Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по биологии
9 класс
Составитель:
Бабина О. А., учитель биологии
Тюменцево, 2018г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.-рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Общие цели учебного предмета
Главная цель изучения биологии в школе – формирование у учащихся биологического мышления как основы биологической, экологической и природоохранной грамотности. Идентичности ценностно-ориентированной личности, образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления биологического опыта, научного мировоззрения, своей значимости и человечества в целом, активно и творчески применяющего биологические знания в учебной, социальной и практической деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Введение в общую биологию» в 9 классе отводится 70 ч. в год, по 2 ч. в неделю. Программа по биологии предполагает, что усвоение учащимися курса «Введение в общую биологию» станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Биология».
УМК.
УМК для учителя:
-В.В Пасечник, В.В. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений 5- 11классы.Составитель Г. М. Пальдяева. Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-11 классы.
-В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А Учебник /М.: Дрофа 2009 год. 9 класс.
- В.В. Пасечник. Методическое пособие. 9 класс
- Щвецов Г.Г Рабочая тетрадь. 9 класс
УМК для учащихся:
-В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А Учебник /М.: Дрофа 2009 год. 9 класс.
Планируемые результаты образования.
Планируемые результаты реализации программы по курсу «Введение в общую биологию» |
называть общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции; |
приводить примеры: усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространённых видов и сортов растений, видов и пород животных. |
характеризовать: строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; лишайника как комплексного организма; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы(абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; |
обосновывать : взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением , трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркотики) , нарушение осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; |
распознавать : организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы; |
сравнивать : строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений ,типов животных, классы хордовых, царства живой природы; |
применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания , мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактика отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов; |
делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных; |
Наблюдения: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов |
Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом ; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактика отравления ядовитыми грибами, растениями. |
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание курса «Введение в общую биологию»
Введение
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы (54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы .Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни (7 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Тематическое поурочное планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков курса « Введение в биологию» | Кол-во часов |
Введение (2 ч.) |
1 | Биология как наука и методы ее исследования. Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии | 1 |
2 | Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки. | 1 |
Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 ч.) |
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.) |
3 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 |
4 | Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы | 1 |
5 | Многомолекулярные комплексные системы. Липиды | 1 |
6 | Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков | 1 |
7 | Функции белков | 1 |
8 | Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты | 1 |
9 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 |
10 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» | 1 |
11 | Вирусы | 1 |
12 | Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 |
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч.) |
13 | Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | 1 |
14 | Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана. | 1 |
15 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 |
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 |
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 |
18 | Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения | 1 |
19 | Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 |
20 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 |
21 | Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке. | 1 |
22 | Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. | 1 |
23 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 |
24 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 |
25 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 |
26 | Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз). | 1 |
27 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 |
Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч.) |
28 | Бесполое и половое размножение организмов. | 1 |
29 | Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 |
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 |
31 | Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 |
32 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 |
33 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 |
34 | Дигибридное скрещивание. | 1 |
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 |
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 |
37 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов». | 1 |
38 | Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость | 1 |
39 | Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 |
40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 |
41 | Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | 1 |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч.) |
42 | Вид его критерии. Структура вида. Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 |
43 | Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация | 1 |
44 | Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды | 1 |
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 ч.) |
45 | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. | 1 |
46 | Состав и структура сообщества. | 1 |
47 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | 1 |
48 | Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе | 1 |
49 | Искусственные биоценозы Лабораторная работа№7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 |
50 | Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии. | 1 |
51 | Экскурсия. В биогеоценоз. Лабораторная работа № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 |
52 | Обобщение по теме: Экосистемный уровень | 1 |
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч.) |
53 | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. | 1 |
54 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 |
55 | Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование. | 1 |
56 | Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | 1 |
Раздел 2. Эволюция органического мира. (7 ч.) |
57 | Развитие эволюционного учения. | 1 |
58 | Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. | 1 |
59 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 |
60 | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. | 1 |
61 | Образование видов — микроэволюция. | 1 |
62 | Макроэволюция | 1 |
63 | Экскурсия Причины многообразия видов в природе. | 1 |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч.) |
64 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 |
65 | Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 |
66 | Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 |
67 | Доказательства эволюции. Лабораторная работа №9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | 1 |
68 | Контрольно- обобщающее повторение по курсу | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п |
Дата |
Причины изменений (прописываются конкретные обоснования) |
Содержание изменений | Подпись сотрудника, внесшего изменения | Подпись курирующего администратора |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |