Муниципальная педагогическая конференция
«Педагогическое мастерство - 2024»
Секция: «Классное руководство: как вдохновлять учеников и помогать родителям»
«Учителя и родители: как решать конфликты, какие приемы применять бесконфликтного общения с родителями».
Работу подготовила:
Евстифеева Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ п.Белоярский
Новобурасского района
Саратовской области
имени Бабушкина А.М.»
2024г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3 -4стр.
«Откуда берутся, как решать конфликты «Педагог-родитель»?..4 -6стр.
1) Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?............................4-5стр.
2) Как педагогу решать конфликты с родителями?...................................5 стр.
3) Как лучше решать конфликты с родителями…………………………5-6стр.
«Приемы бесконфликтного общения с родителями» ………….6-9стр.
1) Профилактика конфликтных ситуаций между родителем и учителем………………………………………………………………….6-7 стр.
2) Рекомендации эксперта-психолога Актион образования………….7-9стр.
III. Диалог с участниками конференции………………………………10-11стр.
Заключение………………………………………………………………….12 стр.
Литература…………………………………………………………………13 стр.
Введение
Один философ сказал:
«...тот, кто умеет управиться с конфликтами
путем их признания и регуляции,
берет под свой контроль ритм истории...»
(Г.Дарендорф)
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, водицы испить. - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями, способах их преодоления и предотвращения. Это одна из проблем современной школы, которая была, есть и будет, думаю, актуальной во все времена.
Работа классного руководителя - это постоянное ежедневное общение с родителями детей. Общение учителя и родителей – тема ответственная, деликатная. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в классе, творческая работа коллектива детей и родителей и позитивный настрой педагога.
В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.
И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот «достучаться» до безразличных часто невозможно.
К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения: если не поняли — злимся. Разозлились — надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие родители даже не догадываются, что можно по-другому.
Задача учителя — донести до родителя, что можно просто поговорить. На самом деле, это гораздо сложнее, чем кричать и топать ногами. Ведь нужно уметь корректно сформулировать и высказать свою мысль и, что еще сложнее, выслушать и понять собеседника.
Цель: познакомить педагогов с умением позитивно разрешать конфликты и профессионально применять приемы бесконфликтного общения с родителями».
Задачи: формирование представлений о причинах конфликтов, путях и способах их разрешения; познакомить с конструктивными способами выхода из конфликтов. Развивать желание и способности находить пути урегулирования конфликтных ситуаций.
Откуда берутся, как решать конфликты «Педагог-родитель»?
1) Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?
Все просто: школа — это место столкновения интересов многих людей. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. И если недопонимание среди детей и коллег можно решить на месте, а часто просто предотвратить, то конфликты с родителями — это отдельная история.
Причин — много:
разные представления сторон о средствах воспитания,
недовольство родителя методами обучения педагога,
личная неприязнь,
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку,
недопонимание,
несбывшиеся ожидания родителей.
К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения: если не поняли — злимся. Разозлились — надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие родители даже не догадываются, что можно по-другому.
Задача учителя — донести до родителя, что можно просто поговорить. На самом деле, это гораздо сложнее, чем кричать и топать ногами. Ведь нужно уметь корректно сформулировать и высказать свою мысль и, что еще сложнее, выслушать и понять собеседника.
2) Как педагогу решать конфликты с родителями?
- Что делать, если конфликт возник с одним родителем?
1. Нужно постараться понять, что послужило поводом, а что причиной. Это поможет понять, в каком направлении нужно действовать.
2. Не пытайтесь разговаривать с родителем один на один. Особенно если понимаете, что человек настроен на ссору. Беседуйте и, главное, принимайте решения только в присутствии директора, завуча, социального педагога или психолога. Это помогает и сократить общение, и сделать его более продуктивным.
Помните, что во время этого разговора вы:
действуете исключительно в интересах ребенка;
проговариваете конкретные шаги, которые будут предприняты, и сроки, в которые нужно уложиться;
должны обозначить цель, которой хотите достигнуть;
договариваетесь о следующей встрече, на которой сможете провести предварительные итоги и откорректировать план действий.
- Что делать, если возник конфликт «педагог — группа родителей»?
Даже когда недовольных много, настаивайте на том, что обсуждать сложившуюся ситуацию вы будете только с родительским комитетом. Пусть это будет три, максимум пять человек. Если больше, скорее всего, не удастся направить разговор в конструктивное русло.
Организацию такого собрания берите в свои руки, привлекайте администрацию школы в качестве нейтральной стороны. Она все-таки заинтересована в мирном решении, поэтому хотя бы с организационной частью должна помочь.
Предоставляйте слово каждому родителю по очереди. Обратите внимание на то, что вам хотелось бы услышать не только о проблемах, но и о том, чего ожидают от их решения.
