Индивидуальная учебно-методическая разработка по интеграции материалов учебных курсов по финансовой грамотности в преподаваемый предмет (обществознание)
ФИО педагога: Павлова Ольга Евгеньевна
место работы, должность: г.Дзержинск, МБОУ СШ № 70, учитель истории и обществознания
Класс | 7 класс |
Тема урока | Учимся считать семейные расходы |
Тема ФГ | Учимся считать семейные расходы |
Тема преподаваемого предмета | Домашнее хозяйство |
Форма занятия | Урок - игра |
Цель и задачи урока | Цель: Создать условия для изучения особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока: - закрепить понятия: домохозяйство и семейный бюджет; основные статьи доходов и расходов семьи; - дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; - развивать коммуникативные умения и навыки, умения работать в группе; - научить применять полученные знания на практике, формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету |
Объем времени на изучение темы ФГ в общей структуре урока | 45 мин |
Планируемые результаты | Предметные: |
ФГ: владение базовыми предметными понятиям: семейный бюджет, расходы, личные расходы понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. |
Метапредметные: |
- Познавательные ФГ: установление причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; - Регулятивные ФГ: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи -Коммуникативные ФГ: умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками по элементарным вопросам экономики семьи, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Личностные |
- ФГ: понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, колонки |
Расстановка парт и стульев | Кластерная с возможностью видеть экран |
Дидактический материал | Презентация Карточки с задачами; Карточки «Почему не все, что говорят в рекламе – правда?» МОИФИНАНСЫ.РФ Мультфильм«Золотое яблоко»; Смешарики Финансовая Грамотность https://kids-tube.ru/smeshariki/video-463 |
Используемые УМК (по преподаваемому предмету и по финансовой грамотности) | Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2020 Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 6-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,. и др Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). |
Сценарий урока
Этапы | № слайда презентации используемые СО | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Образовательный эффект |
Шаг 1 организационный 3 мин | Слайд №1 | Делит класс на три команды | Делятся на команды, рассаживаются | Умение работать в предложенных условиях в группе |
Шаг 2 Представление цели и задач занятия (7 минут) | Слайд №2 Карточки для учеников с заданиями Приложение № 1 | Каждой группе зачитываются задания. Организует работу в группах с соревновательным моментом. На экране демонстрируются вопросы с ответами | Придумывают названия команды. Работают в группах по полученным заданиям Отвечают на загадки. | Создание мотивации к успешному проведению урока, эмоциональный настрой. |
Шаг 3 Постановка учебной задачи (2 мин) | Слайд № 3 | - Исходя из темы нашей разминки, как вы думаете, чему будет посвящена наша игра? Формулирует цель занятия. Задает вопросы по необходимости. | Участвуют в формулировании темы занятия. Отвечают на вопросы учителя. | Актуализация полученных знаний |
Шаг 4 (10 мин) Проверка понимания и закрепление ранее поученных знаний | Слайды 4-6 Выполнение практических задач по теме. Приложение № 2 | Учитель организует групповую работу На экране демонстрируются ответы по мере готовности команды | Обсуждение в группах. | Формирование способности анализа и обобщения. Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме. |
Шаг 5 (13 мин) Просмотр и обсуждение заданий | Слайд 7-9 Демонстрация мультфильма «Золотое яблоко» Приложение № 3 https://kids-tube.ru/smeshariki/video-463 Приложение № 4 | Учитель предлагает проанализировать поведение героев мультфильма с т.з. финансового поведения Предлагает Составить «вредные» или полезные советы при совершении покупок Возможные ответы выводятся на экран | Отвечают на вопросы Работают в группе Работают в группе | Формирование способности анализа и обобщения. Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме. Формирование коммуникативной компетенции. |
Шаг 6 (6 мин) | Приложение № 5 Почему не все, что говорят в рекламе правда? https://vashifinancy.ru/child/articles/potrebnosti-i-zhelaniya/pochemu-ne-vsye-chto-govoryat-v-reklame-pravda/ | Учитель предлагает прочитать и привести примеры этих ситуаций из жизни | Работают в группе | Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме. Формирование способности ученика к выбору самостоятельного решения. Формирование элементов критического мышления |
Шаг 7 Рефлексия 3 мин | Слайд 12 | Подводит итоги. Предлагает закончить предложения. Предлагает учащимся показать определенными знаками свое эмоциональное состояние. | Анализируют полученную информацию. Дополняют предложения учителя и дополняют их. Показывают эмоциональное состояние | Осмысление полученных знаний и их важности для принятия финансовых решений. Формирование элементов самопознания и самоанализа |
Ша г8 Получение домашнего задания 2 мин | Слайд 11 | Выдает домашнее задание Подготовить дома «Памятку рационального финансового поведения при в магазине» или Творчески оформленные «Вредные советы» по желанию | Вникают в суть ДЗ, задают уточняющие вопросы. | |
Приложение 1
1. На товаре быть должна
Обязательно... (цена).
