СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему « Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе

Цель: Познакомить с семейным бюджетом, сформировать понятия «расход» и  «доход» семьи. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
  • Развивать познавательный интерес, речь детей.
  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.

Оборудование: Распечатки таблицы, три бумажных кошелька, карточки, реквизиты для игр.

Ход урока:

I.Организационный момент Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте,  поприветствуем их. ( Дети поворачиваются и здороваются) Сели, ребята! А как вы будете работать на сегодняшнем уроке?

 (Дети отвечают четверостишьем)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будем старательными,

Будем внимательными.

II. Актуализация знаний Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в государство. Подскажите, пожалуйста, название нашего государства (Ребята подсказывают: «экономика») Да, да, да. А давайте вспомним, что вы узнали об экономике. Любите решать кроссворды? (Да) Наш кроссворд-  денежный кроссворд. Вопросы: 1.Прямой обмен товаров на другие. 2.Бумажный денежный знак, другое название банкноты . 3.Средство платежа. 4.Часть денег, отложенных на будущее. 5.Количество денег, отдаваемое за товар. 6.Получение денег за работу. Учитель: Какое слово получилось выделенным? (Дети: бюджет) -Какой бюджет? (Дети: государственный) -А что такое бюджет? (Дети: денежная сумка государства) -А какие там деньги, что внутри сумки?(Дети: доходы и расходы) -Что такое доходы?(Ответ) -Что такое расходы?(ответ) -Откуда берутся доходы?(ответ: налоги граждан и организаций) -Куда расходуются деньги бюджета?(ответы: на образование, здравоохранение, армию, полицию, науку и культуру, охрану природы, пенсия, пособия) Учитель: Всё правильно, ребята! -А налоги обязательны или добровольны?(ответ: обязательны) -А что вы бы сказали тем, кто не хочет платить налоги? (отвечают 1-2 учащихся) 1 ученик: Заплати налоги и живи спокойно! 2 ученик: Товарищи! Вы не заплатили налоги, и кто-то остался без зарплаты, без пенсии, без пособия. А как им жить? Учитель: Ребята! Когда вы станете взрослыми, я надеюсь, вы будете законопослушными налогоплательщиками III.Самоопределение к деятельности - Какая она государственная денежная сумка (ответ: большая) Учитель: Большая сумка, потому что само государство очень большое хозяйство. А самое маленькое хозяйство как называется? Вспомним, решив этот ребус (на доске вывешивается ребус - 7Я)  (ответ: семья) Учитель: Вы, наверное, догадались: какую тему мы будем изучать? (ответ: семейный бюджет) Учитель: Какие задачи поставим? Чего хочет узнать  Муравьишка- вопросик?  Сформулируйте задачи-вопросы? (дети сформулируют задачи) - Что такое семейный бюджет? - Из чего он складывается? - Зачем нужен семейный бюджет? - Можно ли изменить семейный бюджет? - Делать выводы(вывешиваются задачи на доску)

IV. Изучение новой темы Учитель: Из чего же складывается государственный бюджет вы уже узнали: из доходов и расходов. А из чего складывается семейный бюджет? (ответы: доходов и расходов) Да, правильно. Давайте, разберем сначала доходы (на доске вывешиваются карточки с доходами) Учитель: У нас ролевая игра. Возьмите реквизиты и выходите к доске: 1. Шляпа, очки - дед 2. Платок, кукла - мама 3. Галстук - папа 4. Старшая сестра - студенческий билет (участники выбирают с доски свою карточку с источником доходов) Дед (берет пенсию) кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам) Мама (пособие по уходу за ребенком) кому еще дается пособие? (безработным) Папа (зарплата) она бывает в виде оклада, сдельной и почасовой

Сестра (стипендия) дается за хорошую учебу в училище, институте.

Учитель: Спасибо! А чтобы узнать какие виды доходов еще бывают, прочитайте текст на странице 77 (читают, отвечают)

Прибыль, гонорар, процент (вывешиваются на доску )

Добавляем еще выигрыш в лотерею, премия, наследство, подарок.

