Учим «видеть»: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом.
Любому школьнику приходиться запоминать большое количество учебного материала. Воспроизведение текстов различного уровня сложности все чаще необходимо учащимся практически на всех предметах. Можно ли научиться запоминать тексты, есть ли какие-то специальные техники или приемы запоминания и как ими пользоваться?
Мы отметили один общий момент: все без исключения исследователи пишут о том, что проблема кроется в механическом запоминании, тогда как текст надо осмыслить, то есть воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании материала. Главным средством понимания и запоминания текста является воссоздающее воображение (термин для нас абсолютно новый: воображение всегда ассоциативно было связано с понятием «творчество»). Именно поэтому мы решили разобраться, как же «работает» воссоздающее воображение и как оно может помочь решить учебные задачи.
Исследователи сходятся во мнении, что воображение – один из интереснейших психических процессов, определяющих поведение человека и его индивидуальность, однако единого мнения о том, что такое воображение, в настоящее время не существует, как нет и единого подхода к классификации видов воображения. Проанализировав разные классификации, мы выделили общие положения и составили таблицу:
ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленным |
Произвольное | мечтательность, грезы |
Непроизвольное | гипнотическое состояние, сновидения |
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ направлено на решение творческой или личностной задачи |
Артистическое | способность к взаимодействию со сценическими объектами |
Творческое | самостоятельное создание новых образов и идей, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности |
Критическое | поиск того, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке |
Воссоздающее | создание образов, представлений, соответствующих словесному описанию, схемам, условным изображениям, знакам и т.д. |
Антиципирующее | способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий; мысленное представление, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. |
Нас интересует, как понять и запомнить именно текстовую информацию, поэтому мы обратили внимание на тот факт, что за максимально точное воспроизведение образов, соответствующих словесному описанию, воссоздание первоначального смысла слов, предложений, всего текста отвечает воссоздающее (воспроизводящее) воображение
Текстовая (речевая) информация запоминается значительно хуже образной, в связи с тем, что зрительные образы, возникающие в воображении при чтении, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты, к тому же далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении. Если перед нами стоит задача пересказать только что прочитанный текст, то мы будем вспоминать именно образы, возникающие в воображении, и эти образы будем снова преобразовывать в речь, то есть пересказ текстовой информации - это рассказ по картинкам. А если слова в зрительные образы не преобразуются, то и информацию эту мы запомнить не можем. Более того, мозг человека не умеет запоминать последовательность информации. Это еще одна причина, по которой текстовая информация запоминается плохо. Как же запомнить текстовую информацию? Ответ очевиден: надо перевести слова на «язык» мозга – образы, а это осуществляет воссоздающее воображение. Оно же обеспечивает понимание речи.
Рассмотрим механизм воссоздающего воображения. В нем выделяют два параллельных канала:
1. Рефлекторное преобразование: автоматически преобразуются в зрительные образы имена существительные, например: авторучка, яблоко;
2. Пространственная организация: организовать образы в пространстве помогают глаголы, падежные окончания, предлоги, суффиксы, например: НА столЕ ЛЕЖИТ телефон. НАД столОМ ВИСИТ картина.
Выделяют четыре варианта работы воссоздающего воображения:
1. Полное понимание, когда информация проходит по двум каналам воссоздающего воображения: на столе стоит ваза с красной розой.
2. Неполное понимание, при котором канал пространственной организации образов отключен, и мозг «не знает», как расположить объекты в пространстве: стул, книга.
3. Неполное понимание, при котором канал рефлекторного преобразования слов в зрительные образы отключен: мозг в состоянии расположить образы в пространстве, но при этом образов отсутствуют: глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка (Л.В.Щерба).
4. Полное непонимание речи, при этом оба канала воссоздающего воображения отключены: отсутствуют слова-образы и их пространственная организация - мозг не воспринимает речевое сообщение: тисбурумо уюри хонага круас.
