СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учимся для жизни. Функциональная грамотность на уроках химии".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на окружном методическом объединении учителей химии.

Просмотр содержимого документа
«"Учимся для жизни. Функциональная грамотность на уроках химии".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

города Буденновска Буденновского района»

(МОУ СОШ № 4 г. Буденновск)










Выступление на окружном методическом объединении

учителей химии:

«Учимся для жизни.

Функциональная грамотность на уроках химии.»





Учитель химии и биологии

МОУ СОШ № 4

г.Буденновска

Ивко Ольга Алексеевна









2021-2022 учебный год

"Учимся для жизни. Функциональная грамотность на уроках химии."


Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию.

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.

Впервые термин «функциональная грамотность» был введен 8 сентября 1957 году в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.

Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать, но  почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что долги (кредиты) надо возвращать с огромными процентами!

Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.

Многие люди, не готовы к кардинальным изменениям. В наше время чтобы оставаться профессионалом своего дела, строить карьеру, приходится следовать совету Черной королевы из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «…Бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»

Что же такое функциональная грамотность?

По мнению Алексея Алексеевича Лео́нтьева, доктора психологических наук и доктора филологических наук, «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Задача системы образования 21 века состоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

 Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. У обучающихся формируются такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога - создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование  электронных образовательных ресурсов, технических средств. 

Функциональная грамотность включает в себя:

  • познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

  • образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

  • методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

  • Языковая грамотность

  • Математическая грамотность

  • Естественно-научная грамотность

  • Цифровая грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Культурная и гражданская грамотность.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

1.                     Повышение уровня функциональной грамотности учащихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта), за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

2.                     Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно - деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель

3.                     Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Задания для формирования и оценки функциональной грамотности.
Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.

Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.

Грамотность

Содержательная область

Читательская

Типы и форматы текста

Математическая

Разделы математики

Естественнонаучная

Естественнонаучные предметы, методология

Финансовая

Деньги и финансы, управление, риски и выгоды

Креативное мышление

Самовыражение, решение проблем

  Контекстная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность

Контекст

Читательская

Ситуации функционирования текста

Математическая

Мир индивидуума, социума, образования и науки

Естественнонаучная

Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии

Финансовая

Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество

Креативное мышление

Образование, быт, наука и технология, культура,

социум

 

Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность

Компетенция

Читательская

Работать с информацией:

 - находить и извлекать

- осмысливать и оценивать

- интерпретировать

Математическая

Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы

Естественнонаучная

Давать научные объяснения

Применять естественно-научные методы исследования

Интерпретировать данные

Делать выводы

Финансовая

Работать с финансовой информацией

Выявление, анализ и оценка проблемы

Применение и понимание

Креативное мышление

Выдвижение, оценка и доработка идеи

 

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников является решение практико-ориентированных задач.

На своих уроках я часто использую данные задания.

Тема:«Углеводороды»

Задача 1. Вы решили обработать дихлорэтаном пустой склад для овощей площадью 100 м2 и высотой 2,5м. Сколько потребуется препарата при норме 300 г/м3 и где надо расположить мешковины, пропитанные дихлорэтаном, - на полу или в верхней части помещения?

Ответ: Объем помещения 250 м3, расход препарата составит 75000г, мешковину надо расположить под потолком, так как дихлорэтан намного тяжелее воздуха.

Задача 2. У сельскохозяйственных животных при недостатке каких-либо компонентов питания в рационе появляются отклонения в поведении: они пытаются поедать несъедобные предметы. Так животные инстинктивно пытаются восполнить недостающие им элементы питания. Например, животноводы замечают, что дефицит серы в организме крупного рогатого скота проявляется не только в уменьшении прочности копыт, выпадении шерсти, но и в том, что животные пытаются жевать резиновые сапоги работников фермы. Почему именно в резине ищут животные источник недостающего элемента?

Ответ: Резину получают вулканизацией каучука – нагреванием его с серой, в результате атомы серы присоединяются по месту некоторых двойных связей и как бы сшивают молекулы друг с другом. Поэтому резина содержит значительное количество серы.

Тема: «Кислородсодержащие органические соединения».

Задача 1. Многие из вас знают, что в состав жидкостей, предотвращающих замерзание воды в радиаторе – антифризов – входят многоатомные спирты, чаще всего этиленгликоль. Какие из жидкостей, нередко имеющихся в доме, можно залить в радиатор в безвыходной ситуации?

Ответ: В безвыходной ситуации можно использовать водку, спирт, одеколон или лосьон с высоким содержанием спирта, глицерин, разбавленный водой.

