Учим стихи-развиваем память
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
Учитель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотворных текстов, разнообразные "подсказки", например:
«Рисуем стихотворение»
Сначала учителю нужно подобрать "рисуемое" стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: "Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".
Медведь
Как под горкой – снег, снег.
И на горке снег, снег.
Как под елкой - снег, снег.
И на елке снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише! Тише! Не шуметь!
(И. Токмакова.)
Учитель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Ученики могут придумывать рисунки-символы вместе с учителем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению .
«Изображаем в действии»
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые учитель, а затем и ученики самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Пять малышей
Один малыш качается в саду.
(Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду.
(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире,
(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре.
(Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке.
(Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)
Им весело, они играют в прятки.
(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)
Где притаились, ясно и ежу,
(Прижимает указательный палец к губам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу:
"Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!"
(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)
С детьми можно изображать потешки, песенки, при этом дети могут придумывать движения с учителем.
«Показываем стихи»
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Детям учитель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить.
Ты - хомяк,
А ты - хорек,
Ты - зайчишка-
Прыг да скок.
Ты - лисица,
Ты - куница,
Ты - бобриха-мастерица.
Ты - охотник...
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!
По ходу чтения учитель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.
«Играем стихи»
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает учитель, а "играет" ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
- Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
("Моет" мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
("Поит" молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
(3. Александрова.)
«Используем серию картинок»
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для
детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели.
Например, при заучивании стихотворения Александровой "Новая столовая" сначала учитель:
показывает изображения птиц, а дети рассматривают их и называют,
затем последовательно называют дни недели (учитель выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами);
проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец весенний - путешественник-скворец;
учитель дает установку на запоминание: "Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить";
читает полностью, не спеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
(Синица и карточка с цифрой 1.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(Снегири и карточка с цифрой 2.)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
(Вороны и карточка с цифрой 3.)
А в четверг со всех краев -
Стая жадных воробьев,
(Воробьи и карточка с цифрой 4.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
(Голубь и карточка с цифрой 5.)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок1.
(Сорока и карточка с цифрой 6.)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец!
(Скворец и карточка с цифрой 7.)
Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в классе на видном месте.
«Используем один рисунок»
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании учитель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого метода. Учитель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.
Я сова - большая голова,
На суку сижу,
Во все стороны гляжу,
Жуков и мошек - всех вижу.
Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста:
Детям учитель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию.
Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насекомые".
«Считаем»
Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей.
Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Можно использовать маленькие считалки типа:
"Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!"
Сначала учитель ищет детей, а потом, пожеланию - дети. Поиграв так несколько раз, ученики запоминают считалку.
Считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:
Тыры-пыры, две гантыры.
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.
При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
Приставалочка С.Черный
1. Отчего у мамочки 4. Почему у птичек
на щеках две ямочки? нет рукавичек?
2. Отчего у кошки 5. Почему лягушки
вместо ручек ножки? спят без подушки?
3. Отчего шоколадки 6. Да оттого, что у моего сыночка
не растут на кроватке? ротик без замочка!
7