Коль трудился целый год,
Будет кругленьким... (доход).
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).
2. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет... (банкир).
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в... (банке).
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой (вклад)
3. Приносить доходы стал
В банке папин... (капитал)-
И врачу, И акробату
Выдают за труд- (зарплату).
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (ссуду).
4. Та бумага не простая,
И владелец ее знает,
Что она ему раз в год Дивиденды принесет. (Акция.)
На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке... (проценты).
Приложение 2
Тема: Учимся считать семейные расходы
Решите задачу.1.
Семья Пети Петрова состоит из 5 человек: самого Пети, его младшего братишки, мамы, папы и бабушки Варвары Петровны. Совокупный доход семьи составляет 80 тыс. руб. в месяц. Средние ежемесячные расходы:
• коммунальные платежи – 10 тыс. руб.;
• покупка пищевых продуктов – 35 тыс. руб.;
• бытовая химия и предметы личной гигиены – 5 тыс. руб.;
• проезд на общественном транспорте – 3 тыс. руб.;
• оплата услуг связи (телефоны, Интернет) – 2500 руб.;
• развлечения – 6 тыс. руб.;
• приобретение сезонной одежды и обуви – 10 тыс. руб.;
• непредвиденные расходы – 5 тыс. руб.
Определите: 1) сумму обязательных расходов семьи в месяц;
2) сколько месяцев нужно откладывать деньги этой семье, чтобы приобрести новый холодильник стоимостью 40 тыс. руб.
Ответ: 1) 10 000 (коммунальные платежи) + 35 000 (продукты) + + 5000 (бытовая химия и предметы личной гигиены) + 3000 (проезд в общественном транспорте) + 2500 (оплата услуг связи) + 10 000 (сезонная одежда и обувь) = 65 500 (руб.) – обязательные расходы семьи в месяц; 2) ежемесячно у семьи остаётся 3500 руб.; если использовать только эти деньги, то на холодильник можно накопить за год; если сократить развлечения и использовать средства, направляемые на непредвиденные расходы, то на новый холодильник можно накопить за 3 мес. (3500 + 6000 + 5000 = 14 500; 40 000 14 500 = = 2,75). Можно копить деньги только за счёт развлечений (6 тыс. руб. в месяц), тогда на новый холодильник можно накопить за 4 мес. (6000 + 3500 = 9500; 40 000 9500 = 4,2). Учащиеся могут предложить и другие варианты накоплений (перераспределить расходы на непредвиденные нужды и развлечения) и другой срок покупки холодильника. Важно, чтобы накопления не делались из сумм, предназначенных для обязательных расходов.
Рещите задачу 2.
