СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учимся жить среди людей» Все мы такие разные. «Правильные» правила общения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей заселения нашего края, сложившихся добрососедских традициях и системе этических ценностей нашей Республики;

- показать учащимся  полинациональность нашей Республики, особенности        добрососедского проживания различных людей

- показать детям значимость отношений между людьми.

- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

- дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям, любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.

Просмотр содержимого документа
««Учимся жить среди людей» Все мы такие разные. «Правильные» правила общения»

Уроки гражданственности Донбасса

5 класс

Разработала: Пустовитова Татьяна Николаевна, ОШ III ступеней № 21

Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»

Микросфера «Учимся жить среди людей»

Тема 10. Все мы такие разные. «Правильные» правила общения

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей заселения нашего края, сложившихся добрососедских традициях и системе этических ценностей нашей Республики;

- показать учащимся полинациональность нашей Республики, особенности добрососедского проживания различных людей

- показать детям значимость отношений между людьми.

- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

- дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

- воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям, любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных национальностей, листы бумаги

Литература:

1. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов /Авторы: А.В. Колесник,В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998, — с. 320.

2. История родного края (Часть вторая). Учебное пособие для 10—11 классов /Авторы: Р.Д. Лях, В.Н. Никольский, В.Д. Нестерцов, Л.Б. Лихачева, Н.Е. Беспалов — Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал», 1998, — с. 320.

Интернет – ресурсы:

http://donbass.kiev.ua/istoriya-donbasskogo-kraya.html

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/14/donbass_etnicheskaya_istoriya/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Донбасс_%28регион%29

http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040  

http://tourlib.net/statti_tourism/kudokocev2.htm

Ход урока.

1.Организационный момент

Приветственное слово

- Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

- Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы.

- Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);

- Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

2. Актуализация опорных знаний

  - В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: 












- Вам понравилась эта легенда?  А о чем она? Чему учит?

- Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга

Слово учителя:

Сегодня мы  поговорим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Донецкого края.

Сейчас Донецкий край очень многонационален. По данным переписи населения 2001 г., в Донецкой области проживают представители 133 национальностей. Каждый из народов имеет своеобразную историю заселения и культуру. 

Издавна в Донецком крае жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам: русские (малороссы, великороссы), белорусы, греки, немцы, евреи.

- Что такое национальность?( принадлежность к этнической общности)

- А какие национальности знаете вы? (ответы детей)

Хоровод.

Греки, русские, армяне,

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары,

Ассирийцы и болгары,

Становитесь в круг скорее!

Словно лютики и маки,

Так поляна загорелась.

Не в саду, не в огороде –

Мы в семье, в своём народе.

Дай мне руку, мой ровесник,

Станем рядом в хороводе!

- Вы прослушали стихотворение, а теперь, скажите, о каких национальностях говорилось в нём?

- А теперь я буду показывать иллюстрации, а вы будете говорить представители, каких национальностей изображены. (ответы детей)

3. Изучение нового материала

- Сейчас я расскажу вам немного о народах, проживающих в Донецком крае, а также об истории заселения разными национальностями нашего края.

Слово учителя:

- Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом. С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем».

Впрочем, уже в XVI, и особенно в XVII веках в донецких степях активно действуют запорожские и донские казаки. Продвигаясь по реке Кальмиус к Азовскому морю, казаки стали создавать по берегам реки укреплённые зимовники.

В царствование Елизаветы Петровны было значительным переселение южных славян. В край с 1752 года стали прибывать сербские переселенцы.

Уже в 1778 году на юге Донбасса поселились выведенные из Крыма греки численностью 31 тысяча человек, осевшие на территории от реки Берды до реки Кальмиуса.

С развитием угольной, металлургической промышленности рост населения в Донецком регионе с каждым годом увеличивался.

- К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: этнический состав населения посёлка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пёстрым: русские, евреи, украинцы, поляки, белорусы .

- Сейчас мы выполним упражнение.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

А теперь оторвите нижний левый уголок.

Теперь оторвите кусочек в центре.

- Разверните свой листочек и посмотрите.

- Сравните свои листочки с соседями.

- Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

- Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.

Разминка

- Я буду называть личностное качество или описывать ситуацию, а те, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнят определенное действие. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»

у кого голубые глаза - трижды подмигните;

у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;

тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

пусть единственный ребенок своих родителей встанет со стула;

кто родился весной, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

кто любит мороженое, пошлите всем воздушный поцелуй.

тот, кто учится в 5 классе, похлопайте в ладоши.


- А теперь давайте поговорим с вами о добрососедских отношения между национальностями, которые населяют наш регион

- И первой остановкой в нашем путешествии будут Русские.

