СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителю биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для работы в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Учителю биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)




Принята на заседании педагогического совета

«_____»_________20 г.

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20 г.





Рабочая программа

по биологии

9 класс



Составитель:

Бабина О. А., учитель биологии






Тюменцево, 2018г.







  1. Пояснительная записка

    1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.-рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Общие цели учебного предмета

Главная цель изучения биологии в школе – формирование у учащихся биологического мышления как основы биологической, экологической и природоохранной грамотности. Идентичности ценностно-ориентированной личности, образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления биологического опыта, научного мировоззрения, своей значимости и человечества в целом, активно и творчески применяющего биологические знания в учебной, социальной и практической деятельности.

    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Введение в общую биологию» в 9 классе отводится 70 ч. в год, по 2 ч. в неделю. Программа по биологии предполагает, что усвоение учащимися курса «Введение в общую биологию» станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Биология».

    1. УМК.

УМК для учителя:

-В.В Пасечник, В.В. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений 5- 11классы.Составитель Г. М. Пальдяева. Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-11 классы.

-В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А Учебник /М.: Дрофа 2009 год. 9 класс.

- В.В. Пасечник. Методическое пособие. 9 класс

- Щвецов Г.Г Рабочая тетрадь. 9 класс


УМК для учащихся:

-В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А Учебник /М.: Дрофа 2009 год. 9 класс.


  1. Планируемые результаты образования.


Планируемые результаты реализации программы по курсу «Введение в общую биологию»

называть общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

приводить примеры: усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространённых видов и сортов растений, видов и пород животных.

характеризовать: строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; лишайника как комплексного организма; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни; среды обитания организмов, экологические факторы(абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать : взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением , трудовой деятельностью; роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркотики) , нарушение осанки, плоскостопия; влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать : организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать : строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений ,типов животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания: о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания , мер охраны; о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактика отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;


делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

Наблюдения: сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов

Соблюдать правила: приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом ; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактика отравления ядовитыми грибами, растениями.




  1. Содержание учебного предмета, курса.

Содержание курса «Введение в общую биологию»

Введение

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

• Лабораторные работы .Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусст­венный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

• Лабораторная работа. Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

• Лабораторная работа. Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­лей экосистем.

• Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Образование видов — мик­роэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

• Экскурсия Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни (7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей.

• Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эво­люции.

• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое об­нажение









  1. Тематическое поурочное планирование



урока

Наименование раздела программы, тем уроков курса « Введение в биологию»

Кол-во

часов

Введение (2 ч.)

1

Биология как наука и методы ее исследования. Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии

1

2

Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки.

1

Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 ч.)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.)

3

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

4

Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы

1

5

Многомолекулярные комплексные системы. Липиды

1

6

Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков

1

7

Функции белков

1

8

Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты

1

9

АТФ и другие органические соединения клетки

1

10

Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

1

11

Вирусы

1

12

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 ч.)

13

Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

1

14

Химический состав и строение клетки. Клеточная мембрана.

1

15

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

18

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

1

19

Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

20

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

21

Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

1

22

Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы.

1

23

Фотосинтез и хемосинтез.

1

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1

25

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1

26

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки Деление клетки (митоз).

1

27

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

1

Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч.)

28

Бесполое и половое размножение организмов.

1

29

Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

31

Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

34

Дигибридное скрещивание.

1

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

37

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов».

1

38

Закономерности из­менчивости. Мутационная изменчивость

1

39

Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1

40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

41

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч.)

42

Вид его критерии. Структура вида. Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»

1

43

Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация

1

44

Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды

1

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 ч.)

45

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

1

46

Состав и структура сообщества.

1

47

Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

1

48

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе

1

49

Искусственные биоценозы Лабораторная работа№7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1

50

Экологи­ческая сукцессия. Сукцессионные измене­ния. Значение сукцессии.

1

51

Экскурсия. В биогеоценоз. Лабораторная работа № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

52

Обобщение по теме: Экосистемный уровень

1

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч.)

53

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности.

1

54

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

55

Эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.

1

56

Обобщающий урок по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

1

Раздел 2. Эволюция органического мира. (7 ч.)

57

Развитие эволюционного учения.

1

58

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции.

1

59

Борьба за существование. Естественный отбор.

1

60

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

1

61

Образование видов — мик­роэволюция.

1

62

Макроэволюция

1

63

Экскурсия Причины многообразия видов в природе.

1

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч.)

64

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

65

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1

66

Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

67

Доказательства эволюции. Лабораторная работа №9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

1

68

Контрольно- обобщающее повторение по курсу

1
































Лист внесения изменений и дополнений



п/п



Дата



Причины изменений

(прописываются конкретные обоснования)



Содержание изменений

Подпись сотрудника, внесшего изменения

Подпись

курирующего

администратора

1






2






3















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!