СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать правильно.7кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка 7 класс "Учимся писать правильно"

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать правильно.7кл»

1. Пояснительная записка

Актуальность Программы кружка «Учимся писать грамотно» обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы по русскому языку и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала; недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком. Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств». Формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Большое значение в формировании навыков грамотного письма имеет систематическая работа на уроке и во внеурочной деятельности. Поэтому данная Программа призвана способствовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Программа кружка «Учимся писать грамотно» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для основной школы, Рабочих программ по русскому языку ( предметная линия учебников Т.А.Ладыженской для 5-9 классов) и является дополнением к учебнику Русский язык 7класс (Т.А.Ладыженская, М.: Просвещение, 2017).

Данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; на овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; на расширение знаний учащихся о языке, обогащение словарного запаса, на изучение слова как части речи. Программа кружка «Учимся писать грамотно» реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Срок реализации 1 год.

Режим занятий : Программа рассчитана на 35 часов в год (35 недель)

количество часов в неделю – 1 учебный час.

Возраст учащихся: 13-14 лет

Курс «Учимся писать грамотно» направлен на формирование грамотности учащихся и имеет практико-ориентированный характер. Занятия построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять алгоритмы к правилам и делать выводы. Большое значение в формировании грамотного письма имеет чтение. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.

С учётом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прём графического объяснения написанного, т.е. графическое выражение хода размышления учащихся и использование таких форм работы, как тестирование, различные виды диктантов, творческое списывание. Особое место отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему.

Формы контроля: практикумы, работа с словарями, деловая игра, тестирование, выпуск стенгазеты, защита мини-проекта, создание алгоритмов к правилам, аукцион знаний, мониторинг.

Методы обучения: словесные, творческие, тестирование.

Вид контроля. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется документ «Оценка знаний, умений, навыков по русскому языку». Виды контроля: вводный, текущий, итоговый .

Итоговое занятие планируется провести в форме игры «Умники и умницы».

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенству; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, в коллективе;

метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана (алгоритма); владение различными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим предметам;

предметные: знание орфографических и пунктуационных правил; нахождение в словах изученных орфограмм; умение обосновать их выбор; нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок; составление самоинструкций ( алгоритмов) к орфографическим и пунктуационным правилам; умение пользоваться ими.


























2. Учебно-тематический план


Название разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1

Орфография.

Орфограммы в корнях слов.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание Ъ и Ь.

Гласные О,Е,Ё после шипящих.

Буквы Ы-И после шипящих и Ц.

Правописание Н-НН в разных частях речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

19

1

2

1

2

1

2

1

2

7

9,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

1

3,5

9,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

1

3,5

2

Пунктуация.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания при прямой речи, в диалоге, при обращении.


7

3

1

3

3,5

1,5

0,5

1,5

3,5

1,5

0,5

1,5

3

Морфология.

Имя числительное.

Предлог.

Союз.


4

1

1

2

2

0,5

0,5

1

2

0,5

0,5

1

4

Итоговые работы.

Путешествие на Лингводилижансе.

Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова».

Конференции «Словари».

Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой».

Игра «Умники и Умницы».


5

1

1

1

1

1




5

1

1

1

1

1
























3 Содержание Программы.


Раздел 1 Орфография.

Орфограммы в корнях слов.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание Ъ и Ь.

Гласные О,Е,Ё после шипящих.

Буквы Ы-И после шипящих и Ц.

Правописание Н-НН в разных частях речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Раздел 2 Пунктуация.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания при прямой речи, в диалоге, при обращении.

Раздел 3 Морфология

Имя числительное.

Предлог.

Союз.

Раздел 4 Итоговые работы

Путешествие на Лингводилижансе.

Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова».

Конференции «Словари».

Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой».

Игра «Умники и Умницы».



4. Методическое обеспечение Программы

Для занятий кружка «Учимся писать грамотно» используется :


1.Учебно-методический комплекс:

- З.А. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Под редакцией Л.А. Чешко. 4-е издание. Издательство «Русский язык», Москва – 1975

- М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение». 2017

-Л.А. Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М. «Просвещение», 2016

- Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс. Пособие для учителя. Сост. Б.А.Макарова. - М., 2016

- В.П. Жуков, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1989

- Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7кл. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2017

- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. Сост. Н.В. Егорова. Москва. «ВАКО», 20106

- В.В. Леденева, Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-7 классы. Учебно-методическое пособие. 3-е издание. Москва. Издательский дом «Дрофа, 2015

- М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1987

- С.И. Ожегов Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987

- З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е издание – М., 1998

- Печатные пособия. Таблицы по русскому языку, 2015

- Российская академия наук. Институт русского языка. Орфографический словарь русского языка. 30-е издание. М: «Русский язык», 1993

- Российская академия наук. Институт русского языка. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание. М: «Русский язык», 1989

- Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. Дидактические материалы по русскому языку. 7класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2018

- А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва.»»Просвещение», 1978

- Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975

- В.Д.Янченко. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь для 7 класса, М.: Просвещение 2016

- Д.Э. Розенталь. Русский язык на отлично. Москва, 2017

-Л,А,Ахраменкова. «Шаг за шагом или 50 занятий с репетитором» М., «Просвещение», 2017 г.

-В.П. Иванова «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение», 2017

- А.Д.Дейкина, Л.И.Журавлёва, Т.М.Пахнова Практикум по русскому языку. Орфография. Пунктуация., М.: Вербум 2016


2. Тематика исследовательских работ:

- Защита мини-проекта «История одного слова»

-Доклад к конференции «Словари».


3. Игры:

«Путешествие на Лингводилижансе».

«Умники и Умницы».


4. Выпуск стенгазеты

«Язык мой – друг мой».








5. Календарно-тематическое планирование.


Раздел Программы

Тема занятий

Дата

проведения

занятий

Орфография.

Чередование гласных в корне.


Правописание приставок.


Окончания имён существительных, имён прилагательных.


Морфология.

Числительное. Правописание имён числительных.


Орфография.

Окончания глаголов


Суффиксы имён существительных и имён прилагательных.


Гласные О, Е, Ё после шипящих.


Правописание Ъ и Ь.


Буквы Ы-И после Ц.


Дефис в сложных словах и в словах с корнем ПОЛ.


Н и НН в прилагательных.


Н и НН в причастиях.


НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями.


Не с причастиями.


Не с деепричастиями.


Синтаксис и пунктуация

Причастный оборот.


Деепричастный оборот.


Орфография

О-Е на конце наречий после шипящих.


Дефис в наречиях.


Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-.



Дефис в предлогах. Производные предлоги.


Морфология

Отличие производных предлогов от существительных с предлогом.


Союзы сочинительные и подчинительные.


Союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ИТАК, ПРИТОМ.


Орфография

Дефис в частицах.


Синтаксис и пунктуация

Простые предложения.


Сложные предложения.


Прямая речь.


Диалог.


Обращение.


Итоговые работы

Путешествие на Лингводилижансе.


Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова».


Конференция «Словари».


Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой».


Игра «Умники и Умницы».