| Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» |
УЧИМ РУССКИЙ
С УВЛЕЧЕНИЕМ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
| Н.И. Ситникова, учитель начальных классов |
Надым
Слово «логика» происходит от древнегреческого logos, обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к обоснованию мысли, слова. Следовательно, логика относится к языку и мышлению в целом.
Ребенок 7 -8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные процессы.
К моменту окончания начальной школы учащиеся должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников и понимание конечных целей:
углублять стихийно складывающуюся логическую интуицию, накапливать практический опыт овладения основными логическими приемами: сравнением, обобщением, способностью выделять существенное, конкретизацией, классификацией, аналогией, абстрагированием;
вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;
формировать умение обосновывать, отстаивать свои взгляды и убеждения;
развивать языковую культуру, учить умению понимать и выражать предлагаемую информацию.
Предлагаемое пособие представляет собой систематизированный набор заданий (упражнений), которые дополняют практическую часть к учебнику «Русский язык» любого учебно – методического комплекта.
Основное назначение пособия – помочь учителю в поиске дополнительного материала, который представлен в игровой и занимательной форме. Словарная работа может быть разной по содержанию и преследовать различные цели:
усвоение грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднение;
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, но с другой стороны , это сложная дисциплина, требующая большого труда.
А
Абрикос, автобус, акация, автомобиль, ананас, арбуз, апельсин, аэроплан, айва, алыча, автомашина.
- Прочитайте слова.
- На сколько групп можно разделить эти слова? (на 3)
- На какие? (транспорт, деревья, ягода)
- Какое слово лишнее? (арбуз)
- Почему?
- Какую орфограмму мы должны запомнить в этом слове?
- Запишите слова в 2 столбика.
Б
Берёза, борода, борозда, белизна, бахрома, богатырь, баскетбол, борона, бирюза, барабан.
- Сколько слогов в каждом слове?
- Обозначь ударный слог в каждом слове.
- Найдите лишнее слово (береза)
- Почему оно лишнее? (ударный слог 2-й)
- Спишите слова, подчеркните орфограммы.
В
Валенки, вариант, виноград, вратарь, вчера, впросак, вправо, вплавь, вокзал, ветеринар, ветеран.
- Спишите слова, поставьте ударение.
- Какая ударная гласная в этих словах?
- В каком слове не поставили ударение? (вплавь)
- Почему? (один слог)
- Подчеркните в словах безударные гласные.
- Объясните значение слова впросак.
- Есть ли однокоренные слова?
Г
Грипп, гамма, гиппопотам, горилла, грамм, грамматика, граммофон, группа, грамота.
- Что общего у всех слов?
- Как разделить слова на слоги для переноса?
- Все ли слова можно разделить на слоги?
- Какие слова на слоги не делятся? (грипп, грамм)
- Почему? (1слог)
- Есть ли среди слов лишнее?
- Какое? (грамота)
- Почему?
- Каким словом можно заменить слово гиппопотам?
- Объясните значение слова граммофон.
Д
Двое, двадцать, девять, десять, двенадцать, делимое, диаметр, делитель, дюжина, длина, доказать, двузначный.
- На какую тему эти слова?
- Спишите, укажите ударный слог.
- На сколько групп можно разделить эти слова по месту ударного слога?
- Какое слово лишнее? (доказать)
- Почему? (ударный слог 3-й)
- Как понимаете значение слова дюжина?
- Какое словосочетание произносят с этим словом? (чертова дюжина)
- Что оно обозначает?
- В какой стране нет домов и квартир с этим номером? (Англия)
Е
Ежегодный, ежемесячный, еженедельный, ежедневный, ежечасный, ежеминутный, ежесекундный.
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Какие это слова?
- Составьте предложения с этими словами.
Ж
Жаворонок, жалюзи, женщина, желток, жёлтый, жетон, животное, жеребенок, жираф, жонглёр, жёлудь, жасмин.
- Какое слово обозначает цветок?
