
В таблице 1 показан расчёт стоимости изделия, при условии покупки всех материалов. В эту стоимость не входят затраты на оплату труда рабочего.
Таблица 1
№ | Необходимые материалы | Единицы измерения | Цена (руб.) | Израсходовано | Стоимость материала |
1 2 3 4 5 6 | фанера доска брус шурупы клей гвозди | м кв. м куб. м куб. шт. л кг | 140 6000 6000 0.7 35 30 | о,6 0,0035 0,0008 40 0,1 0,1 | 84 21 4,8 28 3,5 3 |
| | | | итого: | 144,3 |
11.Реклама.
Изготовление
столярных изделий
МЫ рады ВАС видеть!
12. Самооценка.
Я считаю, что изделие удовлетворяет предложенным требованиям. Ящик имеет несколько отделов, что удобно в использовании. Ножовка хранится в безопасном чехле. Изделие можно использовать как табурет (отдых), опору для пиления, сверления (верстак), подставку для высотных работ (лесенка), измерения линейных размеров.
13.Словарь терминов.
Верстак- основное оборудование рабочего места. В переводе с немецкого означает «мастерская».
Деталь- изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций. В переводе с французского означает «подробность».
Долото - деревообрабатывающий. инструмент - заточенная стальная пластина для выдалбливания отверстий, пазов и т.д. В переводе с немецкого «долбящее железо».
Инструмент- орудие труда, предназначенное для обработки материалов и контроля результатов работы. Имеет латинское происхождение, в переводе означает «орудие для работы».
Универсальный – происходит от латинского слова, означающего в переводе «всеобщий».
Фанера - слоистый древесный материал из склеенных между собой листов лущеного шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон древесины каждого листа.
14. Список литературы.
1. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учащихся 7 кл. Под ред. И. А. Карабанова.
2. Леонтьев Д. П. Сделай сам. – Л.: Детская литература.
18