Когда мы слышим речь, слова не только вызывают образы в нашем воображении, но и соединяют их, то есть автоматически образуют связи между зрительными образами. Пример: на елке, растущей на потолке, распустились цветы. Слова текста рождают образы в воображении и связывают их в пространственно организованную картинку, несмотря на абсурдность высказывания. И именно благодаря автоматическому связыванию образов мы эту картинку запоминаем.
Воссоздающее воображение – это необходимая ступень к пониманию, а от него – к запоминанию текста. Если человек видит в воображении слова именно как слова, в виде набора букв, без зрительных образов, наверняка он испытывает серьезные проблемы с пониманием текстов. Психологи в этом случае категоричны: нет проблем с пониманием смысла слов только у тех людей, кто мыслит зрительными образами.
Язык мозга - это зрительные образы. Значит, чтобы научиться эффективно запоминать текст, сначала необходимо научиться преобразовывать слова в зрительные образы, между которыми должны образоваться связи, а для этого образы должны быть удобными для запоминания, то есть быть:
1) крупными и одного размера (мелкие образы представлять не следует: связи между такими образами будут запоминаться очень плохо);
2) объемными;
3) цветными.
4) детальными.
Следующий этап запоминания – это сознательное «соединение образов». Каждый раз, соединяя два образа в воображении, мы заставляем мозг запомнить эту связь, то есть контролируем процесс запоминания.
Образы можно соединять в воображении разными способами:
1. Прием символизации. Используется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов, то есть слов, не имеющих фиксированного образного значения.
2. Метод сжатия информации. Применяется для «шифровки» в зрительные образы небольших отрывков текста: энциклопедических сведений, отдельных абзацев текста.
Когда мы читаем книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу мы запоминаем как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного материала напоминает рассказ по картинкам.
Итак:
1. Воссоздающее воображение готовит элементы информации к запоминанию (процесс кодирования в образы). Само запоминание - это соединение образов в воображении.
2. Запоминание речи основано на запоминании связей между образами. Чтобы вспомнить фразу «лиса выглянула из норы», человек сначала вспоминает картинку, и уже эту картинку описывает словами.
3. Надо тренировать воссоздающее воображение, потому что без него запоминание невозможно. Как результат - воссоздающее воображение начинает работать быстрее, возникающие в голове образы становятся конкретными и более яркими.
4. Развитое воссоздающее воображение поможет лучше понимать устную и письменную речь (тексты).
Воссоздающее воображение можно и нужно развивать. Мы нашли интересные приемы по стимулированию работы воссоздающего воображения в статье доктора психологических наук, профессора Граник Г.Г. и кандидата филологических наук Борисенко Н.А. «Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам».1 Авторы считают, что начинать работу по стимулированию воссоздающего воображения нужно как можно раньше, поскольку именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, и работа эта должна быть постоянной. Особую роль Граник Г.Г. и Борисенко Н.А. отводят подбору текстов для упражнений и заданий к ним. Авторы предлагают следующие приемы по развитию воссоздающего воображения:
1. Основной тип задания - «Включите воображение» (варианты: «Включите свой «мысленный экран», «Пусть поработает ваше воображение», «Включите волшебный фонарь воображения», «Постарайтесь мысленно увидеть…»). Такое задание дается по текстам, содержащих зрительные, слуховые, обонятельные и другие образы.
2. Типичное задание - «Прочитайте текст. Позовите на помощь воображение. Расскажите, какую картину вы увидели, когда читали текст»».
Отметим, что текст в этом случае должен содержать так называемые «подсказки» – «лингвистические сигналы» (слова, словосочетания, любой элемент текста), которые непосредственно отвечают за включение воображения и дальнейшее понимание.
3. Пересказ как одно из средств проверки включенности процессов воображения. Если воображение во время чтения было активно, то пересказ будет полным и точным. Если же воображение не включилось, допускается большое количество неточностей, пропускается существенное, искажаются образы, обращается внимание на второстепенные детали.
