СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учителя и родители: как решать конфликты, какие приемы применять бесконфликтного общения с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке речь пойдет о конфликтах с родителями, способах их преодоления и предотвращения.

Просмотр содержимого документа
«"Учителя и родители: как решать конфликты, какие приемы применять бесконфликтного общения с родителями"»

Муниципальная педагогическая конференция

«Педагогическое мастерство - 2024»




Секция: «Классное руководство: как вдохновлять учеников и помогать родителям»




«Учителя и родители: как решать конфликты, какие приемы применять бесконфликтного общения с родителями».






Работу подготовила:

Евстифеева Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ п.Белоярский

Новобурасского района

Саратовской области

имени Бабушкина А.М.»







2024г.




Содержание



Введение……………………………………………………………………3 -4стр.

  1. «Откуда берутся, как решать конфликты «Педагог-родитель»?..4 -6стр.

1) Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?............................4-5стр.

2) Как педагогу решать конфликты с родителями?...................................5 стр.

3) Как лучше решать конфликты с родителями…………………………5-6стр.

  1. «Приемы бесконфликтного общения с родителями» ………….6-9стр.

1) Профилактика конфликтных ситуаций между родителем и учителем………………………………………………………………….6-7 стр.

2) Рекомендации эксперта-психолога Актион образования………….7-9стр. 

III. Диалог с участниками конференции………………………………10-11стр.


Заключение………………………………………………………………….12 стр.

Литература…………………………………………………………………13 стр.























Введение

Один философ сказал:

«...тот, кто умеет управиться с конфликтами

путем их признания и регуляции,

берет под свой контроль ритм истории...»

(Г.Дарендорф)

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, водицы испить. - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями, способах их преодоления и предотвращения. Это одна из проблем современной школы, которая была, есть и будет, думаю, актуальной во все времена.

Работа классного руководителя - это постоянное ежедневное общение с родителями детей. Общение учителя и родителей – тема ответственная, деликатная. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход.  От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в классе, творческая работа коллектива детей и родителей и позитивный настрой педагога.

В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.

И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот «достучаться» до безразличных часто невозможно.

К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения: если не поняли — злимся. Разозлились — надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие родители даже не догадываются, что можно по-другому.

Задача учителя — донести до родителя, что можно просто поговорить. На самом деле, это гораздо сложнее, чем кричать и топать ногами. Ведь нужно уметь корректно сформулировать и высказать свою мысль и, что еще сложнее, выслушать и понять собеседника.

Цель: познакомить педагогов с умением позитивно разрешать конфликты и профессионально применять приемы бесконфликтного общения с родителями».

Задачи: формирование представлений о причинах конфликтов, путях и способах их разрешения; познакомить с конструктивными способами выхода из конфликтов. Развивать желание и способности находить пути урегулирования конфликтных ситуаций.


  1. Откуда берутся, как решать конфликты «Педагог-родитель»?


1) Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?


Все просто: школа — это место столкновения интересов многих людей. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. И если недопонимание среди детей и коллег можно решить на месте, а часто просто предотвратить, то конфликты с родителями — это отдельная история. 

Причин — много:

  1. разные представления сторон о средствах воспитания, 

  1. недовольство родителя методами обучения педагога, 

  1. личная неприязнь, 

  1. мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку,

  2.  недопонимание,

  3. несбывшиеся ожидания родителей.

К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения: если не поняли — злимся. Разозлились — надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие родители даже не догадываются, что можно по-другому.

Задача учителя — донести до родителя, что можно просто поговорить. На самом деле, это гораздо сложнее, чем кричать и топать ногами. Ведь нужно уметь корректно сформулировать и высказать свою мысль и, что еще сложнее, выслушать и понять собеседника.


2) Как педагогу решать конфликты с родителями?


- Что делать, если конфликт возник с одним родителем?

1. Нужно постараться понять, что послужило поводом, а что причиной. Это поможет понять, в каком направлении нужно действовать. 

2. Не пытайтесь разговаривать с родителем один на один. Особенно если понимаете, что человек настроен на ссору. Беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии директора, завуча, социального педагога или психолога. Это помогает и сократить общение, и сделать его более продуктивным.

Помните, что во время этого разговора вы:

  • действуете исключительно в интересах ребенка;

  • проговариваете конкретные шаги, которые будут предприняты, и сроки, в которые нужно уложиться;

  • должны обозначить цель, которой хотите достигнуть;

  • договариваетесь о следующей встрече, на которой сможете провести предварительные итоги и откорректировать план действий.


- Что делать, если возник конфликт «педагог — группа родителей»?


