СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года 2021. Открытый урок. Тема: История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель года 2021. Открытый урок. Тема: История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви»)»

12.02.21 рус 8б кл.


Филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Вторые Тербуны в с.Тульское

(Ф МБОУ СОШ)















Конспект открытого урока литературы,

проведённого в 8 б классе

МБОУ СОШ с. Тербуны







Учитель: Горобец Мария Сергеевна

















с. Тульское, 2021 г.

Тема урока: История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви»)

Цели:

развивающая:

формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь, понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения;

выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Задачи:

Личностные:

· развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности

· воспитание интереса к литературе.

Предметные:

· Способствовать полноценному восприятию художественного произведения;

· Проверить знание рассказа;

· Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные:

· развитие речи и творческого мышления обучающихся;

· формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Методические приемы: аналитическая беседа, практический опыт, слово учителя, работа в группах.

Оборудование:

презентация к уроку, портрет писателя, тексты произведения учебник литературы, компьютер, выставка книг А.П.Чехов.

Словарная работа: помещик,мировой судья, окружной суд, сюртук, губернатор, благотворительность, антракт, кредитор, запонки, портсигар, губерния,плес.

Цитата к уроку:

Людей, которые глубоко и серьёзно любят друг друга, мало занимает мнение посторонних. Они любят — и этого довольно!(Теодор Драйзер.

Дидактическая модель обучения: поисково – развивающая.

Планируемый результат: осмыслить глубину и огромную обобщающую силу великого произведения, владение культурой речи, умение принимать решение при постановке учебных задач на уроке, умение работать самостоятельно, участвовать в дискуссии, отражение в письменной форме результатов своей деятельности (через схемы, презентации сочинений- миниатюр).

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация обучающихся на урок
























































2.Постановка учебной задачи


Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку.

1 слайд.

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

(Всеволод Рождественский)



«Я Вас любил…Я вас любил безмолвно, безнадЕжно…БоХ»

Слова великого человека, который Вам уже.

(А.С.Пушкин)



«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто

осмысленное, из несчастья делает счастье»

Л.Н. Толстой

Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? 

Какой она может быть?

Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?

2 слайд

Сделать вывод: «Самая преступная любовь способна нам дать такие сладкие неизгладимые из памяти минуты, за которые можно отдать месяцы и годы». (А.П.Чехов)

Прием «корзина идей»

(Работа по группам. Ученики в течение 2 минут записывает в тетради всё, что думает по этой теме, обменивается информацией в парах и представляет общее суждение.)

Систематизируем наши суждения, составив кластер.

3 слайд.


Многие поэты, писатели пытались найти ответ на этот непростой вопрос.

В творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве.

4 слайд.

Любовь - это радость, высшее наслаждение, счастье, а для кого-то это испытание, разочарование, ревность.

5 слайд.

Посмотрите на экран.

- Скажите, кто изображен на портрете!

(Думаю, Чехова узнают).

- Предположите, кто рядом с Чеховым! (Жена).

- Какие отношения их связывают? (Семья).

- Какие чувства для создания семьи самые важные? (Любовь, уважение).

- Скажите, а человек, который любит, он счастлив?

- А когда он бывает несчастлив? (Если упустил свою любовь).

О какой любви идёт речь в данном рассказе?

6 слайд.

- Можете ли вы предположить тему нашего урока? (История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви»).).

7 слайд.

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой?

(Познакомить с историей создания рассказа «О любви»;

Проследить развитие чувств героев произведения;

Сделать вывод, почему главный герой упустил своё счастье)

8 слайд.

Эпиграф урока: Всякая любовь – великое счастье… И.А.Бунин



Философы, поэты, писатели, композиторы и художники пытаются найти ответ на этот непростой вопрос.

Сегодня мы знакомимся с рассказом.

Любовь для героев Чехова в большинстве случаев оказывается очень сильным испытанием на прочность, как это случилось и с героем данного рассказа.