4. Работа с текстами, направленными на развитие разных видов воссоздающего воображения: над воображением в статике и в динамике. Для этого даются разные тексты и разные типы заданий к ним. Прочитав текст, школьники должны не просто воссоздать описанную картину, но и ответить на вопрос: «Как вы думаете, картину, увиденную вами на «мысленном экране», можно расположить на одном художественном полотне (кадре фильма) или надо создать несколько картин (кадров)?». Граник Г.Г. и Бондаренко Н.А. определили основные направления, в которых следует разрабатывать задания:
- создание у школьников мотивации к данному виду работы и установки на включение воображения;
- «запуск» психологического механизма воссоздающего воображения;
- восприятие «лингвистических сигналов» текста, отвечающих за работу воображения; смещение акцентов;
- развитие самоконтроля в процессе работы воображения и т.п.
Авторы уверены, что в ходе специальным образом построенного обучения воссоздающее воображение можно развить «до удивительной степени».
Для развития отработки навыков запоминания учащимся предлагается 5 текстов (отрывки) для дальнейшего их воспроизведения с помощью воссоздающего воображения. Тексты подразделяются на 3 категории: воссоздают образы запахов, звуков, ощущений.
Можно предложить следующие отрывки из художественной литературы:
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (звук) - 20 слов
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (звук) - 18 слов
Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (ощущение) - 17 слов
Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (запах)
«Помню большой, весь золотой...» - 24 слова
Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» (запах)
«Войдёшь в дом и прежде всего...» - 26 слов
Для того, чтобы запомнить текстовую информацию, необходимо перевести слова на «язык» мозга – образы, а это осуществляет воссоздающее воображение. Оно же обеспечивает понимание речи. Чтобы эффективно запоминать текст, сначала необходимо научиться преобразовывать слова в зрительные образы, между которыми должны образоваться связи, а для этого образы должны быть удобными для запоминания, то есть быть крупными и одного размера, объемными, цветными и детальными. Следующий этап запоминания – это сознательное «соединение образов». Каждый раз, соединяя два образа в воображении, мы заставляем мозг запомнить эту связь, то есть контролируем процесс запоминания.
Воссоздающее воображение- это один из способов запоминания текста. Воспроизведение текстов является составной частью экзаменационной работы в рамках письменного экзамена, а пересказ – частью устного экзамена по русскому языку в 9 классе. А текстовая (речевая) информация запоминается значительно хуже образной в связи с тем, что зрительные образы, возникающие в воображении при чтении, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты, к тому же далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении.
Изложенная стратегия (методика, технология) работы с текстом активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию и запоминанию текста, развитию образного мышления, речи. Заниматься развитием воссоздающего воображения нужно потому, что читать, «видеть» и «слышать» (одновременно) — часто и есть «понимать». Обучение данной читательской метапредметной стратегии следует непосредственно связать с обучением предмету (русскому языку). Принцип взаимодополнения — самый эффективный принцип в преподавании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бунин И.А. Собрание сочинений в 8 томах: Рассказы. Повести. Переводы. 1892-1909. Том второй. – М.: Моск. Рабочий, 1994.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – Режим доступа: http: //www.psyedy.ru/ journal/2009/1/Granir_Borisenko.phtml.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. – 2007. – №23. – С. 23-28.
Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Развитие воссоздающего воображения на уроке русского языка // Русский язык в школе. – 2006. – №6. – С. 3-10.
Евграфова Е. М. Понимание и воображение // Русский язык. – 2003. – №5. – С. 14.
В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Материал опубликован на сайте «Mnemonikon» 26 мая 2002 года в авторской редакции.
Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. – 1987. – Вып. 11. – С. 7-26.
Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 1. Записки охотника. М., «Худож. лит.», 1975
Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1996.
Граник, Г. Г., Борисенко Н. А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование. – 2009. – №1. – Режим доступа: http: //www.psyedy.ru/ journal/2009/1/Granir_Borisenko.phtml