СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим русский с увлечением

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен авторский материал для работы на уроках русского языка для учащихся 2-4 классов. Он может быть использован как словарная работа или для развития логического мышления. Материал расположен в алфавитном порядке, на каждую букву подобрано 8-10 слов и несколько вопросов для работы с данными словами.

Просмотр содержимого документа
«Учим русский с увлечением»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»










УЧИМ РУССКИЙ

С УВЛЕЧЕНИЕМ






ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА









Н.И. Ситникова, учитель начальных классов











Надым







Слово «логика» происходит от древнегреческого logos, обозначающего мысль, слово, понятие, закон, рассуждение. Этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к обоснованию мысли, слова. Следовательно, логика относится к языку и мышлению в целом.

Ребенок 7 -8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные процессы.

К моменту окончания начальной школы учащиеся должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников и понимание конечных целей:

  • углублять стихийно складывающуюся логическую интуицию, накапливать практический опыт овладения основными логическими приемами: сравнением, обобщением, способностью выделять существенное, конкретизацией, классификацией, аналогией, абстрагированием;

  • вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

  • формировать умение обосновывать, отстаивать свои взгляды и убеждения;

  • развивать языковую культуру, учить умению понимать и выражать предлагаемую информацию.

Предлагаемое пособие представляет собой систематизированный набор заданий (упражнений), которые дополняют практическую часть к учебнику «Русский язык» любого учебно – методического комплекта.

Основное назначение пособия – помочь учителю в поиске дополнительного материала, который представлен в игровой и занимательной форме. Словарная работа может быть разной по содержанию и преследовать различные цели:

  • ознакомление учащихся с лексическим значением новых слов;

усвоение грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднение;

  • обучение правильному орфоэпическому произношения и соблюдение в словах нормативного ударения;

  • усвоение правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным. Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, но с другой стороны , это сложная дисциплина, требующая большого труда.


А

Абрикос, автобус, акация, автомобиль, ананас, арбуз, апельсин, аэроплан, айва, алыча, автомашина.


- Прочитайте слова.

- На сколько групп можно разделить эти слова? (на 3)

- На какие? (транспорт, деревья, ягода)

- Какое слово лишнее? (арбуз)

- Почему?

- Какую орфограмму мы должны запомнить в этом слове?

- Запишите слова в 2 столбика.


Б

Берёза, борода, борозда, белизна, бахрома, богатырь, баскетбол, борона, бирюза, барабан.


- Сколько слогов в каждом слове?

- Обозначь ударный слог в каждом слове.

- Найдите лишнее слово (береза)

- Почему оно лишнее? (ударный слог 2-й)

- Спишите слова, подчеркните орфограммы.


В

Валенки, вариант, виноград, вратарь, вчера, впросак, вправо, вплавь, вокзал, ветеринар, ветеран.


- Спишите слова, поставьте ударение.

- Какая ударная гласная в этих словах?

- В каком слове не поставили ударение? (вплавь)

- Почему? (один слог)

- Подчеркните в словах безударные гласные.

- Объясните значение слова впросак.

- Есть ли однокоренные слова?


Г

Грипп, гамма, гиппопотам, горилла, грамм, грамматика, граммофон, группа, грамота.


- Что общего у всех слов?

- Как разделить слова на слоги для переноса?

- Все ли слова можно разделить на слоги?

- Какие слова на слоги не делятся? (грипп, грамм)

- Почему? (1слог)

- Есть ли среди слов лишнее?

- Какое? (грамота)

- Почему?

- Каким словом можно заменить слово гиппопотам?

- Объясните значение слова граммофон.


Д

Двое, двадцать, девять, десять, двенадцать, делимое, диаметр, делитель, дюжина, длина, доказать, двузначный.


- На какую тему эти слова?

- Спишите, укажите ударный слог.

- На сколько групп можно разделить эти слова по месту ударного слога?

- Какое слово лишнее? (доказать)

- Почему? (ударный слог 3-й)

- Как понимаете значение слова дюжина?

- Какое словосочетание произносят с этим словом? (чертова дюжина)

- Что оно обозначает?

