Конкурс «Талантливый учитель – талантливый ученик»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б.В. Литвинова
Номинация: Методические материалы по информационно-методическому сопровождению одаренных детей средствами предметных лабораторий, центров образовательной робототехники.
Проект: «Организация летней экологической школы «Исследователи ХХI века» в МБОУСОШ №135 имени академика Б.В.Литвинова» города Снежинска Челябинской области»
Выполнили:
руководитель проекта Емельянова
Людмила Ивановна,
зав. лабораторией «Экология. Биология»
МБОУСОШ №135,
Черткова Юлия Алексеевна,
учитель биологии МБОУСОШ №135,
Звездина Анна Александровна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУСОШ №135
Снежинск
2015
Актуальность
В современных условиях приобретает особую актуальность проблема поиска новых форм работы с одаренными детьми. Педагогический коллектив нашей школы считает, что организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся является одной из современных инновационных педагогических технологий в работе с одарёнными детьми. Такая деятельность направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. В работе над самостоятельным научным исследованием обучающиеся учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности. И что немаловажно , исследовательская и проектная деятельность обучающихся это одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Одной из таких форм деятельности в работе с одаренными детьми является создание на базе предметной лаборатории школы «Экология. Биология» эколого-биологической школы. Оформляя данный проект, мы опирались на приоритетность и законодательную основу экологического образования и просвещения общества, которые определены в федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (глава XIII, ст.71,72,73,74). Данный закон определяет необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования. Конституцией Российской Федерации в части прав граждан «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42) и на поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию» (ст.41), в нем также определена законодательная основа экологического образования. Экологическая проектно-исследовательская работа является одним из эффективных средств формирования экологической культуры и гражданской позиции учащихся в решении экологических проблем и овладение навыками экологического проектирования. Мы также опирались на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ" Об образовании в Р.Ф. и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В статье 11.8. «Индивидуальный проект», выдвигаются требования к результатам выполнения индивидуального проекта, который должен обязательно быть выполнен каждым учащимся, занимающимся по ФГОС второго поколения
Как провести лето интересно, при этом с пользой для развития личности, и чтобы каждый день был насыщен захватывающими событиями? Таким вопросом ежегодно задаются тысячи школьников и их родителей. В Школе 135 имени академика Б.В. Литвинова на злободневный вопрос найден правильный ответ: с 2010г на базе школы работал летний экологический лагерь «Исследователи ХХ1». В 2014 году на базе предметной лаборатории «Экология. Биология» была организованна работа летней экологической школы. Финансирование данной летней школы состояло из двух источников: собственное финансирование и грант Росатома. Данный проект победил в конкурсе социальных проектов Росатома. В работе школы принимали участие не только учащиеся нашей школы, но и других школ. Проект поддержан педагогическим коллективом школы, родителями, Управлением Образования Администрации города Снежинска, экологическим отделом Администрации города Снежинска. Экологическая проектно-исследовательская работа является одним из эффективных средств формирования экологической культуры и гражданской позиции учащихся в решении экологических проблем и овладение навыками экологического проектирования.
Постановка проблемы:
В настоящее время в общеобразовательной школе сложно создать необходимые условия для формирования проектной и исследовательской деятельности, т.к. перегруженность учебных предметов требует затраты основного учебного времени на усвоение и закрепление большого количества информации и выработку навыков работы с нею.
Появилось противоречие между потребностями общества в выпускнике, обладающим проектным и исследовательским типом мышления, и невозможностью в условиях классно-урочной системы формировать навыки исследовательской и проектной деятельности учащихся. Проблема - невозможность формировать проектный и исследовательский тип мышления без создания условий для развития соответствующих умений и навыков.
Цель нашего проекта: Создание условий, позволяющих формировать проектный и исследовательский тип мышления через систему работы в экологической школе «Исследователи ХХI века» на базе предметной лаборатории «Биология. Экология».
