СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся технике Я-высказываний

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся технике Я-высказываний»

Техника  «Я – высказывание»          Подготовила педагог-психолог Пешкова М.М

Техника «Я – высказывание»

Подготовила

педагог-психолог Пешкова М.М

Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать» и т.д.)
  • Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель

(«Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать» и т.д.)

«Я-высказывание» («Я-сообщение») - это способ сообщения ребенку о собственных чувствах, переживаниях, о том, что вы хотите, о своих интересах и т.п.  Чаще применяется в тех случаях, когда поведение ребенка неприемлемо для родителя, вызывает отрицательные переживания.  Другими словами - проблема «принадлежит» родителю.   Он расстроен, разочарован, утомлен, обеспокоен, встревожен, сердит.

«Я-высказывание» («Я-сообщение») - это способ сообщения ребенку о собственных чувствах, переживаниях, о том, что вы хотите, о своих интересах и т.п. Чаще применяется в тех случаях, когда поведение ребенка неприемлемо для родителя, вызывает отрицательные переживания. Другими словами - проблема «принадлежит» родителю. Он расстроен, разочарован, утомлен, обеспокоен, встревожен, сердит.

Когда уместно использовать? Когда вы чувствуете, что вас не понимают, хотите, чтобы с вами больше считались. Другими словами, когда проблема у вас, а не у ребенка.  Примеры: Ребенок пришел домой очень поздно. Вы волновались, переживали. Ребенок получил плохую отметку и из-за этого переживает. Вам сделали замечание по поводу поведения ребенка. Вам неприятно.                            Это ваша проблема! Это его проблема! Это ваша проблема!

Когда уместно использовать?

  • Когда вы чувствуете, что вас не понимают, хотите, чтобы с вами больше считались. Другими словами, когда проблема у вас, а не у ребенка.

Примеры:

  • Ребенок пришел домой очень поздно. Вы волновались, переживали.
  • Ребенок получил плохую отметку и из-за этого переживает.
  • Вам сделали замечание по поводу поведения ребенка. Вам неприятно.

                 

Это ваша проблема!

Это его проблема!

Это ваша проблема!

  Что дают «Я-высказывания»?   «Я-высказывания» помогают ребенку учиться брать ответственность на себя за свое поведение. Посылая ему «Я-высказывания» вы показываете, что доверяете ему, а это дает ему шанс вести себя более конструктивно. И наоборот, «Ты-высказывания», несущие обвинительный характер, подталкивают ребенка к защите, к сопротивлению. В противоположность «Я-высказываниям», «Ты-высказывания» воспринимаются ребенком, как оценка его личности, а это в большинстве случаев вызывает защитную реакцию, что может привести к развитию конфликта и еще большему взаимному непониманию.   Ребенок пришел домой очень поздно.     Ты-высказывание: «Ты очень поздно пришел, я волновалась».       Я-высказывание: «Я беспокоилась, что тебя так долго нет».       Ребенок пришел домой очень поздно.     Ты-высказывание: «Ты очень поздно пришел, я волновалась».       Я-высказывание: «Я беспокоилась, что тебя так долго нет».     

Что дают «Я-высказывания»?

  • «Я-высказывания» помогают ребенку учиться брать ответственность на себя за свое поведение.
  • Посылая ему «Я-высказывания» вы показываете, что доверяете ему, а это дает ему шанс вести себя более конструктивно. И наоборот, «Ты-высказывания», несущие обвинительный характер, подталкивают ребенка к защите, к сопротивлению.
  • В противоположность «Я-высказываниям», «Ты-высказывания» воспринимаются ребенком, как оценка его личности, а это в большинстве случаев вызывает защитную реакцию, что может привести к развитию конфликта и еще большему взаимному непониманию.

Ребенок пришел домой очень поздно.   Ты-высказывание: «Ты очень поздно пришел, я волновалась».     Я-высказывание: «Я беспокоилась, что тебя так долго нет».     Ребенок пришел домой очень поздно.   Ты-высказывание: «Ты очень поздно пришел, я волновалась».     Я-высказывание: «Я беспокоилась, что тебя так долго нет».    

В чем различие Ты- и Я-высказываний? Ты-высказывание  Я-высказывание   Сообщает другому негатив о нем самом и его поведении   Сообщает о ваших собственных чувствах, ощущениях, желаниях, опасениях, интересах   Отстаивает ваши собственные интересы. Направлено на отстаивание своих границ и прав, а не ограничение прав ребенка.  Оказывает прямое давление на другого. Часто нарушает границы другого, является требованием к нему. Обвиняет другого Не осуждает прямо другого человека    Обсуждаются личные качества человека   Обсуждается поступок, а не сам человек Предполагает позицию «обвиняющего»  «виноватого»   Предполагает общение на равных, а не сверху вниз.    Является проявлением агрессии, злости и бессилия  Является проявлением уверенности, как и любое высказывание о собственных эмоциях.

В чем различие Ты- и Я-высказываний?

Ты-высказывание 

Я-высказывание

  Сообщает другому негатив о нем самом и его поведении  

Сообщает о ваших собственных чувствах, ощущениях, желаниях, опасениях, интересах

  Отстаивает ваши собственные интересы. Направлено на отстаивание своих границ и прав, а не ограничение прав ребенка.

