СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы Мбоу "Партизанска ОШ" Кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы Мбоу "Партизанска ОШ" Кировского района Республики Крым»

Урок русского языка в 6 классе № 40 25.10.19

Тема: Общеупотребительные слова. Диалектизмы.

Планируемые результаты:

Предметные: знать о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка класса к уроку

Здравствуйте, ребята!

Звенит звонок - начинается урок.

Возле парты я стою,

На учителя смотрю.

1. Сообщение темы и целей урока. Целеполагание.

Учитель: - На прошлом уроке мы с Вами говорили о словах общеупотребительных и о словах ограниченной сферы употребления, а также о профессионализмах. Сегодня на уроке мы с Вами продолжим знакомство с необщеупотребительной лексикой, узнаем особенности еще одного класса необщеупотребительных слов. Вы спросите, как он называется. Для того, чтобы узнать его название, я предлагаю Вам разгадать кроссворд.

2. Разгадка кроссворда.

1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град

2.Шестой месяц календарного года - июнь

3. Учебное заведение - школа

4. Антоним к слову тяжелый - легкий

5. Популярный горячий напиток, но не чай - кофе

6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток

7. Летательный аппарат – самолет

8Личное название человека – имя

9. Синоним к слову холод - мороз

10. Черточка, обозначающая вычитание – минус

11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры

Учитель:- Ребята, скажите, что же за слово у Вас получилось?

Ученики: (хором) Диалектизмы.

Учитель: - Верно вы, ребята, разгадали кроссворд и определили тему урока. Запишем в тетрадь число, классная работа и тема урока: «Диалектизмы».

Учитель: - Как вы думаете, ребята, что нам сегодня на уроке предстоит узнать?

Ученики: - Нам нужно узнать, что такое диалектизмы, сферу их употребления и роль в языке

Учитель: - Согласна. А еще мы научимся находить диалектизмы в тексте.

II. Повторение изученного материала

1. Словарная работа.

На доске написаны слова:

Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку.

Принцип работы тот же, что и на предыдущем уроке. (Учитель читает отрывок текста)

– Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение – сделать вам прививку.

– У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

– Я не уйду, – уперлась женщина.

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике, мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.

2. Беседа.

Учитель:– Найдите среди этих слов профессиональные.

Ученики: - Диспансер, коклюш, прививка, флюорография, пациент.

Учитель: – Чем они отличаются от общеупотребительных?

Ученики: - Данные слова являются медицинскими терминами.

III. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником.

Чтение материала учебника о диалектных словах с. 86

Учитель: - Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?

Ученики: - Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Учитель: - Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности, кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др.
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи. Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа со стихотворением.

Учитель: - Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога стынет квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Ученики: - Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.

Информация для учеников. ( Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Учитель: - Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?

Ученики: - Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.

Учитель: - Совершенно верно,

Учитель: - Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

В словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.» Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

3. Работа в группах со словарем.

Учитель: - Найдите в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – слова на букву «Б»2 ряд – слова на букву «К»; 3 ряд – слова на букву «М».

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

Учитель: - Скажите, ребята, работая со словарем, чему мы научились?

Ученики: - Мы научились работать со словарем В.И. Даля, узнали много новых слов.

Физ. минутка

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Задание 1.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости слов, развитие речи учащихся.

Учитель: - Спишите, заменяя общеупотребительные слова (в скобках) диалектизмами (см. слова для справок); диалектизмы подчеркните как члены предложения:

1). Он ложится спать на … (шкура лося) прямо на полу. 2). Косец ударяет (…), то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это (…), то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу (…) (филин). 5). Теперь наседка уведет с собой весь (…) (выводок). 6). Я заметил, что все (…) (охотники) разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Слова для справок: детник, горбуша, полесник, гугай, лосина, медовик.

Ученики: (Проверка)

1). Он ложится спать на лосину прямо на полу. 2). Косец ударяет горбушей, то есть большим серпом. 3). Раз я заговорил о пчеле – меня не понимали, а когда я нарисовал, то сказали, что это медовик, то есть шмель. 4). Совсем уже стемнеет, закричит в лесу гугай5). Теперь наседка уведет с собой весь детник6). Я заметил, что все полесники разделяются на две группы: те, которые ходят на мелкую дичь, и те, которые бью «звиря».

Учитель: Теперь, я надеюсь, ребята, вы будете следить за своей речью и грамотно употреблять при необходимости диалектные слова.

Задание 2.

Цель: - отработка умений правильного употребления диалектных слов в речи, развитие речи учащихся.

Учитель: - из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ученики ( Проверка)

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Люди-те – люди-то.

(9) Об лето – летом.

(10) Вишь – видишь.

(11) По околотку – по округе.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

(13) (В) осенину – осенью.

(14) Дичину – дичь.

2. Самостоятельная работа.

– На стр. 87 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова.

– Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.

– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?

Текст для 1-го варианта

РОГАЧ И ЗАГНЕТКА

Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.

Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.

Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:

– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.

Долго ломал внук голову и наконец спросил:

– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово загнетка я вообще никогда не слышал.

– Чудак человека, – сказала бабушка, – да вот же он рогач. И подала Андрюше ухват.

– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.

(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)


Текст для 2-го варианта

ЛИТОВКА

Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.

Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:

– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.

Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.

– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.

– Вот чудеса! – удивился Тема.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.

Диалектизмы

Таинственные, живые

Обескураживают, интригуют, завораживают.

Мне очень нравятся, хотя они

Необщеупотребительные.

- Понравился ли вам урок?

- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

– Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи?

VI. Домашнее задание

Ученики получают разноуровневое домашнее задание.

1 уровень ("обязательный") – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)

2 уровень ("понятийный") – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.

3 уровень ("творческий") – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!