III. Изучение нового материала. (И) Метод «Кластер» (деятельность учащихся) ученики знакомятся с теоретическим материалом и составляют кластер. Чтобы обозначить окончание, надо изменить слово. Изменяющаяся часть слова – окончание. Неизменяющаяся часть –основа. Дружб а , дружб ы , дружб е . основа + окончание = слово Если при склонении (изменении) слова в какой-то формеокончаниевыпадает, то говорят, что окончание в ней нулевое: (ч т о?) книг и , (чего?) книг . Упр.200 Спишите, обозначая окончание и основу в словах. Укажите существительные с нулевым окончанием. Упр 201. Определите по ключевым словам текста, о чём в нём может пойти речь: друг, верный, уметь, дружить, честный, помощь, беда, радость. Послушайте текст. Верно ли было ваше предположение о его содержании? Выпишите из текста в 1-ю колонку существительные, которые Имеютокончания, и обозначьте их; во 2-ю колонку – существительные с нулевымокончанием. IV.Закрепление изученного материала.Выполнение тренировочных упражнений. Упр .202 Прочитайте стихотворение Н. Бичуриной. О чём оно? А как бы вы по-ступили на месте этих девочек? Работа с учебным словообразовательным гнездом (УСГ). (Деятельность учащихся) И Ученики подбирают к УСГ(Ссора,ссорить (-ся),поссорить (-ся); белка,белочка,бельчата,беличий) подходящие по смыслу слова. (Г) Работа в группах. 1 | 2 | 1. От какого слова образовано прилагательное лесной? | 1. От какого слова образовано существительное белочка? | 2. Найдите в тексте слова, соот 1)основа и окончание -ой; 2) основа и окончание -е; 3) основа и нулевое окончание; 4) основа и окончание -ет. | ветствующие схемам: 1)основа и окончание -ая; 2) основа и окончание -ые; 3) основа и окончание -у; 4) основа и окончание -а. | Прочитайте и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга. Используя их, напишите сочинение на тему «Учимся дружить». Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы. |