1. | ФИО (полностью) | Конобеевская Екатерина Алексеевна |
2. | Место работы | МОУ «Павловская СОШ» |
3. | Должность | учитель начальных классов |
4. | Предмет | литературное чтение |
5. | Класс | 1 класс |
6. | Тема и номер урока в теме | «Учимся уму-разуму на примере произведений Н.Н. Носова «Фантазёры», 2 урок по теме |
7. | Предметная программа и ее автор | Начальная школа XXI, Виноградова Н.Б. |
8. | Цели урока: | Образовательные: продолжить знакомить учащихся с рассказами о детях; учить выделять особенности «весёлых» рассказов Н.Н. Носова; продолжить формировать умение работать в паре. Воспитательные: выявлять различие между понятиями «обманщик», «лгун», «брехун», «правда», «ложь», «клевета»; выражать своё отношение к поступкам героев; формирование ценностного отношения к ним. Развивающие: |
9. | Учебные задачи | анализировать прочитанное; определять тему, идею и жанр произведения; учить сравнивать поступки героев; |
10. | Учебные умения: | определять тему и жанр произведения; выражать своё отношение к героям и их поступкам; выделять слова и выражения, показывающие отношения автора к героям; выделять из текста слова, говорящие о положительных и отрицательных поступках героев. |
11. | Тип урока | Комбинированный |
12. | Необходимое оборудование | Интерактивная доска, компьютер учителя, презентация к уроку, аудиозапись произведения, смайлики для самооценки, книги для выставки «Н.Н. Носов детям», раздаточный материал для работы в паре, рассказ |
13. Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР | Вре-мя (в мин) |
I | Организа- ционный | 1 задача: создать у уча-щихся положительный настрой на урок. | Организует приветствие с помощью игры «Привет, сосед!» | Принимает положительный настрой на урок с помощью игры: «Привет, сосед!» Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ, Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. | | 1 мин |
II | Актуали-зация зна-ний | 2 задача: выявить имеющиеся знания уча-щихся и определить их границы (фронтальная работа, составление кластера) | Организует контроль. Предлагает несколько фактов биографии: один из самых популярных и любимых детьми авторов; стал писателем случайно, начав писать для своего сына; первым опубликованным рассказом стали «Затейники»; (дети могут догадаться после любой очередной реплики, о произведении, какого автора пойдет речь = можно дать возможность далее самостоятельно закончить кластер); - Как зовут писателя, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться? ( Н.Н. Носов) - Какие еще произведения этого автора вы знаете? (Добавить и обратиться к выставке). - Обратите внимание на нашу выставку книг, какие произведения вы не назвали? (У вас обязательно будет воз-можность прочесть их позже.) - Почему одна из обложек книг пустая? (В конце урока составим обложку прочитанной книги, над которой будем работать) | Анализируют, кому из авторов принадлежат (соответствуют) сле-дующие факты биографии. | Электронная доска: 1 слайд - данные биографии писателя | 3 мин |
III | Постанов-ка темы урока | 3 задача: определение темы и цели урока (фронтальная работа); | Создание ситуации для определения темы урока: Ребята, а какой рассказ мы читали вчера на внеурочке? («Фантазёры») Вспомните, над какой темой мы продолжим работать, используя рассказ Н.Н. Носова «Фантазёры». (Учимся уму-разуму) Учитель более точно и чётко проговаривает тему урока (Учимся уму-разуму на примере произведения Н.Н. Носова «Фантазёры») - А теперь я хочу, чтобы мы послушали стихотворение, ваша задача сформули-ровать цель сегодняшнего урока. Страна Вообразилия – Такую мы все знаем. И с Николаем Носовым Там снова побываем. Неправда и фантазия. Как их нам распознать? Для этого и будем сегодня мы читать. - Сформулируйте цель. Над чем будем работать сегодня? (Будем учиться различать неправду и фантазию.) |
| Электронная доска: 2 слайд – тема урока, 3 слайд – стих-ие; 4 слайд – цель урока; | 2 мин |
IV | Основной этап | 4 задача: анализ текста, определение темы произ-ведения (фронтальная работа); 5 задача: выявить и со-отнести, кому принадле-жит выдуманная история (работа в паре) | 1. Построение диалога с целью анализа произведения: Понравилось ли вам произведе-ние? Назовите его главных героев. (Стасик, Мишутка, Игорь, Ира) Почему ??? так называется? (Главные герои – большие выдумщики, фантазёры.) Что делает произведение смеш-ным? (Выдуманные истории мальчиков) Какая история вам показалась са-мой невероятной? (…) 2. Осуществляет контроль на содержание текста. - Сейчас мне хочется узнать, насколько вы были внимательны, читая текст. В конвертах задание: соотнесите имя героя и его выдуманную историю. Внимание! Напоминаю правила работы в паре: - Даю вам 2 минуты. Время пошло! 3. Через положенное время учитель останавливает работу и спрашивает с пары по одному сочетанию. Затем даёт возможность еще раз осуществить самопроверку, открывая слайд №3. - Ребята, пожалуйста, ещё раз сравните свою работу с доской. | Работа в паре. | Доска: Мы думаем… Мы решили:… Мы считаем… Мы прищли к выводу… По нашему мне-нию… Электронная доска: 5 слайд – распределение исто-рий между героями. | 4 мин 4 мин |
