I. Мотивация учебной деятельности | Доброе утро. Садитесь, пожалуйста. Начинаем урок русского языка. С1На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.(щелчок) - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке. Построим план проведения урока. Минутка чтения Какие качества ученика возьмем сегодня на урок? Минутка чистописания: - Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали число, классная работа. Пишем чисто и красиво! Здесь нам понадобится старание и аккуратность. л, д, т, в – на доске – Какие это буквы? – Что вы знаете о них? – Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. – Пропишите эти буквы в тетради. | Проверяют готовность к уроку Читают 3 минуты Улыбаются друг другу Прописывают буквы в тетради | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на доске. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки с маленькой буквы в столбик. *Ну-ка, кто из вас ответит Не огонь, а больно жжет Летом светит очень ярко Осенью- наоборот. (Солнце) * Когда я сосульку ел, Было очень вкусно. А когда я заболел Стало очень …..(грустно) * Мишка был большой проказник У него сегодня ….(праздник) - Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе) Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. | Выходят к доске 2 ученика, остальные пишут в тетрадях Сравнивают с образцом | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: участие в диалоге, монологические высказывания. |
V. Построение проекта выхода из затруднения V. Реализация построенного проекта VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону VIII. Рефлексия учебной деятельности | - Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно) - Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему. Запишем транскрипцию этих слов во втором столбике. Определим количество звуков и букв. - Почему звуков меньше, чем букв? - А какие звуки не произнесли гласные или согласные? В какой части слова находится эти звуки? - Докажите, что это корень. Как? - Подберите однокоренные слова. Запишем их в третий столбик. А теперь решим - нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково) - Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…) - Молодцы! Интересные названия придумали. -Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника. - Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые) - Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова) С4 Непроизносимые согласные в корне слова. - Зная тему урока, давайте определим цель урока С 5 Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова 5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление. С 9- Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным Звездный солнышко Солнце сердечный Грустный здравствуй Здравие звезда грусть сердце -Кто поможет мне сформулировать правило? Способ проверки. С10Чтобы знать, как написать , Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. ( через три секунды текст исчезает и появляется запись как проверять непроизносимые согласные) Непроизносимые согласные проверяй так: грустный- грусть Звездный- звезда Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах что писали помощники на доске , а вы в тетради. С12Работа в парах. Вот веселая наука Говорит теперь : «А ну-ка! Если понял и запомнил Пропуски смелей заполни!» (по щелчку исчезает стих и тут же появляются слова) Со….е , ме…ый , се…е, радо…ый - запишите эти слова в столбик и припишите к ним проверочные слова. Проверка написанного ( по щелчку) появляются сочетания, те, что вставили. Учащиеся сравнивают со своими записями. Если надо исправляют ошибки. Оцените себя. Нарисуйте смайлик. С13Динамическая физминутка. Мы устали не на шутку Проведем физкультминутку. Раз – два, потянулись. Вправо – влево повернулись. Ножками потопали, Ручками похлопали. Наклонились, наклонились, А потом присели. Вправо влево повернулись И на место сели. С 14 Самостоятельная работа - Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Показать букву ,которую вставляете и назвать проверочное слово. (по щелчку появляется сначала проверочное слово, затем по щелчку буква, которую необходимо вставить.) гиган…ский гигант грус…ный грусть извес…ный известие мес…ный место наез…ник езда радос…ный радость ярос…ный ярость чес…ный честь 2.Работа по учебнику. Выполнение упражнения 2 стр. 114 С16 К концу подходит наш урок – Пора нам подвести итог. Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь. На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним. Домашнее задание. Упр 3, стр. 115 С17 Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Мне было трудно… Я понял, что… Я научился… Мне было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось… Спасибо за работу. | Участвуют в диалоге, определяют причину затруднения называют работают в учебнике устно соотносят слова формулируют правило Самооценка детей Ставим + или - и свою оценку. | Личностные: достижение планируемых результатов. Регулятивные: планирование, развивать умение высказывать своё предположение, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, точно выражать свои мысли. Познавательные: сравнение способа действия. Регулятивные: самоконтроль и самооценка. Личностные: ценностная ориентация на достижение поставленной цели. Регулятивные: контроль в форме сличения способов действий с заданным эталоном с целью сравнения. Личностные: проявление ценностного отношения к полученным знаниям, первичные рефлексивные навыки. |