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.











Размышляют над понятием любви.


Работают на основе ассоциаций в группе.





Составляют кластер.













Обобщают получившийся кластер.






Отгадывают, кто изображён на портрете.





Формулируют тему и задачи урока.











Слушают учителя

Личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.


3. Формирование знаний и способов действия. Подготовка к восприятию текста


























































- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове.

3. Беседа о семейном счастье. (2 мин.)

- Ребята, а что такое счастье?

9 слайд.

Заслушав ответы, вывести на экран определения по словарю:

- В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

- В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – это « понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.

- Вот как считает Чехов А. П. (слайд):

«А что такое счастье? Кто его знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком мало для человека. Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души». А.П.Чехов.

10 слайд.

4.Работа с текстом.

- Дома вы прочитали рассказ А.П. Чехова «О любви», который вместе с рассказами «Крыжовник», «Человек в футляре» составляет трилогию Чехова.

Сначала несколько слов об истории его создания. Наиболее важные тезисы я бы, ребята, попросила вас записывать (рассказывает подготовленный ученик)

11 слайд.

Рассказывает ученик.

Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.

А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения.. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность:

12 слайд.

«Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.

Но герой может испугаться этого чувства, внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый, отречется от любви и от самого себя.

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему.

Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»




Вспоминают произведения, которые читали ранее.








Отвечают на поставленные вопросы.





Знакомятся с определениями в словаре.












Рассказывают про историю создания произведения, записывают кратко нужные данные.























Обобщение изученного.

Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию, сравнивать значение слов.

Регулятивные: ориентироваться на знании клавиатуры и её применении при выполнении задания, уметь видеть языковые средства, используемые в загадке.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, аргументируя свою позицию

4.Актуализация знаний.


На дом Вам было задано опережающее домашнее задание. Вы должны были представить и изобразить любовь такой, как вы её видите? Давайте посмотрим нашу галерею работ (обсудить работы с учениками и их видение)

Давайте сравним ваше понимание любви с любовью представленной А.П.Чеховым.

(3-5 учеников)

(Указка)

Познавательные: включаться в процесс поиска для достижения результата, уметь выделять информацию

5.Закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Зачитать

- Кто главные действующие герои? (Алёхин, Буркин и Иван Иванович; Анна Алексеевна, Дмитрий Лугановичи; Пелагея и Никанор)

- Кто нас встречает в начале рассказа? О чём они говорят?

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

-Как развивались отношения Алёхина и Анны Алексеевны в дальнейшем?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим.

Когда герой полюбил, то какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали.

Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

Что двигало Анной Алексеевной, какое чувство, когда она размышлялао любви к Алёхину? Какое высшее чувство, что для неё оказалось даже выше любви? (чувство долга)

- Какова судьба их взаимного чувства?

(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Подумайте, и скажите, что объединяет историю любви Ивана Васильевича и Вареньки, героев произведения Л.Н.Толстого «После Бала» и любовь Алёхина и Анны Алексеевны Луганович В рассказе А.П.Чехова «О любви?» (у них была настоящая, искренняя, но несчастная любовь)

Отвечают на вопросы по тексту.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: уметь видеть языковые средства, использованные в тексте, выделять существенное.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, формировать осмысленно и выразительно читать произведения.

Коммуникативные: создание внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Физкультминутка.



«Учат в школе»

13 слайд.

Прочитайте небольшой отрывок из рассказа. Кому принадлежат эти слова? Как они могут охарактеризовать героя? (обеим командам)

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании.

Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

(Дисгармония красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)

- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Сопутствуют настроению героев, подчеркивают их душевное состояние)

14 слайд.

Инсценирование сцены прощания Алехина и Анны Алексеевны. (Платье, шляпа с вуалью, корзина, костюм)

2 фразы: «Я Вас люблю», «Ну почему мы так несчастны!»

- Прочитаем сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны.

-Вам понравилась история их любви?