1 остановка – Русские

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, был всегда в радость.

2 остановка - Украинцы

Проявлением доброжелательного отношения к другим людям является знаменитая украинская гостеприимность. В Украине говорят: «Между людьми надо быть людьми», «Клади перед людьми хлеб на столе, будешь у людей в голове». Во всех украинских землях издавна распространён обычай пригласить гостя в дом, угостить или одарить его чем-либо. Гостю предлагают самое удобное место, угощают наилучшей едой.


Игра «Определи национальность» Даны иллюстрации, необходимо определить к какой национальности принадлежит человек, изображённый на ней.

Игра. На доске вы видите иллюстрации с девушками, необходимо сказать каких национальностей они.( русская, немка. украинка, крымская татарка)


3 остановка - Татары

У татар символом добросердечного отношения является приготовление для гостя традиционного кофе (кофе с пенками). Подают его с наколотым кусочками сахаром. Перед тем, как начать пить кофе, хозяин и гость произносят мусульманскую формулу-молитву: «Бисмилля (Во имя Бога)!» Пьют кофе из маленьких чашечек не торопясь, мелкими глотками, одновременно поддерживая беседу. После того, как гость кофе выпил, он благодарит за угощение. Слова благодарности будут разными если кофе приготовила молодая девушка или пожилая женщина. По разному будут звучать и название этого напитка если он приготовлен в честь радостного события, или в честь гостя, или это прости традиционный утренний кофе.

По обычаю, уходящего гостя, после обязательного обмена благопожеланиями, сопровождают до определённого расстояния от дома, поддерживая разговор, и там вторично прощаются с ним.

Это интересно знать:

Существует обычай: если подавая кофе, чашечку располагают ручкой к гостю, это означает, что его рады видеть, но если же ручка направлена от гостя, значит его не уважают и его визиту в этом доме не рады. Проявлением неуважения является наполненный до краёв чай. По сложившейся традиции уровень уважения зависит от количества налитого чая: чем меньше чая в вашей кружке, тем лучше к вам относятся.

4 остановка - Греки

Греки – пожалуй, одна из наиболее гостеприимных наций в мире. И в этом нет ничего удивительного, ведь традиции греческого гостеприимства восходят своими корнями еще к далеким временам античности.

Будучи званым в дом, нельзя приходить с пустыми руками. Приносить чаще всего принято десерт. Но есть одно существенное отличие: принесенное Вами угощение не поставят на стол. Дело не в том, что оно пришлось не по вкусу! Но ведь считается, что хозяйка подготовилась к Вашему приходу, и сама позаботилась о сладком. Ваше угощение с благодарностью примут и поставят в холодильник, где оно будет дожидаться своего часа.

Греки не держат в доме тапочек для гостей, поэтому не разувайтесь, придя к ним в гости.

Это интересно знать:

Перед походом в гости, проверьте именинный календарь. И это очень важно.

Есть очень простой способ избавиться от надоевшего греческого друга: просто забудьте поздравить его с именинами! После этого грек вычеркнет Вас из списка друзей.

О дне рождения простительно не знать, и это все понимают, но пропустить именины в Греции невозможно и просто неприемлемо.

4. Закрепление

Практическая часть

Упражнение. «Что нас объединяет».

Учитель предлагает учащимся определить, что их объединяет, несмотря на множество различий. Каждый из ребят в парах, задает вопросы, которые могут их объединять и записывает результат на листе бумаги. (Например, мы оба добрые, тактичные, приятные в общении, любим слушать музыку, смотреть триллеры и т.д.

После того как задание в мини-группах выполнено, на классной доске выписываются одинаковые для всех детей качества.

После выполнения данного упражнения обучающиеся должны сделать вывод: несмотря на физиологические, биографические и другие различия, люди принимают и понимают других на основе сходства психологических характеристик или интересов, что позволяет им быть более толерантными по отношению друг к другу.

Учитель: Итак, в ходе этого упражнения мы узнали, что не смотря на внешние различия, нас объединяют общие интересы.



Упражнение «Пазлы».

Ребята, у вас на столах находятся разрезанные картинки. Давайте попробуем собрать их вместе. Что у вас получилось? Какие национальности?

5. Рефлексия.

- Я предлагаю вам, ребята, сфотографироваться совместно на память. Давайте сделаем так, чтобы, спустя годы, только увидев эту фотографию мы бы спешили друг другу навстречу, потому что мы все — одноклассники!

- Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!

- Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

- Спасибо вам за то, что наш разговор состоялся.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Во время есть и во время пить

Во время делать гадости.

А можно просто утром встав,

Не помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!