Даже когда недовольных много, настаивайте на том, что обсуждать сложившуюся ситуацию вы будете только с родительским комитетом. Пусть это будет три, максимум пять человек. Если больше, скорее всего, не удастся направить разговор в конструктивное русло. 

Организацию такого собрания берите в свои руки, привлекайте администрацию школы в качестве нейтральной стороны. Она все-таки заинтересована в мирном решении, поэтому хотя бы с организационной частью должна помочь.

Предоставляйте слово каждому родителю по очереди. Обратите внимание на то, что вам хотелось бы услышать не только о проблемах, но и о том, чего ожидают от их решения.

Постарайтесь превратить проблемы в задачи, предложите варианты их решения. Если родители готовы к обсуждению, спокойно выслушайте их.

Часто причиной возникновения таких конфликтов является недостаточное информирование родителей о том, что происходит в классе. Если у родителей недостаточно информации, они начнут ее искать сами у не самых достоверных источников. Вероятно, спросят у детей. А сами дети ходят в школу, в первую очередь, чтобы пообщаться. О том, что было на уроках, они могут вообще не вспомнить, даже если им было очень интересно.


3) Как лучше решать конфликты с родителями

Есть три базовых принципа:

• Быть вежливым. Это самое главное. Учитель должен оставаться профессионалом в любых ситуациях. Если чувствуете, что взорветесь во время беседы с родителями, возьмите паузу и выйдите из кабинета. Выпустив пар, продолжайте беседу. Конфликты чаще всего возникают, потому что стороны не понимают друг друга. Если высказывать свои позиции максимально ясно и вежливо, скорее всего, вы добьетесь цели.

• Подключать администрацию. Если не получается наладить контакт, подключайте директора или заместителей. Об этом мы говорили чуть выше. Третья сторона лучше решает конфликты. И не обижайтесь, если администрация примет сторону родителей. Возможно, что это правильное решение, главное, чтобы вы понимали, почему оно принято.

• Следить за конфиденциальностью. Конфликты нельзя предавать огласке — это нарушает и ваши, и родительские интересы.

Помни, лучший способ разрешить конфликт – избегать его!

  1. «Приемы бесконфликтного общения с родителями»



  1. Профилактика конфликтных ситуаций между родителем и учителем.

  1. Во время общения с родителями стоит быть тактичным и терпеливым, давая возможность высказаться родителю 

  1. Часто конфликты возникают из-за отсутствия полной достоверной информации, особенно об оценках. Важно своевременно сообщать родителям обо всех изменениях, заранее оповещать о предстоящих важных контрольных точках, которые могут повлиять на четвертную или годовую отметку.  

  1. Стоит спокойно реагировать, что ваша точка зрения и родителя в некоторых вопросах может отличаться. Это не означает, что кто-то прав или не прав. Всегда можно прийти к компромиссу, главное не уходить в агрессивное отстаивание своей позиции  

  1. Во время общения не стоит сравнивать разных учеников, подчеркивая недостатки одного ребенка и возвышая другого. Лучше выстраивать общение с опорой на факты, а не на оценочные суждения.  

  1. Контролируйте свои эмоции! Сгоряча можно сказать то, что дальше положит начало затяжной конфронтации. 

Помните о своей репутации

Как бы ни стремились учителя доказать, что они такие же люди и нет для них никаких запретов, разумнее придерживаться определенных ограничений и проявлять осторожность.

Учитель — самая публичная профессия. Вы всегда будете привлекать больше внимания, чем другие окружающие. Каждую секунду на вас смотрят, вас оценивают и копируют ваши манеры поведения и речи. Могут записать на диктофон или снять на видео — не всегда, кстати, со злыми намерениями.

Но чаще всего на вас, как на образец, смотрят дети для подражания, а это накладывает большую ответственность. Не пытайтесь делать из этого проблему — научитесь получать от этого удовольствие.

  1. Рекомендации эксперта-психолога Актион образования.

Актион образования – официальный сайт, источник экспертных решений для повседневной работы школ и детских садов. Эксперт-психолог Актион образования выделила пять портретов родителей и дала рекомендации, как с ними общаться, чтобы избежать жалоб. Данная типология поможет педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю. В карточках плюсы и минусы каждого портрета родителя.

РОДИТЕЛЬ-ВЕРТОЛЕТ

«Вертолет сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских праздников незаменим. Он предусматривает и проконтролирует все до мельчайших деталей. Его можно попросить заняться мероприятием и на какое-то время он забудет о контроле за вами и педагогами.

Типичные фразы

Х В беседе лучше не говорить

-А если что-то случится?