Учитель: Молодцы!

Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены этой семьи.

Ребята! Вы любите вкусно поесть? (Да)

 Любите одеваться? (Да)

Ручки, тетрадки, пенал, портфель есть у вас? (Да)

Дома мебель есть у вас? (Да)

 Зубной пастой, шампунем, щеткой пользуетесь? (Да)

 В музей, театр ходите? (Да)

На все это откуда берете деньги? (Ответ: из семейного бюджета)

Учитель: Все расходуемые деньги членами одной семьи называются расходами. А еще бывают непредвиденные расходы.

(Вывешиваются расходы на доску) V. Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

Над водою закружилась,

А на пять остановилась.

VI. Продолжение изучения новой темы

Учитель: Давайте, ребята, еще раз поиграем в семью. Три ряда - три семьи. Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. Я вам раздаю таблицы, а вы работайте по ним и подсчитайте доходы и расходы вашей семьи

Первый ряд - семья Хамзиных

Второй ряд - семья Ильиных

Третий ряд - семья Хузиных

(Для каждой группы на доске вывешиваются «кошельки»)

Работа в группах и выступления групп

Учитель: Ребята! Подведем баланс. Вычтем из доходов расходы вашей семьи. Что получилось?

1 семья Хамзиных-  0- это сбалансированный бюджет

2 семья Ильиных - не хватает 5 – это дефицит бюджета

3 семья Хузиных – 16 лишних денежек – это экономия бюджета

(К конвертам вывешиваются три смайлика: равнодушный, плачущий, смеющийся и записи: сбалансированный, дефицит, экономия)

Учитель: У каких семей семейный бюджет хороший? (ответ: у Хузиных)

У кого дела плохи? (ответ: у Хамзиных, у Ильиных)

А что можно делать, чтобы помочь этим семьям? (ответ: сэкономить семейный бюджет, быть бережливыми)

А давайте послушаем тех, кому были даны задания по экономии своих семейных бюджетов. (Выступление четырех учащихся)

Учитель: А кроме перечисленных расходов, какие могут быть непредвиденные расходы? (ответ: болезни, подарок, хобби, несчастные случаи, испорченная вещь)

Учитель: Ребята! Какое значение имеет знание семейного бюджета? ( Доход должен быть больше Расходов, знать примерный план ведения своего хозяйства, научиться экономить)

Учитель: Ребята! Закрепляем ваши знания, выполняя задание №2 в РТ на стр.48)

( учащиеся выполняют задания )

Учитель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла Мудрая Черепаха и принесла свои пословицы и поговорки. Сегодня она спрятала свои задания в РТ №6 (вывешивается портрет Мудрой Черепахи)

Работа в парах и по очереди друг другу объясняйте смысл этих пословиц

( работа в парах, обсуждение и выступление детей)

Учитель: Дома дополните эти пословицы вместе с взрослыми (если время позволяет обсуждение смысла пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет»)

Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (сценка «В магазине » показывают двое учащихся)

Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и  планшет, у Маши такая уже есть.

Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.

Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем  кошельке есть деньги!

Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить валенки.

Дочь: Не нужны мне валенки! Мне нужна кукла!

Учитель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)

Объясните, что она не права (ответы детей)

Учитель: Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за  вредности, жадности. Согласны ли вы со мной? 

 VII. Рефлексия, подведение итогов

Учитель: Посмотрим электронное приложение и выполним задания на компьютере (просмотр и выполнение заданий)

Учитель: Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)

Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы вернулись к тому, что начали урок об экономике.

Учитель: Ребята, задачи урока мы выполнили? (прохождение по задачам урока). Все вы хорошо поработали, пополнили свой багаж знаний.

Я хочу закончить урок словами Бертольда Авербаха (вывешивается плакат на доску) «Нажить много денег- это храбрость, сохранить их-это мудрость, а умело расходовать-это искусство»)

Учитель: Зажмите руки в кулак. Кому было интересно, разогните мизинец. Кто считает, что ему пригодятся эти знания - безымянный. Кто хорошо работал – средний. Кто помогал другим - указательный. Кому урок понравился- большой.

