СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитиель Тарасенко Ю. В.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Классификация наглядных методов образования"

Просмотр содержимого документа
«Учитиель Тарасенко Ю. В.»

Орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации  за единицу времени  Орган осязания  - 10 000 условных единиц  за ту же единицу времени  Орган зрения – 100 000, т.е. около 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
  • Орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени
  • Орган осязания - 10 000 условных единиц
  • за ту же единицу времени
  • Орган зрения – 100 000, т.е. около 80% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).

Натуральная или естественная наглядность. Изобразительная наглядность (макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства). Графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.) К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое Специфические: мимика, жесты, дикция, выразительное чтение, драматизация. К перспективным и динамично развивающимся направлениям относятся: электронные презентации, электронные плакаты (на CD ).
  • Натуральная или естественная наглядность.
  • Изобразительная наглядность (макеты, модели

каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства).

  • Графические учебные пособия (плакаты, схемы,

таблицы, рисунки и пр.)

  • К традиционным следует отнести печатные учебные пособия для оформления кабинетов – плакаты, иллюстрации и многое другое
  • Специфические: мимика, жесты, дикция, выразительное чтение, драматизация.
  • К перспективным и динамично развивающимся

направлениям относятся: электронные презентации,

электронные плакаты (на CD ).

Сокращение времени, требуемого для изложения идей (почти на 40 процентов); В большей степени поддерживается интерес аудитории, связанным с фактом разнообразия и занимательности. Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются. Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала.
  • Сокращение времени, требуемого для изложения идей (почти на 40 процентов);
  • В большей степени поддерживается интерес аудитории, связанным с фактом разнообразия и занимательности.
  • Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.
  • Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала.
Не следует перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено. Демонстрируя пособие, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл. применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
  • Не следует перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено.
  • Демонстрируя пособие, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл.
  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
  • Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
  • Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
 Таблицы можно оформить с помощью: • разнообразных цветов, • рисунков, • набора разных шрифтов, • различных средств обрамления таблиц, установления определенного количества столбцов и строк. При разработке таблиц рекомендуется: • использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице, • снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля, • учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утомлять глаза, • выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания, характером выделенного фрагмента текста.
  • Таблицы можно оформить с помощью:

• разнообразных цветов,

• рисунков,

• набора разных шрифтов,

• различных средств обрамления таблиц, установления определенного количества столбцов и строк.

  • При разработке таблиц рекомендуется:

• использовать как можно меньше комментирующих слов в таблице,

• снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля,

• учитывать, что палитра цветов не должна приводить к пестроте, т.к. это будет утомлять глаза,

• выбирать количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания, характером выделенного фрагмента текста.

Схемы можно оформить используя • разнообразные цвета, • рисунки, • разнообразные наборы шрифтов, • разнообразные средства обрамления схем, • установления определенного количества составных частей и связей схем. При разработке схем необходимо соблюдать следующие требования • необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми комментариями, • верхние, нижние, боковые поля должны иметь отступы, • палитра не должна приводить к пестроте, • количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру фрагмента текста.
  • Схемы можно оформить используя

• разнообразные цвета,

• рисунки,

• разнообразные наборы шрифтов,

• разнообразные средства обрамления схем,

• установления определенного количества составных частей и связей схем.

  • При разработке схем необходимо соблюдать следующие требования

• необходимо создавать визуальный ряд с максимально короткими текстовыми комментариями,

• верхние, нижние, боковые поля должны иметь отступы,

• палитра не должна приводить к пестроте,

• количество составных частей схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру фрагмента текста.

Рекомендации по оформлению стендов Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу. Информацию четко визуально структурировать: делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется. Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст. Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов. Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления. Поля рекомендуется делать достаточно большими. Выделять только ключевые моменты. Фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по оттенку и по яркости. Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
  • Рекомендации по оформлению стендов
  • Самую важную, ключевую информацию размещать в левом верхнем углу.
  • Информацию четко визуально структурировать: делать якоря, некие «зацепки», по которым глаз и движется.
  • Материал должен включать в себя заголовок, подзаголовки и основной текст.
  • Рекомендуется использовать краткие, ярко оформленные заголовки, состоящие из двух-трех слов.
  • Приветствуется использование различных иллюстраций, элементов оформления.
  • Поля рекомендуется делать достаточно большими.
  • Выделять только ключевые моменты.
  • Фон должен быть неярким, приглушенным. Буквы должны быть сильно контрастные по оттенку и по яркости.
  • Материал должен быть кратким; информационно насыщенным; оригинальным, хорошо запоминающимся.
  • Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.
  • Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам; соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации,  сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); отсутствие фактических ошибок, достоверность информации; лаконичность текста на слайде; завершенность; читаемость текста на фоне слайда презентации; кегль шрифта должен быть не менее 24 пунктов для заголовков и для информации не менее 18. использование шрифтов без засечек и не более 3-х вариантов шрифта; Анимация не должна быть навязчивой.
  • соответствие содержания презентации поставленным

