СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся для жизни - стремимся в будущее

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное межпредметное мероприятие по функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Учимся для жизни - стремимся в будущее»


Внеурочное мероприятие

«Учимся для жизни- стремимся в будущее»

Дата проведения 20 марта 2024 г.

Аудитория- 10-11 класс

Цель: создание условий для интеллектуального развития, успешного и продуктивного применения информации через деловую игру в процессе обобщения знаний, полученных учащимися по теме: функциональная грамотность

Форма проведения : деловая игра.

Предметные образовательные результаты

- владение основными понятиями по теме: «Финансовая грамотность», «Математическая грамотность», практические задачи по физике, информатике.

Формируемые ценностные отношения:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

  • уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений;

  • установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности;

  • способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;



Метапредметные образовательные результаты

Личностные:

- готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия

Регулятивные:

- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

- развитие коммуникативной культуры учащихся;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, экран, мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями.

Методы: практический, словесный, наглядный.


Цель: формировать положительный настрой на игру, мотивацию, определить предмет

обсуждения.

Здравствуйте уважаемые педагоги – наставники и старшеклассники! Сегодня мы с вами встретились на деловой игре.

Тему нашего мероприятия определяют слова Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега — немецкого педагога «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»

Видео

Правила

Каждой команде выдается 4 вида заданий, содержащие 3 уровня сложности.

1 уровень- 1 балл, 2 уровень- 2 балла, 3 уровень- 3 балла

Время выполнения заданий 15 минут.

По истечении времени вы свои решения и ответы передаете в «деканат».


Итак


  1. Задание на формирование финансовой грамотности

1.«Дом, который построим мы»

Молодая семья, желая построить собственный дом в соответствии с президентской программой, имеет намерение взять кредит в банке.

Проблема – какую сумму нужно взять?

Семья обратилась в агентство «ВСЁ ДЛЯ ВАС» для составления строительной сметы.

В смету должны быть включены следующие расходы:

1. Закупка стройматериалов на выгодных условиях.

2. Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки.

3. Найти компанию-перевозчика для транспортировки стройматериалов по самым дешёвым расценкам.

Поскольку дело касается строительства, и вам необходимо выполнить кое-какие расчёты, то пусть ваш класс станет расчётным агентством "Всё для вас". Агентство состоит из трех расчетных отделов: Отдел транспорта, Отдел доставки, Отдел закупки.

За свои услуги агентство берет 2% от расчетной суммы.


Отдел транспорта ( 1балл)

Компания-перевозчик «АВТОТРАНС»

Клиент хочет арендовать автомобиль на сутки для поездки протяженностью 500 км. В таблице приведены характеристики трех автомобилей и стоимость их аренды. Помимо аренды клиент обязан оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Цена дизельного топлива — 19 рублей за литр, бензина —- 39 рублей за литр, газа — 17 рублей за литр. Какую сумму в рублях заплатит клиент за аренду и топливо, если выберет самый дешевый вариант?

Автомобиль

Топливо

Расход топлива(л)

на 100 км

Арендная плата (руб)

за 1 сутки

1. А

Дизельное

7

3700

2. Б

Бензин

10

3200

3. В

Газ

14

3200


Отдел закупки (2 балла)

Торгово-строительная фирма «ХОЗЯИН»

ДЛЯ ДОМА СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ:

При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант? (11500)


Отдел доставки ( 3 балла)

Торгово-строительная фирма «Строитель»

1. Нужно приобрести 26 кубометров бруса у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придётся заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?

Поставщик

Стоимость бруса (руб. за м³)

Стоимость доставки (руб.)

Дополнительные условия

А

3800

5000


Б

4500

6000

При заказе на сумму больше 120000 руб. доставка бесплатно

В

3900

4000

При заказе более 20 кубометров доставка бесплатно


2. Нужно приобрести 50 листов кровельного железа у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?

Поставщик

Стоимость железа

(руб.за лист)

Стоимость доставки

(руб.)

Дополнительные условия

А

400

4400


Б

420

5400

При заказе на сумму больше 25000 руб. доставка бесплатно

В

440

3400

При заказе 50 листов доставка бесплатно

4. Учитель: команды уже подготовили свои отчеты. Подведем итоги.