Задачи:
создать программу школы и подпрограммы направлений : теоретического, практического, творческого, проектно-исследовательское разработать индивидуальный маршруты юных исследователей на период школы;
провести геологическую, экологическую, биологическую экскурсии по экологической тропе г. Снежинска (маршрут разработан волонтерами школы в 2008 г.), организовать туристический поход совместно с турклубом « Сталкер» школы №135;
провести мониторинг экосистем на каждой из 11 точек тропы, создать сайт «Экологическая тропа города Снежинска как один из способов сохранения биологического разнообразия»;
познакомить детей с возможностями цифрового оборудования лаборатории;
провести комплексную оценку качества воды, исследования почвы, воздуха с помощью цифрового оборудования лаборатории ;
провести экскурсии в дельфинарий, краеведческий музеи в городе Челябинске; в Музей камня, краеведческий музей Екатеринбурга;
провести предварительную защиту концепции по выбранной теме проекта, исследования юными исследователями.
Гипотеза: научно-исследовательская деятельность на базе экологической школы поможет юным исследователям в формировании проектно-исследовательского и экологического мышления.
Объект - работа юных исследователей в летней экологической школе.
Предмет – формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся в летней экологической школе.
Основная часть
Данный проект был поддержан педагогическим коллективом школы, родителями, Управлением Образования Администрации города Снежинска, экологическим отделом Администрации города
Этот проект был интересен юным исследователям не только нашей школы, но и других школ. В предметной лаборатории «Биология. Экология» МБОУСОШ №135 есть универсальное оборудование, позволяющее производить разноплановые исследования воды, почвы, воздуха. Мы понимаем, что невозможно изучение экологических систем в учебном классе. Для этих целей мы разработали концепцию «учебного кабинета в природе», экологической тропы на территории города Снежинска и затем разработали экскурсионные маршруты. Выделены одиннадцать точек разных экосистем. Учащиеся в летнее время исследуют флору и фауну данных экосистем, мы проводили экологические практикумы, занимаются изучением экосистем, проводят исследования, создают проекты и, конечно же, принимают участие в экскурсионной деятельности. Проект «Экологическая тропа города Снежинска» вызвал интерес у жителей нашего города, привлёк внимание администрации .
Содержание программы экологической школы отобрано в соответствии с условиями проведения школы, которые позволяют сформировать у одаренных детей необходимые знания, умения навыки при непосредственном общении с природой. Основное внимание уделено изучению структуры и основных закономерностей функционирования экологических систем как структурно-функциональных единиц биосферы. При этом юные исследователи получают возможность познакомиться со многими биологическими закономерностями, с многообразием организмов и форм взаимоотношений между ними, с основными биологическими и экологическими законами, изучить причины и последствия экологических проблем города Снежинска, Челябинской области и планеты Земля в целом. Именно такой системный подход позволяет сформировать целостное представление об окружающем мире.
Изучение биологии и экологии в летней школе для одаренных детей ориентировано не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. В работе школы приняли участие 30 юных исследователей. Они были разбиты на три отряда: начинающие ( 4 -5 класс), имеющие определённый опыт (5- 7 класс) и опытные исследователи (8- 11 класс).
В последней группе были определены волонтеры, которые помогали в работе с цифровым и лабораторным оборудованием начинающим. К каждому исследователю был прикреплён куратор и педагог, руководитель его исследовательской работы. Меняется роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью школьника. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он старший товарищ, консультант, советчик, помощник в самостоятельной исследовательской деятельности своего юного исследователя.
Работа над проектом включает три этапа.
