СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель-дефектолог о сюжетном рисовании (рекомендации педагогам и родителям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации педагогам и родителям о сюжетном рисовании с ребёнком

Просмотр содержимого документа
«Учитель-дефектолог о сюжетном рисовании (рекомендации педагогам и родителям)»

Учитель-дефектолог о сюжетном рисовании (методические рекомендации)

Еремина Ольга Александровна, КГБОУ ШИ 9

Рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями при проведении занятий с детьми, имеющими трудности в поведении и социализации, а также с диагностированным расстройством аутистического спектра1

Сюжетное рисование по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней, в некоторых случаях может её заменять. Сюжетным рисованием можно начинать заниматься с 3-х лет: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, он засыпал всю землю».

Взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Сюжетное рисование складывается из двух основных компонентов – детализации изображаемых образов (через наполнение их эмоционально значимыми подробностями) и развития событий во времени. Так постепенно и выстраивается сюжет.

Можно говорить о том, что в данном случае, имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

При разработке системы коррекционно-развивающих занятий с аутичными детьми можно ставить следующие задачи:

  • создать момент объединенного внимания, удержать его на совместном переживании определенного впечатления и тем самым противостоять, хотя бы ненадолго, выраженным полевым тенденциям;

  • формировать способность к разделённому переживанию;

  • создать условия для установления эмоционального контакта, снижения уровня тревожности;

  • преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через проигрывание сюжета на листе бумаги;

  • помочь ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

  • дать возможность присмотреться к окружающему миру через понятные ребёнку образы и детали;

  • побуждать детей к совместной деятельности;

  • осваивать элементарные правила поведения.

Интересы и желания ребёнка при занятии сюжетным рисованием должны быть учтены!

Ребёнку должно быть комфортно на занятии, поэтому надо выбрать удачное место именно для конкретного ребёнка (стена, планшет, пол, стол).

На первых порах рисует взрослый (рука в руке), ребёнок дорисовывает простые детали и объекты. Например, рисуем котика, игрушка «котик» стоит перед ребёнком. «Вот голова, вот глазки, вот ушки, а это усики, а где же носик? Нарисуй носик сам!».

Рисовать нужно быстро, иначе ребёнок легко пресыщается и не в состоянии долго удержать внимание на рисунке. Поэтому всё необходимое для рисования должно быть под рукой, чтобы не прерывать занятие. На первых порах (чтобы не потерять внимание ребёнка) можно рисовать одним цветом.

Рисовать лучше начинать теми материалами, которые доступны ребёнку (фломастеры, гуашь, нетрадиционные техники рисования). Всё индивидуально!

Обязательно сопровождать рисунок эмоционально-смысловым комментарием, подключаясь к тому, что задевает, интересует, или может заинтересовать ребёнка. «Я знаю, у тебя есть собака!» (мама принесла фото домашнего питомца, с которым ребёнок часто проводит время и привязан к нему). «Давай нарисуем домик для собачки и поселим собачку в домике!» (фото домашнего питомца помещаем в нарисованный домик). «Ура, давай похлопаем, у нашей собачки есть тёплый домик!». Так можно нарисовать и проиграть целую историю вводя новые объекты и персонажи. Шаг за шагом, тонизирование ребёнка перестает быть исключительно сенсорным и начинает осуществляться с помощью более сложных эмоциональных впечатлений.

Необходимо отметить некоторые особенности изобразительной деятельности детей с РАС:

- Детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность;

- Основное внимание педагога, при рисовании с таким ребенком, обращается непосредственно на процесс работы, а не ее результаты, так как дети зачастую не проявляют интерес к рассматриванию и обсуждению рисунков, как только заканчивают их создание;

- На первых порах лучше брать не отвлечённые образы, а те, что ребёнок видит в настоящий момент или то, с чем он сегодня встретился;

- Постепенно дополнять изображения новыми деталями: рисуя одно и то же, старайтесь всякий раз вносить небольшие изменения.

Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:

1. Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Ребенка завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги.

2. Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства с окружающим миром. Ребёнок учится создавать образ объектов окружающего мира, который становится ближе и понятнее.

 3. При совместном рисовании удаётся уточнить и обогатить представления, которые уже есть у ребенка. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным. Взрослый постепенно начинает вводить в рисунок новые детали, предлагать ребенку варианты развития знакомого сюжета.

4. Обобщение представлений об окружающем. Это очень важно, т.к. позволяет научить ребенка пользоваться уже имеющимися знаниями в различных ситуациях. Для этого прорисованные много раз предметы и ситуации перетекают из сюжета в сюжет. Кроме этого, сюжет каждой картинки при следующем воплощении постепенно усложняется, в него вводятся новые элементы. Отработанное в рисунках затем обыгрывается.

Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и использует их.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждый рисунок словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.

Источники:

  1. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj Е.Р. Баенская «Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва;

  2. https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/1488 Ю.А. Разуваева «Сюжетное рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС», Москва;

  3. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovmestnoe-risovanie-s-autichnyim-rebe/ Н. А. Хлыстенкова «Совместное рисование с аутичным ребёнком



2 Фотография 1 Рисунок



1 https://www.defectologiya.pro/zhurnal/priznaki_autizma_u_detej/