СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учимся писать письма" (творческая мастерская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:развитие интереса к эпистолярному жанру, знакомство с главными этикетными правилами построения письма, воспитание внимательного отношения к слову и окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«"Учимся писать письма" (творческая мастерская)»

Учимся писать письма


( урок развития речи в 10 классе)


Учитель русского языка и литературы Белоконь И. П.


Форма проведения занятия – творческая мастерская.


Виды работы учащихся на уроке – групповые, парные, индивидуальные

задания, творческие задания.


Используемые технологии – диалог:


внутренний диалог с самим собой

(при выполнении индивидуального задания);


диалог автора и читателя

(работа с текстом);


внешний диалог

(каждый делится результатами своей работы).


Цель занятия – развитие интереса у учащихся к эпистолярному жанру,

привитие культуры письма,

воспитание бережного отношения к родному языку,

воспитание вдумчивого и размышляющего читателя,

способного любить и сострадать.


Оборудование: конверты с письмами;

ксерокопии писем;

книги: Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»,

В. А. Сухомлинский «Письма к сыну»;

С. И. Ожегов «Словарь русского языка».


Эпиграф: Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

М. Волошин








Ход мастерской

1. Приветствие.


2. Звуковая гимнастика.

- Звуковая гимнастика действует на наш организм по принципу вибрационного массажа. Разные звуки по-разному действуют на наше самочувствие.

Произнесём вместе звук «Т» он очищает душу от тяжести.

Произнесём звук «О» он приводит в действие всю звуковую гамму в организме, даёт команду всем клеточкам настроиться на работу.

Произнесём звук «Н» он заставляет вибрировать головной мозг, улучшает интуицию, развивает творческие способности.

Мы произнесли слово «тон», одно из значений которого «характер поведения, обращения с людьми», постараемся, чтобы тон нашего занятия был добрым, общение доверительным и искренним.


3. Тема нашего занятия «Учимся писать письма»


4. Эпиграф разговора: Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

М. Волошин

- Сколько понятий включает в себя это поистине волшебное слово! Что может быть более загадочным, чем письмо, еще на раскрытое, которое держишь в руке?


5. Индуктор (первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников):


- Ребята, любите ли вы писать письма? А получать?

- опишите своё состояние при получении или ожидании письма?

- Какой обычай, связанный с письмами существует в нашей стране?


6. Словарная работа


- Напишите слово «письмо» и подберите к нему однокоренные слова – имена существительные: писать, роспись, надпись, приписка, выписка, писулька, записка, опись, писец, запись, писатель, описание, переписчик, летописец, пропись, письмоносец.


- Определите, пользуясь толковым словарем С. И. Ожегова, сколько значений имеет слово «письмо»?

1. написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;

2. умение писать;

3. та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи;

4. манера художественного изображения.



7. Задание в конверте «Лексическое лото»

- Определите значения слов, в конверте подсказка.


Письмовник (в старину: сборник образцов для составления писем);


Письмоводитель (устаревшее) переписчик, писарь;


Письмоносец (то же, что и почтальон);


Постскриптум (приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами PS,

по латыни «после написанного»);


Письмена (письменные знаки, буквы, преимущественно древние);


Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма (получатель);


Адресант – тот, кто посылает почтовое отправление (отправитель).


8. Работа с текстом Д. С. Лихачева.


Академик Д. С. Лихачев был уверен, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова.


«…Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо – ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не хуже ещё в юные годы – о своем детстве, например).

…В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и, как вы поступили.

…Хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку».


Д. С. Лихачев

- Почему Лихачев советует писать письма?

- Что может рассказать письмо об авторе послания?






9. Работа с афоризмами.


- Следуя мудрому совету Лихачева, мы будем учиться писать письма.

Предлагаю вам познакомиться с полезными афоризмами о письмах, о процессе работы над письмами.


Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)


10. Знакомство с письмами


Письма известных людей – всегда открытие, на них лежит печать истории, отблеск давних событий. Они освещают забытую, но важную сторону жизни, нравов, умонастроения людей, прибавляют существенное к нашему знанию о прошедших поколениях.


- Посмотрите на копии писем В. В. Маяковского, Ореста Верейского,

А. П. Чехова.


- Чем ценны эти письма для нас?





11.- Послушайте стихотворение Максимилиана Волошина, поэта, философа, путешественника (1877-1932), о старых письмах.


Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –

В нём есть шорох трав сухих,

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаяние

Их усталой красоты…

М. Волошин

- Напишите небольшой текст-анализ данного стихотворения.


12. – Старые, дорогие сердцу письма…Письма 1941-1945 годов…

Фронтовые треугольники, письма наших дедов, отцов. Это реликвия, святыня, вечная память.

Прочитайте письма с фронта.

- Какие мысли появились у вас после прочитанного?

Поделитесь своими суждениями с классом.


13. – Связь поколений…Передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Этому, безусловно, помогают письма. Родительские письма, в которых звучат мудрые советы, глубокие родительские поучения. Это известные письма педагога В. А. Сухомлинского сыну, письма Горького сыну, письма о добром и прекрасном Д. С. Лихачева.


-Сегодня на занятие вы принесли бережно хранимые в вашей семье письма.

Расскажите о них, кто автор этих писем, кому они адресованы, почему хранятся в вашей семье?


(Выступления учащихся)


14. Чтобы письма, написанные вашей рукой, тоже стали семейной ценностью, учитесь писать письма, пишите письма. Время не пощадит СМС, электронные послания, а дорогие письма хранят всю жизнь, передают по наследству. Есть даже День письма, День почты – это 9 октября.







