СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим стихи-развиваем память

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разные методы и приемы при заучивании стихотвор­ных текстов, разнообразные "подсказ­ки", например:

* рисуем (кодируем) стихотворение;

* изображаем в действии;

* показываем;

* играем;

* используем серию картинок;

* используем один рисунок;

* считаем.

Просмотр содержимого документа
«Учим стихи-развиваем память»


Учим стихи-развиваем память

Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К.Д. Ушинский

Учитель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотвор­ных текстов, разнообразные "подсказ­ки", например:

  • рисуем (кодируем) стихотворение;

  • изображаем в действии;

  • показываем;

  • играем;

  • используем серию картинок;

  • используем один рисунок;

  • считаем.


«Рисуем стихотворение»


Сначала учителю нужно подобрать "рисуемое" стихо­творение, выучить его наизусть, закодиро­вать (изобразить с помощью символов), вы­разительно прочитать. Дать установку де­тям: "Сегодня попробуем стихотворение на­рисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".


Медведь


Как под горкой – снег, снег.

И на горке снег, снег.


Как под елкой - снег, снег.

И на елке снег, снег.


А под снегом спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

(И. Токмакова.)

Учитель вместе с детьми воспроизво­дит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Ученики могут придумывать рисунки-символы вместе с учителем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно дать детям готовую схему с симво­лами к новому стихотворению .



«Изображаем в действии»


Доказано, что между речевой функцией и моторикой су­ществует тесная связь. Совокупность движе­ний рук и речевых органов ускоряет запо­минание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подби­раются движения, которые учитель, а затем и ученики самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.


Пять малышей

Один малыш качается в саду.

(Показывает указательный палец. Опус­кает его вниз и покачивает им.)

Два малыша купаются в пруду.

(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа­тельным пальцами изображает мелкие шажки.)

А в эту дверь стучат еще четыре.

(Указательным пальцем правой руки сту­чит по раскрытой левой ладони. Выстав­ляет четыре пальца: указательный, сред­ний, безымянный, мизинец.)

С пятью другими тоже все в порядке.

(Показывает пять пальцев. Сжимает ла­донь правой руки в кулак, поднимает боль­шой палец.)

Им весело, они играют в прятки.

(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

Где притаились, ясно и ежу,

(Прижимает указательный палец к гу­бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)

Но я глаза зажмурил и вожу:

"Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь, я иду искать!"

(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягива­ет руки вперед.)


С детьми можно изображать потешки, песенки, при этом дети могут придумывать движения с учителем.




«Показываем стихи»


Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на­стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Детям учитель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить.


Ты - хомяк,

А ты - хорек,

Ты - зайчишка-

Прыг да скок.

Ты - лисица,

Ты - куница,

Ты - бобриха-мастерица.

Ты - охотник...

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!


По ходу чтения учитель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.


«Играем стихи»


Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматиза­цию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинте­ресованно. Сначала текст читает учитель, а "играет" ребенок, потом наоборот.



Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

- Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

("Моет" мишке лапки, вытирает и уса­живает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)


Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

("Поит" молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

(3. Александрова.)



«Используем серию картинок»


Опора на серию рисунков для обучения детей заучи­ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особен­но эффективен для

детей с речевой патоло­гией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образ­ная память, и запоминание носит в основ­ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучи­ванию цели.

Например, при заучивании сти­хотворения Александровой "Новая столо­вая" сначала учитель:

  • показывает изоб­ражения птиц, а дети рассматривают их и называют,

  • затем последовательно называют дни недели (учитель выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами);

  • проводится словарная работа: кормушка, столовая, го­нец весенний - путешественник-скворец;

  • учитель дает установку на запомина­ние: "Теперь смотрите на картинку, слушай­те новое большое стихотворение и поста­райтесь его запомнить";

  • читает полностью, не спеша, показывает картинку.


Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

(Синица и карточка с цифрой 1.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(Снегири и карточка с цифрой 2.)

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

(Вороны и карточка с цифрой 3.)

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев,

(Воробьи и карточка с цифрой 4.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

(Голубь и карточка с цифрой 5.)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок1.

(Сорока и карточка с цифрой 6.)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец!

(Скворец и карточка с цифрой 7.)


Потом дети читают текст хором, по груп­пам, по желанию. Картинки остаются в классе на видном месте.


«Используем один рисунок»


Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо­му стихотворению есть красочная иллюст­рация. При их рассматривании учитель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого мето­да. Учитель читает стихотворение и по­казывает большой яркий рисунок.


Я сова - большая голова,

На суку сижу,

Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек - всех вижу.


Затем задает вопросы, чтобы дети мог­ли ответить словами из текста:

  • Кто нари­сован на картине?

  • Какая у нее голова?

  • Что сова делает?

  • На чем сидит?

  • Куда глядит?

  • Зачем?

Детям учитель за­дает эти вопросы несколько раз (ответы мо­гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию.

Для луч­шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе­комые".

«Считаем»


Четкий ритм и отсутствие выра­зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей.

Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Можно использовать ма­ленькие считалки типа:

  • "Раз, два, три, четы­ре, пять, я иду искать!"

Сначала учитель ищет детей, а потом, пожеланию - дети. По­играв так несколько раз, ученики запомина­ют считалку.

Считалки разучивают при выборе водящего в подвиж­ной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг дру­га. Дети знают много таких считалок, кото­рых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:


Тыры-пыры, две гантыры.

Бухты-барахты, лебедь крахты.

Солнце, бронце, луковка.


При заучивании считалок совершенству­ется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к сло­ву и словотворчеству.

Приставалочка

С.Черный

1. Отчего у мамочки 4. Почему у птичек

на щеках две ямочки? нет рукавичек?

2. Отчего у кошки 5. Почему лягушки

вместо ручек ножки? спят без подушки?

3. Отчего шоколадки 6. Да оттого, что у моего сыночка

не растут на кроватке? ротик без замочка!


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!