Тема: «Ударение. Определение ударного слога»
Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.
Задачи урока:
уточнить и систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных слогов;
сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать слуховое и зрительное восприятия на основе упражнения урока; развивать пространственную ориентировку;
формировать культуру организации рабочего места; воспитание бережного внимательного отношения к своему родному языку; сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Оборудование:
Учебник 3 класс по программе трудности в обучении; карточки и схемы для работы в группах; задания для учащихся на цветных карточках; ноутбук, цветные карточки-слова, предметные картинки (пирог, принц, замок-замок, ирис-ирис, гвоздики-гвоздики, стрелки-стрелки, кружки-кружки); разноцветные прищепки, дерево; карточки-картинки к игре «Поставь правильно ударение в словах»; на рефлексию – цветные кружки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Цель: коррекция пространственного восприятия.
– Прозвенел звонок, настроились все на работу. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня он обещает быть не только познавательным, но и интересным, но всё будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
Давайте подготовим ваше рабочее место.
Положите учебник на угол парты;
Рядом с учебником положите тетрадь;
Справа от тетради положите ручку;
Карандаш расположите так, чтобы он находился между ручкой и тетрадью;
С противоположной стороны учебника расположите .
2. Проверка д/з (на доске карточка с д/з)
У. Что было задано на дом? (проверка карточек) Как мы переносим слова?
У. Молодцы! Оцените своё д/з на нашей линейке.
3. Актуализация знаний. Цель: коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнения «Кто внимательный».
- От вас требуется максимум внимания. Послушайте внимательно: У вас на столах у каждого лежат цветные карточки с буквами. Вам нужно расположить карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, который в радуге не встречается. Если цвета расставите правильно, то получите название нашего урока.
К. Ор. Ж. З. Г. С. Ф. Б.
У Д А Р Е Н И Е (на доске правильная запись)
- Молодцы! Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца.
А как его зовут, вам надо будет догадаться.
4.Чистописание.
На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
У. На доске записаны буквы. Прочитайте сначала заглавные. Прочитайте строчные буквы. Назовите гласные, согласные. Какое слово у вас получиться, если вы прочитаете только заглавные буквы, строчные? Как вы думаете как зовут нашего принца? (правильно принц Ударение)
Посмотрите, его имя написано на доске (открыть запись). Прочитайте. Давайте запишем сначала все эти буквы, а на следующей строке имя принца, но прежде чем писать, скажите какое слово мы пишем с большой буквы, а какое с маленькой?
П п ринц У у дарение (принц Ударение) – (закрыть бумагой, когда дети отгадают, открыть)
Проводится минутка чистописания
Подготовка к письму:
У: - Я тетрадь свою открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа. Начинаем минутку чистописания.
У. - Возьмите простой карандаш и обведите красивые буквы, которые у вас получились.
5. Постановка темы и цели урока.
У. – Итак, тема нашего урока: «Ударение».
– Мы сегодня продолжаем работать над ударением. К концу урока мы должны научиться определять ударение в словах, узнаем для чего нужно ударение, какова его роль в словах, научимся находить ударение в словах.
ТЕМА УРОКА: УДАРЕНИЕ (на доске)
У. - Ну, что вы готовы отправиться в не большое путешествие с нашим героем принцем Ударения. Он приглашает нас к себе в гости.
Вот ключ, который дал нам принц, что бы мы открыли зАмок, что бы попасть в замОк. Что-то я совсем запуталась. Может быть вы мне поможете отгадать эту загадку?
Вот старинный дом огромный.
Стены, башни, ров прорыт. (картинка зАмок)
Переставишь ударенье
И на двери он висит. (картинка замОк)
(Картинку разрезать пополам, сначала показать зАмок, а затем замОк)
Кто мне скажет, почему я запуталась?
6. Пальчиковая гимнастика (кинезиологические упражнения)
У; - Давайте мы покажем принцу нашими пальчиками зАмок и замОк
«Домик» – поочерёдно соединить пальцы правой руки с пальцами левой руки, надавливая пальцы и наоборот.
«Замок» – пальцы обеих рук сложить в замок.
«Крыша дома» - пальцы «домиком» поднять над головой.
(выполнить по 5 раз чередуя упражнения, в разброс)
7. Работа в тетради.
У. –Запишем слова зАмок – замОк и поставим правильно ударение (Дети записывают слова)
У. – Скажите нам нужно ударение или нет? Что такое ударение? (дети отвечают, я после их ответов открываю правило на доске).
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове (на доске)
У.:- Скажите, а если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. - Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.
– Для закрепления этих слов пр. Ударения подготовил вам ещё задание «Исправь ошибку». Если вы верно сделаете, то замОк откроется.
На горе стоит красивый замОк.
На дверях висит огромный зАмок.
(Дети записывают, исправляя ошибки)
У: - Оцените свою работу на линеечках успеха.
У. Ударение может изменить смысл слова. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Интересно вам?
8. Тема урока «Ударение».
У. – Мы попали в зАмок к принцу Ударения. И нас встречают стрЕлки или стрелкИ. Кто же нас всё таки встречает?
– СтрелкИ нам вручают какой-то чемоданчик. (Открываю чемоданчик, а там несколько листов с заданиями на каждого ученика).
