СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учим детей вести диалог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            «Учим детей вести диалог»

Диалогическая форма общения, наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения. Её осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнерам – носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенком переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых порах являются по преимуществу неречевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометие, звукоподражания.) Собственно диалог как речевое взаимодействие со сверстниками характерен для старших дошкольников. Диалогу предшествует «коллективный монолог». Каждый говорит о своём («ведет монолог») и думает, что его слышат и понимают. Дети массового дошкольного учреждения испытывают значительные трудности в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Ведь ребенок, полноценно не владея родным языком, не сумеет освоить навыки диалогического общения, Диалог как вид общения предполагает знания языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнёром. Многие старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативы; при общении с такими же, как они, сверстниками возвращаются к форме «коллективного диалога». Начиная с младшего возраста, в своей группе в качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками мы приняли групповую форму: игры – занятия – фронтальные и подгрупповые. Выделили две центральные задачи. Первая: языковое развитие. Речь идет о речевом внимании, фонематическом слухе, дыхании и развитии артикуляционного аппарата. Вторая задача: развивать связную речь – налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. В процессе игр ориентировали детей, прежде всего на смысловую сторону речи, так, чтобы у них возникал образ игрового персонажа, то, как он действует; учили слышать сверстника. Наше мнение: практическое взаимодействие – это предпосылка диалога. С этой целью мы подобрали коллективные игры, в ходе которых дети должны использовать виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывания мяча, передача предмета (картинок, игрушек), ролевой диалог, театрализованные игры; дидактические игры, в которых также на материале лексико – грамматических и фонетических задач организуется практическое и речевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

Работа, которую мы начали с детьми, в младшей группе дала свои положительные результаты. Наши дети легко вступают в диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми даже порой с незнакомыми людьми. Эта работа будет продолжена и в новом учебном году.

Просмотр содержимого документа
««Учим детей вести диалог»»

«Учим детей вести диалог»

Диалогическая форма общения, наиболее естественная и привычная, не дана человеку от рождения. Её осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнерам – носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенком переносит в свои взаимоотношения со сверстниками, которые на первых порах являются по преимуществу неречевым практическим взаимодействием с преобладанием мимики, жестов, контакта глаз, разнообразных вокализаций (смех, междометие, звукоподражания.) Собственно диалог как речевое взаимодействие со сверстниками характерен для старших дошкольников. Диалогу предшествует «коллективный монолог». Каждый говорит о своём («ведет монолог») и думает, что его слышат и понимают. Дети массового дошкольного учреждения испытывают значительные трудности в усвоении родного языка – его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Ведь ребенок, полноценно не владея родным языком, не сумеет освоить навыки диалогического общения, Диалог как вид общения предполагает знания языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнёром. Многие старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативы; при общении с такими же, как они, сверстниками возвращаются к форме «коллективного диалога». Начиная с младшего возраста, в своей группе в качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками мы приняли групповую форму: игры – занятия – фронтальные и подгрупповые. Выделили две центральные задачи. Первая: языковое развитие. Речь идет о речевом внимании, фонематическом слухе, дыхании и развитии артикуляционного аппарата. Вторая задача: развивать связную речь – налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. В процессе игр ориентировали детей, прежде всего на смысловую сторону речи, так, чтобы у них возникал образ игрового персонажа, то, как он действует; учили слышать сверстника. Наше мнение: практическое взаимодействие – это предпосылка диалога. С этой целью мы подобрали коллективные игры, в ходе которых дети должны использовать виды практического взаимодействия: хоровод, перекидывания мяча, передача предмета (картинок, игрушек), ролевой диалог, театрализованные игры; дидактические игры, в которых также на материале лексико – грамматических и фонетических задач организуется практическое и речевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

Работа, которую мы начали с детьми, в младшей группе дала свои положительные результаты. Наши дети легко вступают в диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми даже порой с незнакомыми людьми. Эта работа будет продолжена и в новом учебном году.