-Вы за ними не уследите!

-Вы не знаете, что там будет

-Да он заболел!

-Успокойтесь

-Не волнуйтесь

-Это вас не касается

-Вы чересчур контролируете ребенка

-Да ничего такого не будет

-Это чушь (это не так, это ерунда)

-Все родители так решили

-Мы не хотели вам говорить, но…(что…)

-У нас ЧП

- Недостатки

V Как общаться

Родитель-вертолет пытается контролировать всё, что касается его ребенка. Драматизирует и тревожится о будущим, подогревая при этом других родителей.

С родителем говорите о настоящем, а не о будущем. Но если видите, что он тревожиться, разделите его тревогу: я понимаю ваши опасения», « я вижу, вам сложно это принять». Задавайте к опасениям вопросы «что именно вас беспокоит?», «какая помощь нужна от меня, от школы?»



РОДИТЕЛЬ-ТАНК

У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Если на родительском собрании вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что он думает, и дискуссия вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они так очевидны.

Типичные фразы

Х В беседе лучше не говорить

-Я считаю…

-Я специалист, я знаю…

-Я выбрал эту школу…

-Это безобразие!

-Вы нарушаете!

-

-Вы не правы

-Это не так

-Вы очень агрессивны

-Нам конфликты и проблемы не нужны

-Я не понимаю, что вам не нравится

-Следите за собой и своим ребенком

-Это вас не касается

-У нас и так всё хорошо

-Успокойтесь

-Не кричите

- Недостатки

V Как общаться

Родитель-танк – прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Он перечитал всю литературу о воспитании и здоровье детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает свои просьбы, как правило, в форме приказов.

Родитель-танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому, если предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «как, по-вашему, стоит поступить?», «как реагировать, когда ребенок делает так?». Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу.



РОДИТЕЛЬ-ГОНОЧНАЯ МАШИНА

Награды и победы в конкурсах в школе принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов его организовать и даже провести. «Гонщик» обязательно поддержит вас, если вы затеяли в школе ремонт и прочие изменения.

Типичные фразы

Х В беседе лучше не говорить

- Вы пошли в 9 месяцев!

-Мы начали читать в 3 года!

-А мы заняли первое место!

-А мы!.. А мы!.. А у нас!..

-У нас таких детей, как ваш много

-А другие дети уже давно так умеют

-У вашего ребенка это не получается

-У других ребят это получается лучше

-У вас обычный ребенок

-У вас сложный ребенок

-То, что вы делаете, ребенку не нужно

-Учитель вашим ребенком не доволен

-Не обращайте внимания на других

-Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе

- Недостатки

V Как общаться

Родитель- гоночная машина считает, что его ребенок умеет всё и на «отлично». Ему важно, чтобы его признали исключительным родителем, и что он воспитывает вундеркинда.


Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и школе, но не сравнивайте с другими родителями. Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает». Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей.



РОДИТЕЛЬ- СКОРЫЙ ПОЕЗД

«Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу школы и доверяет его работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями. От таких родителей нет проблем, но в то же время нет и поддержки.

Типичные фразы

Х В беседе лучше не говорить

-У меня очень много дел

-Я не смогу прийти, сильно занят (а)

-Я пашу не ради себя, а ради ребенка

-Вы опять спешите?

-Вы забросили ребенка

-Вам следует больше заниматься с ребенком

-Ваш ребенок не умеет себя вести

-Дела могут подождать

-Вы должны..

-Вы, видимо, не знаете…

-А другие родители…

-На вашем месте я бы…

-Так нельзя

- Недостатки

V Как общаться

Родитель- скорый поезд всё время торопится, торопит других или находится вне зоны доступа. Он не интересуется, чем и как занимается его ребенок. Не ходит на родительские собрания, утренники, концерты. Некоторых из них вы даже в глаза не видели.

Говорите коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне пять минут, нам надо поговорить об …», «я думаю, вам важно будет знать, что…». Спрашивайте его мнения: «а что поможет, если он(а)?..», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?»



РОДИТЕЛЬ- ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

«Трехколесный велосипед» - милый, открытый и доброжелательный. Доверяет работникам школы, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру, радость и непосредственность детей.

Типичные фразы

Х В беседе лучше не говорить

- А мне никто не говорил, что это надо делать

-Я не умею, я не могу

-Не хочу давить на ребенка

-Что бы я без вас делал(а)!

-Неважно, что вы чувствуете и хотите

-Вы, как ребенок

-Будьте серьезнее, это не шутки

-Сколько можно вам повторять?!