15. Памятки «Как писать письма»



Основные компоненты письма


* Начало (дата, место, форма обращения к адресату);

* Основная часть (деловая или сугубо личная информация;

просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым)

* Конец (пожелания адресату, подпись,

дата и местонахождение отправителя письма).



Современные русские формулы прощания

Формулы Употребление формул

До свиданья(-ия)! В любой ситуации

Всего хорошего! В любой ситуации с оттенком

Всего доброго! Пожелания

До встречи! Вместо «до свидания», когда

предполагается условленная

встреча

Прощайте! При прощании на длительный

срок или навсегда

Счастливо! Непринужденное, дружеское

Дружеское с оттенком фамиль-

Привет! ярности. Употребляется хоро-

Пока! шо знакомыми, близкими людь-

ми, чаще — среди молодежи

официальное

Позвольте попрощаться!











СИТУАЦИЯ

Наиболее употребительные формы

Поздравление


Пожелание

Сердечно поздравляю!.

От всего сердца…,

Горячо… .

От всего сердца (от всей души) желаю вам… Желаю счастья, здоровья, успехов!

Успехов тебе!

Побольше радостей!

Большого счастья!


Благодарность

Спасибо! Большое спасибо.

Сердечное спасибо

Я вам очень благодарен, Я вам так признателен, Разрешите (позвольте) поблаго­дарить вас.


Извинение

Извините! Простите! К Простите, Извините добавляем еще Пожалуйста.)

Извините, пожалуйста, за…. Простите за то, что доставила вам столько хлопот!

Прошу прощения,

Прошу меня про­стить

Примите мои извинения, Приношу свои извинения,

Должен извиниться перед вами

Просьба

Напишите мне, пожа­луйста… Передайте, пожалуйста, …

Если вам не трудно,

Если вас не затруднит

Прошу вас…,

Очень прошу… .

Не можете ли вы…? Вам не трудно..? Вас не затруднит..?

Можно…? Нельзя ли…?


П р и г л а ш е н и е,

п р е д л о ж е н и е,

с о в е т

Я могу (предложить…)?

Могу ли я (посоветовать…)?

Нельзя ли…?

Можно ли…?

Не хотите …?

Не согласитесь ли вы…?


Согласие

С удовольствием!

С ра­достью

Пожалуйста.

Хорошо, сделаю!, Безусловно!, Обязательно!,
Какие могут быть сомнения!,


Отказ

К сожале­нию, не могу…

Очень жаль, но… С удо­вольствием бы, но…;

Охотно бы, но…;

Мне неудоб­но отказать, но…;

Я бы рад разрешить, но…


Сочувствие,

утешение

Это пустяки!, Ничего страшного!. Bee это ерунда! (в письме близкому человеку).

Всякое бывает; Ничего не поделаешь; Все пройдет; Все обойдется.

Не падайте духом!. Не поддавайтесь настроению!

Забудьте об этом;

Не ду­майте об этом;

Выбрось это из головы!

Держи себя в руках! Не принимай этого близко к сердцу

Это не ваши вина;

Ты ни в чем не виноват;

Ты тут ни при чем}


Я так тебя понимаю!,

Я очень сочувствую вам!









16. Словарная работа (слова-ассоциации)


– В заключение нашего занятия запишите слово «письмо» и подберите к нему слова-ассоциации, обозначающие внутреннее состояние, цвет, звук…

Беспредельная радость

внезапная неожиданность

мучительное сомнение

вечная память

семейная реликвия

духовная культура

прекрасная традиция

мудрое наставление

слезы радости

живые буквы

тепло рук

неиссякаемое творчество

исторический документ


17. Подведение итога занятия.

Рефлексионное упражнение «Ладошка»

- Посмотрите на свою ладошку, посмотрите на свои пальчики и ответьте на вопросы:

Мизинец – «мысль» - какие знания, опыт я сегодня приобрёл?

Безымянный – «близка ли цель?», что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний – «состояние духа». Каким было мое настроение? От чего оно зависело?

Указательный – «услуга». Чем я мог помочь другим людям, чем порадовал?

Большой – «бодрость тела». Как я физически чувствовал себя? Что я сделал для своего здоровья?



18. Задание: напишите прощальное письмо родной Борской школе, мы ваши письма будем хранить как самые драгоценные вещи.
























Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –

В нём есть шорох трав сухих,

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаяние

Их усталой красоты…

М. Волошин


Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –

В нём есть шорох трав сухих,

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаяние

Их усталой красоты…

М. Волошин



Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть

Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк –

В нём есть шорох трав сухих,

Быстрых букв знакомый очерк

Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаяние

Их усталой красоты…

М. Волошин










Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)


Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)

Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)


Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)

Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)


Афоризмы.

«Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».

(Уильям Гэзлитт)


«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

(Дэниэл Бурстин)


«Писать – значит читать самого себя».

(Макс Фриш)


«Дневник – это я, письмо – это ты».

(Казимеж Выка)


«В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы». (Георг Лихтенберг)


«Немедленно после того, как письмо запечатано, в голову приходят свежие мысли». («Закон письма»)

«Пока нет рядом почтового ящика, прекрасно помнишь, что надо бросить письмо». («Закон письма»)

Письмовник


(в старину: сборник образцов для составления писем);



Письмоводитель


(устаревшее) переписчик, писарь;



Письмоносец



(то же, что и почтальон);



Постскриптум



(приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами PS,

по латыни «после написанного»);



Письмена



(письменные знаки, буквы, преимущественно древние);



Адресат –



тот, кому адресовано письмо, телеграмма (получатель);




Адресант –



тот, кто посылает почтовое отправление (отправитель).
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!