- В какой стране нет домов и квартир с этим номером? (Англия)


Е

Ежегодный, ежемесячный, еженедельный, ежедневный, ежечасный, ежеминутный, ежесекундный.


- Как вы понимаете значение этих слов?

- Какие это слова?

- Составьте предложения с этими словами.


Ж

Жаворонок, жалюзи, женщина, желток, жёлтый, жетон, животное, жеребенок, жираф, жонглёр, жёлудь, жасмин.


- Какое слово обозначает цветок?

- У каких слов не надо ставить знак ударения?

- Почему?

- Какое слово является проверочным для другого слова в этом ряду? (желток для слова желтый)

- Какое слово чаще произносят (говорят) неправильно? (жалюзи)


З

Земледелие, заря, забава, заяц, здравствуй, завод, завтра, завтрак, здесь, здание, здоровье. запад, земляника.


- Какие слова состоят из одного корня?

- В каком слове два суффикса?

- Что обозначает ь знак в словах здесь и здоровье?

- Какое слово состоит из двух корней?

И

Йог, йод, изморось (мелкий дождь), изморозь (иней), искусный, искусственный, и′рис (цветок), ири′с (конфета), издалека, издалёка, излагать, изложить.


- Что необычного в словах?

- Как вы понимаете их значение?

- Придумайте предложения с одним из слов.


К

Капуста, картофель, кабачок, компот, конфета, кефир, каравай, кулебяка, крыжовник.


- На какую тему эти слова?

- Какое слово для вас непонятно?

- Можно ли разделить слова на группы?

- Какие?

- В чём различия значения слов конфета и карамель, каравай и кулебяка?

- Что общего у слов капуста, картофель, кабачок? (безударная гласная – а, три слога).


Л

Лагерь, ладонь, лазурь, лебедь, ливень, лодырь, лосось, лошадь, любовь, локоть.


- Что общего у всех слов? (ь знак на конце слов)

- Что он обозначает?

- Что ещё общего у всех слов? (2 слога)

- Что можно сказать о количестве букв и звуков во всех словах? (звуков на 1 меньше, чем букв).

- Можно ли эти слова разделить на группы?

- На какие? (существительные м. р. и ж. р.).


М

Молоко, морковь, мороз, Москва, молоток, мотор, монета, монтёр, морошка, моряк.


- Спишите слова, определите безударную гласную в корне слова.

- Что общего у всех слов?

- По какому признаку можно сгруппировать слова? (2 слога и 3 слога; им. сущ ж. р., ср.р. и м.р.; ударный слог 2 или 3; все гласные в слове – о – и разные гласные).


Н

Набело, навечно, надолго, наедине, наоборот, нарочно, наспех, наугад, немедленно, начисто.


- Что вы можете сказать об этих словах? (отвечают на вопросы как ?, это наречие).

- На какие вопросы ещё могут отвечать наречия?

- Как изменяются наречия?

- На что оканчиваются?

- Составьте словосочетания с этими наречиями.


О

Овёс, осина, ольха, одуванчик, облепиха, орхидея, осока, осокорь (дерево).


- Что означают эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

- На какие группы их можно разделить?

- Что можете сказать об овсе?

- В каких словах звуков меньше, чем букв? (ольха, осокорь)

- В каком слове звуков больше, чем букв? (орхидея)


П

Переводчик, перевозчик, передатчик, перекресток, перелесок, перемена, перечень, пересказ, перепутье, перемирие, переговоры.


- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что у них общего?

- Что характерно для слов переводчик, перевозчик и передатчик? (суффикс – чик-).

- А для слов перекресток и перелесок?


Р

Революция, русский язык, родина, ромашка, рябина, Родина, ракита, растение, Россия.


- Почему два слова написаны с большой буквы?-

- Почему слова родина и Родина написаны с большой и маленькой букв?

- Как разделить для переноса слова русский и Россия?

- Можно ли слова ромашка, рябина и ракита объединить в одну группу растений?


С

Сорока, соловей, снегирь, свиристель, синица, селезень, скворец, сокол, стриж.


- Что объединяет эти слова?

- Можно ли эти слова разделить на группы?

- На какие? (перелетные, неперелетные и кочующие; насекомоядные и хищные; слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов и 1слога).

