СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Что такое организм"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Что такое организм"»

биология 5 класс

Урок 1. Тема: «Что такое живой организм»

Цель урока:

Познакомить учащихся с признаками и свойствами тел живой и неживой природы. Научить учащихся приемам анализа и синтеза наблюдаемых явлений на простых и доступных примерах

Задачи урока:

- воспитывающая: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде;

- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу;

- обучающая: выявить представление о многообразии живых организмов, сформировать умение перечислять отличительные свойства живого.


Планируемый результат: Познакомить учеников с учебником, сформировать умение перечислять отличительные свойства живого, понимать смысл биологических терминов: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение, раздражительность, подвижность, питание, выделение, дыхание.


Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, микроскоп, микропрепараты: инфузория – туфелька, клетки кожицы лука, гербарии, плакаты с рисунками представителей растительного и животного мира.


Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД.

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Регулятивные УУД.

1.Формировать умение самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2.Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

3.Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД.

1.Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления живой природы; научить анализировать результаты наблюдений.

3.Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

1.Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло-голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает. 
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса. 
Человек и время года – 
Это все вокруг – (природа)


  1. Изучение нового материала.

- Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? (Это все, что нас окружает)

- А природа делится на какие две группы? (Живая и неживая природа)


- Давайте немного поиграем у вас на партах лежат конвертики, их пока брать не нужно, в этих конвертиках, некие слова, их нужно отнести к живой или неживой природе, разбив их на два столбика. Работать будем в парах. А к доске пойдет пара____. А потом мы с вами проверим.

Образец слов: кристалл, корова, камень, стол, дерево, диван, таракан, дуб, компьютер, дятел. (приложение 1).


Что такое живой организм?

Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию.

Что называют организмом?

Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить.


Несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходны по составу образующих их веществ.

Клетка – это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции.

Организмы


Одноклеточные Многоклеточные


Организмы, тело которых состоит из одной клетки, называются одноклеточными, организмы, состоящие из множества клеток, называются многоклеточными.


Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы.

Обмен веществ - одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ.


Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.


Для поддержания жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Кислород поступает в организм в процессе дыхания.


Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются.

Рост – это увеличение размера организма.

Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей.

Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.

Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.

Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов. Прежде всего для животных, растения тоже двигаются, например листья поворачиваются к свету, но это не так заметно, как у животных.

Важная особенность это размножение – воспроизведение себе подобных.


  1. Закрепление изученного.

Я предлагаю вам, ребята, сейчас немного поиграть.

Игра «Да-нет». Я называю утверждение, если вы считаете его верным, поднимаете красный кружок, если не верным – зеленый.


- Живые организмы способны к самостоятельному существованию (да).

- Клетка – это мельчая часть организма (да).

- Цветение – это один из основных признаков живого (нет).

- В процессе дыхания в организм поступают кислород и питательные вещества (нет).


- Какой можно сделать вывод по вышесказанному?

- Как определить принадлежность изучаемого объекта к живому или неживому?

- Давайте выполним несколько упражнений, чтобы эти знания закрепить.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание:

  1. Изучить текст П.1 на стр. 6-10.

  2. Ответить на вопросы 1-10 на стр. 11.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!