Дата _______________________
Тема: «Ударение в словах»
Цель и задачи
Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении
Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах;
Расширять словарный запас, развивать речь детей;
Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.
Форма проведения: практическая работа
Оборудование: карточки для выполнения заданий
Ход занятия
1. Орг. Момент
2 Основная часть.
Что такое ударение, знают все, даже если не могут четко сформулировать определение этого слова. Насколько важно правильно ставить ударение в английском языке? Может ли неправильное ударение изменить смысл слова? Должны ли все слова в предложении иметь ударение? Давайте разберемся по порядку.
Ударные слоги
Правильная постановка ударения в английском важна прежде всего потому, что многочисленные правила чтения зависят от ударности и безударности слога. Например, если под ударением стоит открытый слог, то гласная в нем читается так, как называется в алфавите: cucumber ['kju:kʌmbə] — ударение падает на первый слог.
Если предположить, что это слово должно иметь ударение на втором слоге, то оно читалось бы как [kʌ'kju:mbə ], а если на третьем — то [kʌkʌm'bə: ]. Иными словами, неправильно поставленное ударение изменяет звучание слова, а значит, затрудняет понимание. Кстати, нужно помнить о том, что в английской транскрипции знак ударения ставится перед ударным слогом, а не над ним, как в русском. Еще один важный момент: в беглой речи иногда ударение помогает различить похожие слова. Например:
PHOtograph,
phoTOgrapher,
photoGRAPHic.
Эти три слова имеют разные ударные слоги, что позволяет не спутать их при восприятии речи в быстром темпе.
Топ-5 простейших правил
1. Если в существительном или прилагательном 2 слога, то ударение обычно падает на первый слог: «HAPpy», «SOfa», «SISter», «PAper», «SILly», «CLEver».
2.
Если в глаголе 2 слога, то ударение часто падает на второй слог: «beGIN», «atTEND», «exPLAIN», «supPORT». Для некоторых слов ударение — единственный способ различить существительное и глагол:
3. В словах с различными «умными» суффиксами ударение ставится сразу перед суффиксом:
-able: enJOYable, dePendable;
-ary: LIBRary, DIary;
-graphy: geOgraphy, calLIgraphy;
-logy: psyCHOlogy, termiNOlogy;
-ion: classifiCAtion, inforMAtion.
4. У сложных существительных ударным бывает обычно первый слог, у глаголов и прилагательных — второй:
BLACKboard, STRAWberry, MERmaid
overCOME, underSTAND, self-CONfident
5. Длинные слова могут иметь два ударения: основное и второстепенное. Как правило, основное, более сильное и четкое, падает на третий слог, а второстепенное — на первый (второстепенное ударение мы обозначим в примерах жирным шрифтом, а в транскрипции значок такого ударения обычно ставится внизу перед слогом):
underSTAND [,ʌndə'stænd ], autoMAtically, unbeLIEvable.
3. Практическая часть
Тренировочные упражнения
[ɔ:] also,false, salt, alter, bald, almost, already, always, walnut, all, ball, call, fall, gall, tall, wall, balk, calk, chalk, stalk, talk, walk
[a:] ask, answer, pass, grass, plant, bath, path, father, rather, fasten, can’t, after, class, chance
[ai] child, mild, wild, bind, blind, behind, find, kind, mind
[əʊ] old, cold, bold, told, sold, gold, fold, hold, scold, bolt, colt, dolt, molten, host, most, post, poster
[Λ] some, come, comfort, company, stomach, become, compass, none, money, monkey, son, ton, sponge, monk, month, Monday, London, front, won, among,
done, tongue, monger, onion, dove, glove, love, above, cover, govern, oven,
mother, brother, nothing, other, another.
Упражнение 1.
Прочитайте, обращая внимание на произношение гласных звуков.
big — bed — bag nut — not — note
milk — men — man hut — hot — hole
Упражнение 2.
Прочитайте, обращая внимание на произношение кратких звуков и дифтонгов.
lot — lone big — bike Sam — same
pot — poke hill — hide tap — tape
top — toy cost — coin
Упражнение 3. Прочитайте и напишите следующие слова:
[smαıl] [klαım] [slim]
[tαım] [hip] [fi ∫]
Упражнение 4. Расставьте ударения в словах
short, garden, dirt, German, burglar, pork, scarf, merchant, worn, bar, large, internal, herself, hard, inform, export, art, farm, circle, card, carpet, horn
Упражнение 5. Прочитайте и напишите, расставьте ударение следующие слова:
[k α:], [m α:k], [ko:n], [fo:s], [spo:t], [wo:n].
Упражнение 6. Прочитайте
Nick has a fine kite.
Pete has five pink pigs and nine chicks.
I like milk and pie.
Mike likes to ride a bike.
His fish is thin and his stick is thick.
Bill likes winter and spring.
Hi, I am fine.
I like to drink milk for dinner.
Bring five, six or nine dishes with chips.
4. Подведение итогов