СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дизайн-студии "Гармония"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Занятия детей в дизайн-студии «Гармония»  позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединяют учащихся как углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся,  развивающих специальные способности. Занятие в художественной студии приобщает ребят к самостоятельной художественной деятельности, учит организовывать свободное время, направляет интересы, способствует творческому развитию, закреплению и применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Программа дизайн-студии "Гармония"»

Пояснительная записка

Наименование программы

Дизайн-студия «Гармония»

Направленность программы

Художественная

Составитель программы

Скворцова Тамара Львовна

Реализует программу

Скворцова Тамара Львовна

Тип программы

Модифицированная

Программа реализуется

Для учащихся 5 – 9 классов

Срок реализации программы

1 год

Уровень освоения

Долгосрочная

Организация исполнитель

МБОУ СОШ № 3 города Рассказово Тамбовской области



Актуальность программы

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии личности учащихся и одного часа в неделю недостаточно для решения ведущих задач предмета, это значительно ослабляет возможности детей в овладении материалом. Для всех учащихся, особенно для тех, которые увлечены изобразительным искусством и сознательно стремятся расширить и укрепить знания, умения и навыки в художественной деятельности, требуются дополнительные занятия.

Отличительные особенности программы

Занятия детей в дизайн-студии «Гармония» позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединяют учащихся как углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Форма проведения занятий ориентирована главным образом на выполнение практических работ. Дети участвуют как в лицейских конкурсах и выставках, так и в городских и областных. Оформление праздников, организация творческих выставок, выполнение декораций к фестивалям детского творчества - все это способствует сближению детей, приобщению их к делу, выполняемому сообща, что очень важно для сплочения детского коллектива, состоящего из учеников разных классов. Свободное общение студийцев сопровождается попутными рассуждениями, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений - все это обогащает детей новыми фактами, выводами, обобщениями. Творческое отношение к этому эмоциональному напряженному труду, каким является постижение изобразительного искусства, обогащает и формирует личность ученика, развивая его духовные силы, способности и дарования.

Занятие в художественной студии приобщает ребят к самостоятельной художественной деятельности, учит организовывать свободное время, направляет интересы, способствует творческому развитию, закреплению и применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке. Они призваны заполнить духовный мир каждого ребенка общественно ценными увлечениями, обогатить переживаниями, способствовать личностному самоутверждению.

Нормативные документы, на основании которых разработана программа

- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен;

- Примерная программа по изобразительному искусству основного общего образования;

- Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования;

- положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ № 3.

Цели и задачи :

  • формирование духовной культуры, воспитание нравственных

качеств личности, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • организация и систематическое развитие художественно-творческой

деятельности учащихся;

  • развитие индивидуально выраженных способностей учащихся,

освоение ими методов и способов эстетического и художественного

познания мира;

  • повышение уровня художественной образованности школьников -

расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков

изобразительной деятельности.

развивающие:

- развить всестороннее образное мышление и пространственное представление;

- развить эстетический вкус, наблюдательность, зрительную память, умение анализа предметного мира;


воспитывающие:

- приобщить к традиционному декоративному искусству, с целью воспитания проявления уважительного, бережного отношения к культурному наследию.


Содержание программы

Для достижения запланированных целей, в программу включены ценные знания и опыт практического обучения. Содержание учебных элементов обеспечивает развитие способностей и дарований учащихся, возможность творческой самореализации. Творчество в различных видах деятельности взаимодополняется и обогащается, способствует формированию подлинно творческой личности.

Изучение средств художественной выразительности помогает детям передавать в рисунке свое отношение к изображаемым предметам, явлениям, персонажам. Выполнение заданий способствует развитию пространственных представлений, зрительной памяти. На занятиях изучаются простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, законов светотени, цветоведения, композиции. Учащиеся овладевают умением наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления. Через свое личное восприятие цветовой гармонии, у учащихся есть возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира. Практическая направленность декоративных работ учащихся способствует самовыражению и самоутверждению детей.

В программе предусмотрено три основных вида занятий: выполнение рисунков с натуры (рисунок, живопись), выполнение тематических композиций и иллюстрирование литературных произведений (композиция), выполнение декоративных работ. В ходе занятий планируется проведение бесед по изобразительному искусству.

Примерные задания:

Рисование с натуры:

• рисование с натуры фигуры человека, животных, птиц в статичных позах и в движении;

• рисование с натуры с передачей перспективного сокращения

формы и объема отдельных предметов быта, а также натюрмортов из этих предметов;

• выполнение с натуры карандашом или акварелью набросков различных объектов;

• составление цветовых оттенков, соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, ближнему и дальнему лесу и т.д.

Рисование на темы и иллюстрирование:

• «В лес за грибами », « Осенний день », « Сказочный город », «Девочка с кошкой », « В детском саду », « В магазине игрушек », «Покорение космоса», « Зимний день », « У друзей », « Русское чаепитие », « Домик в саду », « Овощной базар », « Рассвет на реке», темы, предложенные детьми, выполнение конкурсных тематических композиций.

• иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина, Г.-Х.. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм; пройденных на уроках или самостоятельно прочитанных и понравившихся стихов или прозы.

Декоративная работа:

• создание декоративных панно: «Золотые рыбки», «Жар-птица»,

« Бабочки», « Геометрический орнамент »;

• выполнение эскизов оформления предметов быта

• создание объемных композиций для оформления интерьера лицея;

выполнение пальчиковых кукол для школьного спектакля.


В ходе реализации образовательной программы учащиеся должны:

Знать:

-место и роль дизайнерской деятельности в жизни общества;

- особенности дизайнерского искусства и его гуманистических основ;

- художественно-выразительные средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности.

