СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель: дистанционная работа-испытание для всех

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель: дистанционная работа-испытание для всех»

Учитель: дистанционная работа-испытание для всех



Жизнь без испытаний – это не жизнь.

Сократ

Каждый человек мечтает о легкой, спокойной и счастливой жизни. Но все мы прекрасно знаем, что жизнь-это череда испытаний, которые нужно преодолеть, чтобы развиваться и достигать своих целей. Кто-то опускает руки и предпочитает плыть по течению, избегая трудностей. А кто-то стремиться не упустить свой шанс добиться определенных высот.

Второй год мы вынуждены приспосабливаться к жизни в условиях пандемии коронавируса. Это страшно-терять близких, лишиться радости живого общения, быть ограниченным в передвижении… В данной ситуации страдают все, но особенно тяжело учителям, детям и их родителям. Ведь совершенно неожиданно, быстро и без должной подготовки нам пришлось изменить привычный уклад жизни.

К дистанционному обучению двоякое отношение. Об этом часто и много пишут, говорят. Так что же такое уроки в пандемию: испытание или шанс?

Д.Б. Шоу писал: «Многие люди смотрят на окружающий мир и спрашивают: «Почему?» Я смотрю на окружающий мир с надеждой и спрашиваю: «А почему бы и нет?» И я хотела бы задать себе этот вопрос. Почему бы не помочь людям не потерять надежду, почему не показать детям, что в любой ситуации нужно быть сильным и целеустремленным, не пасовать перед трудностями, искать и находить выход, идти вперед, помогать друг другу. Да, мы лишены возможности тесно общаться в школе, но благодаря достижениям науки и техникиобщение не прекратилось вовсе.

Прекрасно известно, что подрастающие поколение гораздо лучше разбирается с гаджетами и специфическими терминами Интернета. И вот он шанс! Взрослые обогащают свой словарь неологизмами (вайбер, зум, гугл, домен, чат, сайт- малая толика сленга всемирной паутины), а ребята повышают свою самооценку – они знают что-то, в чем не разбирается учитель и могут ему помочь!

Интернет сейчас - это часть нашей жизни. Вынужденно перейдя на дистанционное обучение, мы получаем много шансов. Это и общение с коллегами из разных уголков мира, и повышение своей квалификации (участие в вебинарах, онлайн-конференциях, публикация своих работ), и возможность раскрыть свои творческие способности, а также индивидуальные особенности ребят. Я удивилась, увидев, как артистично и эмоционально рассказывает мне стихотворение девочка, которая в классе, видимо, стесняясь одноклассников, плохо декламировала произведения. Некоторым ребятам комфортнее работать дома, в привычной обстановке, и они заметно улучшили свои результаты.

Для учителя самое большое достижение- успехи его учеников. «Вот четыре шага к любому великому достижению: четкое планирование, тщательная подготовка, позитивный настрой и работа с усердием.» Я соглашусь с этим высказыванием Уильяма Варда, но мы ограничены во времени – значит я должна провести спланированные и подготовленные уроки так, чтобы успеть объяснить материал, проверить, как ребята его усвоили, а самое главное- заинтересовать ребят в получении знаний, увлечь их. И вот здесь педагогам понадобится кроме позитивного настроя весь их опыт и фантазия. Мы видим явные преимущества обучения –онлайн: огромный выбор готовых материалов практически на любую тему, тестов и заданий, возможность быстро проверить работы, используя какую-либо из удобных интернет-платформ. Но именно здесь и начинаются испытания.

Много времени требуется, чтобы подобрать именно тот материал, таблицу, фильм, презентацию, которые будут соответствовать программе, возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Которые будут просты и доступны для понимания, удобны в использовании. В классе можно продемонстрировать алгоритм работы на доске, привести пример и тут же проверить, как усвоена тема. Мы видим, как работают дети в тетрадях, как каждый из них воспринял новый материал. Работа дистанционно лишает нас такой возможности. Многие ребята списывают друг у друга, пользуются готовыми заданиями, выложенными в интернете. Не все признаются, что имеют пробелы в знаниях.

