СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся считать семейные расходы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример урока по интеграции материалов учебных курсов по финансовой грамотности в преподаваемый предмет (обществознание)

Просмотр содержимого документа
«Учимся считать семейные расходы»





Индивидуальная учебно-методическая разработка по интеграции материалов учебных курсов по финансовой грамотности в преподаваемый предмет (обществознание)

ФИО педагога: Павлова Ольга Евгеньевна

место работы, должность: г.Дзержинск, МБОУ СШ № 70, учитель истории и обществознания


Класс

7 класс

Тема урока

Учимся считать семейные расходы

Тема ФГ

Учимся считать семейные расходы

Тема преподаваемого предмета

Домашнее хозяйство

Форма занятия

Урок - игра

Цель и задачи урока

Цель: Создать условия для изучения особенности организации домашнего хозяйства

Задачи урока:

- закрепить понятия: домохозяйство и семейный бюджет; основные статьи доходов и расходов семьи;

- дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета;

- развивать коммуникативные умения и навыки, умения работать в группе;

- научить применять полученные знания на практике, формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету


Объем времени на изучение темы ФГ в общей структуре урока

45 мин

Планируемые результаты

Предметные:

ФГ: владение базовыми предметными понятиям: семейный бюджет, расходы, личные расходы

понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи

определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Метапредметные:

- Познавательные ФГ: установление причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- Регулятивные ФГ: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи

-Коммуникативные ФГ: умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками по элементарным вопросам экономики семьи, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные

- ФГ: понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки

Расстановка парт и стульев

Кластерная с возможностью видеть экран

Дидактический материал

Презентация

Карточки с задачами;

Карточки «Почему не все, что говорят в рекламе – правда?» МОИФИНАНСЫ.РФ

Мультфильм«Золотое яблоко»; Смешарики Финансовая Грамотность

https://kids-tube.ru/smeshariki/video-463


Используемые УМК (по преподаваемому предмету и по финансовой грамотности)

Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2020 Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 6-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И.,. и др

Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 80 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. К66 Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).




Сценарий урока


Этапы

слайда презентации

используемые СО

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект

Шаг 1 организационный

3 мин

Слайд №1

Делит класс на три команды

Делятся на команды, рассаживаются

Умение работать в предложенных условиях в группе

Шаг 2 Представление цели и задач занятия

(7 минут)

Слайд №2 Карточки для учеников с заданиями

Приложение

№ 1


Каждой группе зачитываются задания. Организует работу в группах с соревновательным моментом.

На экране демонстрируются вопросы с ответами

Придумывают названия команды. Работают в группах по полученным заданиям

Отвечают на загадки.


Создание мотивации к успешному проведению урока, эмоциональный настрой.


Шаг 3

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Слайд № 3



- Исходя из темы нашей разминки, как вы думаете, чему будет посвящена наша игра?

Формулирует цель занятия.

Задает вопросы по необходимости.

Участвуют в формулировании темы занятия. Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация полученных знаний


Шаг 4

(10 мин)

Проверка понимания и закрепление ранее поученных знаний

Слайды 4-6

Выполнение практических задач

по теме.

Приложение

№ 2

Учитель организует групповую работу

На экране демонстрируются ответы по мере готовности команды

Обсуждение в группах.


Формирование способности анализа и обобщения.

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.



Шаг 5

(13 мин)

Просмотр и обсуждение заданий

Слайд 7-9

Демонстрация мультфильма «Золотое яблоко»

Приложение № 3

https://kids-tube.ru/smeshariki/video-463


Приложение № 4

Учитель предлагает проанализировать поведение героев мультфильма с т.з. финансового поведения




Предлагает Составить «вредные» или полезные советы при совершении покупок

Возможные ответы выводятся на экран

Отвечают на вопросы


Работают в группе







Работают в группе

Формирование способности анализа и обобщения.

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.


Формирование коммуникативной компетенции.