Первый этап с 2 июня по30 июня 2015 года:
Календарный план первого этапа
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Результаты решения задач на данном этапе | Сложности и проблемы, при достижении задач |
I | Подготовительный этап: | С10 по 30 мая | | |
| 1.Проведение совещаний администрации школы, руководителей ЛМШ, авторов проекта. 2.Издание приказа проведении летней сессии ЛМШ; 3.Разработка программы деятельностиЛМШ. 4.Проведение конкурса по набору волонтеров ЛМШ. 5.Проведение конкурсного отбора обучающихся. 6.Проведение учебы волонтеров. 7.Подготовка цифрового оборудования для успешной работы ЛМШ. 8.Составление необходимой документации для деятельности ЛМШ (рабочая программа, план - сетка, положение, должностные обязанности, инструкции); | | Подготовить необходимые документы (приказы, программа школы, методические материалы, должностные инструкции) | Сложностей на данном периоде этапа не предвидится Выбор наиболее удачной формы проведение агитационной работы В случае недобора волонтеров провести повторную агитационную работу . |
II | Организационный этап | 2 - 3 июня | | |
| встреча детей, распределение по направлениям; входная диагностика по выявлению лидерских, организаторских, творческих, исследовательских способностей; знакомство с правилами жизнедеятельности ЛМШ | | Дети распределяются с учетом пожелания и по результатам собеседования Провести входную диагностику . | Отряд 1. был скомплектован из учащихся ,которые только начинают исследовательскую деятельность. .Звездиной А.А.помогали опытные исследователи в освоении цифрового оборудования. Это иногда мешало к сплочению коллектива. На будущее, необходима работа психолога для проведения тренингов . |
III | Основной этап | | | |
1 | Проведение занятий по авторскому пособию « Школа исследователей». Знакомство с цифровым оборудованием. | с 4 - 30 июня | Занятия проходили в трех классах с 10 до 12 часов | |
2 | Проведение лекции учеными РФЯЦ ВНИИТФ | 24 июня, | Лекция прошла на территории городского музея | Лекцию провели сотрудники музея |
3 | Организация групповой и индивидуальной работы по проектной и исследовательской работе с учащимися | 5-6 июня | С каждым исследователем был составлен план исследовательской работы с учетом его пожеланий | Очень разнообразны интересы юных исследователей. Сложность в выборе тем, методик исследования. |
4 | Полевой практикум по мониторингу окружающей среды. | 7 – 20 июня | Мониторинг проводили с помощью лаборатории «Пчелка», Лаб диска, с 22 июня с лабораторией «Энштейн» | Из-за недостаточности оборудования ребята объединялись в группы. |
5 | Проведение геологической экскурсии | 9 июня | Экскурсия вызвала интерес подростков | Боязнь укуса клещом |
6 | Проведение экскурсии по экологической тропе г. Снежинска длительность маршрута восемь км. | 25 июня | Экскурсия была очень интересной | Не хватало определителей животных и растений |
7 | Туристический поход совместно с турклубом « Сталкер» школы №135; | 12-15 июня | Поход был двухдневный | Младшие по возрасту ,дети не смогли пойти в поход по причинам: сложности маршрута для них, боязни укуса клещом, боязни родителей отпустить детей в двухдневный поход |
7 | Поездка в Екатеринбург, посещение дельфинария, аквапарка п | 6 июня | Поездка была очень интересной. В поездке приняли участие родители | |
8 | Поездка в Челябинск, посещение зоопарка, музея «Эксперементус» | 10 июня | Поездка была очень интересной. В поездке приняли участие родители | |
9 | Спортивные мероприятия в бассейне школы, купание | Со 2 июня по 30 июня 3 раза в неделю | Оздоровительное мероприятие. Ребята с удовольствие купались в бассейне. | 8 человек не смогли посещать бассейн из-за карантина в классе |
10 | Работа над концепцией проекта, исследования в учебном классе лаборатории. Оформление материалов к работе на комптютере. | 21,23,24,26 июня | Исследователи работали по составленному плану. Уровень выполнения работ был разный | Опытные исследователи помогали начинающим работать с цифровым оборудованием |
11 | Защита концепций проектов, исследовательских работ. Внешняя оценка работ исследователей экспертами, выбранными из числа педагогов, сотрудников ВНИИТФ, родителей и членов клуба «Деметра» школы № 135 | 27 июня | Работа по защите концепция была организованна в учебных классах школы. | При защите концепций жюри были сделаны замечания, внесены предложения в дальнейшую работу над проектами |
12 | Заключительное занятие первого этапа работы школы: проверка дневников юных исследователей, самооценка достигнутых результатов. | 30 июня | На заключительном занятии с каждым исследователем была проведена работа по дальнейшему плану работы над проектами | Не успели со всеми поработать в один день ,перенесли индивидуальную работу на первые числа июля |
13 | Работа по составлению финансовых отчетов первого этапа школы | 25-30 июня | Финансовый отче составлен | |
Второй этап с 1 июля по 25 августа:
Продолжение работы над проектами, составление индивидуального плана юных исследователей на второй этап работы;
Дальнейший мониторинг окружающей среды, консультации со специалистами;
Обсуждение полученных результатов дистанционно;
Работа над окончательными результатами проекта, оформление проектов и исследовательских работ;
Работа по устранению замечаний, после консультации специалистов;
Календарный план второго этапа
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Результаты решения задач на данном этапе | Сложности и проблемы, при достижении задач |
I | Составление индивидуального плана исследователя на второй этап | 1-4 июля | После замечаний экспертов при защите концепций, планы составлялись с учетом замечаний. Было проведено занятие для родителей с обсуждением планов работ | |
| Второй этап работы по индивидуальному плану | 7-23 июля | Работы, требующие дополнительных исследований продолжались | Авторы некоторых исследований уехали в отпуск, консультации детей и родителей руководителями проектов были дистанционно |
| Консультации специалистов по полученным результатам | 24-31 июля | Проводил консультации Ибатуллин Александр, преподаватель УРГпУ, врач ЦГСН Сувирова Е.В. | |
| Дистанционно работа над устранением замечаний специалистов | 1-6 августа | Работа проходила через электронную почту, по скайпу, через NetSkool школы. В обсуждении принимали участие родители исследователей | У руководителей проектов, начался отпускной период, удобна дистанционная работа |
| Работа над оформлением проектов, исследовательских работ. Консультации руководителей работ | 7-25 августа | Работа проходила дистанционно и очно. | |
Третий этап работы с 26 августа по 25 сентября 2015 год:
Составление авторефератов;
Работа над презентацией выступления;
Защита окончательных проектов и исследовательских работ на школьной конференции 25 сентября;
Рекомендация лучших работ на конференции разного уровня. Рабочий план реализации проекта с 10 мая по 25 сентября 2014 года
Календарный план третьего этапа
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Результаты решения задач на данном этапе | Сложности и проблемы, при достижении задач |
1 | Работа над авторефератами работ | 27августа -5 сентября | Занятия проходили как в группах, так и индивидуально | Разный уровень работы на втором этапе исследователей |
2 | Работа над презентациями юных исследователей | 8-16 сентября | Презентации создавались и корректировались с учетом замечаний и по мере готовности проекта | Разный уровень подготовки авторов к созданию презентаций. Авторам работ помогали в создании презентации старшеклассники клуба «Деметра» |
3 | Индивидуальная работа с юными исследователями | 16-24 сентября | Работа была выстроена по графику | Авторам исследований помогали в корректировке проектов, работ волонтеры- кураторы старшеклассники клуба «Деметра» |
3 | Защита окончательных проектов и исследовательских работ на школьной конференции | 22сентября | Защита прошла в 2 дня, так как работ было 20,проходила в двух классах. Авторы работ награждались за победу в номинациях. Были выделены победители лучших работ в трёх отрядах | |
4 | Рефлексия | 23-25 сентября | Проводился опрос детей по работе в школе, анкетирование, по дальнейшему участию детей в исследовательской деятельности Рекомендованные экспертами работы к участию в конкурсах разного уровня, необходимо корректировать с учетом положений | 85 % исследований продолжат работу в данном направлении,15% выбрали для своих исследований другие предметные области. |
В первые дни работы школы юные исследователи планируется ознакомление с правилами пребывания в школе, работой с цифровым и лабораторным оборудованием, а затем в режиме «мозгового штурма» совместно с детьми сформулировать принципы, по которым все участники должны жить и заниматься во время работы экологической школы. Для того чтобы определить базовый уровень экологического сознания и степени практической готовности к природоохранным действиям участникам экологической школы будут предложены заполнение анкеты в которых будут освещены следующие вопросы:
-общая осведомленность и отношение к экологическим проблемам,
-мнение о сложившейся экологической обстановке в регионе,
- степень активности в эколого-просветительских мероприятиях и готовность к практическим действиям в помощь природе.
Календарное планирование
На первом этапе работы школы мы работали по подпрограммам направлений: теоретического, практического, творческого, проектно-исследовательское, составленными нами на подготовительном этапе, разработали индивидуальные маршруты юных исследователей на выполнение проекта.
9 июня мы провели геологическую, а 25 июня экологическую, биологическую экскурсии на экологической тропе г. Снежинска (маршрут разработан волонтерами школы в 2008 г.) Выяснили название собранных минералов и их химический состав. Минералы определили в кабинет географии.