дидактическим целям и задачам;

  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации,

сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

  • отсутствие фактических ошибок, достоверность информации;
  • лаконичность текста на слайде; завершенность;
  • читаемость текста на фоне слайда презентации;
  • кегль шрифта должен быть не менее 24 пунктов для заголовков и для информации не менее 18.
  • использование шрифтов без засечек и не более 3-х вариантов шрифта;
  • Анимация не должна быть навязчивой.
Использование единого стиля оформления; Соответствие стиля оформления презентации содержанию презентации; Использование для фона слайда психологически комфортного тона (предпочтительны холодные тона); Использование не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовка, один для текста ; Соответствие шаблона представляемой теме; Целесообразность использования анимационных эффектов; Использование разных видов слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами, для разнообразия .
  • Использование единого стиля оформления;
  • Соответствие стиля оформления презентации

содержанию презентации;

  • Использование для фона слайда психологически комфортного тона (предпочтительны холодные тона);
  • Использование не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовка, один для текста ;
  • Соответствие шаблона представляемой теме;
  • Целесообразность использования анимационных эффектов;
  • Использование разных видов слайдов:

с текстом; с таблицами; с диаграммами,

для разнообразия .

Класс Максимальная длительность в минутах I - II 7-15 минут III –IV 15 -20  минут V - VII 20 -25  минут VIII - XI 20 -25  минут

Класс

Максимальная длительность в минутах

I - II

7-15 минут

III –IV

15 -20  минут

V - VII

20 -25  минут

VIII - XI

20 -25  минут

1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся. 2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока. 3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе наглядности. 4) Детально продумывать руководство восприятием учениками наглядности (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.). 5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала. 6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
  • 1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
  • 2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.
  • 3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе наглядности.
  • 4) Детально продумывать руководство восприятием учениками наглядности (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).
  • 5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
  • 6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
  • 7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Классы Просмотр статических изображений 1-2 Просмотр телепередач 10 3-4 Просмотр динамических изображений 15 15 5-7 Работа с изображением на индивидуальном компьютере 20 15 20 8-11 15 Прослушивание аудиозаписей 20 25 25 15 10 25 30 20 15 30 20 25 25 С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Классы

Просмотр статических изображений

1-2

Просмотр телепередач

10

3-4

Просмотр динамических изображений

15

15

5-7

Работа с изображением на индивидуальном компьютере

20

15

20

8-11

15

Прослушивание аудиозаписей

20

25

25

15

10

25

30

20

15

30

20

25

25

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Общая  продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня  должна быть не более: 7-10 минут – для дошкольников; 45 минут для детей 8-10 лет; 1час30 минут для детей 11-13 лет; 2 часа 15 минут для детей 14 -16 лет.

Общая  продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня  должна быть не более: 7-10 минут – для дошкольников; 45 минут для детей 8-10 лет; 1час30 минут для детей 11-13 лет; 2 часа 15 минут для детей 14 -16 лет.

 Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.  В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.  Используйте дополнительное боковое освещение слева.  Спину необходимо держать прямо.  Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности. Обязательно каждые 15-20 минут делать разминку глаз, хотя бы не надолго отводить глаза от экрана.

Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.

В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.

Используйте дополнительное боковое освещение слева.

Спину необходимо держать прямо.

Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности.

Обязательно каждые 15-20 минут делать разминку глаз, хотя бы не надолго отводить глаза от экрана.

Рассматривая вопрос использования наглядных пособий в образовательном процессе можно сделать следующие выводы: Наглядность помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействие для подтверждения теоретических положений; Наглядность формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру; Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений; Наглядность помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности; Наглядные пособия обладая значительной силой эмоционального воздействия, имеют большое воспитательное значение; Применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
  • Рассматривая вопрос использования наглядных пособий в образовательном процессе можно сделать следующие выводы:
  • Наглядность помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействие для подтверждения теоретических положений;
  • Наглядность формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
  • Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений;
  • Наглядность помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
  • Наглядные пособия обладая значительной силой эмоционального воздействия, имеют большое воспитательное значение;
  • Применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.

Использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.