Семья Алёши состоит из четырёх человек: мамы, папы, старшей сестры Маши и самого Алёши. В таблице представлены расходы семьи за прошедший месяц
№ п/п | Виды расходов | Сумма, руб. |
1 | Покупка пищевых продуктов | 10 000 |
2 | Оплата коммунальных услуг | 7 000 |
3 | Оплата услуг связи (телефон и Интернет) | 2 000 |
4 | Проезд на общественном транспорте | 2 000 |
5 | Покупка одежды и обуви | 5 000 |
6 | Хозяйственные товары | 2 000 |
7 | Отдых всей семьёй в центре развлечений | 2 000 |
8 | Покупка новых игр | 900 |
Определите: 1) общую сумму расходов семьи Алёши за месяц; 2) долю (в %) обязательных и необязательных расходов
Задание на оценку предметных и метапредметных результатов. Предмет контроля: умение разделять обязательные и необязательные расходы, знать общие принципы управления семейными расходами.
Ответ: 1) 30 900 руб.; 2) доля обязательных расходов – 90,6%, доля необязательных расходов – 9,4%.
Решите задачу 3.
В таблице представлены виды платежа за коммунальные услуги, которые использует семья Никиты, а также объёмы потребления и тарифы.
Вид платежа | Единица измерения | Объём (количество) | Тариф (цена) за единицу, руб. |
Содержание помещения | м2 | 53 | 8,05 |
Вывоз и утилизация ТБО | м2 | 0,184 | 218,56 |
Антенна | квартира | 1,0 | 10,80 |
Домофон | квартира | 1,0 | 43,0 |
Горячее водоснабжение | м3 | 7 | 132,69 |
Холодное водоснабжение | м3 | 11 | 28,40 |
Определите: 1) месячную плату за каждый вид указанных услуг; 2) общую сумму расходов на коммунальные услуги семьи Никиты.
Задание на оценку предметных результатов. Предмет контроля: умение решать задачи, требующие денежных подсчётов.
Ответ: 1) содержание помещения – 426,65 руб., вывоз и утилизация ТБО – 40,22 руб., антенна – 10,80 руб., домофон – 43,00 руб., горячее водоснабжение – 928,83 руб., холодное водоснабжение – 312,40 руб.; 2) общая сумма – 1761,90 руб.
Приложение 4
Тема: Как появляются расходы семьи
1*. Представьте, что вам нужно просто и занимательно объяснить ребятам из начальных классов, как правильно расходовать личные деньги. Составьте для них правила умного расходования карманных денег.
. Задание на оценку предметных результатов. Предмет контроля: умение называть основные направления личных расходов, знать общие принципы управления личными расходами.
Ответ. Примерные формулировки правил приводятся ниже. 1. Всегда знай, сколько у тебя есть денег. 2. Прежде чем что-то купить, подумай, надо ли тебе это. 3. Не покупай лишнего только потому, что это купили твои друзья. 4. Покупая что-либо, подсчитывай, сколько у тебя осталось денег. 5. Если хочешь накопить на что-либо, определи, от каких трат ты готов отказаться.
Оценка. Правила оцениваются по следующим критериям: 1) ориентированность на учёт трат и их обдуманность, регулярное сбережение и накопление личных средств; 2) простота изложения.
Оценка. За каждое верно сформулированное правило выставляется не более 2 баллов (с учётом указанных критериев).
2*. Составьте весёлые вредные советы (вспомните, как это делал Григорий Остер), которые помогут ребятам из начальных классов понять, как не нужно расходовать карманные деньги.
Задание на оценку предметных и метапредметных результатов.
Предмет контроля: умение выявлять отношение к расходованию личных средств.
Ответ. Примерные формулировки
. 1. Если хочешь показаться богатым, трать деньги направо и налево. 2. Покупай то, что видишь у других, и не думай, для чего это тебе необходимо. 3. Чтобы не расстраиваться, что денег мало, лучше их не считать. 4. Никогда не копи деньги, а лучше приставай к родителям со словами: «Дайте мне денег! Дайте мне денег!»
