1. Пояснительная записка
Актуальность Программы кружка «Учимся писать грамотно» обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы по русскому языку и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала; недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком. Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств». Формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Большое значение в формировании навыков грамотного письма имеет систематическая работа на уроке и во внеурочной деятельности. Поэтому данная Программа призвана способствовать формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Программа кружка «Учимся писать грамотно» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для основной школы, Рабочих программ по русскому языку ( предметная линия учебников Т.А.Ладыженской для 5-9 классов) и является дополнением к учебнику Русский язык 7класс (Т.А.Ладыженская, М.: Просвещение, 2017).
Данный курс нацелен на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; на овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; на расширение знаний учащихся о языке, обогащение словарного запаса, на изучение слова как части речи. Программа кружка «Учимся писать грамотно» реализует гуманитарное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Срок реализации 1 год.
Режим занятий : Программа рассчитана на 35 часов в год (35 недель)
количество часов в неделю – 1 учебный час.
Возраст учащихся: 13-14 лет
Курс «Учимся писать грамотно» направлен на формирование грамотности учащихся и имеет практико-ориентированный характер. Занятия построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять алгоритмы к правилам и делать выводы. Большое значение в формировании грамотного письма имеет чтение. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.
С учётом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прём графического объяснения написанного, т.е. графическое выражение хода размышления учащихся и использование таких форм работы, как тестирование, различные виды диктантов, творческое списывание. Особое место отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему.
Формы контроля: практикумы, работа с словарями, деловая игра, тестирование, выпуск стенгазеты, защита мини-проекта, создание алгоритмов к правилам, аукцион знаний, мониторинг.
Методы обучения: словесные, творческие, тестирование.
Вид контроля. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется документ «Оценка знаний, умений, навыков по русскому языку». Виды контроля: вводный, текущий, итоговый .
Итоговое занятие планируется провести в форме игры «Умники и умницы».
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенству; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, в коллективе;
метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана (алгоритма); владение различными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим предметам;
предметные: знание орфографических и пунктуационных правил; нахождение в словах изученных орфограмм; умение обосновать их выбор; нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок; составление самоинструкций ( алгоритмов) к орфографическим и пунктуационным правилам; умение пользоваться ими.
2. Учебно-тематический план
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов |
теория | практика |
1 | Орфография. Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Орфограммы в окончаниях. Правописание Ъ и Ь. Гласные О,Е,Ё после шипящих. Буквы Ы-И после шипящих и Ц. Правописание Н-НН в разных частях речи. Слитные, дефисные и раздельные написания. | 19 1 2 1 2 1 2 1 2 7 | 9,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 3,5 | 9,5 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 3,5 |
2 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге, при обращении. | 7 3 1 3 | 3,5 1,5 0,5 1,5 | 3,5 1,5 0,5 1,5 |
3 | Морфология. Имя числительное. Предлог. Союз. | 4 1 1 2 | 2 0,5 0,5 1 | 2 0,5 0,5 1 |
4 | Итоговые работы. Путешествие на Лингводилижансе. Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова». Конференции «Словари». Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой». Игра «Умники и Умницы». | 5 1 1 1 1 1 | | 5 1 1 1 1 1 |
3 Содержание Программы.
Раздел 1 Орфография.
Орфограммы в корнях слов.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов.
Орфограммы в окончаниях.
Правописание Ъ и Ь.
Гласные О,Е,Ё после шипящих.
Буквы Ы-И после шипящих и Ц.
Правописание Н-НН в разных частях речи.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Раздел 2 Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания при прямой речи, в диалоге, при обращении.
Раздел 3 Морфология
Имя числительное.
Предлог.
Союз.
Раздел 4 Итоговые работы
Путешествие на Лингводилижансе.
Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова».
Конференции «Словари».
Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой».
Игра «Умники и Умницы».
4. Методическое обеспечение Программы
Для занятий кружка «Учимся писать грамотно» используется :
1.Учебно-методический комплекс:
- З.А. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Под редакцией Л.А. Чешко. 4-е издание. Издательство «Русский язык», Москва – 1975
- М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение». 2017
-Л.А. Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку. 7 класс. Книга для учителя. М. «Просвещение», 2016
- Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс. Пособие для учителя. Сост. Б.А.Макарова. - М., 2016
- В.П. Жуков, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1989
- Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 7кл. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2017
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. Сост. Н.В. Егорова. Москва. «ВАКО», 20106
- В.В. Леденева, Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-7 классы. Учебно-методическое пособие. 3-е издание. Москва. Издательский дом «Дрофа, 2015
- М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1987
- С.И. Ожегов Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987
- З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е издание – М., 1998
- Печатные пособия. Таблицы по русскому языку, 2015
- Российская академия наук. Институт русского языка. Орфографический словарь русского языка. 30-е издание. М: «Русский язык», 1993
- Российская академия наук. Институт русского языка. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание. М: «Русский язык», 1989
- Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. Дидактические материалы по русскому языку. 7класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2018
- А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва.»»Просвещение», 1978
- Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975
- В.Д.Янченко. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь для 7 класса, М.: Просвещение 2016
- Д.Э. Розенталь. Русский язык на отлично. Москва, 2017
-Л,А,Ахраменкова. «Шаг за шагом или 50 занятий с репетитором» М., «Просвещение», 2017 г.
-В.П. Иванова «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение», 2017
- А.Д.Дейкина, Л.И.Журавлёва, Т.М.Пахнова Практикум по русскому языку. Орфография. Пунктуация., М.: Вербум 2016
2. Тематика исследовательских работ:
- Защита мини-проекта «История одного слова»
-Доклад к конференции «Словари».
3. Игры:
«Путешествие на Лингводилижансе».
«Умники и Умницы».
4. Выпуск стенгазеты
«Язык мой – друг мой».
5. Календарно-тематическое планирование.
Раздел Программы | Тема занятий | Дата проведения занятий |
Орфография. | Чередование гласных в корне. | |
Правописание приставок. | |
Окончания имён существительных, имён прилагательных. | |
Морфология. | Числительное. Правописание имён числительных. | |
Орфография. | Окончания глаголов | |
Суффиксы имён существительных и имён прилагательных. | |
Гласные О, Е, Ё после шипящих. | |
Правописание Ъ и Ь. | |
Буквы Ы-И после Ц. | |
Дефис в сложных словах и в словах с корнем ПОЛ. | |
Н и НН в прилагательных. | |
Н и НН в причастиях. | |
НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями. | |
Не с причастиями. | |
Не с деепричастиями. | |
Синтаксис и пунктуация | Причастный оборот. | |
Деепричастный оборот. | |
Орфография | О-Е на конце наречий после шипящих. | |
Дефис в наречиях. | |
Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. | |
| Дефис в предлогах. Производные предлоги. | |
Морфология | Отличие производных предлогов от существительных с предлогом. | |
Союзы сочинительные и подчинительные. | |
Союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ИТАК, ПРИТОМ. | |
Орфография | Дефис в частицах. | |
Синтаксис и пунктуация | Простые предложения. | |
Сложные предложения. | |
Прямая речь. | |
Диалог. | |
Обращение. | |
Итоговые работы | Путешествие на Лингводилижансе. | |
Защита мини-проектов «Энциклопедия одного слова». | |
Конференция «Словари». | |
Выпуск стенгазеты «Язык мой – друг мой». | |
Игра «Умники и Умницы». | |