V | Физкультминутка 1 | 6 задача: дать возмож-ность физически рассла-биться (работа) | Создаёт ситуацию для отдыха, вовлекая ребёнка для проведения физ-культминутки. | Выполнение задания ученика, вспоминая правило о том, что является именами собственными. Задание: если называю им. собст-венное – садитесь на корточки, не им. собственное – делаем движения, повторяя за мной. ( Акула, Мишутка, варенье, Игорь автобус, Стасик, мороженое, Африка, ракета, Луна, скамеечка, Ира ) | | 2 мин |
| Основной этап (продол-жение) | 7 задача: анализ текста, определение темы и идеи произведения. (фронтальная работа) Инсценировка. Выборочное чтение. Пересказ отрывка близко к тексту. | 4. Построение диалога с целью выявления темы произведения: - Кто из героев понравился больше? Почему? (…) - О чём или о ком произведение? (О де-тях, которые любят фантазировать). Итог. Что назвали сейчас? (Тема.) Что такое тема? (О ком или о чём произ-ведение.) 5. Создаёт дискуссию с целью выявления идеи произведения: - Ребята, сейчас ваши одноклассники покажут сценку из этого произведения. Ваша задача: узнать героев, подумать, что мальчики думают о своём занятии? (Никого не обманывают, выдумывают. будто сказки рассказывают) Как относится Игорь к занятию мальчиков? (Вот врут-то! И вам не стыдно. Сказки! - Презрительно фырк-нул Игорь. – Нашли занятие! Вот вы все врЁте, да без толку, а я вчера соврал, так мне от этого ПОЛЬЗА!!) Как вы думаете, на чьей стороне автор? Какую же историю рассказал Игорь, следующий слайд поможет вам вспомнить. Как Мишутка и Стасик отнеслись к выдумке Игоря? (Уходи! Не желаем с тобой на лавке сидеть!) Какими мы здесь видим ребят? (Не терпят обмана) Игорь сказал своим родителям неправду, но и Мишутка со Стасиком говорят неправду. Да только мы по-разному относимся к героям рассказа. Почему? (Неправда разная, ложь мальчиков безобидная.) Что другим людям принесла ложь Игоря? (Слёзы, обиду.) Как мальчики назвали Игоря? (Подтвердите словами из текста.) Как вы поняли, кто такой «брехун»? За какой поступок можно было бы похвалить мальчиков? (Угостили Иру мороженым, приободрили, продолжив фантазировать.) Какими предстают перед нами Стасик с Мишуткой? (Чуткие. Добрые, готовы поддержать в трудной ситуации). Бывает ли ложь во благо, с добрыми намерениями? (Для поднятия настроения.) Может это тогда не ложь, как это можно назвать по-другому? (Фантазия, выдумка, шутка.) | представляют для просмотра сценку; удерживают учебную задачу на протяжении сценки и распознают героев, опираясь на прочитанное произведение; оценивают поступок Игоря; осуществляют выборочное чтение; формулируют ответы; | | 2 мин 3мин 10мин |
VI | Физкультминутка 2 Основной этап (продол-жение) | 8 задача: дать возмож-ность отдохнуть глазам, с помощью специальных упражнений. Продолжение анализа текста, определение и идеи произведения. (фронтальная работа, работа с моделью) | Создаёт ситуацию для отдыха, вовлекая ребёнка для проведения физ-культминутки. 6. Итог. Какова идея произведения? Что хотел сказать автор этим произведением? (Научить различать понятия «фантазия», «ложь».) Авторы учебника поместили этот рассказ в раздел «Учимся уму-разуму». Чему мы можем поучиться у героев этого рассказа? Над чем заставляет задуматься? (Учиться помогать друг другу, учиться отличать добрые поступки; ФАНТАЗИРОВАТЬ – ИНТЕРЕСНО И ВЕСЕЛО, НО ТВОИ ФАНТАЗИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗОБИДНЫ) - После проделанной работы у кого появилось желание прочесть новые книги Н.Н. Носова? 7. Создание обложки - Ребята, обратите внимание на выставку, как вы думаете, какое задание осталось невыполненным? (Составление обложки.) С чего начнем составление? (С указания автора, Н.Н. Носов) Что ещё укажем? (Название, «Фантазёры») Что читали и анализировали? (Рассказ) Как показать это на модели, какую геометрическую фигуру возьмём для обозначения жанра? (Прямоугольник) Почему? (Это рассказ. Дока-жите. Охватывает небольшой проме-жуток времени, описывает, повест-вует о событии, нет сказочного, нет рифмы ). Чтобы определить цвет фигуры, что нужно знать? (Раздел, к которому относится рассказ.) Какой выберем цвет? (Жёлтый, рассказ о детях.) | Выполнение команд учащегося. \ определяют жанр произве-дения и раздел, к которому его можно отнести; соотносят понятия через видовые признаки; | | 1 мнн 5 мин 3 мин |
VII | Рефлексия | 9 задача: выяснить, достиг ли урок цели, как | 7. Просит оценить учащихся работу на уроке, опираясь на предметные ре-зультаты, метапредметные и лич-ностные. | | Электронная доска: 7 слайд – Сегодня на уроке: - мне понравилось… -я задумался (лась)… -мне показалось важным… -я ощущал себя комфортно…., неуве-ренно… -хочу сказать спасибо… | 1 мин |