Постарайтесь превратить проблемы в задачи, предложите варианты их решения. Если родители готовы к обсуждению, спокойно выслушайте их.
Часто причиной возникновения таких конфликтов является недостаточное информирование родителей о том, что происходит в классе. Если у родителей недостаточно информации, они начнут ее искать сами у не самых достоверных источников. Вероятно, спросят у детей. А сами дети ходят в школу, в первую очередь, чтобы пообщаться. О том, что было на уроках, они могут вообще не вспомнить, даже если им было очень интересно.
3) Как лучше решать конфликты с родителями
Есть три базовых принципа:
• Быть вежливым. Это самое главное. Учитель должен оставаться профессионалом в любых ситуациях. Если чувствуете, что взорветесь во время беседы с родителями, возьмите паузу и выйдите из кабинета. Выпустив пар, продолжайте беседу. Конфликты чаще всего возникают, потому что стороны не понимают друг друга. Если высказывать свои позиции максимально ясно и вежливо, скорее всего, вы добьетесь цели.
• Подключать администрацию. Если не получается наладить контакт, подключайте директора или заместителей. Об этом мы говорили чуть выше. Третья сторона лучше решает конфликты. И не обижайтесь, если администрация примет сторону родителей. Возможно, что это правильное решение, главное, чтобы вы понимали, почему оно принято.
• Следить за конфиденциальностью. Конфликты нельзя предавать огласке — это нарушает и ваши, и родительские интересы.
Помни, лучший способ разрешить конфликт – избегать его!
«Приемы бесконфликтного общения с родителями»
Профилактика конфликтных ситуаций между родителем и учителем.
Во время общения с родителями стоит быть тактичным и терпеливым, давая возможность высказаться родителю
Часто конфликты возникают из-за отсутствия полной достоверной информации, особенно об оценках. Важно своевременно сообщать родителям обо всех изменениях, заранее оповещать о предстоящих важных контрольных точках, которые могут повлиять на четвертную или годовую отметку.
Стоит спокойно реагировать, что ваша точка зрения и родителя в некоторых вопросах может отличаться. Это не означает, что кто-то прав или не прав. Всегда можно прийти к компромиссу, главное не уходить в агрессивное отстаивание своей позиции
Во время общения не стоит сравнивать разных учеников, подчеркивая недостатки одного ребенка и возвышая другого. Лучше выстраивать общение с опорой на факты, а не на оценочные суждения.
Контролируйте свои эмоции! Сгоряча можно сказать то, что дальше положит начало затяжной конфронтации.
Помните о своей репутации
Как бы ни стремились учителя доказать, что они такие же люди и нет для них никаких запретов, разумнее придерживаться определенных ограничений и проявлять осторожность.
Учитель — самая публичная профессия. Вы всегда будете привлекать больше внимания, чем другие окружающие. Каждую секунду на вас смотрят, вас оценивают и копируют ваши манеры поведения и речи. Могут записать на диктофон или снять на видео — не всегда, кстати, со злыми намерениями.
Но чаще всего на вас, как на образец, смотрят дети для подражания, а это накладывает большую ответственность. Не пытайтесь делать из этого проблему — научитесь получать от этого удовольствие.
Рекомендации эксперта-психолога Актион образования.
Актион образования – официальный сайт, источник экспертных решений для повседневной работы школ и детских садов. Эксперт-психолог Актион образования выделила пять портретов родителей и дала рекомендации, как с ними общаться, чтобы избежать жалоб. Данная типология поможет педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю. В карточках плюсы и минусы каждого портрета родителя.