Задача 2. Лосьоны для очистки кожи лица – один из самых распространенных косметических препаратов. Производители, рекламируя свой товар, уверяют, что он содержит уникальные вещества, обладающие особыми очищающими свойствами. На самом деле, основной компонент любого лосьона – спирт, и приготовить лосьоны можно самим. Состав простого лосьона для жирной кожи (в массовых долях): спирта – 20%, лимонной кислоты – 2%, ацетата алюминия – 0,3%, несколько капель духов и кипяченой воды до 100%. Спирт можно заменить водкой. Рассчитайте, сколько вам потребуется водки и других компонентов для приготовления 0,2 л такого лосьона (плотность раствора примите равной единице).

Ответ: Водка содержит 40% спирта, следовательно, ее надо взять в 2,5 раза больше, чем чистого спирта. На 100 г раствора потребуется водки 20х2,5=50 г, лимонной кислоты 2 г, ацетета алюминия 0,3 г, остальное – кипяченая вода; на 200 г раствора необходимо: 100 г водки, 4 г лимонной кислоты, 0,6 г ацетата алюминия, остальное – кипяченая вода.


Интегративные задания – разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.

Тема:«Альдегиды и кетоны» .

Задача 1. Для обработки семенных клубней картофеля против грибковых болезней применяют формальдегид СН2О. Рабочий раствор готовят разведением 40%-ного раствора формальдегида в соотношении 1:80, расход рабочего раствора 30 л на 1 т картофеля. Сколько вам потребуется формальдегида для обработки двух мешков (примерно 100 кг) посевного материала картофеля? Какие вы знаете грибковые заболевания картофеля (растений). Как происходит распространения этих заболеваний?

Ответ: Для обработки двух мешков картофеля необходимо 37,5 мл 40% - ного раствора формальдегида. В аптеках под названием формалин продают 35-40%-ный раствор формальдегида с добавкой небольшого количества муравьиной кислоты. Для ваших целей необходимо купить один пузырек – 50 мл этого препарата.

Среди распространенных грибковых заболеваний: - фитофтороз; - парша; - фузариоз (сухая гниль); - альтернариоз или макроспориоз (сухая пятнистость); - фомоз (пуговичная гниль); - картофельный рак. Грибковые болезни распространяются через споры, которые сохраняются в строй ботве картофеля и растительных остатках, на садовом инвентаре и самих клубнях.

Тема:«Карбоновые кислоты».

Задача 1. Пот человека содержит 98-99% воды, низкомолекулярные жирные кислоты, лимонную, молочную и пировиноградную кислоты, аммиак, ацетон, холестерин, стероидные гормоны, около 0,3% хлористого натрия, катионы кальция и магния, сульфат- и фосфат-анионы, следовые количества белков. Какие из этих веществ могут вступать в химическое взаимодействие с мылом? Какова функция пота. А как потеют животные?

Ответ: Мыла – натриевые соли высших жирных кислот – стеариновой C17H35COONa и пальмитиновой C15H31COONa. Как все растворимые соли, они могут вступать в реакции обмена с кислотами и другими солями. Образующаяся при гидролизе мыла щелочь взаимодействует с кислотами.

Потовые железы участвуют в регуляции температуры тела. На испарение одного литра пота затрачивается 2436 кДж, в результате чего организм охлаждается. При низкой температуре окружающей среды потоотделение резко уменьшается. При насыщении воздуха водяными парами испарение воды с поверхности кожи прекращается. Поэтому пребывание в жарком сыром помещении плохо переносится.

Птицы не имеют желёз на коже. Их организм работает более интенсивно и охлаждается с помощью высокоразвитой дыхательной системы. Также существуют млекопитающие, не имеющие (или имеющие очень малое количество) потовых желёз и, как следствие, не способные потеть. Примером могут служить свиньи, кролики. У этих животных нет рабочих потовых желёз. У домашней кошки и собаки потовые железы развиты очень слабо (на подушечках лап, кончике носа и в очень малом количестве — в ушах), они в небольшой степени охлаждают свой организм, открывая пасть и/или высовывая язык.

Тема:Аминокислоты.

Задача. Одной из причин долголетия японцев является широкое употребление в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.

Задание.

1.Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2.

2.Приготовьте сообщение о незаменимых аминокислотах. 



Семь простых правил

Правило 1. Сначала познавательный интерес, а затем учение: интересно и полезно, занимательно и экспериментально.

Правило 2. Прежде вещество, а затем его строение - «от живого созерцания к абстрактному мышлению...»

Правило 3. Сначала практика: исследования, эксперименты, решение проблем, а затем теория.

Правило 4. Изучать химию в контексте: химия - жизнь - естествознание–неразрывно связанных понятия.

Правило 5. Нужны твёрдые знания и умения, чтобы связывать в единое представление различные стили репрезентации вещества: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный - и мыслить, используя эти стили.

Правило 6. Формулы и уравнения познавать с помощью химических расчётов.

Правило 7. Создавать ситуацию успеха в интегрированной познавательной деятельности.

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», Должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.

И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!