Сколько пальцев разжали, такая вам оценка.

Домашнее задание: прочитать стр. 75-78, РТ №3,6 (в №6 вы должны составить план своих расходов из денег, полученных вами в день рождения)

Спасибо за урок!

Урок на тему « Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе

Цель: Познакомить с семейным бюджетом, сформировать понятия «расход» и  «доход» семьи. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
  • Развивать познавательный интерес, речь детей.
  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.

Оборудование: Распечатки таблицы, три бумажных кошелька, карточки, реквизиты для игр.

Ход урока:

I.Организационный момент Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте,  поприветствуем их. ( Дети поворачиваются и здороваются) Сели, ребята! А как вы будете работать на сегодняшнем уроке?

 (Дети отвечают четверостишьем)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будем старательными,

Будем внимательными.

II. Актуализация знаний Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в государство. Подскажите, пожалуйста, название нашего государства (Ребята подсказывают: «экономика») Да, да, да. А давайте вспомним, что вы узнали об экономике. Любите решать кроссворды? (Да) Наш кроссворд-  денежный кроссворд. Вопросы: 1.Прямой обмен товаров на другие. 2.Бумажный денежный знак, другое название банкноты . 3.Средство платежа. 4.Часть денег, отложенных на будущее. 5.Количество денег, отдаваемое за товар. 6.Получение денег за работу. Учитель: Какое слово получилось выделенным? (Дети: бюджет) -Какой бюджет? (Дети: государственный) -А что такое бюджет? (Дети: денежная сумка государства) -А какие там деньги, что внутри сумки?(Дети: доходы и расходы) -Что такое доходы?(Ответ) -Что такое расходы?(ответ) -Откуда берутся доходы?(ответ: налоги граждан и организаций) -Куда расходуются деньги бюджета?(ответы: на образование, здравоохранение, армию, полицию, науку и культуру, охрану природы, пенсия, пособия) Учитель: Всё правильно, ребята! -А налоги обязательны или добровольны?(ответ: обязательны) -А что вы бы сказали тем, кто не хочет платить налоги? (отвечают 1-2 учащихся) 1 ученик: Заплати налоги и живи спокойно! 2 ученик: Товарищи! Вы не заплатили налоги, и кто-то остался без зарплаты, без пенсии, без пособия. А как им жить? Учитель: Ребята! Когда вы станете взрослыми, я надеюсь, вы будете законопослушными налогоплательщиками III.Самоопределение к деятельности - Какая она государственная денежная сумка (ответ: большая) Учитель: Большая сумка, потому что само государство очень большое хозяйство. А самое маленькое хозяйство как называется? Вспомним, решив этот ребус (на доске вывешивается ребус - 7Я)  (ответ: семья) Учитель: Вы, наверное, догадались: какую тему мы будем изучать? (ответ: семейный бюджет) Учитель: Какие задачи поставим? Чего хочет узнать  Муравьишка- вопросик?  Сформулируйте задачи-вопросы? (дети сформулируют задачи) - Что такое семейный бюджет? - Из чего он складывается? - Зачем нужен семейный бюджет? - Можно ли изменить семейный бюджет? - Делать выводы(вывешиваются задачи на доску)

IV. Изучение новой темы Учитель: Из чего же складывается государственный бюджет вы уже узнали: из доходов и расходов. А из чего складывается семейный бюджет? (ответы: доходов и расходов) Да, правильно. Давайте, разберем сначала доходы (на доске вывешиваются карточки с доходами) Учитель: У нас ролевая игра. Возьмите реквизиты и выходите к доске: 1. Шляпа, очки - дед 2. Платок, кукла - мама 3. Галстук - папа 4. Старшая сестра - студенческий билет (участники выбирают с доски свою карточку с источником доходов) Дед (берет пенсию) кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам) Мама (пособие по уходу за ребенком) кому еще дается пособие? (безработным) Папа (зарплата) она бывает в виде оклада, сдельной и почасовой

Сестра (стипендия) дается за хорошую учебу в училище, институте.