Шаг 6

(6 мин)


Приложение № 5

Почему не все, что говорят в рекламе правда? https://vashifinancy.ru/child/articles/potrebnosti-i-zhelaniya/pochemu-ne-vsye-chto-govoryat-v-reklame-pravda/


Учитель предлагает прочитать и привести примеры этих ситуаций из жизни

Работают в группе

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.

Формирование способности ученика к выбору самостоятельного решения. Формирование элементов критического мышления


Шаг 7

Рефлексия

3 мин

Слайд 12

Подводит итоги.

Предлагает

закончить предложения.

Предлагает учащимся показать определенными знаками свое эмоциональное состояние.



Анализируют полученную информацию. Дополняют предложения учителя и дополняют их.

Показывают эмоциональное состояние


Осмысление полученных знаний и их важности для принятия финансовых решений. Формирование элементов самопознания и самоанализа

Ша г8

Получение домашнего задания

2 мин

Слайд 11

Выдает домашнее задание Подготовить дома «Памятку рационального финансового поведения при в магазине» или

Творчески оформленные «Вредные советы» по желанию

Вникают в суть ДЗ, задают уточняющие вопросы.













Приложение 1

1. На товаре быть должна

Обязательно... (цена).

Коль трудился целый год,

Будет кругленьким... (доход).

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

2. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет... (банкир).

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в... (банке).

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой (вклад)

3. Приносить доходы стал

В банке папин... (капитал)-

И врачу, И акробату

Выдают за труд- (зарплату).

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы... (ссуду).

4. Та бумага не простая,

И владелец ее знает,

Что она ему раз в год Дивиденды принесет. (Акция.)

На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке... (проценты).



Приложение 2

Тема: Учимся считать семейные расходы

Решите задачу.1.

Семья Пети Петрова состоит из 5 человек: самого Пети, его младшего братишки, мамы, папы и бабушки Варвары Петровны. Совокупный доход семьи составляет 80 тыс. руб. в месяц. Средние ежемесячные расходы:

• коммунальные платежи – 10 тыс. руб.;

• покупка пищевых продуктов – 35 тыс. руб.;

• бытовая химия и предметы личной гигиены – 5 тыс. руб.;

• проезд на общественном транспорте – 3 тыс. руб.;

• оплата услуг связи (телефоны, Интернет) – 2500 руб.;

• развлечения – 6 тыс. руб.;

• приобретение сезонной одежды и обуви – 10 тыс. руб.;

• непредвиденные расходы – 5 тыс. руб.

Определите: 1) сумму обязательных расходов семьи в месяц;

2) сколько месяцев нужно откладывать деньги этой семье, чтобы приобрести новый холодильник стоимостью 40 тыс. руб.

Ответ: 1) 10 000 (коммунальные платежи) + 35 000 (продукты) + + 5000 (бытовая химия и предметы личной гигиены) + 3000 (проезд в общественном транспорте) + 2500 (оплата услуг связи) + 10 000 (сезонная одежда и обувь) = 65 500 (руб.) – обязательные расходы семьи в месяц; 2) ежемесячно у семьи остаётся 3500 руб.; если использовать только эти деньги, то на холодильник можно накопить за год; если сократить развлечения и использовать средства, направляемые на непредвиденные расходы, то на новый холодильник можно накопить за 3 мес. (3500 + 6000 + 5000 = 14 500; 40 000 14 500 = = 2,75). Можно копить деньги только за счёт развлечений (6 тыс. руб. в месяц), тогда на новый холодильник можно накопить за 4 мес. (6000 + 3500 = 9500; 40 000 9500 = 4,2). Учащиеся могут предложить и другие варианты накоплений (перераспределить расходы на непредвиденные нужды и развлечения) и другой срок покупки холодильника. Важно, чтобы накопления не делались из сумм, предназначенных для обязательных расходов.

Рещите задачу 2.

