СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения | стр.4 |
Основные неисправности | стр.5 |
Инструменты и приспособления | стр.6 |
Порядок выполнения работ | стр.6 |
Техника безопасности | стр.8 |
Список литературы | стр.10 |
Графическая часть | стр.11 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Автомобиль УАЗ-31512 имеет рабочую тормозную систему (рис.1) с барабанными тормозными механизмами на всех колесах, с двумя раздельными ветвями гидропривода от двухкамерного главного цилиндра: одной – к тормозным механизмам передних колес, другой – к тормозным механизмам задних колес.
Привод рабочей тормозной системы включает педаль, вакуумный усилитель, двухкамерный главный тормозной цилиндр, сигнальное устройство, трубопроводы с соединительной арматурой и колесные цилиндры.
Работы с тормозной системой требуют точности и чистоты. Через каждые 10 тыс. км пробега необходимо проверять уровень тормозной жидкости, состояние колодок передних тормозов. Через каждые 25-30 тыс. км пробега необходимо проверить работоспособность стояночного тормоза, эффективность работы задних тормозов и состояние колодок, работоспособность регулятора давления. Работоспособность вакуумного усилителя проверяют через 30-40 тыс. км пробега один раз в три года. Не реже, чем через 50-55 тыс. км пробега, меняют тормозную жидкость. Уровень которой должен доходить до нижней кромки заливной горловины или до отметки МАХ. Полную замену тормозной жидкости в автомобилях УАЗ рекомендуют проводить раз в 2 года. При осмотре проверяют вентиляционное отверстие на крышке бачка для тормозной жидкости. Оно не должно быть засоренным.
В случае необходимости долить тормозную жидкость. Перед техническим обслуживанием тормозной системы необходимо очистить каждый тормозной механизм от грязи, промыть его теплой водой, высушить сжатым воздухом. Бензин, солярку, растворители, трихлорэтилен применять не следует, так как они разъедают манжеты и уплотнители гидравлических цилиндров.
Поверхность фрикционных накладок тормозных колодок должна быть чистой. На ней не должно быть следов грязи и смазки. Загрязненные накладки очищают жесткой щеткой и промывают Уайт-спиритом. Если обнаружена смазка на накладках, нужно проверить, нет ли подтеканий смазки или тормозной жидкости через уплотнители.
Очищать тормозные шланги и трубопроводы нужно аккуратно и осторожно. Если обнаружены трещины на оболочке или появления вздутий во время нажатия на педаль тормоза, шланг необходимо заменить. Чтобы найти повреждения, шланг необходимо перегибать в разные стороны, но не перекручивать. Места подсоединения трубок и шлангов не должны быть сырыми. При проворачивании рулевого колеса влево и вправо до упора тормозные шланги не должны задевать за детали автомобиля.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
Основными неисправностями тормозной системы являются:
1.недостаточная эффективность торможения, причиной которой может быть замасливание накладок колодок тормозных механизмов;
2.заклинивание поршней в колесных цилиндрах;
3.износ накладок тормозных колодок;
4.перегрев тормозных механизмов;
5.потеря герметичности одного из контуров, сопровождающаяся провалом педали тормоза;
6.применение колодок с несоответствующими накладками;
7.неправильная регулировка привода регулятора давления и некоторые другие причины. При неполном растормаживании всех колес причинами могут быть увеличенное выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра, отсутствие свободного хода педали тормоза, разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра из-за попадания в жидкость бензина и минеральных масел, заклинивание поршня главного цилиндра.
Возможные неисправности тормозной системы и методы их устранения
Увеличенный ход педали ход педали тормоза (педаль «проваливается»)
Причина неисправности | Метод устранения |
1.Увеличенные зазоры колодками и тормозными барабанами | 1.Отрегулируйте зазоры между колодками и тормозными барабанами. При большом износе накладок (до головок заклинок осталось 0,5 мм) |
Не растормаживание («заедание») тормозных механизмов
Причина неисправностей | Метод устранения |
1.Отсутствует свободный ход педали 2.Засорены компенсационные отверстия главного тормозного цилиндра 3.Заедание поршней главного или колесных цилиндров: - из-за загрязнения или коррозии в результате длительной эксплуатации автомобиля без промывки гидропривода или при разрушении защитных чехлов; - из-за набухания манжет и уплотнительных колец в результате попадания минерального масла, какой-либо другой жидкости нефтяного происхождения… | 1.Отрегулируйте свободный ход педали 2.Прочистите компенсационные отверстия и замените тормозную жидкость, если она загрязнена 3.Слейте тормозную жидкость; разберите главный тормозной и колесные цилиндры; прочистите, промойте и смажьте тормозной жидкостью их детали; смените поврежденные манжеты, кольца и защитные чехлы; заполните гидропривод жидкостью, предусмотренной таблицей смазывания. |
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Применяем: Ключ рожковый «на 11 мм», чистую ветошь, чистый резиновый шланг длиной 400 мм, чистый стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, частично заполненный тормозной жидкостью.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Заполняем гидропривод (Рис. 2) только специальной тормозной жидкостью согласно указаниям таблицы смазывания в следующем порядке:
-
Проверим герметичность всех соединений гидропривода и состояние гибких шлангов.
-
Поднимаем капот (снимаем облицовку радиатора для автомобилей семейства УАЗ-31512) и отворачиваем крышки бачков и главного цилиндра. Заполняем бачки тормозной жидкостью.