РОДИТЕЛЬ-ВЕРТОЛЕТ |
«Вертолет сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник при организации детских праздников незаменим. Он предусматривает и проконтролирует все до мельчайших деталей. Его можно попросить заняться мероприятием и на какое-то время он забудет о контроле за вами и педагогами. |
Типичные фразы | Х В беседе лучше не говорить |
-А если что-то случится? -Вы за ними не уследите! -Вы не знаете, что там будет -Да он заболел! | -Успокойтесь -Не волнуйтесь -Это вас не касается -Вы чересчур контролируете ребенка -Да ничего такого не будет -Это чушь (это не так, это ерунда) -Все родители так решили -Мы не хотели вам говорить, но…(что…) -У нас ЧП |
- Недостатки | V Как общаться |
Родитель-вертолет пытается контролировать всё, что касается его ребенка. Драматизирует и тревожится о будущим, подогревая при этом других родителей. | С родителем говорите о настоящем, а не о будущем. Но если видите, что он тревожиться, разделите его тревогу: я понимаю ваши опасения», « я вижу, вам сложно это принять». Задавайте к опасениям вопросы «что именно вас беспокоит?», «какая помощь нужна от меня, от школы?» |
РОДИТЕЛЬ-ТАНК |
У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Если на родительском собрании вам необходимо обсудить с родителями какой-то вопрос и узнать их мнения, начните с «танка». Спросите, что он думает, и дискуссия вам обеспечена. Критический подход «танка» ко всему бывает и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они так очевидны. |
Типичные фразы | Х В беседе лучше не говорить |
-Я считаю… -Я специалист, я знаю… -Я выбрал эту школу… -Это безобразие! -Вы нарушаете! - | -Вы не правы -Это не так -Вы очень агрессивны -Нам конфликты и проблемы не нужны -Я не понимаю, что вам не нравится -Следите за собой и своим ребенком -Это вас не касается -У нас и так всё хорошо -Успокойтесь -Не кричите |
- Недостатки | V Как общаться |
Родитель-танк – прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Он перечитал всю литературу о воспитании и здоровье детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает свои просьбы, как правило, в форме приказов. | Родитель-танк считает себя авторитетом во всем. Поэтому, если предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «как, по-вашему, стоит поступить?», «как реагировать, когда ребенок делает так?». Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу. |
РОДИТЕЛЬ-ГОНОЧНАЯ МАШИНА |
Награды и победы в конкурсах в школе принесут дети именно такого родителя. Он постоянно стимулирует своего ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов его организовать и даже провести. «Гонщик» обязательно поддержит вас, если вы затеяли в школе ремонт и прочие изменения. |
Типичные фразы | Х В беседе лучше не говорить |
- Вы пошли в 9 месяцев! -Мы начали читать в 3 года! -А мы заняли первое место! -А мы!.. А мы!.. А у нас!.. | -У нас таких детей, как ваш много -А другие дети уже давно так умеют -У вашего ребенка это не получается -У других ребят это получается лучше -У вас обычный ребенок -У вас сложный ребенок -То, что вы делаете, ребенку не нужно -Учитель вашим ребенком не доволен -Не обращайте внимания на других -Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе |
- Недостатки | V Как общаться |
Родитель- гоночная машина считает, что его ребенок умеет всё и на «отлично». Ему важно, чтобы его признали исключительным родителем, и что он воспитывает вундеркинда. | Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и школе, но не сравнивайте с другими родителями. Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает». Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей. |
РОДИТЕЛЬ- СКОРЫЙ ПОЕЗД |
«Скорый поезд» хочет сам и призывает окружающих договариваться быстро и не конфликтовать. Он не вмешивается в работу школы и доверяет его работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями. От таких родителей нет проблем, но в то же время нет и поддержки. |
Типичные фразы | Х В беседе лучше не говорить |
-У меня очень много дел -Я не смогу прийти, сильно занят (а) -Я пашу не ради себя, а ради ребенка | -Вы опять спешите? -Вы забросили ребенка -Вам следует больше заниматься с ребенком -Ваш ребенок не умеет себя вести -Дела могут подождать -Вы должны.. -Вы, видимо, не знаете… -А другие родители… -На вашем месте я бы… -Так нельзя |
- Недостатки | V Как общаться |
Родитель- скорый поезд всё время торопится, торопит других или находится вне зоны доступа. Он не интересуется, чем и как занимается его ребенок. Не ходит на родительские собрания, утренники, концерты. Некоторых из них вы даже в глаза не видели. | Говорите коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне пять минут, нам надо поговорить об …», «я думаю, вам важно будет знать, что…». Спрашивайте его мнения: «а что поможет, если он(а)?..», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?» |
РОДИТЕЛЬ- ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ВЕЛОСИПЕД |
«Трехколесный велосипед» - милый, открытый и доброжелательный. Доверяет работникам школы, спрашивает и ценит их мнение. Участвует во всех детских праздниках, поддерживает игру, радость и непосредственность детей. |
Типичные фразы | Х В беседе лучше не говорить |
- А мне никто не говорил, что это надо делать -Я не умею, я не могу -Не хочу давить на ребенка -Что бы я без вас делал(а)! | -Неважно, что вы чувствуете и хотите -Вы, как ребенок -Будьте серьезнее, это не шутки -Сколько можно вам повторять?! -Вы плохо справляетесь со своими обязанностями -Это ваша вина -За это вы отвечаете -Вам надо… -Тогда пусть это сделает ваш(а) супруг(а) -Хорошо, мы справимся без вас |
- Недостатки | V Как общаться |
Родитель - трехколесный велосипед сам, как ребенок, несамостоятельный. Не умеет принимать решения, отказывается от ответственности, перекладывает свои функции на других членов семьи. Если вы поручили ему серьезную задачу, то будьте готовы, - без вашего контроля он может всё провалить. | Избегайте учительской позиции: поучать, разрешать, запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность. Проявляйте интерес к его мнению: «подумайте ещё до завтра и обсудим». Спрашивайте: « как вы обычно поступаете, если?..», «что вы предложите?» |
Диалог с участниками конференции.