Учитель: Спасибо! А чтобы узнать какие виды доходов еще бывают, прочитайте текст на странице 77 (читают, отвечают)

Прибыль, гонорар, процент (вывешиваются на доску )

Добавляем еще выигрыш в лотерею, премия, наследство, подарок.

Учитель: Молодцы!

Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены этой семьи.

Ребята! Вы любите вкусно поесть? (Да)

 Любите одеваться? (Да)

Ручки, тетрадки, пенал, портфель есть у вас? (Да)

Дома мебель есть у вас? (Да)

 Зубной пастой, шампунем, щеткой пользуетесь? (Да)

 В музей, театр ходите? (Да)

На все это откуда берете деньги? (Ответ: из семейного бюджета)

Учитель: Все расходуемые деньги членами одной семьи называются расходами. А еще бывают непредвиденные расходы.

(Вывешиваются расходы на доску) V. Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

Над водою закружилась,

А на пять остановилась.

VI. Продолжение изучения новой темы

Учитель: Давайте, ребята, еще раз поиграем в семью. Три ряда - три семьи. Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. Я вам раздаю таблицы, а вы работайте по ним и подсчитайте доходы и расходы вашей семьи

Первый ряд - семья Хамзиных

Второй ряд - семья Ильиных

Третий ряд - семья Хузиных

(Для каждой группы на доске вывешиваются «кошельки»)

Работа в группах и выступления групп

Учитель: Ребята! Подведем баланс. Вычтем из доходов расходы вашей семьи. Что получилось?

1 семья Хамзиных-  0- это сбалансированный бюджет

2 семья Ильиных - не хватает 5 – это дефицит бюджета

3 семья Хузиных – 16 лишних денежек – это экономия бюджета

(К конвертам вывешиваются три смайлика: равнодушный, плачущий, смеющийся и записи: сбалансированный, дефицит, экономия)

Учитель: У каких семей семейный бюджет хороший? (ответ: у Хузиных)

У кого дела плохи? (ответ: у Хамзиных, у Ильиных)

А что можно делать, чтобы помочь этим семьям? (ответ: сэкономить семейный бюджет, быть бережливыми)

А давайте послушаем тех, кому были даны задания по экономии своих семейных бюджетов. (Выступление четырех учащихся)

Учитель: А кроме перечисленных расходов, какие могут быть непредвиденные расходы? (ответ: болезни, подарок, хобби, несчастные случаи, испорченная вещь)

Учитель: Ребята! Какое значение имеет знание семейного бюджета? ( Доход должен быть больше Расходов, знать примерный план ведения своего хозяйства, научиться экономить)

Учитель: Ребята! Закрепляем ваши знания, выполняя задание №2 в РТ на стр.48)

( учащиеся выполняют задания )

Учитель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла Мудрая Черепаха и принесла свои пословицы и поговорки. Сегодня она спрятала свои задания в РТ №6 (вывешивается портрет Мудрой Черепахи)

Работа в парах и по очереди друг другу объясняйте смысл этих пословиц

( работа в парах, обсуждение и выступление детей)

Учитель: Дома дополните эти пословицы вместе с взрослыми (если время позволяет обсуждение смысла пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет»)

Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (сценка «В магазине » показывают двое учащихся)

Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и  планшет, у Маши такая уже есть.

Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.

Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем  кошельке есть деньги!

Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить валенки.

Дочь: Не нужны мне валенки! Мне нужна кукла!

Учитель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)

Объясните, что она не права (ответы детей)

Учитель: Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за  вредности, жадности. Согласны ли вы со мной? 

 VII. Рефлексия, подведение итогов

Учитель: Посмотрим электронное приложение и выполним задания на компьютере (просмотр и выполнение заданий)

Учитель: Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)

Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы вернулись к тому, что начали урок об экономике.