25 июня Ибатуллин Александр Анатольевич, бывший выпускник школы, ныне преподаватель УрГПУ, учёный - бриолог провел экскурсию по экологической тропе. Юные исследователи познакомились с флорой и фауной разных экосистем, определились с темами работ по мониторингу выбранных экосистем.
Вызвал интерес у старшеклассников ,их родителей и туристический поход совместно с турклубом « Сталкер» школы №135. Во время похода были сфотографированны разные виды растений, которые затем были оформлены в фотогербарий.
В течение смены исследователи провели комплексную оценку качества воды, исследования почвы, воздуха с помощью цифрового оборудования лаборатории. Предметная эколого-биологическая лаборатория школы создана как инновационная структура для освоения новых методов и технологий обучения. В школьной лаборатории дети обучались работе со сложным цифровым оборудованием: микроскопами, цифровыми камерами, «Лаб-Диском», «Архимедом», «NOVA», цифровой лабораторией «Пчелка», различными электронно-цифровыми датчиками и измерителями».
На втором этапе вызвала интерес дистанционная работа юных исследователей, их кураторов и педагогов, руководителей проектов.
В школе работает более десяти лет проект «Учитель научи ученика, чтоб он потом научил другого». Почему возникла идея разработки данного проекта?
Передача знаний молодому поколению – это одна из важнейших проблем России на протяжении всей её истории. Наша страна всегда славилась превосходными научными разработками, но так же было множество прецедентов, когда различные технологии, методики либо просто знания уходили в небытиё в силу того, что не был отработан процесс передачи знаний и опыта. Что же касается текущих проектов клуба «Деметра», то зачастую старшеклассники работают и представляют свои исследовательские проекты, которые по достоинству оцениваются на различных конкурсах, научных конференциях как регионального, так и всероссийского уровня. Но когда происходит смена поколений в клубе, то ценный опыт, полученный выпускниками школы в ходе их работы в клубе, теряется в силу того, что они уже не могут постоянно общаться с начинающими свой исследовательский путь. Мы прикрепили к начинающим исследователям, старшеклассников уже имеющих опыт работы с современным цифровым и лабораторным оборудованием. В данном проекте мы отработали механизм передачи знаний и опыта между опытными исследователями и начинающими. Схема которая работала у нас раньше «Учитель - ученик» мы заменили на схему «Учитель-ученик- ученик ».
С каждым исследователем был составлен индивидуальный план работы с педагогом и волонтером из числа старшеклассников.
22 и 23 сентября прошла защита концепций авторов проекта.
Лучшей признана работа, которую провели авторы проекта, над которой авторы работали весь период экологической школы «Исследование большого прудовика (Limnea stagnalis) на выявление патогенных паразитарных агентов (личинок - церкарий ряда видов трематод семейства Schistosomatidae, редии Fasciola hepatica) в озере Синара».
Авторы проекта рассказали о своей работе по местному ТВ (файл на сайте школы), в разделе «Предметная лаборатория» http://sc135.vega-int.ru/sc135/projects/demetra/index.html.
На сайте «Зеленая планета» в разделе новости помещена заметка о победе нашей экологической команды в Открытом Чемпионате по проектному управлению на кубок Губернатора Челябинской области. Также высокую оценку эксперты дали следующим работам : «Изучение городских бриофлор на территории ЗАТО города Снежинска», « Растительные пигменты», «Твой след на планете», «Особенности спороношения мха Пилезия многоцветковая (PYLAISIA POLYANTHA) на стволах осин в окрестностях города Снежинска.
Авторы работы «Исследование большого прудовика (Limnea stagnalis) на выявление патогенных паразитарных агентов (личинок - церкарий ряда видов трематод семейства Schistosomatidae, редии Fasciola hepatica) в озере Синара» представили свою работу на региональный конкурс «Вода на земле». Данная работа была представлена на региональный конкурс «Ассамблея студентов и школьников, Молодежь – будущее атомной промышленности» - Диплом II степени, всероссийский конкурс «Юнэко» - Диплом II степени ,Всероссийский конкурс «Юниор»- Диплом III степени. Работа «Экологическая тропа города Снежинска» стала победителем в национальном конкурсе «Природное наследие нации». В школе проходили конкурсы: «Лучший экологический плакат», «Лучшая экологическая карикатура», «Лучшая экологическая презентация».
Заключения и выводы.
В течение работы летней экологической школы исследователи собрали необходимый материал, провели исследования по выбранной теме, подготовили презентацию концепции и план дальнейшей работы над своим проектом, и защитили свою работу перед экспертами. Учитывая предложения и замечания экспертов, учащиеся продолжат дальнейшую работу над своими проектами в течении учебного года.. Закончив работу над проектами, исследователи представят свои работы на конференции, форумы, конкурсы разного уровня:
муниципальные (Литвиновские чтения), региональные (Ассамблея молодежи и студентов Молодежь - будущее атомной промышленности России"), всероссийские («Ученые будущего», «Юниор», «Энергия будущих поколений», «Конкурс им. В.И Вернадского» «Национальное достояние России» «Юнэко»). Мы имеем опыт успешного выступления наших обучающихся на данных конференциях. Как показал двухлетний опыт работы, после школы, как правило, 80% детей продолжают заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам. Все исследователи продолжают работу над своими проектами. Освоив цифровое и лабораторное оборудование, они более качественно проводят свои исследования, и обучают начинающих исследователей работе на оборудовании в лаборатории. Мы увидели, что работы наших исследователей выполнены на более высоком уровне и высоко оценены экспертами конкурсов, конференций, что поможет им в дальнейшем самоопределении.
Мы предполагаем, что положительный опыт наших исследователей, привлечет внимание других учащихся и их родителей. Также мы надеемся на успешное сотрудничество с учеными РФЯЦ ВНИИТФ и преподавателями филиала ЮУРГУ и СФТИ НИЯУ МИФИ. Мы надеемся, что тесное сотрудничество над выполнением проектов наших учеников с учеными нашего предприятия, поможет выпускникам определиться с выбором профессий. Два выпускника нашей школы под руководством научного сотрудника РФЯЦ ВНИИТФ в 2012 году, победили на конкурсе «Юниор» и выбрали учебу в МИФИ г. Москва. Каждый ребёнок по окончании смены получит электронный сборник, в который войдут готовые проекты всех участников.
Мы предполагаем, что исходя, из результатов нашего проекта будет написана программа многопредметной школы в летние каникулы.
Проведение занятий по направлению экология и биология в лабораторных условиях, в учебных классах, непосредственное общение с природой способствует у подрастающего поколения, формирование экологической культуры и пониманию роли человека в окружающем мире, что, также непосредственно влияет на процесс общего становления и развития гармоничной личности подростка. .
Данная работа по социальному проекту выполнена нами в полном объеме и положительно оценена экспертами. Во время работы летней экологической школы юным исследователям были даны знания по биологии и экологии, которые невозможно получить в условиях общеобразовательных школ.
Мы считаем, что научно-исследовательская деятельность на базе экологической школы помогает решить проблему формирования проектно-исследовательского и экологического мышления учащихся школ города.
Выросло число исследовательских работ и представление лучших на конкурсы различных уровней.
Во время работы летней экологической школы юным исследователям были даны знания по биологии и экологии, которые невозможно получить в условиях общеобразовательных школ.
Большой интерес у родителей, педагогов и обучающихся вызвал опыт работы летней экологической школы. Они обратились в администрацию с вопросом о создании летней многопрофильной школы. Мы провели анкетирование среди родителей, педагогов ми обучающихся по вопросу о создании летней многопрофильной школы. В анкетировании учувствовало 520 респондентов.
Эколого-биологическое направление
![]()
Физико-математическое направление.
32% - математика
51% - информатика
17% - физика
![]()
Гуманитарное направление.
83% - лингвистика
17% - гуманитарная экология
![]()
Для родителей и обучающихся мы провели анкетирование (520 респондентов) в котором были заданы два вопроса
1)Вы предпочитаете углубленное обучение по выбранным предметам самостоятельно или под руководством педагогов? 20% - самостоятельно 80% - под руководством педагогов
| |  |
 | 2) Как вы считаете, создание летней многопрофильной школы поможет вам в углубленном изучении предмета? 30% - нет 70% - да |
Как видно из диаграмм родители и обучающиеся считают ,что создание летней многопрофильной школы поможет в углубленном изучении предмета. 80 % респондентов предпочитают углубленное обучение по выбранным предметам под руководством педагогов.