1)Ответы на претензии родителей
В случае конфликта с родителями следует педагогу сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться своим союзником сделать недовольного родителя. Помните, что, в конечном счете, цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.
Рассмотрим несколько примеров, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.
Пример 1
Родитель: «Вы слишком быстро говорите, Даня ничего не понимает. Только по вашему предмету он по два-три часа тратит на домашние задания. Вы должны дополнительно с ним заниматься после уроков!»
Неконструктивный ответ: «Все успевают, а он нет? Да ваш Даня просто ленится. Отвлекаться на разговоры он успевает. Может, вам стоит нанять репетитора?».
Ошибка учителя: идти в контрнаступление и перекладывать всю ответственность на родителей.
-Ваш ответ, участники конференции.
Конструктивный ответ: «К сожалению, задавать меньше заданий я не могу, если он не поймет этой темы, дальше ему будет еще труднее. Я постараюсь уделять Дане больше внимания на уроках. Пусть он подходит ко мне, если чего-то не понимает».
Покажите, что вы готовы пойти навстречу.
Пример 2
Родитель: «Почему вы редко спрашиваете Ксюшу? Она весь вечер учила стихотворение и очень расстроилась, что ее не спросили».
Неконструктивный ответ: «У меня в классе 30 учеников! Я физически не могу спросить каждого».
Ошибка учителя: показать, что ему безразличны чувства и желания ученика.
-Ваш ответ, участники конференции.
Конструктивный ответ: «Представляете, дети такие молодцы, вчера на уроке все были готовы отвечать! Пусть Ксюша не расстраивается, я спрошу ее на следующем уроке. Мне важно послушать каждого».
Покажите, что вы цените усилия учеников и гордитесь своим классом.
2)Обсуждаем реальный кейс
«Конфликт в школе глазами юриста, педагога, психолога»
«Родитель придирается к каждому вашему шагу: пишет жалобы директору и грозится пожаловаться в вышестоящие инстанции. Причины каждый раз разные: слишком много задали, притесняете его ребёнка, занизили оценку, были слишком строги. Как парировать такому горе-родителю?»
Первая группа участников конференции «учитель»
Учитель: «Такое случается. Как я реагирую? У нас есть один инструмент — убеждение, разъяснение. Учитель должен всё делать по закону. Например, когда мы ставим оценки, то опираемся на чёткие критерии оценивания. Оценку нужно уметь обосновать».
Вторая группа участников конференции «семейный юрист»
Семейный юрист: «В состоянии войны невозможно созидать и творить. Если вы имеете дело с таким родителем, то у вас есть следующие варианты. Первый — писать объяснительные, что, конечно, очень выматывает. Второй — обсудить ситуацию с администрацией школы. Третий — поговорить с психологом, он наверняка предложит варианты выхода из конфликтной ситуации в школе. К сожалению, закон про права учителя в данном случае ничего не говорит».
Третья группа участников конференции «нейропсихолог»
Нейропсихолог: «Думаю, в такой ситуации может помочь регулярная практика обратной связи от родителей. Попросите родителей каждые 1-2 месяца заполнять анкету, в которой они смогут оценить вашу деятельность по разным параметрам. Таким образом можно убить сразу трёх зайцев. Первое: вы дадите недовольному родителю легальную возможность конструктивно и структурированно описать жалобы. Второе: вы увидите общее мнение родителей о ситуации в классе. Третье: у вас будут аргументы для отстаивания своей позиции. Не забудьте включить вопрос о том, что родителям нравится в вашей работе с детьми, чтобы ответы не сводились только к критике».
Заключение
В заключении, я хочу с вами провести упражнение «Австралийский дождь», цель которой: обеспечить психологическую разгрузку участников.
А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (трем ладони);
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);
Дождь усиливается (хлопки ладонями);
Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);
А вот и град – настоящая буря (топаем ногами);
Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);
Дождь утихает (хлопки ладонями);
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);
Тихий шелест ветра (трем ладони);
Выглянуло солнце! (руки вверх)
Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
Продумывайте свои действия наперед, будьте уверены, доброжелательны и почаще применяйте на практике приемы бесконфликтного общения, чтобы в нужный момент они сработали.
Максим Горький писал: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…»
Литература
Материал из Справочной системы «Завуч».
https://repit.online/blog/post/konflikty-s-roditelyami-uchenikov-pochemu-voznikajut-i-chto-delat-pedagog
https://teacher.yandex.ru/
https://action-obrazovanie.ru/
12