СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителю биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Учителю биологии»

Конспект урока

«Воздействие человека и его деятельности на животных»


Цель: изучить различные формы воздействия человека на мир животных и выработать умение прогнозировать результат этого воздействия.

Задачи урока

Ход урока

I. Мотивация

Познакомьтесь с цитатой из вступления к «Красной книге России» (Сост. Складина О.В. – М.: Эксмо, 2014):

В начале XX века человек стал понимать, что природа требует его помощи. Те виды животных, которые еще вчера были вполне обычными и даже массовыми, становились редкими и исчезающими… В 1948 году был основан Международный союз охраны природы, а в 1963 году появилась первая Красная книга…»


Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, в результате чего стали исчезать отдельные виды животных, почему возникла необходимость охраны природы?

Сообщение темы урока.


II. Актуализация опорных знаний и определение задач урока

Объясните, как вы понимаете слово воздействие?

Как деятельность человека влияет на животных?

Какой вид воздействия человека на природу можно считать самым древним?

Можете ли вы сказать, что владеете полной информацией по данной теме? Что еще необходимо узнать?


III. Изложение нового материала учителем.

Взаимодействие человека на животный мир постоянно усиливается и становится все более разнообразным: от обычной охоты – до прокладки железнодорожных и автомагистралей, от распашки целинных и залежных земель - до рукотворных морей и водохранилищ, от строительства городов – до использования сильнейших ядохимикатов.


ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЖИВУЮ ПРИРОДУ:


  1. Обычно различают два типа взаимодействия на фауну – прямое (когда уничтожаются особи вида) и

  2. косвенное (когда сами животные не истребляются, но изменяется среда их существования и животные вынуждены уйти или погибнуть). По последствиям второй тип значительно опаснее. Например, осушение болот, распашка целинных земель, вырубка лесов приводят к тому, что резко сокращаются ареалы диких копытных. Вслед за ними сокращается поголовье хищников, растет численность грызунов.

Примеры

Уничтожение воробьев в Китае способствовало росту числа насекомых - вредителей, паразитов и опасных болезней.

Ликвидация волка в Канадских северных территориях сначала привела к росту численности оленей, но затем к распространению среди них болезней и резкому сокращению их численности.

Правда, существуют и положительные примеры деятельности человека. Фактически восстановлена численность сайгака, соболя, бобра, морского котика (демонстрация учебных таблиц по теме).


Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу. Промыслом называют изъятие человеком из природы животных путем отлова и добычи. Промыслы различаются по названию группы животных или продуктов их жизнедеятельности. Например: пушной промысел, рыболовство, бортничество, промысел крабов, устриц, трепангов, жемчужниц и др. Положительным воздействием человека на животных является одомашнивание некоторых видов для получения от них различных продуктов и полезных веществ (демонстрация коллекций «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд», на которых представлены сами животные и продукты их жизнедеятельности, используемые человеком).

Выделяются группы животных, которых считают промысловыми. Например, промысловые птицы и звери России.

Любой промысел может быть удачным при условии хорошего знания биологии животного, влиянии на его активность климатических факторов, его следов, излюбленных мест обитания, кормления, брачного поведения и т.д.


Проблемный вопрос:

Возможен ли отказ человека от промысловой добычи?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: промыслы экономически выгодны, так как человек не затрагивает средств на разведение и рост животных, а изымает их из природы ежегодно. Однако для длительных промыслов необходимо соблюдать главное условие – численность добываемых животных должна восстанавливаться за счет их размножения.

В нашей стране, как и во многих других странах, некоторые виды промыслов в связи с необходимостью охраны животных полностью запрещены. Например, промыслы китов и дельфинов. (Демонстрация учебных таблиц «Киты и дельфины»).




VI. Подведение итогов и выставление отметок.

В ходе урока учащиеся приходят к выводу, что человек может оказывать и оказывает существенное воздействие на животных, это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Человек должен бережно относиться к животному миру, так как любые непродуманные, а тем более умышленные действия могут привести резкому сокращению численности отдельных животных и даже к их полному исчезновению.


VII. Рефлексия

Продолжи фразы (начало фразы, которую следует продолжить, демонстрируем на слайде):

Сегодня я узнал, что…

Мне показалось наиболее интересным…

Меня удивило…

Мне особенно запомнилось…

Мои затруднения вызвало…












Приложение


Слайды странствующий голубь

В 1850 г. Видный орнитолог А.Уилсон наблюдал, как одна перелетная стая странствующих голубей более чем на четыре часа закрыла небо. По его подсчетам, численность стаи превышала 2 млрд. птиц, длина её составляла 240 миль, а ширина – 1 милю. К 1914 году странствующий голубь навсегда исчез. Основной причиной исчезновения этого вида стала неконтролируемая промысловая охота.

Слайд голубь дронт

Первой засвидетельствованной жертвой человека был гигантский голубь – дронт, крупная птица с мощными лапами, живший на острове Маврикий в Индийском океане. С 1598 года, после высадки голландцев на остров, он был полностью истреблен к 1681 году.

Слайд тур – дикий бык

С увеличением народонаселения и по мере совершенствования охотничьих орудий исчезли такие крупные животные, как европейский тур - дикий бык (предок крупного рогатого скота), живший на территории всей Европы. Тур – жвачное парнокопытное млекопитающее высотой в холке до 2 м. Он имел раскидистые не ветвистые рога, которые не сбрасывались, росли всю жизнь, ежегодно нарастая, образуя годовые кольца. До 15 века тур был распространен в лесостепях и степях Евразии. В 15-17 веках он сохранился только в Польше, где последняя самка погибла в 1627 году.

Слайд морская корова

В 18 веке была истреблена описанная русским ученым Г.В.Стеллером морская корова - водное млекопитающее, относящееся к отряду сирен.

Доверчивые медлительные животные становились легкой добычей. Последняя убита в 1768 году.

Слайд тарпан - лошадь

Немногим более 100 лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России.

Высота в холке этого животного достигала до 136 см. Последний тарпан был убит в 1814 году на территории Калининградской области. В неволе жеребец тарпана дожил до 1918 года. Их целенаправленно истреблял человек, т.к. они мешали коневодству, постоянно отбивая домашних кобыл. «Черный список» животных можно продолжать к сожалению долго (зебра-квагга, голубая лошадиная антилопа, сумчатый волк, европейский ибис и т.д.)

Слайд бизон

Многие виды животных находятся на грани исчезновения или сохранились только в заповедниках. Более 100 лет назад в степях Северной Америки встречались миллионные стада бизонов. И всего лишь за 20 лет хищнической охоты в природе осталось около 800 бизонов. Массовому истреблению этих животных способствовала постройка железной дороги в местах их обитания. На грани вымирания оказались и зубры. На заре европейских наций он обитал повсюду. В нашей стране они жили и в лесах, и в степях от Прибалтики до Черного моря. Во Франции уже в 6 веке не стало зубров, в Румынии последнего зубра убили в 1798 году, в Прибалтике – в1755 году, на Дону последний раз видели зубров в 1709 г. К концу 20 века зубры спаслись только в лесах Беловежской пущи и Северного Кавказа. В 1927 году браконьерами был уничтожен последний зубр. На тот момент зубры сохранились лишь в неволе.

Слайды пятнистый олень.

На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень.


Наиболее ярким примером прямого воздействия является китобойный промысел. Создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов привело к исчезновению отдельных популяций китов, к резкому снижению численности нескольких видов: серого, гренландского, синего.

Исчезает белый медведь. Причина гибели - приход людей в пределы Арктики. С 1972 года был взят под охрану.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!