Семья Алёши состоит из четырёх человек: мамы, папы, старшей сестры Маши и самого Алёши. В таблице представлены расходы семьи за прошедший месяц

№ п/п

Виды расходов

Сумма, руб.

1

Покупка пищевых продуктов

10 000

2

Оплата коммунальных услуг

7 000

3

Оплата услуг связи (телефон и Интернет)

2 000

4

Проезд на общественном транспорте

2 000

5

Покупка одежды и обуви

5 000

6

Хозяйственные товары

2 000

7

Отдых всей семьёй в центре развлечений

2 000

8

Покупка новых игр

900



Определите: 1) общую сумму расходов семьи Алёши за месяц; 2) долю (в %) обязательных и необязательных расходов

Задание на оценку предметных и метапредметных результатов. Предмет контроля: умение разделять обязательные и необязательные расходы, знать общие принципы управления семейными расходами.

Ответ: 1) 30 900 руб.; 2) доля обязательных расходов – 90,6%, доля необязательных расходов – 9,4%.

Решите задачу 3.

В таблице представлены виды платежа за коммунальные услуги, которые использует семья Никиты, а также объёмы потребления и тарифы.

Вид платежа

Единица измерения

Объём (количество)

Тариф (цена) за единицу, руб.

Содержание помещения

м2

53

8,05

Вывоз и утилизация ТБО

м2

0,184

218,56

Антенна

квартира

1,0

10,80

Домофон

квартира

1,0

43,0

Горячее водоснабжение

м3

7

132,69

Холодное водоснабжение

м3

11

28,40



Определите: 1) месячную плату за каждый вид указанных услуг; 2) общую сумму расходов на коммунальные услуги семьи Никиты.

Задание на оценку предметных результатов. Предмет контроля: умение решать задачи, требующие денежных подсчётов.

Ответ: 1) содержание помещения – 426,65 руб., вывоз и утилизация ТБО – 40,22 руб., антенна – 10,80 руб., домофон – 43,00 руб., горячее водоснабжение – 928,83 руб., холодное водоснабжение – 312,40 руб.; 2) общая сумма – 1761,90 руб.



Приложение 4

Тема: Как появляются расходы семьи

1*. Представьте, что вам нужно просто и занимательно объяснить ребятам из начальных классов, как правильно расходовать личные деньги. Составьте для них правила умного расходования карманных денег.

. Задание на оценку предметных результатов. Предмет контроля: умение называть основные направления личных расходов, знать общие принципы управления личными расходами.

Ответ. Примерные формулировки правил приводятся ниже. 1. Всегда знай, сколько у тебя есть денег. 2. Прежде чем что-то купить, подумай, надо ли тебе это. 3. Не покупай лишнего только потому, что это купили твои друзья. 4. Покупая что-либо, подсчитывай, сколько у тебя осталось денег. 5. Если хочешь накопить на что-либо, определи, от каких трат ты готов отказаться.

Оценка. Правила оцениваются по следующим критериям: 1) ориентированность на учёт трат и их обдуманность, регулярное сбережение и накопление личных средств; 2) простота изложения.

Оценка. За каждое верно сформулированное правило выставляется не более 2 баллов (с учётом указанных критериев).



2*. Составьте весёлые вредные советы (вспомните, как это делал Григорий Остер), которые помогут ребятам из начальных классов понять, как не нужно расходовать карманные деньги.

Задание на оценку предметных и метапредметных результатов.

Предмет контроля: умение выявлять отношение к расходованию личных средств.

Ответ. Примерные формулировки

. 1. Если хочешь показаться богатым, трать деньги направо и налево. 2. Покупай то, что видишь у других, и не думай, для чего это тебе необходимо. 3. Чтобы не расстраиваться, что денег мало, лучше их не считать. 4. Никогда не копи деньги, а лучше приставай к родителям со словами: «Дайте мне денег! Дайте мне денег!»

