В соответствии с самоанализом урока учителем |
Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся. План урока ориентировал учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, образовательных целей. Содержание и структура урока отвечали принципам развивающего обучения. В классе смешанный состав учащихся, что предполагает организацию урока таким образом, чтобы преобладал интенсивный обмен мнениями в ходе фронтальной и групповой работы между сильными, средними и слабыми учениками, что способствует укреплению межличностных отношений учащихся и учитывает их индивидуальные особенности: темперамент, способности, трудолюбие,), а так же психофизиологические особенности (память, мышление, восприятие). Организация групповой работы на уроке позволила всем учащимся (как сильным, средним так и слабым) успешно усвоить необходимый минимум знаний по теме. При проведении закрепления изученного материала были созданы условия для проявления индивидуальности, вариативности познания, развития творческого мышления. | Ю.П.. проводила урок у учащихся 8 класса. Возраст детей – 14-15 лет – период активного формирования личности, своего Я. При первом же контакте было видно, что взаимодействие учитель - учащиеся проходит эффективно. На протяжении урока учащиеся адекватно реагировали как на похвалу, так и на коррекцию со стороны учителя. Учитывая развитие личностных и нравственных качеств учащихся, Ю.П. выступила для обучающихся не только в качестве учителя (когда объясняла новый материал), но и интересного собеседника (организовывала коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), исследователя (когда вместе с учащимися проводила эксперимент). Все методические приемы (начиная с вводной беседы в организационном этапе до обсуждения эксперимента и вопросов – опроса в игре « Ромашка»), использованные ею, были приемлемы для учащихся данного возраста. Ю.П. на уроке включалась в многообразные связи с каждым отдельным учащимся, с группой в целом, с преподаваемым материалом. Она удачно «переключила» учащихся на рефлексию. Все ученики внимательно ее слушали и были готовы быстро переключится на умственную деятельность.
|
Что Вы можете добавить | Дети к занятию были подготовлены достаточно серьезно. Учителем к уроку были приготовлены наглядные пособия с использованием ЭОР (презентация) для более эффективного восприятия учебного материала. Учителем были выбраны формы организации учебной деятельности уч-ся, которые отвечали требованиям развивающего обучения: у учащихся остаётся в памяти остаётся то, что они: 
Темп урока высокий; презентация, как наглядный материал по теме, яркая и интересная, способствующая эффективному усвоению нового материала; речь учителя чёткая, грамотная, выразительная - Материал излагался последовательно, доступно, с учётом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста. Учитывались реальные возможности детей по восприятию учебного материала: степень обучаемости (способности к обучению), познавательные интересы, мотивы учения, эмоционально-волевая регуляция, особенности усвоения учебного материала. - Учитель умело распределял своё внимание и держал в поле зрения весь класс. - Учитель хорошо владел вниманием учащихся, умело переключал его с помощью разнообразных вопросов. Физика, как учебный предмет, накладывает специфический отпечаток на значимость психических познавательных процессов учащихся: это особые требования к восприятию, оперативной и долговременной памяти учащихся. Организация этим учебным предметом предъявляет большие требования к организации внимания и воли учащихся, развитию мышления. Восприятие: Учителем очень умело была использована ситуация ожидания в ходе получения результатов экспериментов, которая позволила мотивировать учащихся на восприятие учебного материала, вызывая интерес, любопытство и удивление. Учащиеся должным образом воспринимали речь учителя, с интересом воспринимали материал презентации и экспериментов. Работа с экспериментом и его анализ позволяют формировать наблюдательность учащихся. По реакции детей на ответы товарищей, высказываниям и дополнениям учеников можно отметить, что восприятие учебного материала было осмысленным. В ходе решения качественных задач ( игра «Ромашка») чётко прослеживалось сближение абстрактных понятий с конкретными жизненными ситуациями. Память: В ходе объяснения нового материала учитель использовал методы продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: выделял опорные пункты, что давало установку на запоминание: прочность, осмысленность, точность. Для осмысления и прочного запоминания материала учащиеся были привлечены к его практическому применению, установлению причинно- следственных связей изучаемого и известного материала При закреплении учебного материала учитель выделил главное, сделал обобщение. Учителем была проведена проверка усвоенного материала и его осмысление, что позволило актуализировать память учащихся. Мышление: - Проблемная ситуация на уроке создавалась с целью достижения готовности обучающихся к постановке и принятию учебной задачи. - При повторении темы предыдущего урока ответы учеников были простым воспроизведением заученного материала. При прохождении нового учебного материала прослеживалось поэтапное, планомерное формирование умственных действий в ходе эвристической беседы. Во время закрепления нового материала обучающиеся пользовались обобщением. Структура урока позволяет учитывать индивидуальные особенности мышления учащихся: визуально, аудиально и кинестетически ориентированных учащихся . - Связь теоретических и практических знаний прослеживалась постоянно. Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление была пропорциональной, поэтому учащиеся не испытывали трудности при усвоении новых понятий. - Трудность материала соответствует возрастной группе учащихся. Чувства: Учащиеся в течение урока испытывали интерес, и учитель его поддерживал с помощью проведения аналогий, связью с жизнью. Этому способствовало правильное соотношение усвоения знаний в готовом виде со слов учителя и презентации по теме, так и в процессе самостоятельного поиска в ходе выполнения фронтального эксперимента. Навыки: - В течение урока учитель продолжил формирование навыка самостоятельной работы. - Большую часть урока занимали упражнения; учащиеся выполняли их совместно и самостоятельно.