Учитель: Ребята, задачи урока мы выполнили? (прохождение по задачам урока). Все вы хорошо поработали, пополнили свой багаж знаний.

Я хочу закончить урок словами Бертольда Авербаха (вывешивается плакат на доску) «Нажить много денег- это храбрость, сохранить их-это мудрость, а умело расходовать-это искусство»)

Учитель: Зажмите руки в кулак. Кому было интересно, разогните мизинец. Кто считает, что ему пригодятся эти знания - безымянный. Кто хорошо работал – средний. Кто помогал другим - указательный. Кому урок понравился- большой.

Сколько пальцев разжали, такая вам оценка.

Домашнее задание: прочитать стр. 75-78, РТ №3,6 (в №6 вы должны составить план своих расходов из денег, полученных вами в день рождения)

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«"Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе»

Урок на тему « Семейный бюджет» по окружающему миру в 3 классе

Цель: Познакомить с семейным бюджетом, сформировать понятия «расход» и «доход» семьи. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.

  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.

  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.

  • Развивать познавательный интерес, речь детей.

  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.

  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.

Оборудование: Распечатки таблицы, три бумажных кошелька, карточки, реквизиты для игр.

Ход урока:

I.Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте, поприветствуем их. ( Дети поворачиваются и здороваются) Сели, ребята! А как вы будете работать на сегодняшнем уроке?

(Дети отвечают четверостишьем)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будем старательными,

Будем внимательными.

II. Актуализация знаний
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в государство. Подскажите, пожалуйста, название нашего государства (Ребята подсказывают: «экономика») Да, да, да. А давайте вспомним, что вы узнали об экономике. Любите решать кроссворды? (Да) Наш кроссворд- денежный кроссворд.
Вопросы:
1.Прямой обмен товаров на другие.
2.Бумажный денежный знак, другое название банкноты .
3.Средство платежа.
4.Часть денег, отложенных на будущее.
5.Количество денег, отдаваемое за товар.
6.Получение денег за работу.
Учитель: Какое слово получилось выделенным? (Дети: бюджет)
-Какой бюджет? (Дети: государственный)
-А что такое бюджет? (Дети: денежная сумка государства)
-А какие там деньги, что внутри сумки?(Дети: доходы и расходы)
-Что такое доходы?(Ответ)
-Что такое расходы?(ответ)
-Откуда берутся доходы?(ответ: налоги граждан и организаций)
-Куда расходуются деньги бюджета?(ответы: на образование, здравоохранение, армию, полицию, науку и культуру, охрану природы, пенсия, пособия)
Учитель: Всё правильно, ребята!
-А налоги обязательны или добровольны?(ответ: обязательны)
-А что вы бы сказали тем, кто не хочет платить налоги? (отвечают 1-2 учащихся)
1 ученик: Заплати налоги и живи спокойно!
2 ученик: Товарищи! Вы не заплатили налоги, и кто-то остался без зарплаты, без пенсии, без пособия. А как им жить?
Учитель: Ребята! Когда вы станете взрослыми, я надеюсь, вы будете законопослушными налогоплательщиками
III.Самоопределение к деятельности
- Какая она государственная денежная сумка (ответ: большая)
Учитель: Большая сумка, потому что само государство очень большое хозяйство. А самое маленькое хозяйство как называется? Вспомним, решив этот ребус (на доске вывешивается ребус - 7Я) (ответ: семья)
Учитель: Вы, наверное, догадались: какую тему мы будем изучать? (ответ: семейный бюджет)
Учитель: Какие задачи поставим? Чего хочет узнать Муравьишка- вопросик? Сформулируйте задачи-вопросы? (дети сформулируют задачи)
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего он складывается?
- Зачем нужен семейный бюджет?
- Можно ли изменить семейный бюджет?
- Делать выводы(вывешиваются задачи на доску)