Оценка. Правила оцениваются по следующим критериям: 1) указаны конкретные ошибки финансово неграмотного человека; 2) простота изложения, юмор. За каждый вредный совет выставляется не более 2 баллов (с учётом указанных критериев).

Приложение 5

Почему не все, что говорят в рекламе - правда.

Самый быстрый ноутбук, игровая приставка за полцены, обмен старого планшетника на новый… На какие только уловки не идут продавцы, лишь бы ты купил их товар. Ведь цель рекламы – вызвать интерес к продукту и продать его. Как отличить, где рекламные уловки, а где правда? Попробуем разобраться.

Минимальная цена

Часто в рекламе можно увидеть: "самые низкие цены на мобильные телефоны", "дешевле не найдете", "скидка!". Цена – это то, на что ты смотришь в первую очередь, поэтому продавцы так часто говорят о выгодной цене. Правда, они не всегда договаривают, что это самая низкая цена в этом магазине, а в соседнем продаётся дешевле.
СОВЕТ: Возле слов про "самую низкую цену" часто стоит неприметная "звездочка" или цифра. Ищи глазами пояснения на рекламе. Мелким шрифтом внизу или сбоку может быть написано, что это самая низкая цена в данном магазине или цена такая только при покупке второго товара.


"Самый-самый" товар

Часто в рекламе звучат такие слова как «самый вкусный чай», «лучший телефон», «самый производительный ноутбук», «самый умный робот». Как не поддаться на такие эпитеты, и не купить «самый-самый» товар? Во-первых, такие слова как «самый», «лучший», «первый», «главный» запрещены в рекламе, это нарушение закона. Во-вторых, под такими эпитетами могут «прятаться» залежавшиеся, несвежие товары, которые магазин давно пытается продать. В-третьих, у слова "самый" тоже может прятаться наша старая знакомая "звездочка", а мелким шрифтом будет указано "по мнению 20 участников теста". И это не будет незаконно, но эти 20 человек могут получить для сравнения тот товар, которым они посчитали "самым" и другой, заведомо слабый. Например, если на тестирование дать морковку и картофель, то в категории "самый сладкий продукт" победит морковка, но мы же знаем, что конфеты точно слаще.

СОВЕТ: Не полагайся на заверения продавцов в магазине и сообщения в рекламе, а поищи отзывы независимых экспертов в интернете. Есть довольно много людей, занимающихся проверкой и тестированием товаров, которые публикуют на своих сайтах честные обзоры. Так же, есть сайты с отзывами от покупателей и пользователей. Если и там товару выставлены хорошие оценки, то его смело можно брать.

Очень полезный продукт

Здоровье – это то, за что люди готовы платить. Вот почему производители так любят говорить о пользе, натуральности продуктов, хотя это не всегда правда. Например, на этикетке йогурта написано про полезные лактобактерии, но нет ни слова про сахар, которого в этом йогурте немало. Или по ТВ идет рекламный ролик растительного масла без холестерина, которого в нем итак быть не может. Не лукавит ли реклама?

Зрительный обман

Когда дорожает сырье, производители вынуждены повышать цену на товары. Но есть вариант оставить её прежней, положив в ту же упаковку немного меньше. Например в литровую (с виду) бутылку молока налить 900 мл. Или в привычной плитке шоколада на 100 грамм его может оказаться лишь 80. И так далее. Причём, это не обман с весом, на упаковке будет написано "вес 80 грамм". Просто мы так привыкли к тому, что определенные вещи продаются определенными порциями, что не всегда читаем этикетку.

СОВЕТ: При покупке, особенно продуктов, обращай внимание на то, сколько весит упаковка. Иногда бывает, что дешевый товар на самом деле стоит столько же, или даже дороже, чем другие. Просто в большой коробочке его очень мало, чтобы ты не заметил.

Любую информацию в рекламе лучше проверять. Ведь хороший продавец продаст даже воздух. Но нужно ли тебе платить за такой товар?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!