- У каких слов не надо ставить знак ударения?
- Почему?
- Какое слово является проверочным для другого слова в этом ряду? (желток для слова желтый)
- Какое слово чаще произносят (говорят) неправильно? (жалюзи)
З
Земледелие, заря, забава, заяц, здравствуй, завод, завтра, завтрак, здесь, здание, здоровье. запад, земляника.
- Какие слова состоят из одного корня?
- В каком слове два суффикса?
- Что обозначает ь знак в словах здесь и здоровье?
- Какое слово состоит из двух корней?
И
Йог, йод, изморось (мелкий дождь), изморозь (иней), искусный, искусственный, и′рис (цветок), ири′с (конфета), издалека, издалёка, излагать, изложить.
- Что необычного в словах?
- Как вы понимаете их значение?
- Придумайте предложения с одним из слов.
К
Капуста, картофель, кабачок, компот, конфета, кефир, каравай, кулебяка, крыжовник.
- На какую тему эти слова?
- Какое слово для вас непонятно?
- Можно ли разделить слова на группы?
- Какие?
- В чём различия значения слов конфета и карамель, каравай и кулебяка?
- Что общего у слов капуста, картофель, кабачок? (безударная гласная – а, три слога).
Л
Лагерь, ладонь, лазурь, лебедь, ливень, лодырь, лосось, лошадь, любовь, локоть.
- Что общего у всех слов? (ь знак на конце слов)
- Что он обозначает?
- Что ещё общего у всех слов? (2 слога)
- Что можно сказать о количестве букв и звуков во всех словах? (звуков на 1 меньше, чем букв).
- Можно ли эти слова разделить на группы?
- На какие? (существительные м. р. и ж. р.).
М
Молоко, морковь, мороз, Москва, молоток, мотор, монета, монтёр, морошка, моряк.
- Спишите слова, определите безударную гласную в корне слова.
- Что общего у всех слов?
- По какому признаку можно сгруппировать слова? (2 слога и 3 слога; им. сущ ж. р., ср.р. и м.р.; ударный слог 2 или 3; все гласные в слове – о – и разные гласные).
Н
Набело, навечно, надолго, наедине, наоборот, нарочно, наспех, наугад, немедленно, начисто.
- Что вы можете сказать об этих словах? (отвечают на вопросы как ?, это наречие).
- На какие вопросы ещё могут отвечать наречия?
- Как изменяются наречия?
- На что оканчиваются?
- Составьте словосочетания с этими наречиями.
О
Овёс, осина, ольха, одуванчик, облепиха, орхидея, осока, осокорь (дерево).
- Что означают эти слова?
- На какой вопрос отвечают?
- На какие группы их можно разделить?
- Что можете сказать об овсе?
- В каких словах звуков меньше, чем букв? (ольха, осокорь)
- В каком слове звуков больше, чем букв? (орхидея)
П
Переводчик, перевозчик, передатчик, перекресток, перелесок, перемена, перечень, пересказ, перепутье, перемирие, переговоры.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Что у них общего?
- Что характерно для слов переводчик, перевозчик и передатчик? (суффикс – чик-).
- А для слов перекресток и перелесок?
Р
Революция, русский язык, родина, ромашка, рябина, Родина, ракита, растение, Россия.
- Почему два слова написаны с большой буквы?-
- Почему слова родина и Родина написаны с большой и маленькой букв?
- Как разделить для переноса слова русский и Россия?
- Можно ли слова ромашка, рябина и ракита объединить в одну группу растений?
С
Сорока, соловей, снегирь, свиристель, синица, селезень, скворец, сокол, стриж.
- Что объединяет эти слова?
- Можно ли эти слова разделить на группы?
- На какие? (перелетные, неперелетные и кочующие; насекомоядные и хищные; слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов и 1слога).
- Какое слово может быть лишним?
Т
Трактор, трамвай, телефон, тепловоз, телескоп, топор, телевизор, тумбочка, термометр, троллейбус.