-Почему не понравилась?

Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Человек, чтобы сохранить душу, должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

- Как автор относится к своим героям? (Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

«Куда бы я мог увести ее? Как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни?»

- Мы, русские люди, любим задавать себе подобные вопросы, любим пожалеть себя, поразмышлять!

Не здесь ли кроется ответ на вопрос: «Почему несчастлив герой?»

- Итак. Мы проследили и нашли цепочку «странностей», которые привели главного героя к печальному концу.

15 слайд.

- Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?

Характеризуют главного героя по отрывку.










Приходим к выводу об Алёхине.






Отвечают на поставленные вопросы.





























Инсценируют произведение.







Сравнивают репродукции картин с произведением.

Личностные УУД: развитие физического здоровья.









Личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками. Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные: уметь понимать содержание, последовательность смысловых частей текста, находить информацию, заданную в явном виде, объяснять и оценивать прочитанное, находить соответствие. Получение реального результата при составлении картинного т

Регулятивные: осмысление учебной ситуации, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.


6. Подведение итогов урока. Решение клуба. Общее открытое голосование. Рефлексия.











Вот и подходит наш урок к завершению. Настало время сделать выводы, подвести итог нашему разговору.

О чем мы говорили, ребята, что вы унесете с сегодняшнего урока? (Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.)

-С каким произведением и какими персонажами мы познакомились сегодня? Какой вывод каждый из Вас сделал для себя?


Ребята, на следующем уроке мы будем вести разговор о любви, но уже в понимании другого автора.

Посмотрите на экран.

16 слайд.

Скажите, достигли ли мы задач, которые ставили перед собой на уроке?

17 слайд.

Итак, мы подтвердили, что высказывание И.А. Бунина «всякая любовь – великое счастье» верно.


Как бы Вы оценили свою работу на уроке? (лист самооценки)

Я видела, что ты активно работала на уроке, как ты себя оценила и почему?

Спасибо вам всем, ребята, за работу. Все, кто сегодня высказывал свои мысли, активно участвовал на уроке, заслуживает отличной оценки.

Подводят итоги урока

Регулятивные: уметь понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, объяснять значение отдельных слов и выражений.

Задание на дом



7. Организованное окончание урока.


18 слайд.

Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ».

Письменно ответить на вопрос «Что такое счастье»?

19 слайд.

Любовь - это дар Божий, это самое яркое, светлое и прекрасное чувство, которое делает нас счастливым. Но для героев этого произведения любовь оказалась мимолетной, они упустили свой шанс. Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. У вас еще всё впереди. Я желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и принесла вас счастье. Ну а если у кого-то первая любовь окажется безответной, ОТПУСТИТЕ свою первую любовь красиво, придёт и к вам ваша настоящая, счастливая любовь...К каждому в своё время! На то она и первая, чтобы пришла ПОСЛЕДНЯЯ.

Записывают домашнее задание




Организованное окончание урока

Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работать на получение результата.



Обсуждение вопросов.

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен


Обсуждение вопросов.

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен



Обсуждение вопросов.

На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен


Лист самооценки результативности деятельности на уроке по теме «А.П. Чехов «О любви» из трилогии история о любви и упущенном счастье».

Ф.и. ученика__________________________________

Результативность моей деятельности в течение урока на данных его этапах я оцениваю так (в баллах от 1 до 5),

критерии оценивания:

5 баллов – «отлично»

4 балла – «хорошо»

3 балла – «удовлетворительно»

2 балла – «Неудовлетворительно»

1 балл – «Не работал(а) на уроке»

  1. Прием «корзина идей» составление кластера «Любовь» ___________________________

  2. Беседа о семейном счастье____________________________________________________

  3. Инсценированнее сцены прощания_____________________________________________

  4. Поиск странностей___________________________________________________________

Подсчет результатов:

1 - 7 баллов (2);

8 - 10 баллов (3);

11- 13 баллов (4);

14-15 баллов (5).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!