| Соотношение нагрузки на память и мышление, на мой взгляд, было одинаковым. Ю.П. не только тренировала память учащихся (ответы на вопросы по материалу, но и активизировала их мыслительные процессы (обсуждение результатов эксперимента, вопросов в ходе игры). Воспроизводящая деятельность учащихся преобладала над творческой. В ходе всего занятия учитель контролировал деятельность учащихся либо взглядом (наблюдение за учащимися), либо паузой-молчанием, действиями (постоянно перемещался по комнате), либо словесно (проверка самостоятельного задания, вопросно-ответная работа). Давала возможность учащимся самим увидеть и проанализировать свою ошибку. Она комментировала работу учеников, вызывая положительные чувства (переживание ситуации успеха) в связи с проделанной работой (похвала). Ее установки на творческую деятельность стимулировали интерес и волевое усилие. Ю.П. не применяла принуждения, а придерживалась убеждения. Ю.П. как учитель держалась уверенно, просто, поддерживая теплую атмосферу на уроке улыбкой. Была внимательна и тактична ко всем, в отношении коррекции ошибок она проявляла себя демократично, давая ученику самому исправиться, или при его неспособности сделать это, задавала аналогичный вопрос всему классу. Говорила спокойным тоном, ее речь стилистически была корректна. Это все создавало ситуацию непринужденного общения. Однако иногда голос становился монотонным, что могло вызывать у учеников некоторую расслабленность и отвлеченность от работы. Занятие, на мой взгляд, воздействовало на личность учащихся, ибо на материале программных вопросов учитель пытался сформировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Ю.П. была хорошо подготовлена к занятию. Она хорошо владела содержанием и структурой урока. Ход всей работы проходил без неоправданных пауз, переход от этапа к этапу был плавным и логичным, учащиеся изредка отвлекались на посторонние вещи. Ее настроение была адекватно теме занятия, оно соответствовало его психологической цели. Учитель не повышал голос и не прибегал к неприятным нотациям. На уроке преобладал эмоционально-методический стиль общения, который ориентирует на процесс и результаты обучения. Организация познавательной деятельности учащихся. В ходе урока обеспечивались все условия для продуктивной работы учащихся. Осмысленность и целостность восприятия учениками изучаемого материала достигалась при помощи логического перехода от одного вида деятельности (работы) к другому. Устанавливалась связь содержания изучаемого материала с жизненным опытом самих учащихся, их знаниями, связь нового материала с уже известной информацией. Учитель так же делился собственными мыслями и впечатлениями. Ю.П. давались установки на понимание физической сути явлений. Ей не стоило труда мотивировать учеников к действию. Сосредоточенность и устойчивость внимания она поддерживал постоянным визуальным контактом с учащимися, варьированием тона и интонации, попытками словесно убедить учеников в необходимости понимания изучаемого материала. Для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний учитель прибегал к собеседованию с группой, индивидуальному опросу( игра «Ромашка»). Что полностью соответствует психофизиологическим особенностям учащихся данной возрастной группы. Знания усваивались как на репродуктивном (повторение за преподавателем, воспроизведение определений по памяти), так и на продуктивном уровнях (формулирование выводов эксперимента). Активность и самостоятельность учеников стимулировалась системой вопросов, созданием проблемной ситуации так же в ходе проведения эксперимента. Закрепление результатов работы проходило в виде игры, которая интерпретировала итоговый опроса в конце урока по изученному материалу. Весь урок был направлен на реализацию поставленных целей, поэтому учитель добивался от всех максимальной отдачи при работе. Учитель правильно организовал процесс восприятия и работы памяти учащихся, поддерживал внимание учащихся их постоянной включенностью в работу. Организованность учащихся. Ученики данного класса, на мой взгляд, имели средний уровень развития. Они, временами пусть и неверно, высказывались по теме урока, объективно оценивали свои ошибки, и ошибки одноклассников. Могли смело высказать свою точку зрения, которая была достойна внимания. Старались приводить свои доводы. Учитель сочетал как фронтальную работу в группе (вопросно-ответная работа, дискуссия), так и индивидуальную (опрос учеников по очередности). Учет возрастных особенностей учащихся. Учитель, понимая, что перед ним сидят подростки, знания которых несопоставимы с его знаниями, давал только посильные задания, ставил перед ними задачи, соответствующие их возрастным и психологическим особенностям на данном этапе (характеру и типу мышления, темпераменту, устойчивости внимания, восприятию и запоминанию учебного материала). Развитие их познавательной деятельности шло согласно поставленным целям развивающего обучения. Процесс обучения внес изменения не только в интеллектуальную сферу учащихся, но и в личностное развитие каждого. Реализуя цели урока, учитель выступал как воспитатель, советчик, информатор. |