-
Снимаем с перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего тормозного механизма резиновый колпачок (Рис. 2) и наденьте на клапан резиновый шланг длиной около 400 мм. Другой конец шланга опускаем в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный тормозной жидкостью.
-
Несколько раз нажимаем на педаль тормоза, нажимаем на педаль быстро, отпускаем медленно, после чего отворачиваем на 1/2 - 3/4 оборота перепускной клапан.
Жидкость под давлением поршня главного тормозного цилиндра будет заполнять гидропривод и вытеснять воздух. Прокачку производим до тех пор, пока не прекратиться выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с тормозной жидкостью. Во время прокачки доливаем тормозную жидкость в бачки главного тормозного цилиндра, не допуская обнажения их дна, чтобы в систему вновь не попадал воздух.
В течении всей операции по заполнению конец шланга держим погруженным в жидкость.
-
Плотно заворачиваем при нажатой педали перепускной клапан колесного цилиндра, снимаем шланг и надеваем колпачок.
-
Прокачку тормозных цилиндров остальных механизмов производим в следующем порядке: сначала – заднего левого, затем правого и левого передних. На тормозных механизмах передних колес прокачивается сначала нижний, а затем верхний цилиндр.
-
Выключаем сигнальное устройство, для чего делаем следующее:
- отворачиваем перепускной клапан правого или левого рабочего цилиндра задних тормозных механизмов;
- плавно нажимаем на педаль до выключения сигнальной лампы на панели приборов; если сигнальная лампа мигнет, то это будет означать, что поршни сигнализатора прошли нейтральное положение, и поэтому операцию надо повторить сначала, но только отворачивая перепускной клапан переднего колеса;
Заворачиваем клапан при нажатой педали.
После прокачки всех тормозных механизмов доливаем жидкость в бачки главного тормозного цилиндра до уровня на 15-20 мм ниже верхних кромок наливных отверстий.
Плотно заворачиваем крышки.
Примечание. Не допускается доливать в главный тормозной цилиндр жидкость, собираемую в стеклянный сосуд при прокачке.
Если тормозная жидкость в системе грязная, то необходимо слить ее и заполнить систему свежей жидкостью. Нельзя нажимать на педаль при снятом тормозном барабане, так как под давлением в гидроприводе поршни будут выжаты из колесных цилиндров и жидкость вытечет наружу.
После заполнения системы жидкостью проверяем автомобиль на торможение. При правильной регулировке рабочих тормозных механизмов и правильно выполненной прокачке гидропривода полное торможение должно происходить в пределах 1/2- 2/3 хода педали, после чего нога должна ощущать «жесткую» педаль.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
1. Перед началом работ, приводим в порядок рабочую одежду, застегиваем рукава, заправляем одежду так, чтобы не было свисающих концов.
2. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеваем соответствующую спецодежду и спецобувь.
3. Внимательно осматриваем рабочее место, убираем все мешающие в работе предметы.
4. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.
5. Рабочий инструмент и детали располагаем в удобном и безопасном для пользования порядке.
6. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям техники безопасности.
Необходимо, чтобы:
- гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов.
Пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами и другими предметами запрещается;
7. Вовремя работы необходимо быть внимательным, не заниматься посторонними делами, не отвлекать внимания других.
Запрещается:
Прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электроприводам, арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов;
- стоять или находиться под поднятым грузом или вблизи него;
8. Работать под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады
или подъемника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.
9. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.
10. При постановке, а/м на пост технического обслуживания или ремонт, автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить не менее двух упоров (башмаков).
11. Рабочее место содержать в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Не допускать небрежного обращения с маслом, нигролом, солидолом и бензином. Сливать масло и воду только в специальную тару.
12. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известить об этом механика и обратиться в медпункт.
13. По окончании работ, привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на отведенное для них место.
14. Сообщить механику обо всех нарушениях и неполадках, выявленных в процессе работы.
15. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. После работы с этилированным бензином обязательно принять теплый душ
16. Мыть руки в масле, бензине, дизельном топливе и вытирать их ветошью загрязненной опилками и стружкой, запрещается!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Автомеханик. Практическое пособие 2-е издание, ООО «Современная школа» Ханников А.А. 2009.
2.Автомобили УАЗ 31512, 31514, 3741, 3962, 2206, 3303, 3909, 39091 и их модификации ООО «Авто-книга»,1999 Оформление, Волков А.В., 2009.
3. УАЗ-31512, -31514, -31519 с двигателями 2,5; 2,9 Устройство, обслуживание, диагностика, ремонт. ООО «Книжное издательство «За рулем», 2009.
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рис.1
1-тормозные механизмы передних колес; 2, 14 - пружины; 3 - упор; 4 - пробка; 5 - прокладка; 6 - бачок; 7 - крышка бачка; 8 - сетка; 9 - штуцер; 10, 13 - поршни; 11 - корпус главного цилиндра; 12 - винт-упор;15 - лампа сигнализатора; 16 - выключатель лампы сигнализатора; 17 - пробка; 18 - тройник; 19 - тормозные механизмы задних колес; 20 - корпус сигнального устройства; 21 - длинный поршень; 22 - короткий поршень; 23 – разветвитель.
Рис. 2
Удаление воздуха из гидравлической системы тормозов.
11