Агентство «ВСЁ ДЛЯ ВАС»

Смета на постройку дома:

1. Закупка стройматериалов на выгодных условиях: 11500руб.фундамент

2. Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки: 4365руб.

3. Найти компанию-перевозчика для транспортировки стройматериалов по самым дешёвым расценкам: 101400руб.брус + 22000руб.кровельное железо = 123400руб.

Итого : 127765.+ 2555,3 руб. за услуги агентства = 130320.3 руб.

  1. Задание на формирование математической грамотности

«Бюджет студента»


В скором будущем вы станете студентами колледжа, преодолев высокий проходной балл. Но колледж вашей мечты находится в другом городе. Помимо учебы вам предстоит решить ряд бытовых проблем. В чужом городе рядом не будет мамы и папы, все придется делать самим в свободное от учебы время. Предстоит научиться правильно распределять деньги, учитывая, что основная часть расходов – это оплата проживания (общежития или съемного жилья), коммунальных услуг, мобильной связи, проезда и питания. Только после этого можно планировать расходы на одежду и развлечения. Большие траты придутся на первый месяц учебы: предстоит купить набор необходимой посуды, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары. Нехватка денег – одна из главных проблем всех студентов, поэтому вам необходимо научиться экономить и найти способ снизить свои затраты. Дерзайте, пройдете отличную школу выживания.

Маша после 9 класса поступила в колледж в Коломне. По расписанию занятия в колледже проходят 5 дней в неделю. До колледжа Маша добирается на автобусе и трамвае. Студентка устроилась на работу по специальности недалеко от колледжа в вечернее время. Девушке регулярно переводят аванс 10 тыс. руб. 25-го числа каждого месяца и зарплату 13 тыс. руб. 10-го числа. Кроме того, в колледже она получает стипендию 3800 руб. первого числа. Зарабатывая собственные деньги, Маша решила начать жить отдельно от родителей и снять вместе с однокурсницей квартиру в Коломне недалеко от колледжа. Студентки нашли квартиру за 20 тыс. руб. в месяц, за которую нужно платить 20-го числа текущего месяца. При этом Маша каждую неделю на выходные ездит домой. Цена билета на автобус в один конец составляет 98 руб., билета на трамвай – 33 руб.

Задание 1 (1 балл)

Сможет ли Маша исполнить свою мечту и жить финансово независимо от родителей? Ответ аргументируйте.

Ответ:





Недостаточно данных, чтобы ответить на поставленный вопрос. Доход Маши за месяц составит: 10 000 + 13 000 + 3800 = 26 800 руб.

Расходы: 10 000 руб. (аренда квартиры) + (98 + 33) руб. ∙ 8 раз (проезд) = 11 048 руб.

С одной стороны, доход Маши больше ее расходов, но нам известны не все статьи расходов.

Поэтому мы не можем однозначно ответить на поставленный вопрос.




Задание 2 (2 балла)

Маше не хотелось готовить дома, поэтому она обедала и ужинала в соседнем кафе. Обед стоил 250 руб., а ужин – 150 руб. На завтрак Маша по привычке пила только кофе.

Позволит ли бюджет Маши питаться два раза в соседнем кафе?

Ответ:







Обоснование:





Да, при своем бюджете Маша сможет питаться в выбранном кафе.

Маша питается в Коломне 5 дней в неделю. Расходы на питание в день составляют: ужин 150 руб. + обед 250 руб. = 400 руб. Расходы на питание в месяц составляют: 20 дней ∙ 400 руб. =

= 8000 руб. 8000 руб. 15 752 руб.


Задание 3 ( 3 балла)

Прожив несколько недель отдельно, Маша поняла, что на косметику, телефонную связь, одежду и развлечения она тратит от 150 до 250% расходов на квартиру, проезд и питание. Пришлось Маше возвращаться домой. Самым сложным было упаковать компьютер. На балконе Маша нашла коробку с пенопластовыми вставками. Размер коробки – 138 × 98 × 39 см. Ширина пенопластовых вставок – 7 см. Размер системного блока – 173 × 432 × 490 мм, а размер монитора без подставки – 811 × 521 × 143 мм.

Сможет ли Маша упаковать системный блок и монитор в коробку для безопасной перевозки?

