СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Учитесь властвовать собой..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Учитесь властвовать собой..."»

Тема: «Учитесь властвовать собой…»

Ценность: Внутренний покой

Качества: Сила воли, тактичность, эмоциональность

Педагог: Мустафаева Ж.И.


Цель: Расширить представления у учащихся ценность Внутренний покой, через формирование эмоционального состояние учащихся.

Задачи:

  • раскрыть понятия «сила воли», «тактичность», «эмоциональность»;

  • развить способность у учащихся управлять своими эмоциями;

  • воспитать учащихся к тактичности как чувстве меры, определяющей их поведение.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 11 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.


Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Мысленное путешествие в подводное царство»

  2. Проверка домашнего задания. Проверить задание 2 в тетради, на стр. 10. Прочитайте слова мудрого президента из рассказа А. Даутовой «Остерегайся злости» (отрывок из книги «Я человек»). Подберите образы к разным эмоциям. Например, злость – опасная собака, радость – согревающий огонь и тд.

Анализ: Как вы понимаете выражение «заблуждаться – человечно, а прощать - божественно»?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)

  • Как вы поняли данную цитату? Произношение хором – все, мальчики, девочки.

  1. Подарок от учителя (рассказ)

«Эмоции» (Н. Самоукина Отрывок из книги «Экстремальная психология»)

Эмоции вносят краски в нашу жизнь, расцвечивая ее многоцветными оттенками и наполняя истинно человеческим содержанием. Мы вспоминаем, прежде всего, те эпизоды, которые были насыщены радостью или печалью, восторгом или отчаянием, умиротворением или тревогой. Может показаться, что если человек живет, ориентируясь только на разум, его жизнь скучна и однообразна.

Он как бы превращается в «умного робота», всегда правильного, логичного, предсказуемого и лишенного чего-то неуловимо живого и теплого.

Однако это не так. Эмоции и разум в нашей жизни настолько переплетены, что невозможно дать однозначную оценку, на что опирался человек в той или иной ситуации: только на разум или только на эмоции?

Мы говорим, что человек - эмоциональный, если видим, что он живет страстями и чувствами, субъективными предпочтениями, спешит, не обдумывает свои поступки, действуя спонтанно и «по наитию». Мы говорим, что у человека есть «голова на плечах», если наблюдаем, что он стремится понять ситуацию или другого человека, не допускает поспешных и непродуманных действий, хладнокровен и последователен в своих решениях.

И все же в поведении и внутренней жизни этих людей не проявляются только «чистые» эмоции или «чистый» разум, а преобладает одно или другое. И это преобладание - не хорошо и не плохо, это - их индивидуальность, их внутреннее «Я».

Наша душа, как симфонический оркестр, звучит различными интонациями, берущими начало и в разумной, и в эмоциональной жизни. И для того, чтобы звучание внутренней жизни было гармоничным, в этом душевном «оркестре» должен быть свой «дирижер». Функции такого психологического «дирижера» выполняет волевая система человека, его самоконтроль.

Для эмоционального человека самоконтроль - важная опора в жизни. Стихия эмоций может привести куда угод­но, если не поставить «заслоны» - самоконтроль. Да, эмоциональные люди - обаятельны и интересны. Но кому мы доверяем и с кем могли бы «пойти в разведку»? Лю­дям, которые могут регулировать самих себя, свои эмоции, вовремя сдерживаться и останавливаться.


Анализ: Какую роль в нашей жизни играют эмоции? Что важнее - эмоции или разум? Объясните свой ответ.

С какими людьми вам легче общаться - эмоцио­нальными или разумными? Почему? Что такое самоконтроль? Как он помогает чело­веку?

Работа с учебником.

Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление. Поговорим о том, как они появляются. Как возникают эмоции Эмоции связаны с большими полушариями головного мозга. В человеческий мозг поступают определенные импульсы. Они зависят от внешних воздействий и обстоятельств. Один поток направлен в такие зоны мозга, где смысл этих импульсов осознается в виде ощущения. А другой поток приходит в те отделы мозга, где создается отношение этих воздействий к потребностям организма, которые переживаются в виде эмоций. Эмоции имеют две стороны – субъективную и объективную. Субъективная сторона – это внутренние переживания. Объективная сторона – это внешние проявления (смех, слезы). Вообще проявление эмоций может быть различным, в зависимости от ситуации. Функции эмоций. Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях. Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события. Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях. Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти. Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх – бегство). Теперь давайте узнаем, какие бывают эмоции. Виды эмоций Эмоции делятся на: положительные; негативные. Отрицательные, негативные эмоции – это гнев, ярость, обида, страх. А положительные – радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции. А также эмоции делятся на: стенические; астенические. Стенические эмоции активизируют, то есть, вызывают восторг или гнев. Астенические - подавляют человека, то есть, вызывают тоску, печаль. Содержание эмоций По специфическому содержанию эмоции бывают следующими: Печаль – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора. Радость – положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность. Страдание – это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека. Гнев – это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда. Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств. Страх – это негативная эмоция, которая возникает при опасности. Отвращение – это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека. Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих. Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний. Еще о разновидностях эмоций можно прочесть в статье Какие бывают эмоции. Сила эмоций Сила эмоций может варьироваться от слабых до сильных. Например, человек может испытывать радость, как чувство удовлетворения, а может испытывать восторг. Или, к примеру, страх может проявляться от легкой тревоги до ужаса. Восторг – это высшая степень радости, положительная эмоция. Ужас – это негативная эмоция, высшая степень страха. Продолжительность эмоций Эмоции могут длиться от нескольких секунд до нескольких лет. Например, человек чувствует страх от того, что чуть не попал в аварию, но он тут же благополучно ее избежал. Или человек ненавидит кого-то очень сильно и эта ненависть не ослабевает годами. Формы проявления эмоций Чаще всего эмоции проявляются в следующих формах – это чувственный тон, аффект, чувство, страсть, настроение, стресс. Чувственный тон. Человек некоторым своим действиям или ощущениям придает эмоциональную окраску. Страсть – это очень сильное чувство, которое доминирует над другими, дает прилив сил и энергию. Чувство – это эмоциональное отражение отношения человека к предмету, событию или другому человеку. Настроение – это продолжительное эмоциональное состояние человека в какую-то единицу времени. Стресс – это состояние крайнего напряжения человека. Аффект – крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из-за невозможности найти решение в какой-то ситуации. Выражение эмоций Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Конечно, чаще всего люди умеют выражать свои чувства, однако есть и такие, которые не хотят или не умеют это делать. В большей степени вышесказанное относится к мужчинам. В нашем обществе считается, что мужчина всегда должен держать себя в руках. Если вы хотите научиться сдерживать эмоции, прочтите статью Как контролировать эмоции. Однако это неправильно. Нельзя сдерживать эмоции, иначе могут возникнуть неврозы и другие психические расстройства. Если вам хочется смеяться, значит, смейтесь, а если хочется плакать – плачьте. Будьте естественны, выражайте все эмоции, которые вы хотите выразить. Выражение эмоций – это путь ко внутренней гармонии.

Творческая деятельность.

Индивидуальная работа: Выполните задание 1 в тетради, на стр. 8. Каждый человек старается справиться с плохим настроением или сильными переживаниями и для этого выбирает различные способы поведения. Прочтите внимательно перечисленные способы поведения и против каждого обведите цифру справа. Если вы не используете такое поведение, чтобы справиться с волнением, тревогой, обидой и другими неприятными эмоциями, то обведите цифр 1, если иногда используете – 2, если используете часто, так как это вам помогает – 3.


Группу делим на 4 подгруппы. Проанализируйте несколько эпизодов из по­вседневной жизни. Определите эмоциональное состояние героев.

Ситуация 1. Дидар обожает собирать модели самолетов. Он часами может сосредоточенно и кропотливо работать над ними. Его отец спрашивает, чем Дидар занимался весь день? И он подробно рассказывает ему историю истребителя, модель которого он сейчас делает. Он не думает ни о том, чем он будет заниматься после того, как закончит делать эту модель, ни о том, какая будет следующая по счету модель. Все его внимание сосредоточено именно на той модели, над которой он сейчас работает.

Ситуация 2. Санжар проводит летние каникулы на даче. Он качается в гамаке в жаркий летний полдень. Ему не хочется ничего делать, хотя есть и способности, и время. По радио передают его любимую песню, и его настроение моментально меняется, но, когда песня заканчивается, он снова опускается до состояния ленивого времяпрепровождения.

Ситуация 3. Светлана работает над проектом. Она смотрит на часы и беспокоится по поводу того, что может не успеть сдать его в установленные сроки. При мысли об этом она с удвоенной энергией берется за работу. Ее раздражает, когда люди отвлекают ее, но она не выказывает им своего раздражения, чтобы не терять на это время, потому что гораздо более обеспокоена тем, как бы завершить работу к назначенному сроку.

Ситуация 4. Нищий на улице держит табличку: «Нет крыши над головой, куска хлеба и работы. Помогите!!!»


  1. Групповое пение. «Неприятность эту мы переживём» (папка «11 класс»)

  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 3 в тетради, на стр. 11. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Покажите эту взаимосвязь в таблице.

  3. Заключительная минута тишины.

Сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы стоите на вершине горы и небо достаете рукой. Вы готовы взлететь как птица, парить над землей. Вы летите. Вы счастливы и довольны. Вы ощущаете чувство высоты, глубину неба. Вы легки. Вы любите и любимы.

Тесты на тему Эмоции с ответами

1. Тип эмоциональных переживаний:

а) воображение;

б) эмоциональный стресс;

в) неуравновешенность.

2. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через:

а) внимание;

б) общение;

в) игру.

3. Что относится к фазе стресса:

а) фаза возбуждения;

б) фаза истерики;

в) фаза истощения.

4. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это:

а) внимание;

б) чувства;

в) симпатия.

5. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:

а) аффект;

б) чувство;

в) настроение.

6. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это:

а) темперамент;

б) характер;

в) эмоции.

7. Эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту, это:

а) амбивалентность;

б) симпатия;

в) настроение.

8. Отрицательные эмоции обусловлены:

а) неустойчивостью;

б) закономерностью;

в) характером.

9. Какое из этих понятий относится к виду чувств:

а) моральные;

б) сострадательные;

в) депрессивные.

10. Выделите, какая теория относится к психологическим эмоциям:

а) характерная;

б) эволюционная;

в) нравственная.

Мысленное путешествие в подводное царство.



Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.Концентрация на дыхании. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно). Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку). Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.Мысленная прогулка в лесу. (Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого- нибудь места в саду, а не из класса) Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!