СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по рассказу, раскрывающий душевную щедрость  учительницы  и  чувство благодарности  юного  героя.

Просмотр содержимого документа
««Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)»

Тема

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)




Класс

6

Цель

Показать душевную щедрость учительницы, жажду знаний и чувство благодарности юного героя.

Задачи

Выявить мотивы поступков учительницы; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения, умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы; формировать умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Умение работать с книгой; умение применять полученные ранее знания, умение работать с терминами, понятиями.

Личностные результаты

Осознание учеником культурной духовной ценности литературы; уважительное отношение к литературному наследию; создание мотивации - осознание потребности чтения; осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками; стремление к развитию своего мышления.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Владение видами речевой деятельности; адекватное понимание информации; владение разными видами чтения: поисковым, просмотровым, ознакомительным, обучающим; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; умение сопоставлять и сравнивать; способность определять цель предстоящей учебной деятельности; умение воспроизводить текст (план, пересказ, конспект); умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдение норм речевого общения; умение выступать перед сверстниками.

Основное содержание темы, понятия, термины

Рассказ, эпизод, сюжет

Форма

Индивидуальная, фронтальная

Методы
обучения

По характеру познавательной деятельности: аналитический, метод сегментирования текста, сопоставления, частично-поисковый, эвристический; по виду источника инф.: словесный (слово учителя, фронтальная работа с учащимися); наглядный, иллюстративный (демонстрация презентации); практический (проверочный тест).

Образовательные
ресурсы

Презентация, иллюстрации, портрет, тексты, письмо - ответ В. Г. Распутина на письмо учащихся 6 класса МБОУ «Лянторская СОШ №3» 2012 года




Дидактические моменты урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля




Осуществляемые действия

Формируемые компетенции


I. Организационный момент

фронтальная

Приветствие учащихся, обеспечение готовности к уроку

Демонстрирование готовности к уроку

Регулятивная: учатся контролировать свои действия;

самоконтроль

2. Мотивация к учебной деятельности


Рассказ (эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала)

Слово учителя

Ребята, вы прочитали рассказ до конца? О ком из героев хотелось бы узнать побольше?


Слушание и осмысливание информации, устные высказывания

Личностная: понимание важности творчества писателя; проявление интереса к изучаемому материалу;

Самоконтроль

II. Проблематизация

Сообщение темы и постановка цели и задач урока

словесный, демонстративный, аналитический

Сообщение темы урока (совместнно с учащимися учитель формулирует тему, цель урока, задачи) (слайд 2)


Формулирование на основе эпиграфа темы урока; совместная с учителем постановка целей урока

Учебно-познавательная:

умение извлекать необходимую информацию, определять тему, ставить цели;

Коммуникативная: умение взаимодействовать с классом;

Фронтальный

устные ответы

запись темы в тетради

IV. Актуализация знаний

словесный, демонстративный

частично-поисковый

сравнительный

Как отреагировала Лидия Михайловна на слова Тишкина?


Почему именно так?

(Слайд 2, после темы)

Составляют сравнительную таблицу с записью в тетрадь

Работа с текстом рассказа

Учебно-познавательная:

умение извлекать необходимую информацию

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать, обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения.


V Изучение

нового материала



словесный, демонстративный


Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? ( стр. 126)

-Найдите описание учительницы? (стр. 127.128). Какой изображает ее автор?

-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?


Вывод: Лидия Михайловна…

  • Умная и красивая

  • «Особенное, какое-то сказочное существо»

  • «Человек необыкновенный, не похожий на всех остальных»

  • «Учительница… загадочного французского языка»

Диалогическая беседа, работа с текстом

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя;

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать, обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения.

Устные ответы

VI. Аналитическая беседа по тексту

Постановка проблемного вопроса


словесный, демонстративный

частично-поисковый

Что обещает мальчик учительнице?

С какой самой главной проблемой, на ваш взгляд, столкнулся мальчик, дав слово Лидии Михайловне?

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?

- Какие черты характера проявляет герой?

(Проблемой нравственного выбора)

Диалог

Ответы на вопросы учителя

Коммуникативная: умение вести диалог, вступать в речевое общение, обосновывать свою точку зрения, не создавая конфликтов;

Познавательная: слушают учителя и отвечают на вопросы;

Регулятивная: соотнесение того, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно.

Фронтальный

устные ответы


VII. Работа по тексту








Аналитический

словесный

Аналитическая беседа: (слайд 6)

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

Были ли приняты какие-нибудь другие попытки помочь мальчику? Какие?

- покормить у себя дома;

- послала посылку;

-решилась на игру на деньги.

Работа с текстом рассказа,

Проблемно-поисковая деятельность учащихся.


Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать, обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;

Регулятивная: умение видеть ошибки, неточности и исправлять их по ходу работы, дополнять ответы

Фронтальный

устные ответы


VIII. Размышления над прочитанным

Словесный

аналитический

Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?

Вывод

Герой узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Какую роль играет послесловие? (стр. 146)

Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка…в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».

Как, на ваш взгляд, сложилась судьба Лидии Михайловны?

(Я услышала ваши ваши мнения, а рассудить нас в том, кто оказался более близок к истине, поможет сам Валентин Григорьевич. У меня для вас есть большой сюрприз.

В 2012 г. мои ученики в качестве домашнего сочинения писали письмо писателю, лучшее мы отправили Валентину Григорьевичу по почте и задали ему свои вопросы. И что вы думаете? Получили ответ. Это письмо мы бережно храним теперь уже как дорогую память об ушедшем писателе.

Чтение письма Распутина

(приложение)

Как вы думаете, почему автор вводит в рассказ эпизод игры в чику с Лидией Михайловной, если в реальности этого не было?


Работа с текстом рассказа,

Проблемно-поисковая деятельность учащихся

Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать, обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения

Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;

Компетенция личностного самосовершенствования

Воспитание потребности в духовном совершенствовании

Фронтальный

устные ответы


IX. Рефлексия. Итог урока.










словесный

Руководит действиями учащихся

Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Доволен своей работой, потому что…

Не очень доволен, потому что…

У меня сегодня не получилось, потому что

Что нужно сделать, чтобы в следующий раз достичь успеха?

Я понял, что мне нужно…


Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние

Коммуникативная: умение аргументированно высказывать свои мысли;

Учебно-познавательна: формирование первичных форм рефлексии, осмысление изученного материала;

Личностная: осознание важности полученных знаний, формирование мотивации к процессу обучения

Фронтальный

устные ответы


X. Домашнее задание




Подготовиться к сочинению

  • Нравственный урок рассказа В. Распутина «Уроки французского»

  • О чем бы мне хотелось спросить у В. Г. Распутина?


Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника;

Регулятивная: умение контролировать свои действия;


Индивидуальный