Вычисления:










Ответ:



По максимальной стороне суммарный размер двух предметов составляет 490 + 811 = 1301 (мм) =

= 130,1 (см). По минимальной стороне: 173 + 143 = 316 (мм) = 31,6 (см). Суммарный размер по третьей позиции: 432 + 521 = 953 (мм) = 95,3 (см).

По всем трем направлениям суммарный размер двух предметов меньше размеров коробки, что позволит упаковать системный блок и монитор в коробку.

























3 этап Задачи по информатике



Информатика

Задание №1 (1 балл)


Люди и Роботы


В конце рабочего дня телеуправляемого робота перемещают в гараж (контуры обозначены пластиковыми стаканчиками). Управление роботом осуществляется инфракрасным пультом (находится на роботе). Переместите его с помощью пульта на место стоянки.

Необходимо иметь ввиду:

  1. Назначение кнопок не известно, а значит эксперимент – наше все.

  2. Опасно долго удерживать кнопки.

  3. Справится и один, но помощь может пригодится.

  4. Разрушать гараж не рекомендуется.

  5. Тише едешь – дальше будешь.


Информатика

Задание №2 (2 балла)


Красота и Пропорция


Николай скачал из Интернета обои для Рабочего стола в папку Обои Природа, но разрешение картинки не совпало с разрешением экрана его ноутбука.

Николай к счастью знал, что разрешение картинки можно изменить с помощью редактора GIMP. Для этого он сначала узнал разрешение дисплея (ПКМ по Рабочему столу  Параметры экрана) и открыл изображение в редакторе. А далее пошел по найденному в Интернете алгоритму:

  1. Выбрать инструмент Прямоугольное выделение, поставить в его настройках крестик в пункте Фиксированный Соотношение сторон и ниже указать соотношение как разрешение экрана (например, 800:600 вместо 1:1).

  2. Выделить понравившуюся часть изображения захватив максимальную площадь рисунка/фотографии.

  3. Скопировать: Меню  Правка  Копировать.

  4. Меню  Файл  Создать из буфера обмена.

  5. Меню  Изображение  Размер изображения  Установить ширину и высоту как у дисплея  Нажать Изменить

  6. Меню  Файл  Экспортировать как…  Назвать новый файл указав расширение jpg.  Выбрать место сохранения (исходная папка)  Нажать Экспортировать  Экспортировать. Закрыть GIMP.

  7. Установить новые обои Рабочего стола: ПКМ по файлу Сделать фоновым изображением рабочего стола.

Николаю понадобилось 5 минут.

Необходимо иметь ввиду:

  1. Алгоритм нельзя нарушать.

  2. Хорошо, когда есть товарищи, которые могут поправить.

  3. ПКМ – нажатие на правую клавишу мыши.





Информатика

Задание №3 (3 балла)


Дела наши житейские


Ольга после изучения темы «Электронные таблицы» решила помочь отцу с расчетами строительства нового семейного дома на этапе покупки бруса для стен.

Отец дал ей план дома и объяснил, что стоимость бруса равна произведению объема стен на цену бруса за 1 м3.

Объем стен находится как произведение длины средней линии на толщину бруса и высоту стен.

Зная параметры дома (a = 7 м, b = 9 м, d = 0,2 м, h = 3 м, c = 13000 руб/куб), Ольга легко и быстро вычислила стоимость пиломатериала.

Повторите ее расчеты.

Необходимо иметь ввиду:

  1. a, b – ширина и длина дома по средней линии стен, d – толщина стен, h – высота, c – стоимость пиломатериалов.

  2. Формула начинается со знака равенства.

  3. Обозначения параметров, единицы и формулы помещаются в отдельные ячейки.

  4. Лучше воспринимается размещение по столбцам (обычно их три).

  5. Коллектив справится лучше и быстрее.

  6. Могут понадобиться промежуточные вычисления, а можно и одной формулой обойтись.

  7. Ссылки замечательная вещь, они делают решение массовым. Вдруг передумаем размеры, тогда достаточно изменить значения, на которые указывают ссылки и формулы все пересчитают. Да и цены меняются.


























4 ЭТАП Задания по физике

Физика

Задание №1 (1 балл)


Площадь и Бумага


В одном из экспериментов по физике Ксении понадобился прямоугольный листочек бумаги площадью 15 см2.

Вырежьте его для нее.

Необходимо иметь ввиду:

  1. Площадь одной клетки равна четверти см2.

  2. Две клетки по длине – 1 см.