IV. Изучение новой темы
Учитель: Из чего же складывается государственный бюджет вы уже узнали: из доходов и расходов. А из чего складывается семейный бюджет? (ответы: доходов и расходов) Да, правильно. Давайте, разберем сначала доходы (на доске вывешиваются карточки с доходами)
Учитель: У нас ролевая игра. Возьмите реквизиты и выходите к доске:
1. Шляпа, очки - дед
2. Платок, кукла - мама
3. Галстук - папа
4. Старшая сестра - студенческий билет
(участники выбирают с доски свою карточку с источником доходов)
Дед (берет пенсию) кому еще в нашем государстве платят пенсию? (инвалидам)
Мама (пособие по уходу за ребенком) кому еще дается пособие? (безработным)
Папа (зарплата) она бывает в виде оклада, сдельной и почасовой

Сестра (стипендия) дается за хорошую учебу в училище, институте.

Учитель: Спасибо! А чтобы узнать какие виды доходов еще бывают, прочитайте текст на странице 77 (читают, отвечают)

Прибыль, гонорар, процент (вывешиваются на доску )

Добавляем еще выигрыш в лотерею, премия, наследство, подарок.

Учитель: Молодцы!

Доходы - это деньги, которые зарабатывают и получают члены этой семьи.

Ребята! Вы любите вкусно поесть? (Да)

Любите одеваться? (Да)

Ручки, тетрадки, пенал, портфель есть у вас? (Да)

Дома мебель есть у вас? (Да)

Зубной пастой, шампунем, щеткой пользуетесь? (Да)

В музей, театр ходите? (Да)

На все это откуда берете деньги? (Ответ: из семейного бюджета)

Учитель: Все расходуемые деньги членами одной семьи называются расходами. А еще бывают непредвиденные расходы.

(Вывешиваются расходы на доску)
V. Физкультминутка:

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

Над водою закружилась,

А на пять остановилась.

VI. Продолжение изучения новой темы

Учитель: Давайте, ребята, еще раз поиграем в семью. Три ряда - три семьи. Каждая семья подсчитывает свой семейный бюджет. Я вам раздаю таблицы, а вы работайте по ним и подсчитайте доходы и расходы вашей семьи

Первый ряд - семья Хамзиных

Второй ряд - семья Ильиных

Третий ряд - семья Хузиных

(Для каждой группы на доске вывешиваются «кошельки»)

Работа в группах и выступления групп

Учитель: Ребята! Подведем баланс. Вычтем из доходов расходы вашей семьи. Что получилось?

1 семья Хамзиных- 0- это сбалансированный бюджет

2 семья Ильиных - не хватает 5 – это дефицит бюджета

3 семья Хузиных – 16 лишних денежек – это экономия бюджета

(К конвертам вывешиваются три смайлика: равнодушный, плачущий, смеющийся и записи: сбалансированный, дефицит, экономия)

Учитель: У каких семей семейный бюджет хороший? (ответ: у Хузиных)

У кого дела плохи? (ответ: у Хамзиных, у Ильиных)

А что можно делать, чтобы помочь этим семьям? (ответ: сэкономить семейный бюджет, быть бережливыми)

А давайте послушаем тех, кому были даны задания по экономии своих семейных бюджетов. (Выступление четырех учащихся)

Учитель: А кроме перечисленных расходов, какие могут быть непредвиденные расходы? (ответ: болезни, подарок, хобби, несчастные случаи, испорченная вещь)

Учитель: Ребята! Какое значение имеет знание семейного бюджета? ( Доход должен быть больше Расходов, знать примерный план ведения своего хозяйства, научиться экономить)

Учитель: Ребята! Закрепляем ваши знания, выполняя задание №2 в РТ на стр.48)

( учащиеся выполняют задания )

Учитель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла Мудрая Черепаха и принесла свои пословицы и поговорки. Сегодня она спрятала свои задания в РТ №6 (вывешивается портрет Мудрой Черепахи)

Работа в парах и по очереди друг другу объясняйте смысл этих пословиц

( работа в парах, обсуждение и выступление детей)

Учитель: Дома дополните эти пословицы вместе с взрослыми (если время позволяет обсуждение смысла пословиц «Бережливость дороже богатства», «Копейка рубль бережет»)

Учитель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, эту сценку (сценка «В магазине » показывают двое учащихся)

Дочь: Мама, купи мне вот эту куклу и планшет, у Маши такая уже есть.