Задание (голубой конверт)
Выберите правильно слова: (у детей только предложения. Картинки вывешиваю на доску после выполнения задания)
Посадите на клумбе … гвоздики
В ящике лежат … гвоздики
У. – Молодцы справились с заданием. Мы проходим в замке принца в обеденный зал (картинка обеденного зала)
2. Задание (жёлтый конверт)
Исправьте ошибку (у детей только предложения. Картинки вывешиваю на доску после выполнения задания
Гостям налили чай в кружкИ.
9. Зрительная гимнастика (на ноутбуке)
Задание (розовый конверт)
У. -Художник нашего принца нарисовал картину, которую назвал «БелкОвый пирог» и хочет вам показать, как он украсил его.
(На картине пирог, а сверху на нём сидят бЕлки).
Всё ли верно здесь нарисовано? Исправьте ошибку художника. Что украсит наш пирог бЕлки или белкИ?
Оцените свою работу на нашей линейке успеха.
9. Работа по учебнику.
1.С. 111, упр. 1 (устно)
2. Деформированный текст. (1. ваза, стоит, стол, ирисы, на, 2. Коробке, полке, на, лежат, в, ирисы)
На столе в вазе стоят ирисы.
На полке в коробке лежат ирисы.
У. Запишем полученные предложения в тетрадь. С какой буквы мы напишем начало предложения, что поставим в конце предложения?
(у доски 1 человек). Оцени свою работу у доски.
10. ФИЗМИНУТКА («Барбарики» - ноутбук)
11. Закрепление изученного.
1. Игра «Измени слово».
У. - А на прощание принц Ударение подготовил вам ещё одно испытание. Я говорю вам слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово: (к словам подобрать картинки по возможности или записать на доске)
Плачу, мука, пары, стоит. атлас.
Плачу, мука, пары, стоит. атлас. ( А с этими двумя словами Настя к завтрашнему уроку их найдёт значение, что они означают)
Игра «Поставь правильно ударение в словах»
(Прикрепить на прищепках к верёвке слова)
У. – Если ударение падает на первый слог прищепите прищепку на верхнюю верёвочку, а если на второй – на нижнюю.
– Что такое ударение?
- Какова его роль в русском языке?
12. Рефлексия (психологическое состояние ребёнка).
У. – Похлопайте в ладоши те, кому понравился урок.
А сейчас давайте каждый из вас ответит на наши вопросы:
(напечатать на жёлтом листе)
Я научился сегодня на уроке …..
Мне понравилось на уроке …..
Мне запомнилось ….
– Молодцы! Вы все хорошо поработали на уроке. Вам наш принц Ударение подготовил на прощание ещё одно задание. У вас на столах лежат крУжки.
Оцените себя, поднимите:
зелёные крУжки - если на уроке было всё понятно
жёлтые - не совсем понятно,
красные – ничего не понятно.
У: - Я РАЗВЕ, ЧТО-ТО СКАЗАЛА НЕ ВЕРНО? А да не крУжки, а кружкИ.
Молодцы! Теперь я вижу, что вы действительно научились ставить верно ударение в словах.
(Кружки разных цветов: зелёные - всё понятно, жёлтые - не совсем понятно, красные – ничего не понятно).
Я желаю, чтобы таким ваше настроение оставалось до конца рабочего дня.
13. Рефлексия для гостей.
-Уважаемые гости, а вам понравился наш урок?
-Всё ли вам было понятно?
-А можно мы это проверим?
-Прочитайте данное выражение так, чтобы его значение было верным:
СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК
Самоанализ урока.
Урок русского языка проводился в классе интегрированного обучения и воспитания с учащимися 2 «З» класса.
У детей слабо сформированы основные психические функции и познавательные процессы: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Уровень познавательной активности средний. У данной группы детей нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
В связи со всем выше перечисленным, при планировании занятия я учитывала состояние здоровья детей, особенности их высшей нервной деятельности, индивидуальные особенности и работоспособность.
Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием по коррекции развития устной речи.
Тема занятия: «Зима. Признаки времени года».
Задача занятия – Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся
Цели занятия :
-Обучающие: развивать навык ориентирования на листе бумаги; -Коррекционно-развивающие: коррекция зрительного и слухового гнозиса; коррекция мелкой моторики,
-Воспитательные: воспитывать взаимопонимание, дружелюбие; умение выслушать и услышать другого.
При проведении занятия использовались следующие направления коррекционной работы:
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации и зрительно-моторной координации.
- Формирование умений и навыков, необходимых для ориентирования в задании, для умения выполнять работу в соответствии с наглядным образцом и словесными инструкциями.
- Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников. При планировании занятия учитывались следующие принципы коррекционной работы:
- Подбор заданий, максимально возбуждающих познавательную активность учащихся.
- Соответствие заданий психологическим и возрастным особенностям детей.
- Принцип наглядности.
- Индивидуально-дифференцированный подход.
- Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.
- Принцип деятельностного подхода.
- Создание комфортной обстановки и ситуации успеха.
Для реализации целей занятия использованы следующие методы работы и педагогические технологии:
-Наглядно-образный метод.
-Словесный.
-Дифференцированный
-Практический.
На занятии были созданы благоприятные условия для усвоения материала, поддерживалась атмосфера успешности, для снятия эмоционального и физического напряжения проводились физминутки и упражнения на мышечную релаксацию (коррегирующая гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).
Все дети работали увлечённо.
Я считаю, что с задачами занятия дети справились на среднем уровне.
Занятие целей достигло.