СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учимся по-новому" (инклюзивное образование")

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление к презентации на тему: "Учимся по-новому" (инклюзивное образование")

Просмотр содержимого документа
«"Учимся по-новому" (инклюзивное образование")»

Учимся по-новому


«Инклюзивная школа»- это доступная, комфортная, персонализированная среда для всех: детей, педагогов, родителей.

Все руководители, учителя и их родители хотят, чтобы школа была дружественным пространством, современным безопасным и удобным местом, где интересно учиться, общаться.

Инклюзия – это реальность сегодняшней образовательной практики.

1 сентября 2016 года ввели ФНОС НОО ОВЗ и ФГОС О уо.

Государство разработало систему регламентирующих документов, обеспечивающих право на образование. Теперь дело за профессиональным сообществом.

Главная задача, которую надо решить каждому педагогическому коллективу и каждому учителю – сформировать позитивную внутреннюю мотивацию к освоению новых подходов к образованию учеников с ОВЗ и инвалидностью. Создание ситуации занимательности, новизны и актуальности; обеспечение эмоциональных переживаний; создание ситуации успеха. Помимо внешних приёмов надо включить самомотивацию – самостоятельно найти стимул, основанных на внутренних убеждениях. Самомотивация – важнейший этап и определяющее условие профессионального саморазвития и роста. Чтобы новые стандарты стали ответом на вызовы времени, новым пониманием образования, надо формировать мотивационно-ценностный компонент инклюзивной компетенции. Надо рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества – сложного, разнообразного, меняющегося, то навык толерантности, общения со сверстниками, имеющим трудности и опыт их преодоления, помощь ему, становятся основой для развития личности – и учеников, и педагогов. Формирование не просто терпимого, а ценностного отношения к ученикам с инвалидностью и особыми образовательными потребностями – основа ответственной педагогической позиции. Нужна долговременная система освоения инклюзивных ценностей всеми. Нам в этом помогают общественные организации. Хочется поделиться опытом работы и рассказать о клубе «Дружная семейка», который существует при районной детской библиотеке.

С 1994 года создан и работает клуб общения для детей и подростков-инвалидов «Дружная семейка», а с 2008 года в нашей школе начала работать «Школа волонтеров». Главной целью «Школы волонтеров» стало участие детей в реализации социальных проектов по оказанию помощи детям-инвалидам.

Произошло это благодаря конкурсу социальных проектов Всероссийских обществ инвалидов РФ «Современные технологии социализации и интеграции детей- инвалидов и их семей в общество» среди общественных организаций ВОИ, проходивших в 2008 году. В качестве одного из лучших был отмечен проект «Читаем. Учимся. Играем».

В рамках именно этого проекта в нашей школе начала работать «Школа волонтёров», идея создания которой принадлежит Л.П.Бочкарёвой. Родилась идея не на пустом месте, ей предшествовала поездка Ларисы Петровны в г.Туэле (штат Юта, США), где она познакомилась с волонтёрской деятельностью.

Главной целью «Школы волонтёров» стало участие детей в реализации социальных проектов по оказанию помощи детям-инвалидам. Волонтёры оказывали ребятам с ограниченными возможностями помощь во всех мероприятиях, где проходило обучение навыкам работы с бумагой, бисером, природным материалом.

Волонтёры стали участниками совместного с клубом «Дружная семейка» проекта «Лучик радости в каждый дом», на реализацию которого районное общество инвалидов выделило 10 тысяч рублей. Целью проекта стала организация выходов в семьи детей из «Дружной семейки» поздравление их с Днём рождения как на дому, так и в библиотеке. Реализуя этот проект, ребята-волонтеры ближе знакомились с детьми и подростками- инвалидами. Готовясь к встрече, учитывали необходимость выдерживания уровня общения, учитывали сложности, связанные со степенью заболевания.