VIII | Рекомен-дации | | - Урок окончен. Всем спасибо за работу! | | 8 слайд | |
|
Задачи урока:
- напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир;
- анализируя данное произведение, обратить внимание учащихся на название рассказа, на то, что автора волнует тема вымысла, неправды;
- поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов;
- показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;
- развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ;
- расширять и уточнять словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
- прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Страна Вообразилия-
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать? (Выявлять отличие фантазии от неправды.)
- Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры».
3. Работа по теме урока:
1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного
2) – С кем вы познакомились в этом рассказе?
- Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где).
- Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники)
- Что они любили делать? (фантазировать)
(на магнитную доску помещается табличка «фантазия»)
- На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли?
- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, сорев-
нование во вранье)
- Что такое небылица?
- Подберите синонимы к слову «враньё».
(на магнитную доску помещаются слова «небылица»,
«враньё», «ложь», «обман», «неправда» и
таблички с трактовками этих понятий)
- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?
- Как вы думаете? (фантазия – это выдумка, никому не приносящая
вреда. Это творческое воображение.
Враньё – плохой поступок, который может
принести вред. Эти таблички помещаются на
доску.)
- Но ведь мальчишки фантазировали?!
3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них.
- Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (с.112 – А чего стыдно? Мы же никого не
обманываем… Просто выдумываем,
будто сказки рассказываем.)
4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? (Игорь)
- Кто он?
- Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. ( с.112 – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Наш-
ли занятие!)
- Как вы понимаете значение слова «презрительно»?
- Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками?
- Легко ли Игорю было что-то выдумать?
- Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и
междометия: «А-а…»,
«Э- э-э», «Угу» и т.д.)
- Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. (с.113)
- Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней?
Динамическая пауза:
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).
в | у | м | ы | с | е | л |
3 | 4 | 9 | 6 | 5 | 16 | 11 |
3,6,9,6,5,16,11 - вымысел
4,9,6,5,16,11 - умысел
- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?
Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.
Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.
(таблички с этими словами помещаются на
магнитную доску)
- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, почему Н.Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н.Носов понять, как автор к ним относится?
- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.
( чтение плаката на доске )
Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.
6) – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?
- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?
- Бывает ли «ложь во спасение»?
- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С.115 - о
мороженом для
Иры)
(беседа с учащимися)
- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не
должны приносить
людям зло)
7) Творческое задание (работа в паре).
- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
- Объясните своё решение.
1 2
Врать сочинять
Обманывать выдумывать
Лгать изобретать
Клеветать фантазировать
- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.
Умысел Вымысел
- Как вы понимаете значение слова «клевета»? (порочащая кого-
либо ложь)
- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».
- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)
- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)
4.Итог урока:
- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? (даны на доске)
Горькая правда лучше красивой лжи.
Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Выдумку можно простить, ложь – никогда.
Раз соврал – навек лгуном стал.
- Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям?
- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?
- Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз?
- А кому бы вы хотели прочитать это произведение?
- Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.