Мама: Нет, доченька, пока у нас нет денег на куклу и планшет.

Дочь: Есть, есть у тебя деньги! Я видела, в твоем кошельке есть деньги!

Мама: Доченька! Потерпи месяц, а в этом месяце тебе нужно купить валенки.

Дочь: Не нужны мне валенки! Мне нужна кукла!

Учитель: Спасибо девочки! Ребята эта девочка права? (Нет)

Объясните, что она не права (ответы детей)

Учитель: Да, ребята, иногда ваши родители вынуждены отказать вам. Потому что они лучше знают, что купить сейчас, а не делают это из-за вредности, жадности. Согласны ли вы со мной?

VII. Рефлексия, подведение итогов

Учитель: Посмотрим электронное приложение и выполним задания на компьютере (просмотр и выполнение заданий)

Учитель: Важно ли планировать семейный бюджет? (ответы детей)

Конечно, очень важно! Ведь можно много зарабатывать, но не уметь правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы вернулись к тому, что начали урок об экономике.

Учитель: Ребята, задачи урока мы выполнили? (прохождение по задачам урока). Все вы хорошо поработали, пополнили свой багаж знаний.

Я хочу закончить урок словами Бертольда Авербаха (вывешивается плакат на доску) «Нажить много денег- это храбрость, сохранить их-это мудрость, а умело расходовать-это искусство»)

Учитель: Зажмите руки в кулак. Кому было интересно, разогните мизинец. Кто считает, что ему пригодятся эти знания - безымянный. Кто хорошо работал – средний. Кто помогал другим - указательный. Кому урок понравился- большой.

Сколько пальцев разжали, такая вам оценка.

Домашнее задание: прочитать стр. 75-78, РТ №3,6 (в №6 вы должны составить план своих расходов из денег, полученных вами в день рождения)

Спасибо за урок!





























Приложение 1

Семья Хамзиных

Доходы

Расходы

1.Зарплата мамы

7 денежек

1.Покупка продуктов

10 денежек

2.Зарплата папы

10 денежек

2.Квартплата

5 денежек

3.Пенсия бабушки

6 денежек

3.Покупка канцтоваров

2 денежки

4.Степендия сына

2 денежки

4.Покупка игрушек

1 денежка



5.Ремонт холодильника

3 денежки



6.Посещение кино

1 денежка



7.Покупка одежды

3 денежки

Итого:


Итого:


Доход-Расход

=
























Семья Ильиных

Доходы

Расходы

1.Зарплата папы

15 денежек

1.Покупка продуктов

8 денежек

2.Зарплата мамы

5 денежек

2.Покупка телефона для папы

5 денежек

3.Пособие по многодетности

5 денежек

3.Квартплата

5 денежек



4.Покупка книг и игрушек

2 денежки



5.Ремонт автомобиля

3 денежки



6.День рождение сына в кафе

4 денежки



7.Ремонт планшета

3 денежки

Итого:


Итого:


Доход-Расход

=























Семья Хузиных

Доходы

Расходы

1.Зарплата папы

15 денежек

1.Покупка продуктов


5 денежек

2.Пособие по безработице мамы

5 денежек

2.Квартплата

3 денежки

3.Пенсия дедушки

8 денежек

3.Покупка лекарств

2 денежки

4.Прибыль от продажи картофеля

5 денежек

4.Покупка книг и игрушек

1 денежка



5.Предметы личной гигиены

1 денежка



6.Покупка лыжи для дочери

4 денежки



7.Покупка шапки для сына

1 денежка

Итого:


Итого:


Доход-Расход

=





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!