- Можно ли эти слова объединить в одну группу? Вспомните уроки окружающего мира. ( Можно, они сделаны руками человека).
- Некоторые люди, произнося это слово, допускают ошибку. Какое это слово? (трамвай)
- Какие орфограммы надо запомнить в слове троллейбус?
- Какие слова являются сложными?
.
У
Учеба, училище, ученик, ученица, учащиеся, учительница, университет.
- Можно ли эти слова объединить в одну группу?
- Что у них общего?
- В чем различие?
- Определите количество слогов в каждом слове. Поставьте ударение.
- В каких словах ударный слог последний?
- В каком слове не надо ставить знак ударения?
- Почему?
Ф
Фамилия, фантазер, философ, фельдмаршал, филателист, фармацевт.
- Можно ли эти слова объединить в группу «человек»?
- Какое слово для вас не понятно?
- Кто может объяснить значение этого слова?
- Составьте предложение с одним из этих слов.
- Запишите свое предложение или то, которое вам понравилось.
Х
Хлебозавод, хлебопашец, хлебопекарня, хлебороб, хлебосол, хлебопашество, хлебородный.
- Какие это слова?
- Какой у них корень?
- Что еще можно сказать о словах?
- Чем отличаются слова хлебозавод от хлебопекарня?
- Как понимаете значение слова хлебосол?
- А слово хлебородный ?
- Составьте предложения с этими словами.
Ц
Цыган, цыпки, цыкать, цыпленок, цып – цып, цыц.
- Что вы знаете о звуке ц?
- Какую гласную мы пишем в словах цирк, цифра, циркуль?
- Почему же в этих словах после буквы ц пишем ы?
- Какое предложение вы сможете составить, используя в нем почти все слова записанные на доске? (Цыц , цыпленок, цыган на цыпочках крадется.)
Ч
Часовой, чудовище, частушка, чащоба, чайник, чудесный, чуткий, чучело, чулок, чародей.
- На какое правило эти слова?
- Как понимаете слово чащоба?
- Каким словом можно заменить слово чародей?
- Какого человека мы называем чутким?
- Что может быть чудесным?
- Какая орфограмма есть в этом слове?
- Как проверить это слово?
Ш
Шалаш, шел, шелк, шепот, шоссе, шасси, шестнадцать, шорох, шоколад, шофер.
- Какое слово можно прочитать слева направо и справа налево?
- Найдите слова, в которых ударную гласную можно проверить безударной?
- Что может объединить слова шоссе и шасси?
- Какая орфограмма в слове шестнадцать?
- Какое слово, иногда, неправильно произносят? (шофер)
Щ
Щавель, щупальца, щука, щурята, щуплый, щуриться.
- На какое правило эти слова?
- Какое слово нам пригодится, чтобы сварить летний суп?
- Какое слово, часто, произносят неправильно?
Э
Запишите одним словом:
- Итоговая проверка знаний ученика или студента по предмету (экзамен).
- Не тратить зря (экономить).
- Поезд электрической железной дороги (электричка ).
- Коллективный поход или поездка куда – либо с целью осмотра, знакомства (экскурсия).
- Книга, содержащая научный, систематизированный свод знаний (энциклопедия).
Ю
Юнга, юниор, юнкор, юннат, юноша, юный, юпитер, Юпитер.
- Как вы думаете, почему слова юпитер и Юпитер написаны с большой и маленькой букв? (прожектор и планета)
- Объясните значение остальных слов.
- Составьте с одним из слов предложение.
Я
Яблоко, яблоня, ягода, язык, язычок, ясень, ящерица, ястреб.
- Какое слово является многозначным?
- Приведите примеры.
- Когда мы употребляем слово язычок?
- Можно ли остальные слова разделить на группы?
- На какие?
Литература
1. Орфографический словарь для учащихся 1-4 классов Волгоград Учитель 2006
2. Орфографический словарь русского языка Москва «Русский язык» 1989