- Какое слово может быть лишним?


Т

Трактор, трамвай, телефон, тепловоз, телескоп, топор, телевизор, тумбочка, термометр, троллейбус.


- Можно ли эти слова объединить в одну группу? Вспомните уроки окружающего мира. ( Можно, они сделаны руками человека).

- Некоторые люди, произнося это слово, допускают ошибку. Какое это слово? (трамвай)

- Какие орфограммы надо запомнить в слове троллейбус?

- Какие слова являются сложными?

.

У

Учеба, училище, ученик, ученица, учащиеся, учительница, университет.


- Можно ли эти слова объединить в одну группу?

- Что у них общего?

- В чем различие?

- Определите количество слогов в каждом слове. Поставьте ударение.

- В каких словах ударный слог последний?

- В каком слове не надо ставить знак ударения?

- Почему?


Ф

Фамилия, фантазер, философ, фельдмаршал, филателист, фармацевт.


- Можно ли эти слова объединить в группу «человек»?

- Какое слово для вас не понятно?

- Кто может объяснить значение этого слова?

- Составьте предложение с одним из этих слов.

- Запишите свое предложение или то, которое вам понравилось.


Х

Хлебозавод, хлебопашец, хлебопекарня, хлебороб, хлебосол, хлебопашество, хлебородный.


- Какие это слова?

- Какой у них корень?

- Что еще можно сказать о словах?

- Чем отличаются слова хлебозавод от хлебопекарня?

- Как понимаете значение слова хлебосол?

- А слово хлебородный ?

- Составьте предложения с этими словами.


Ц

Цыган, цыпки, цыкать, цыпленок, цып – цып, цыц.


- Что вы знаете о звуке ц?

- Какую гласную мы пишем в словах цирк, цифра, циркуль?

- Почему же в этих словах после буквы ц пишем ы?

- Какое предложение вы сможете составить, используя в нем почти все слова записанные на доске? (Цыц , цыпленок, цыган на цыпочках крадется.)


Ч

Часовой, чудовище, частушка, чащоба, чайник, чудесный, чуткий, чучело, чулок, чародей.


- На какое правило эти слова?

- Как понимаете слово чащоба?

- Каким словом можно заменить слово чародей?

- Какого человека мы называем чутким?

- Что может быть чудесным?

- Какая орфограмма есть в этом слове?

- Как проверить это слово?


Ш

Шалаш, шел, шелк, шепот, шоссе, шасси, шестнадцать, шорох, шоколад, шофер.


- Какое слово можно прочитать слева направо и справа налево?

- Найдите слова, в которых ударную гласную можно проверить безударной?

- Что может объединить слова шоссе и шасси?

- Какая орфограмма в слове шестнадцать?

- Какое слово, иногда, неправильно произносят? (шофер)



Щ

Щавель, щупальца, щука, щурята, щуплый, щуриться.


- На какое правило эти слова?

- Какое слово нам пригодится, чтобы сварить летний суп?

- Какое слово, часто, произносят неправильно?


Э

Запишите одним словом:

- Итоговая проверка знаний ученика или студента по предмету (экзамен).

- Не тратить зря (экономить).

- Поезд электрической железной дороги (электричка ).

- Коллективный поход или поездка куда – либо с целью осмотра, знакомства (экскурсия).

- Книга, содержащая научный, систематизированный свод знаний (энциклопедия).


Ю

Юнга, юниор, юнкор, юннат, юноша, юный, юпитер, Юпитер.


- Как вы думаете, почему слова юпитер и Юпитер написаны с большой и маленькой букв? (прожектор и планета)

- Объясните значение остальных слов.

- Составьте с одним из слов предложение.


Я

Яблоко, яблоня, ягода, язык, язычок, ясень, ящерица, ястреб.


- Какое слово является многозначным?

- Приведите примеры.

- Когда мы употребляем слово язычок?

- Можно ли остальные слова разделить на группы?

- На какие?












Литература


1. Орфографический словарь для учащихся 1-4 классов Волгоград Учитель 2006


2. Орфографический словарь русского языка Москва «Русский язык» 1989





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!