Уметь:

- использовать полученные знания при выполнении практических заданий;

- пользоваться техникой аппликации;

- конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

- участвовать в групповой работе при создании коллективной композиции;

- пользоваться рисунком при иллюстрировании творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы предметов;

- выполнять несложные задачи художественного проектирования;

- проявлять самостоятельность в проектировании общественного интерьера и организации пространства.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

- сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитость морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные:

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

- выполнение работы индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учёта интересов;

- формулировка , аргументирование и отстаивание своего мнения.

Познавательные:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности



Условия реализации образовательной программы

Для реализации образовательной программы созданы условия, обеспечивающие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения программы и реализации своего творческого потенциала всеми обучающимися, посещающими курс;

  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий;

  • работы с одаренными детьми;

  • участия обучающихся в подготовке и оформлении школьных коллективных творческих дел.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Дополнительная литература

- Н. А. Горяева. Первые шаги в мире искусства

- Е. Каменева. Какого цвета радуга

- Шедевры Государственной Третьяковской галереи

- О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью

Н.М. Сокольникова «Основы рисунка»

Интернет – ресурсы

LearningApps.org    

http://aleks-metod.narod.ru/p62aa1.html

http://artprojekt.ru/

http://www.artdic.ru/

http://www.museum-online.ru/

http://arthistory.ru

http://www.smirnova.net/

http://www.wm-painting.ru/

Наглядные пособия

- Репродукции картин отечественных и зарубежных художников

- Фотографии изучаемых объектов

- Портреты художников

- Учебные таблицы

- Динамические иллюстрации

Цифровые образовательные ресурсы, ЭОР

Энциклопедии:

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы

- Шедевры русской живописи

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

Презентации:

- Виды пластических искусств

- Вглядываясь в человека: жанр портрета

- Жанры изобразительного искусства

- Изображение и фантазия

- Натюрморт

- Построение пространства

- Электронный альбом творческих работ учащихся

- Тесты «Виды и жанры изобразительного искусства»

Видео:

- Пейзаж в картинах русских художников

- Исаак Левитан

- И. Шишкин

- В. Боровиковский

- Д. Левицкий

- С. Андрияка

- Живопись Клода Моне

Технические средства обучения

Компьютер

Проектор

Учебно – практическое оборудование

- Доска с магнитной поверхностью

- Мольберт с поверхностью для работы фломастерами и красками на водной основе



Формы аттестации:

Для проверки ожидаемых результатов и подведения итогов реализации программы предусматривается проведение:

- просмотров и презентаций творческих работ учащихся,

- выставок лучших композиций и изделий,

- участие в конкурсах различного уровня.

Диагностика результатов творческой деятельности учащихся проводится каждое полугодие










Оценочные материалы



Ф. И. ребенка


Развитие визуально-пространственного мышления

Умение находить наиболее информативный вариант отображения задуманной композиции






Умение построения композиции



Цветовое решение композиции


Основы оформительской деятельности


Умение работать в коллективе


Общий уровень развития

1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









12









13









14









15









16









17









18









19









20









21









22









Методические материалы


Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживается интеграция с музыкой, литературой, ис­торией, технологией.

С целью формирования опыта творче­ского общения в программу вводятся коллективные зада­ния. Коллективное художественное творчество учащихся находит применение в оформлении школьных интерьеров.

Самостоятельная работа учащихся по­лучает дальнейшее развитие под руководством педагога на занятиях.

Технологии обучения

- групповое обучение в малых группах,

- проектная деятельность;

- проблемно-диалогическая технология;

- ИКТ;

- игровая технология;

- технология мастерских;

- ситуационные задачи;

- здоровьесберегающая технология

Список литературы:

П.П. Гнедич. История искусств с древнейших времен

Л. Волынский. Лицо времени.

Ю. Солодовников. Человек в мировой художественной культуре

Е. Каменева. Какого цвета радуга

А.Д. Алехин. Когда начинается художник

Ю. Аксенов. Цвет и линия

А. Воротников. История искусств

М. Семенова. Мы – россияне

Н. Костерин. Учебное рисование

Журналы «Юный художник»

Журналы «Декоративное искусство»

О. Шматова. Самоучитель по рисованию акварелью




Сентябрь

1. Выполнение архитектурных зарисовок.

2. Выполнение рисунка на тему «Порыв ветра»

3. Выполнение конкурсных работ.

Октябрь

1. Выполнение графических и живописных упражнений.

2. Выполнение композиции на темы « Море у скалистых берегов : « Старинные корабли »

3. Выполнение конкурсных работ.

Ноябрь

1. Выполнение с натуры натюрморта, состоящего из природных материалов.

2. Выполнение декоративного панно « Геометрический орнамент»

3. Выполнение конкурсных работ.

Декабрь

1. Выполнение графических и живописных упражнений.

2. Оформление интерьера лицея к новогодним праздникам.

Январь

1. Выполнение с натуры натюрморта, состоящего из предметов искусства.

2. Выполнение композиции на тему « Восточный базар »

3. Выполнение конкурсной работы.

Февраль

\. Выполнение с натуры натюрморта, состоящего из предметов быта.

2. Выполнение композиции на тему « Современный морской флот»

3. Выполнение конкурсных работ.

Март

1. Иллюстрирование русских былин.

2. Выполнение панно « Хрустальная туфелька Золушки »

3. Выполнение конкурсных работ

Апрель

1. Выполнение графических и живописных упражнений.

2. Выполнение композиции на тему « Таинство космоса»

3. Выполнение конкурсных работ.

Май

1. Выполнение архитектурных зарисовок.

2. Выполнение композиции на тему «Сирень цветет»

3. Выполнение панно « Цветы и бабочки.»