Просмотр содержимого документа
«Учёт психофизиологических особенностей при отборе в профильные классы.»
Отраслевая (региональная) техническая олимпиада учебных заведений ВСЖД научно-практическая конференция
Учёт психофизиологических особенностей при отборе в профильные классы.
Автор:
Кабарбо Анастасия Дмитриевна
НОУ СОШ №24 ОАО «РЖД»
11 класс
Руководитель:
Суслаева Оксана Викторовна
Педагог – психолог.
Тайшет
2014 г.
2007
Тайшет
Введение
Одним из основных направлений реформирования современного российского образования является введение профильного обучения в старших классах.
- Межполушарная асимметрия может быть положена в основу психофизиологических критериев отбора учащихся в профильные классы наряду с успеваемостью по предметам профильного цикла. С учетом вышеизложенного, целью экспериментального исследования было изучить психофизиологические особенности учащихся с углубленным изучением физики и математики.
- Гипотеза исследования. Успешность обучения и сохранение здоровья в значительной мере будут зависеть от наличия мотивации к обучению по данному профилю, а также особенностей психофизиологического статуса учащихся, определяющих способность усвоения специальных знаний.
- Новизна научной работы заключается в том, что впервые дан системный анализ по данной теме, а также впервые выдвинута гипотеза о том, что отбор в профильные классы необходимо осуществлять с учётом психофизиологии.
- Предмет исследования: психофизиологические особенности учащихся и учащихся с углубленным изучением физики и математики.
- Задачи:
- 1) Изучить психофизиологию в подростковом и юношеском возрасте.
- Выявить специфику асимметрии головного мозга у учащихся, обучающихся в профильном и обычном классах.
- 2) Выявить специфику асимметрии головного мозга у учащихся, обучающихся в профильном и обычном классах.
- 3) изготовить методическое пособие
Методики исследования
- Тест на определение стиля обучения и мышления (Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл Кафедра психологии обучения, Университет Джорджии)
- Тест на определение ведущей репрезентативной системы.
Этапы экспериментального исследования
связан с изучением теоретических и методологических основ проведения исследования, формулирование целей и задач, постановкой гипотез. Концепции были рассмотрены с использованием библиографического метода, результаты чего отражены в первой главе данной работы. На первом этапе также формировался методический инструментарий экспериментального исследования; так, нами были выбраны следующие методы: тест для определения стиля мышления и обучения, а также тест для выявления ведущей репрезентативной системы.
Проведение исследования.
После сбора информации мы проводили обработку полученных данных и составляли соответствующие таблицы и графики.
Четвертый этап заключался в качественной интерпретации полученных статистических критериев, с раскрытием психологического смысла. На четвертом этапе использовались общенаучные методы: синтез и анализ.
Результаты сравнительного анализа асимметрии полушарий мозга учащихся 11 классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
1)В процессе сравнительного анализа асимметрии полушарий мозга учащихся общеобразовательных и профильных классах было выявлено следующее: в общеобразовательных классах преобладают учащиеся с ведущим правым полушарием, а профильные классы с углубленным изучением физики и математики практически целиком состоят из равнополушарных и левополушарных учеников.
2)В ходе работы подтверждена гипотеза о том, что для более качественного
отбора и обучения подростков в профильных кассах необходимо производить с учетом результатов определения стиля обучения и мышления.
3)Возможно использование результатов исследований, представленные в данной научной работе при отборе в лицейский классы, при выборе экзаменационных предметов, а также при выборе научно-исследовательской работы.
ЛИТЕРАТУРА
- Агеева С.П. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Просвещение,1981.
- Ильюченок Р. Ю. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память.- Новосибирск,1989.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. – 255с.
- Марютина Т. М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.- М., 1977.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М.:Т.Ц.Сфера,2003.-122с.
- Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
- Харизман Т.П. Развитие функций детского мозга.- Л., 1978.