Оказывает прямое давление на другого.

Часто нарушает границы другого, является требованием к нему.

Обвиняет другого

Не осуждает прямо другого человека 

Обсуждаются личные качества человека

  Обсуждается поступок, а не сам человек

Предполагает позицию «обвиняющего»  «виноватого»

 

Предполагает общение на равных, а не сверху вниз.

 

Является проявлением агрессии, злости и бессилия

Является проявлением уверенности, как и любое высказывание о собственных эмоциях.

ПРИМЕРЫ     Я-высказывание Мне неприятно видеть в комнате беспорядок.    Что с этим можно сделать?    Мне обидно, когда меня не слушают    и не обращают на меня внимания.       Я расстраиваюсь, когда вижу такое поведение. Я беспокоюсь из-за твоего позднего    прихода домой.      Я огорчаюсь двойкам за диктант.  Подумаем, как это можно исправить.    Ты-высказывание    Ты всегда оставляешь в комнате беспорядок!   Ты никогда меня не слушаешь!  Ты ужасно себя ведешь!    Где ты был?! Как тебе не стыдно получать двойки!  В общении может использоваться не полная форма «Я-сообщения», а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»),  Первоочередная цель «я-сообщения»  - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

ПРИМЕРЫ

 

 

Я-высказывание

Мне неприятно видеть в комнате беспорядок.   Что с этим можно сделать? 

 

Мне обидно, когда меня не слушают   и не обращают на меня внимания.  

 

 

Я расстраиваюсь, когда вижу такое поведение.

Я беспокоюсь из-за твоего позднего   прихода домой.

    

Я огорчаюсь двойкам за диктант. 

Подумаем, как это можно исправить.

 

Ты-высказывание 

 

Ты всегда оставляешь в комнате беспорядок!  

Ты никогда меня не слушаешь!

Ты ужасно себя ведешь!

 

Где ты был?!

Как тебе не стыдно получать двойки!

В общении может использоваться не полная форма «Я-сообщения», а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»),  Первоочередная цель «я-сообщения»  - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

РЕЗУЛЬТАТ Усугубление конфликта, переход от решения конкретной проблемы на личность Сглаживание конфликта, появляется возможность для диалога, для обсуждения конкретной проблемы

РЕЗУЛЬТАТ

  • Усугубление конфликта, переход от решения конкретной проблемы на личность
  • Сглаживание конфликта, появляется возможность для диалога, для обсуждения конкретной проблемы
Упражнения для тренировки  Ваша дочь влюбилась в «шалопая»… Когда я вижу, как ты переживаешь из за новых чувств к этому мальчику…. Я ужасно переживаю за тебя…. Он очень безответственно относится к учебе и к своей безопасности и также безответственно может относиться к тебе и к твоей безопасности… Мне будет спокойнее, если ты мне будешь рассказывать как развиваются ваши отношения

Упражнения для тренировки Ваша дочь влюбилась в «шалопая»…

  • Когда я вижу, как ты переживаешь из за новых чувств к этому мальчику….
  • Я ужасно переживаю за тебя….
  • Он очень безответственно относится к учебе и к своей безопасности и также безответственно может относиться к тебе и к твоей безопасности…
  • Мне будет спокойнее, если ты мне будешь рассказывать как развиваются ваши отношения
 Ваш сын собирается пойти гулять –  вы, категорически против…   Я вижу, что то, о чем мы договаривались – не сделано… Это меня ужасно расстраивает. …… Мне очень горько от того, что ты проявил сегодня безответственность….. Я бы хотела, чтобы ты выполнял свои договоренности…..

Ваш сын собирается пойти гулять – вы, категорически против…

  • Я вижу, что то, о чем мы договаривались – не сделано…

Это меня ужасно расстраивает. ……

Мне очень горько от того, что ты проявил сегодня безответственность…..

Я бы хотела, чтобы ты выполнял свои договоренности…..

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству…   Я вижу , что ты не спросив меня отрезала от торта кусок торта… Меня это очень огорчило…… Я ожидала сегодня гостей и надеялась , что мы все вместе попьём чаю с тортом. Для гостей принято ставить на стол целый торт….. Я бы хотела, чтобы в следующий раз ты была бы более сдержанна …

Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству…

Я вижу , что ты не спросив меня отрезала от торта кусок торта…

Меня это очень огорчило……

Я ожидала сегодня гостей и надеялась , что мы все вместе попьём чаю с тортом. Для гостей принято ставить на стол целый торт…..

Я бы хотела, чтобы в следующий раз ты была бы более сдержанна …

Вы только вымыли пол, сын пришел и наследил… Видя грязные следы на полу, после того как я только что помыла полы.. Я уже ничего не хочу делать…я злюсь и мне обидно…. Мне обидно, когда не ценят мой труд… Я бы хотела, чтобы ты относился ко мне с большим уважением и ценил мой труд…

Вы только вымыли пол, сын пришел и наследил…

Видя грязные следы на полу, после того как я только что помыла полы..

Я уже ничего не хочу делать…я злюсь и мне обидно….

Мне обидно, когда не ценят мой труд…

Я бы хотела, чтобы ты относился ко мне с большим уважением и ценил мой труд…