СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель истории и обществознания

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Финансовая грамотность»

Просмотр содержимого документа
«Учитель истории и обществознания»

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

на заседании Методического совета

протокол № __ от «__» __________ 20___г

Утверждаю

директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»

_____________________ С.В. Вязовова

Приказ № «___» от «___» ____________20___г




Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Финансовая грамотность»



возраст детей –16-17 лет

срок реализации программы 1 год – 34 часа











Составитель:

учитель истории и обществознания

Ермилова Ксения Александровна









2017 г.


Пояснительная записка


Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия c финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.


Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.


Предлагаемая программа повышения финансовой грамотности школьников 10– 11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках программы дополнительного образования рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.


Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.


Цель и задачи программы.


Цель программы заключается в формировании у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.



Задачи программы:


Образовательные:


- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического

образования учащихся;

- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;


Развивающие:


-овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

-развитие памяти, логики, наблюдательности; 


Воспитательные:


- воспитание активной жизненной позиции. 

- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитание ответственности за экономические решения.


Методы и формы обучения


Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Игры.

  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

  • Работа с источниками экономической информации.

  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.

  • Интерактивные технологии.

  • Индивидуальная работа.


Планируемые результаты обучения


Требования к личностным результатам освоения программы:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения программы:

• владение умением решать практические финансовые задачи;

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.


Требования к предметным результатам освоения программы:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Банки: чем они могут быть вам

полезны в жизни

3

2

5


1.1.Банковская система

1.2.Как сберечь деньги с помощью депозитов

1.3.Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1.4Кредит: зачем он нужен и где его получить

1.5.Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1



1


1


1






1


2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

3

2

5


2.1. Что такое ценные бумаги и какие они бывают

2.2.Профессиональные участники рынка ценных бумаг

2.3.Граждане на рынке ценных бумаг

2.4.Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

2.5. Операции на валютном рынке: риски

и возможности


1


1


1






1



1


3.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

2

2

4


3.1.Что такое налоги и почему их нужно платить

3.2.Основы налогообложения граждан

3.3.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

3.4.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет


1


1




1


1


4.

Страхование: что и как надо страховать чтобы не попасть в беду.

3

2

5


4.1.Страховой рынок России: коротко о главном

4.2 Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

4.3 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

4.4. Если нанесён ущерб третьим лицам

4.5 Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика


1




1


1



1






1


5.

Собственный бизнес: как создать и не потерять.

3

2

5


5.1.Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

5.2.Пишем бизнес-план

5.3.Расходы и доходы в собственном бизнесе

5.4.Налогообложение малого и среднего бизнеса

5.5.С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен


1


1



1




1




1


6.

Риски в мире денег: как защититься от разорения.

3

2

5


6.1.Финансовые риски и стратегии инвестирования

6.2.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

6.3.Виды финансовых пирамид

6.4Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

6.5.Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»


1




1


1



1






1


7.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

2

2

4


7.1.Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

7.2.Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

7.3.Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

7.4.Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1


1





1


1


8.

Зачет.


1

1





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни


1.1.Банковская система





Теория.

Понятие банковской системы. Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции.


1.2.Как сберечь деньги с помощью депозитов


Практика.

Изучение понятий депозит, система страхования вкладов, расчет порядка начисления простых и сложных процентов, порядка возмещения вкладов, основных параметров депозита.


1.3.Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Теория.

Варианты вложения денег в золото.



1.4Кредит: зачем он нужен и где его получить


Теория

Виды кредитов, характеристики кредита, подходящий вид вложения денежных средств в банке.


1.5.Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть


Практика.

Проведение предварительных расчётов по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивание стоимости привлечения средств в различных финансовых организациях.



Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов


2.1. Что такое ценные бумаги и какие они бывают


Теория

Фондовый рынок, ценная бумага.


2.2.Профессиональные участники рынка ценных бумаг


Теория

Функционирования фондового рынка, функции участников рынка, особенности работы граждан с инструментами такого рынка, его функционированиие, структура и порядок работы валютного рынка.


2.3.Граждане на рынке ценных бумаг


Теория

Акция, облигация, вексель.


2.4.Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления.


Практика.

Выбор подходящего инструмента инвестирования на фондовом рынке, выявление рисков, сопутствующих инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчет уровня доходности по инвестициям.


2.5. Операции на валютном рынке: риски и возможности


Практика.

Расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.


Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата


3.1.Что такое налоги и почему их нужно платить


Теория

Налоговая система, налоги.


3.2.Основы налогообложения граждан


Теория

Пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.


3.3.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет


Практика

Работа с личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получение актуальной информации о начисленных налогах и задолженности, заполнение налоговой декларации.


3.4.Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет


Практика

Оформление заявления на получение налогового вычета, рассчет суммы налогов к уплате.



Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.


4.1.Страховой рынок России: коротко о главном


Теория

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.


4.2 Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние


Практика

Проведение сравнения страховых продуктов, учимся принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации.


4.3 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании


Теория

Алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.


4.4. Если нанесён ущерб третьим лицам


Теория

Цель, задачи и принципы страхования, приобретение страховых услуг, умение правильно выбирать страховые продукты, преимущества и недостатки условий договоров страхования.



4.5 Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика


Практика

Оценивание надёжности страховой компании, правильности и прозрачности условий страхования на конкретны примерах.



Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять


5.1.Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать


Теория

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план.


5.2.Пишем бизнес-план


Теория

Структура бизнес-плана, доходы и расходы.


5.3.Расходы и доходы в собственном бизнесе


Практика

Составление бизнес-плана.


5.4.Налогообложение малого и среднего бизнеса

Теория

Налоги, риски, малый и средний бизнес.


5.5.С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Практика

Порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.


Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения


6.1.Финансовые риски и стратегии инвестирования


Теория

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля.


6.2.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников


Практика

Распознание финансовой пирамиды среди множества инвестиционных предложений.


6.3.Виды финансовых пирамид


Теория

Финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.


6.4Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет


Теория

Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.


6.5.Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»


Практика

Отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.



Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления


7.1.Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия


Теория

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение.


7.2.Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

Теория

Размер пенсии, программы пенсионного обеспечения.


7.3.Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

Практика

Выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.


7.4.Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».

Практика


Раздел 8. Подведение итогов

Защита проектов.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


- Лекция-беседа.

- Практикум.

- Игра.

- Семинар



Материально-техническое и методическое обеспечение


Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:

    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;

  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;

  • физкультпаузы и др.;

  1. свободный доступ к сети Интернет.

Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 10 штук;

  • стол педагога - 1 штука;

  • ученическая доска - 1 штука;

  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны

  • компьютер с колонками

  • СD - диски




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для обучающихся


  1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

  3. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова,Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН-ХиГС, 2013. – 182 с.

  4. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,2013. – 80 с.

5. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.


Литература для родителей


  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.


Литература для педагога


1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная

программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

4. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. –

Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).

  1. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А.П.Алмосов, Ю. В.Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012.– 28 с.– (Простые финансы).

  2. Алмосов А. П.Как сохранить, чтобы не потерять / А.П.Алмосов Ю. В.Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).








Интернет-ресурсы


1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое

агентство.

4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
















УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_____________ /Вязовова С.В./

«___» _______________2017г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» на 2017-2018 учебный год


п/п


Раздел, тема урока.

Количест

во часов


Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Примечания

по плану

факти

чески

I

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5





1

Банковская система

1

Беседа

08.09.17



2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

Практиче­ские задания


15.09.17



3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

Обсуждение, сообщения

22.09.17



4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

Беседа

29.09.17



5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

Практиче­ские задания


06.10.17



II

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5





6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

Беседа

13.10.17



7

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

1

Обсуждение, сооб­щения

20.10.17



8

Граждане на рынке ценных бумаг

1

Практиче­ские задания


27.10.17



9

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

Беседа

10.11.17



10

Операции на валютном рынке: риски

и возможности

1

Практиче­ские задания


17.11.17



III

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4





11

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

Устные ответы на вопросы

24.11.17



12

Основы налогообложения граждан

1


01.12.17



13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Обсуждение, сооб­щения

08.12.17



14

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

Практиче­ские задания


15.12.17



IV

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5





15

Страховой рынок России: коротко о главном

1

Обсуждение, сооб­щения

22.12.17



16

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

Практиче­ские задания


19.01.18



17

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

Обсуждение, сооб­щения

26.01.18



18

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

Беседа

02.02.18



19

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

1

Практиче­ские задания


09.02.18



V

Собственный бизнес: как создать и не потерять

5





20

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

Беседа

16.02.18



21

Пишем бизнес-план

1

Практиче­ские задания

23.02.18



22

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

Обсуждение, сооб­щения

02.03.18



23

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

Беседа

09.03.18



24

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

Практиче­ские задания


16.03.18



VI

Риски в мире денег: как защититься от разорения

5





25

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

Беседа

23.03.18



26

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

1

Практиче­ские задания


30.03.18



27

Виды финансовых пирамид

1

Устные ответы на вопросы

06.04.18



28

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

Обсуждение, сооб­щения

13.04.18



29

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1

Практиче­ские задания


20.04.18



VII

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4





30

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

1

Беседа

27.04.18



31

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1

Практиче­ские задания


04.05.18



32

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

Беседа

11.05.18



33

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

Практиче­ские задания


18.05.18



VIII

Подведение итогов

1





34

Защита проектов

1

Практиче­ские задания

25.05.18





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!