4
«Учимся дружить»
(занятие с элементами арттерапии)
(4 класс)
Цели: .
1. Развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию.
2. Создавать адекватный эмоциональный фон общения, учить доброжелательности отношений.
3. Способствовать сплочению коллектива.
4. способствовать развитию креативности личности.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Осознание и выражение своих чувств.
7. Создание благоприятного фона общения в детском коллективе.
8. Обучению навыкам сотрудничества.
1. Вводное слово педагога-психолога.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну по имени «Дружба».
– Кто знает что такое дружба? (ответы детей).
Дружба- это дар
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
- Ребята, чтобы стать жителями этой страны "Дружба", и чтобы нас всегда окружали хорошие друзья, нам нужно с вами поиграть :
2. Упражнение «Похлопаем в ладоши»
Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Похлопайте в ладоши те, кто: сегодня веселый (грустный, сердитый и т.д.); любит смеяться, смотреть мультики, слушать сказки; у кого в одежде есть красный (или любой другой) цвет; у кого светлые (темные) волосы; у кого дома живет кошка (собака)».
3. Упражнение «Возьми салфеток»
Цель: развитие навыков работы в команде.
Задачи: помочь участникам раскрыться эмоционально, научиться лучше чувствовать и понимать окружающих, развитие
коммуникативных способностей.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
- Итак, ребята объединитесь в круг. «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
- А теперь сообщите о себе столько фактов, сколько салфеток вы взяли.
4. Упражнение «Вавилонская башня»
Оборудование : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
5. Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.оборудование: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
«Несуществующий зверек». Используя бумагу, создайте объёмную композицию. Тема композиции : «Не существующий зверек». Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр.
Сначало дети передают по кругу лист бумаги, фольгу, участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать.); затем из получившегося материала нужно создать композицию. Можно вырезать фигурки из бумаги(гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет, использоват клей, скотч.
7. Подведение итогов занятия.
Ритуал прощания «Круг друзей»
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться с друг другом, попрощаться.