  3. Разложим на множители?





Физика

Задание №2 (2 балла)


Да будет свет!


У Петра – любителя электротехники отключили дома электроэнергию в связи с какой-то аварией на подстанции.

К счастью имелся запас проводов, батареек и ключей и за 5 мин Петр собрал электрическую схему из двух лампочек, двух ключей и одного источника тока соединенных проводами.

Лампочки можно было включать и выключать независимо и таким образом регулировать уровень освещения и потребления энергии от батареек.

Повторите работу Петра.

Необходимо иметь ввиду:

  1. Источник тока подключаем последним (после проверки схемы учителем).

  2. Управлять нагрузкой независимо нельзя при последовательном соединении.

  3. Соединительные провода имеют штекеры с отверстиями, а значит в них можно вставлять штекеры других соединительных проводов.

  4. Вариантов сборки много и каждый имеет право на существование – экспериментируйте!

  5. Удобнее работать вдвоем.










Физика

Задание №3 (3 балла)


Делимся «по науке»


Мария и Александр решили питаться в походе «по науке» исходя из следующего принципа: требуемое количество продукта пропорционально весу человека. Они даже взяли в путешествие с собой портативные электронные весы, для точного следования данному принципу и металлические стаканы в качестве тары при взвешивании (тяжелые, но зато крепкие).

В последний день у них осталось немного крупы.

Помогите ребятам поделить крупу «по науке», если масса Марии 55 кг, а Александра 72 кг.

Необходимо иметь ввиду:

  1. Ребят устраивала точность до 1 грамма.

  2. Электронные весы взвешивают в граммах.

  3. Предел весов 200 г.

  4. Кнопка TARE обнуляет массу тары.

  5. У ребят имелся ноутбук с Калькулятором и Электронной таблицей.

  6. Целое состоит из частей.

  7. Пропорции – наше все.





III Подведение итогов

Релаксация под музыку (


IV Вручение дипломов


Рефлексия:



«Яблоня» Перед вами яблоня. Учащимся раздаются нарисованные яблоки двух цветов – розовые и желтые. Они приклеивают яблоки на яблоню: розовые – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение;

желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение.





Дополнительно


«Словолов». (задание на листе с логотипом) ( задание 2)

Дорогие друзья, ваша задача найти в тексте слова, связанные с темой; слова между собой можно соединять.

Мой друг Сашка питал страсть к футболу и изводил меня рассказами про центрового нападающего итальянского "Ляцияре". Когда я пытался затеять разговор об менее интересных для него вещах, он смотрел на меня непонимающе. Мне же футбол никогда не нравился. Неудивительно, что между. Нами часто возникали споры. Но к счастью, однажды случилось следующее. Как-то он зашел ко мне вечером с лукавой улыбкой на лице. Настолько хитрый был у него вид, что я волей-неволей заинтересовался. "Пошли в бар терять время", - предложил он. Я согласился. В баре было нововведение: на всю стену стоял большущий экран, где шел прямой эфир матча. Играли испанский "Коринф" - "Ляцияре" (Италия).

- Ну и что здесь интересного?- Ну, ты трудный, - протянул Сашка, - смотри на экран. Я со скучающим видом повернулся к экрану и вздрогнул. Наш бывший одноклассник Лешка Биз несся во всю прыть, явно намереваясь забить гол. И когда он через минуту таки забил, у итальянского "Ляцияре" одним поклонником стало больше. Теперь мы с Сашкой постоянно обсуждаем футбольные события. А я даже выписал журнал "Огни футбольной арены".


Ответы

(1. Капитал 2. Процент 3. Обмен 4. Цена 5. Бартер 6. Фирма 7. Инфляция 8. Труд 9. Бизнес

10. Налог)







КРЕДИТ ( к заданиию 1)

Рассчитать ежемесячную сумму платежа, если клиент собирается взять в банке 142000 рублей под 14% годовых и планирует выплатить кредит за один год.

Расчет ежемесячной суммы выплат:

  • Нужно взять 142000 рублей

  • 14% - 19880руб.

  • ИТОГО – 161880

161880 : 12 = 13490 рублей в месяц

Вопрос: Выделит ли банк кредит молодой семье при совокупном чистом доходе в 35000р, при условии, что ежемесячный платеж не должен превышать 50% от дохода семьи?