Оценка. Правила оцениваются по следующим критериям: 1) указаны конкретные ошибки финансово неграмотного человека; 2) простота изложения, юмор. За каждый вредный совет выставляется не более 2 баллов (с учётом указанных критериев).
Приложение 5
Почему не все, что говорят в рекламе - правда.
Самый быстрый ноутбук, игровая приставка за полцены, обмен старого планшетника на новый… На какие только уловки не идут продавцы, лишь бы ты купил их товар. Ведь цель рекламы – вызвать интерес к продукту и продать его. Как отличить, где рекламные уловки, а где правда? Попробуем разобраться.
Минимальная цена
Часто в рекламе можно увидеть: "самые низкие цены на мобильные телефоны", "дешевле не найдете", "скидка!". Цена – это то, на что ты смотришь в первую очередь, поэтому продавцы так часто говорят о выгодной цене. Правда, они не всегда договаривают, что это самая низкая цена в этом магазине, а в соседнем продаётся дешевле.
СОВЕТ: Возле слов про "самую низкую цену" часто стоит неприметная "звездочка" или цифра. Ищи глазами пояснения на рекламе. Мелким шрифтом внизу или сбоку может быть написано, что это самая низкая цена в данном магазине или цена такая только при покупке второго товара.
"Самый-самый" товар
Часто в рекламе звучат такие слова как «самый вкусный чай», «лучший телефон», «самый производительный ноутбук», «самый умный робот». Как не поддаться на такие эпитеты, и не купить «самый-самый» товар? Во-первых, такие слова как «самый», «лучший», «первый», «главный» запрещены в рекламе, это нарушение закона. Во-вторых, под такими эпитетами могут «прятаться» залежавшиеся, несвежие товары, которые магазин давно пытается продать. В-третьих, у слова "самый" тоже может прятаться наша старая знакомая "звездочка", а мелким шрифтом будет указано "по мнению 20 участников теста". И это не будет незаконно, но эти 20 человек могут получить для сравнения тот товар, которым они посчитали "самым" и другой, заведомо слабый. Например, если на тестирование дать морковку и картофель, то в категории "самый сладкий продукт" победит морковка, но мы же знаем, что конфеты точно слаще.
СОВЕТ: Не полагайся на заверения продавцов в магазине и сообщения в рекламе, а поищи отзывы независимых экспертов в интернете. Есть довольно много людей, занимающихся проверкой и тестированием товаров, которые публикуют на своих сайтах честные обзоры. Так же, есть сайты с отзывами от покупателей и пользователей. Если и там товару выставлены хорошие оценки, то его смело можно брать.
Очень полезный продукт
Здоровье – это то, за что люди готовы платить. Вот почему производители так любят говорить о пользе, натуральности продуктов, хотя это не всегда правда. Например, на этикетке йогурта написано про полезные лактобактерии, но нет ни слова про сахар, которого в этом йогурте немало. Или по ТВ идет рекламный ролик растительного масла без холестерина, которого в нем итак быть не может. Не лукавит ли реклама?
Зрительный обман
Когда дорожает сырье, производители вынуждены повышать цену на товары. Но есть вариант оставить её прежней, положив в ту же упаковку немного меньше. Например в литровую (с виду) бутылку молока налить 900 мл. Или в привычной плитке шоколада на 100 грамм его может оказаться лишь 80. И так далее. Причём, это не обман с весом, на упаковке будет написано "вес 80 грамм". Просто мы так привыкли к тому, что определенные вещи продаются определенными порциями, что не всегда читаем этикетку.
СОВЕТ: При покупке, особенно продуктов, обращай внимание на то, сколько весит упаковка. Иногда бывает, что дешевый товар на самом деле стоит столько же, или даже дороже, чем другие. Просто в большой коробочке его очень мало, чтобы ты не заметил.
Любую информацию в рекламе лучше проверять. Ведь хороший продавец продаст даже воздух. Но нужно ли тебе платить за такой товар?