Кому-то просто помогали надувать шары, дарили игрушки, с кем-то разучивали игры, показывали кукольные спектакли, пели песни, читали стихи. Подарки, подаренные ребятам из клуба «Дружная семейка» – поделки, мягкие игрушки, картины – изготавливали своими руками. Так, например, поздравляя с Днём рождения Женю Черницына, ребята вместе с воздушными шарами подарили мальчику большую книгу с крупными картинками и текстом, так как Женя очень любит рассматривать иллюстрации, внимательно слушает, когда ему читают, и сам пересказывает прочитанное. Никите Горличенко ребята сшили и подарили мягкую игрушку-собаку. Ребята знали, что Никита очень любит петь и является участником конкурса «Музыкальная лесенка», а песня «Пропала собака» – одна из его любимых.

Один из недавних проектов – «Спорт сближает сердца». В рамках его реализации ребятам из «Дружной семейки», независимо от сложности заболевания, была предоставлена возможность совместных со здоровыми детьми спортивных игр. Одиннадцать семей, 30 детей и подростков из клуба и 15 волонтёров стали участниками этого проекта. Многим из участников впервые довелось испытать радость от спортивных достижений, от общения в ходе состязаний, среди которых: «Час весёлых спортивных эстафет», Конкурс мячики», День здоровья на свежем воздухе», «Всей семьёй на лыжи». Задорный смех и дружеская поддержка в конкурсах делала спортивные праздники яркими и запоминающимися.

Ребята-волонтёры стали инициаторами проведения в школе акции «Доброе сердце», в ходе которой был собран и передан детям клуба спортивный инвентарь, настольные игры. Ребята провели цикл бесед в классах о паралимпийском движении и паралимпийцах России, республики.

Ежегодно ребята-волонтёры и члены клуба «Дружная семейка» становятся участниками республиканской акции «Неделя добра». Все вместе во время творческой лаборатории изготавливают бумажных ангелочков, которые затем вручают руководителям предприятий и учреждений города с напоминанием о том, что в детской библиотеке есть клуб детей и подростков инвалидов, который нуждается в их поддержке.

Следующий проект волонтёров совместно с клубом детской библиотеки – «Шаг навстречу». Цель проекта – создание условий для совместного общения, творчества здоровых и «особых» детей. Волонтёры понимают, что главное для этих детей и подростков является общение, а, значит, совместные встречи дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя такими же детьми, как их сверстники, друзья и волонтёры первыми делают к ним шаг навстречу. В рамках проекта проведены праздники «Волшебная страна детства», « В школу мы идём с друзьями», акция «Эти книги для детей – безвозмездно от друзей» (сбор для дошкольников и для лежачих детей).

По инициативе членов «Школы волонтёров» 5 декабря 2012 года впервые в районе прошел добровольческий форум «Сердце есть у каждого», посвященного Международному дню волонтёров.

Июль 2014 года – летняя лагерная смена, 15 детей с самыми разными диагнозами от 6 и до 16 лет, цель – стать одной дружной семьёй, и мы этой цели достигли, а рядом с ними всегда были помощники-волонтёры.

Ежегодные паралимпийские игры, Дни здоровья, республиканские спортивные игры «Испытай себя», районная и республиканская рыбалки – наши волонтёры сопровождают и помогают во всём.


Но вот начался новый учебный год и нет ни предусмотренных 273 – ФЗ специальных образовательных программ, ни специальных методик, ни специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов. Не решён вопрос с кадрами.

Работа по новым стандартам для учащихся с особыми образовательными потребностями может быть успешной только при наличии команды, требует коммуникативного опыта педагогов, наличия навыков и умений взаимодействия и продуктивного сотрудничества всех.

Итогом будет понимание специфики работы каждого специалиста сопровождения и учителей, реализующих предметные программы. Международный опыт показывает, что развитие инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода.

Школа при новых подходах к обучению с ОВЗ и инвалидностью требует большей обратной связи с родителями, с семьёй. Работа с родителями повышает возможности закрепления желаемого поведения, навыков общения и социализации.

Именно от родителей зависит успешность обучения их детей. Школа создаёт условия, родители возможности. Родители – это главный ресурс, который есть у ребёнка, родители остаются главными экспертами с самым большим опытом и познаниями о своём ребёнке.

Именно родители – главная движущая сила изменений в системе образования в целом.

Д.Митчелл в книге «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» говорит о пяти уровнях вовлечения родителей в образование своих детей с особыми потребностями: информированность, участие в мероприятиях, диалоги и обмен мнениями, участие в принятии решений, принятие ответственности за действия.