-Вы плохо справляетесь со своими обязанностями

-Это ваша вина

-За это вы отвечаете

-Вам надо…

-Тогда пусть это сделает ваш(а) супруг(а)

-Хорошо, мы справимся без вас

- Недостатки

V Как общаться

Родитель - трехколесный велосипед сам, как ребенок, несамостоятельный. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Если вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы, - без вашего контроля он может всё провалить.

Избегайте учительской позиции: поучать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте ещё до завтра и обсудим». Спрашивайте: « как вы обычно поступаете, если?..», «что вы предложите?»

  1. Диалог с участниками конференции.


1)Ответы на претензии родителей

В случае конфликта с родителями следует педагогу сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться своим союзником сделать недовольного родителя. Помните, что, в конечном счете, цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.

Рассмотрим несколько примеров, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.

Пример 1

Родитель: «Вы слишком быстро говорите, Даня ничего не понимает. Только по вашему предмету он по два-три часа тратит на домашние задания. Вы должны дополнительно с ним заниматься после уроков!»

Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Даня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Может, вам стоит нанять репетитора?».

Ошибка учителя: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей.

-Ваш ответ, участники конференции.

Конструктивный ответ: «К сожалению, задавать меньше заданий я не могу, если он не поймет этой темы, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Дане больше внимания на уроках. Пусть он подходит ко мне, если чего-то не понимает».

Покажите, что вы готовы пойти навстречу.

Пример 2

Родитель: «Почему вы редко спрашиваете Ксюшу? Она весь вечер учила стихотворение и очень расстроилась, что ее не спросили».

Неконструктивный ответ: «У меня в классе 30 учеников! Я физически не могу спросить каждого».

Ошибка учителя: показать, что ему безразличны чувства и желания ученика.

-Ваш ответ, участники конференции.

Конструктивный ответ: «Представляете, дети такие молодцы, вчера на уроке все были готовы отвечать! Пусть Ксюша не расстраивается, я спрошу ее на следующем уроке. Мне важно послушать каждого».

Покажите, что вы цените усилия учеников и гордитесь своим классом.

2)Обсуждаем реальный кейс

«Конфликт в школе глазами юриста, педагога, психолога»

«Родитель придирается к каждому вашему шагу: пишет жалобы директору и грозится пожаловаться в вышестоящие инстанции. Причины каждый раз разные: слишком много задали, притесняете его ребёнка, занизили оценку, были слишком строги. Как парировать такому горе-родителю?»

Первая группа участников конференции «учитель»

Учитель: «Такое случается. Как я реагирую? У нас есть один инструмент — убеждение, разъяснение. Учитель должен всё делать по закону. Например, когда мы ставим оценки, то опираемся на чёткие критерии оценивания. Оценку нужно уметь обосновать».

Вторая группа участников конференции «семейный юрист»

Семейный юрист: «В состоянии войны невозможно созидать и творить. Если вы имеете дело с таким родителем, то у вас есть следующие варианты. Первый — писать объяснительные, что, конечно, очень выматывает. Второй — обсудить ситуацию с администрацией школы. Третий — поговорить с психологом, он наверняка предложит варианты выхода из конфликтной ситуации в школе. К сожалению, закон про права учителя в данном случае ничего не говорит».

Третья группа участников конференции «нейропсихолог»

Нейропсихолог: «Думаю, в такой ситуации может помочь регулярная практика обратной связи от родителей. Попросите родителей каждые 1-2 месяца заполнять анкету, в которой они смогут оценить вашу деятельность по разным параметрам. Таким образом можно убить сразу трёх зайцев. Первое: вы дадите недовольному родителю легальную возможность конструктивно и структурированно описать жалобы. Второе: вы увидите общее мнение родителей о ситуации в классе. Третье: у вас будут аргументы для отстаивания своей позиции. Не забудьте включить вопрос о том, что родителям нравится в вашей работе с детьми, чтобы ответы не сводились только к критике».














Заключение



В заключении, я хочу с вами провести упражнение «Австралийский дождь», цель которой: обеспечить психологическую разгрузку участников.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град – настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Продумывайте свои действия наперед, будьте уверены, доброжелательны и почаще применяйте на практике приемы бесконфликтного общения, чтобы в нужный момент они сработали.

Максим Горький писал: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…»













Литература

  1. Материал из Справочной системы «Завуч».

  2. https://repit.online/blog/post/konflikty-s-roditelyami-uchenikov-pochemu-voznikajut-i-chto-delat-pedagog

  3. https://teacher.yandex.ru/

  4. https://action-obrazovanie.ru/

12