Дети в наше время привыкли к огромному количеству доступной информации, не умеют искать, отбирать материал и делать выводы. Необходимо постоянно обучать их не только добывать сведения, но и выделять ключевые слова, использовать самое главное. Часто я сталкиваюсь с тем, что, встретив знакомые фразы, ребята используют материал, даже не прочитав его полностью. Особенно это заметно на уроках литературы и развития речи: работы учеников не соответствуют теме, часто просто являются плагиатом. Моя цель, как и любого учителя-словесника, научить детей выражать свои мысли красиво и грамотно, уметь рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы. Если на уроках русского языка все же можно проверить уровень знаний, используя задания, составленные педагогом самостоятельно, подобранные так, чтобы ребенок не имел возможности списать, то с изложениями и сочинениями это достаточно проблематично. Конечно, любой учитель, зная уровень, стиль и манеру работы своего ученика может сразу определить, писал ли школьник самостоятельно. В лучшем случае, ребенок переработает готовое сочинение. Повторюсь, что из-за ограниченности во времени сложно проводить полноценную подготовительную совместную работу с обсуждениями, спорами, вопросами и ответами, подбором языкового материала, возможностью заглянуть в черновик и, увидев ошибки, предостеречь от их повторения остальных ребят. И вот здесь особенно ощущается нехватка обычных школьных уроков, когда видишь горящие глаза учеников, их радость от похвалы и гордость за удачные ответы, когда в полной мере раскрываются твои организаторские способности, когда современные дети,нечитающее поколение, начинают делиться впечатлениями от произведений, которыми ты их заинтересовал. Когда особенно счастлив, что дети не слышат звонка и не хотят, чтобы урок заканчивался…

Не все ребята могут присутствовать на уроках по расписанию, многие не имеют даже компьютера - приходится искать оптимальный вариант общения. Нет возможности проследить все ли ребята работают –маленькие хитрецы используют различные уловки, чтобы отлынивать от уроков. Хороший педагог, переживающий за своих учеников, вынужден работать практически целый день – после урока часто остаются вопросы, и начинается индивидуальная работа...

Хочу заметить, что практически все ребята, которые активно работали в классе, продолжают дистанционно учиться в том же ритме. Но многие теряют интерес, чувствуют бесконтрольность (родители на работе, учитель на расстоянии). Здесь важен такт, выдержка и особый подход педагога. Хорошо если родители, понимают это. Совместными усилиями удается донести до ребенка необходимость в получении знаний и хорошего образования. Но ведь многие родители сегодня забывают, что основные понятия о жизни, добре и зле, правилах поведения, закладываются в семье и пытаются переложить все заботы по обучению и воспитанию детей на плечи учителей. Как быть в такой ситуации?

Да, эпидемия внесла свои коррективы в нашу жизнь…Нам приходится менять и себя, и своих близких, и учеников. Нам нужно совершенно по-новому относиться к учебному процессу. Нам следует быть терпеливыми и сильными. Нам необходимо привыкать к условиям, которые диктует жизнь, идти в ногу со временем. Но мы не должны забывать то лучшее, что накоплено годами, бесценный опыт школьных лет. Мои ученики писали сочинение «Каким я стал к концу учебного года». Многие отметили, что на дистанционном обучении, работая дома, они стали более самостоятельными, собранными, ответственными. Большинство ребят устраивает такая форма работы, но все же они предпочитают вернуться в школу, встретиться с одноклассниками и учителями.

Мы не знаем, какие еще сюрпризы преподнесет нам жизнь, что случится завтра…Но могу сказать с уверенностью, что самое важное для учителя - это тепло, взаимопонимание, радость от встреч со своими учениками, удовольствие от возможности передать им свой опыт и знания. В каком бы формате это не происходило!