СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель.Ребенок. Сеть

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель. Ребенок. Сеть.

 

Зачем ребенок «идет в сеть?»

Думаю, что в первую очередь за общением, возможностью высказаться и получить «лайки», тем самым идентифицировать  себя с такими же как он. Ребенок находит безопасную для себя среду, в которой его не ругают и не говорят, что он плохой, а просто принимают таким, какой есть. Первые мысли, что сеть может быть использована не только для общения, появились, когда Александр Изотович со своей командой, проводя семинары у нас в гимназии, задавал вопрос о том как сделать встречи в сети разных субъектов образовательными. Тогда в гимназии стали появляться разные сетевые образовательные программы. Но в тот период двухтысячных они не нашли своего отклика,  общество еще не была готово к обучению в сети.  Сейчас в гимназии создана электронная образовательная среда, участниками которой стали учителя, ученики и их родители. Каждый субъект старается наполнить эту среду своим содержанием. Свою задачу я вижу в организации сетевых образовательных проектов в электронной среде гимназии.

Проект. Проектная деятельность. Уже давно всем известные  и используемые понятия. Сетевые образовательные проекты это форма организации проектной деятельности учащихся на основе телекоммуникаций, которая подразумевает сетевое взаимодействие, имеющее общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

Долго думали с учителями, прежде чем начинать проект в сети. Как его осуществить? Что нужно знать и делать учителю? А ученику? Зачем ребенок пойдет в сетевой проект? Что он там будет делать и чему научится? Решили, что сетевой проект – это то место, где встречаются разные субъекты образования для совместной деятельности и решения общей значимой для каждого проблемы, где происходит сотворчество и где образовываются не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. Тогда основной площадкой для деятельности становится сайт или блог проекта, на котором возможны не только совместный сбор, систематизация и обмен информацией, но и мониторинг промежуточных и итоговых результатов, организация рефлексии.

Начали осуществлять. Были пробы и ошибки. Но поняли, чтобы удачно осуществить сетевой проект,  должна быть создана команда учителей и учащихся, которые выбрали ваш проект из всех предложенных. Дальше начинается организация сетевого проекта. Эффективная организация сетевого проекта базируется на основах проектной деятельности, берущих свое начало в реальном образовательном пространстве, в междисциплинарных проектах, имеющих выход в виртуальное пространство образовательного учреждения и в сеть интернет. Таким образом, сетевой образовательный проект понимается нами как продолжение и расширение междисциплинарного проекта, берущего свое начало в урочной деятельности.

Я считаю, что структура такого проекта может быть основана на системе предметных проектных заданий, которые каждый учитель-предметник разрабатывает в соответствии с предметностью своей области и ориентируясь на общую метапредметную тему проекта. К  сетевому проекту должны быть готовы все его участники. При этом меняется позиция учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта (ученикам) продвигаться в проекте. Чтобы плодотворно взаимодействовать  наставник должен определить  тематические и содержательные вопросы,  составить  для себя краткую анатацию проекта - зачем он создается? что вы хотите в конечном результате получить?,   определить кто будет участником вашего проекта,  сроки реализации,   этапы проведения,  возможно для участников проекта необходимы какие-то условия (например знания английского языка),  формы взаимодействия организаторов с участниками - как вы планируете общаться с учениками (блог, e-mail, ICQ...). А ученик, для реализации проектов в сети, должен быть готов к самостоятельному изучению учебных материалов (видеолекции, ссылки на  информационные материалы, словари терминов и т.п.), прохождению промежуточного и итогового тестирования в системе электронного мониторинга; выполнению творческих заданий, самостоятельных работ в режиме совместного редактирования документов и использования сервисов интернета; использованию мультимедийных средств и сервисов при защите проектов.

Интересно наблюдать за участниками сетевого проекта. Так, например, шестиклассник Алеша, самостоятельно выбрал понравившийся ему проект, зарегистрировался, зашел, посмотрел и вышел. Значит это не его проект, он не решает значимую для Алексея проблему. А Кирилл с девочками не только стали активными участниками проекта, но  и проведя исследования, вышли на научно-практическую конференцию. Результаты их проекта о разработке и создании школьного стадиона заинтересовали директора гимназии Никитину Марину Викторовну, так как постройка стадиона для гимназии является актуальной проблемой на сегодняшний день. Интересными оказались наблюдения за участниками другого проекта о родном городе. Когда нужно было представить свои образовательные продукты, то одна из команд учащихся 8 класса предпочла выложить видеоролики о  проявлениях субкультуры  в Ижевске на собственных страницах в Контакте, при этом шло бурное обсуждение и дискуссия по данной теме в сети.

Работая в сетевом проекте, каждый учитель может   создавать критерии оценивания работ участников и проекта, фиксировать уровень освоения программного материала каждым учеником, отслеживать уровень развития сформированных компетентностей в  системе электронного мониторинга, созданный в нашей гимназии. Система электронного мониторинга позволяет увидеть и проанализировать сформированность тех или иных компетентностей,  и на основе полученных данных выработать адекватные педагогические решения, направленные на дальнейшее развитие личности учащегося, на получение нового качественного результата.

С моей точки зрения, взаимодействуя в сетевом проекте, учащийся овладевает компетентностями в различных образовательных областях, у него формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за свое будущее. Тогда он будет наиболее успешен в профессиональном и личностном плане, то есть  сможет  обоснованно   выбирать  свое дальнейшее образование и  профессиональную деятельность,  взаимодействовать с людьми внутри коллектива, ориентироваться в открытом информационном пространстве.

 

Макарова О.В.

Гимназия №56, Ижевск, 2014