Борисоглебский филиал ФГБОУ ВПО
«Воронежский государственный университет»
Конспект зачетного урока
Русского языка
Выполнила:
студентка V курса 1 группы
психолого-педагогического факультета
Школа № 4, 2 «Б» класс
Аксёнова Ю. С.
Учитель: Плотникова Н. В.
Методист: Аншакова С. Ю.
Борисоглебск 2014 г.
Класс: 2 «Б».
Тема: Ударные и безударные слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Цель: Научиться правильно ставить ударение, опираясь на смысл слов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- сформировать самостоятельную деятельность обучающихся;
- способствовать развитию связной речи обучающихся;
Метапредметные:
- сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах;
- совершенствовать навык определения ударения в слове;
Предметные:
- научатся правильно определять ударные и безударные слоги.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебник: Полякова А. В. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/А. В. Полякова. – М.: просвещение, 2011.- 144 с.
Ход урока:
Орг. момент.
Усаживаю детей за парты, проверяю готовность к уроку.
Актуализация знаний.
- Итак, ребята, открывайте свои тетради, записывайте число и классная работа.
1. Минутка чистописания.
- Ребята, сейчас мы запишем 2 строчки сочетания букв, которые нам часто встречаются в словарных словах (оро, оло). Обратите внимание на соединение букв. Не пишите близко друг к другу сочетания, оставляйте между ними не большое расстояние. (дети пишут у себя в тетрадях).
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы выполняли № 35, 36. Скажите, с какими трудностями вы встретились, выполняя эти задания? (ответы детей).
- А что вы увидели интересного выполняя № 35? (встречались слова на –оро-. –оло-).
- Правильно ребята, в русском языке все эти слова нужно запоминать, это словарные слова.
3. Написание словарных слов.
- А теперь давайте напишем словарные слова. Писать начинаем с красной строки, с большой буквы. Во всех словах ставим знак ударения. Итак, пишем: карандаш, ластик, тетрадь, сочинение, учёба. (дети пишут у себя в тетрадях).
- Ребята, скажите, будем ли мы в слове «учёба» ставить знак ударения? (нет, т.к. в слове есть буква «ё» ).
- Правильно, оказывается, что если в слове есть буква «ё», то ударение мы не ставим.
Самоопределение к деятельности.
- Итак, ребята, на протяжении всех уроков и сегодня, мы с вами в словах выделяли ударные слоги. Так что же такое ударный слог? (ответы детей).
- Приведите примеры. (дети приводят примеры).
- Молодцы, а теперь давайте мы проверим наше предположение с мнением автора, о том, что же называется ударным слогом. Откройте учебники на стр. 29. Прочитаем правило (спрашиваю одного ребенка, он читает вслух).
- Ну что же ребята, я думаю, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока. (Дети говорят свои догадки).
(На слайде появляется тема урока).
Объяснение нового материала.
1. Работа с презентацией.
- А теперь обратите внимание на доску, здесь написаны слова и выделено ударение. Давайте мы с вами хором прочитаем их:
улица дорога работа
портрет вершина класс
(дети все хором читают слова с доски и выделяют голосом ударный слог).
- Ребята, скажите, а почему я во всех словах выделила ударный слог, а в последнем нет? (потому что это односложное слово).
- Правильно ребята, оказывается, что в односложных словах на письме ударный слог не выделяют.
2. Работа с учебником.
- А теперь обратимся с вами к учебнику, откройте стр. 29.
- Сегодня мы уже узнали, что слоги бывают ударные и безударные. Но есть еще много чего интересное в русском языке. Оказывается, что одно и то же слово можно произнести по – разному и смысл этого слова изменится. Давайте с вами убедимся в этом.
- Найдите на стр. 29 № 47. Читаем вслух эти предложения. (1 ученик читает первое предложение, другой ученик - второе).
- Скажите, чем похожи эти слова? (они написаны одинаково).
- А в чем же различие? (у этих слов разный смысл).
- Правильно ребята, молодцы!
3. Физ. минутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась
Развитие мелкой моторики руки
Выполнение пальчиковой гимнастики
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником и тетрадью.
- А теперь давайте закрепим наши знания.
- Сейчас мы с вами выполним № 48 письменно.
- Но для начала давайте разберем эти пары предложений. (ученики по очереди с каждого ряда читают в слух по предложению).
- А теперь переписываем предложения к себе в тетрадь и не забываем в выделенных словах ставить знак ударения.
- Итак, первый ряд переписывает предложение под № 2, второй ряд под № 3, третий ряд под № 4.
(дети выполняют задание письменно, каждый в своей тетради).
- Проверяем. (провожу проверку).
2. Работа с презентацией.
- Ребята, я еще раз обращаю ваше внимание на то, что в русском языке есть много слов, написание которых и ударение нужно запомнить.
- Давайте хором прочитаем эти слова и покажем голосом ударный слог.
(дети читают: звонит-звонят-звонишь).
- Какой слог ударный во всех этих словах? (второй).
- Читаем следующее слово.
(дети читают: красивее).
- Придумайте предложение с этим словом. (Маша пишет в своей тетради красивее Максима).
- Читаем следующие пары слов.
(дети читают: начал-начала-начали).
(Объясняю смысл этих слов: начал- это глагол м.р.; начала – это глагол ж.р.; начали- это глагол во мн.ч.)
- Молодцы ребята! Произношение всех этих слов нам нужно просто запомнить, и произносить правильно.
3. Работа у доски.
- Сейчас мы с вами будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях. Я буду вам диктовать слова, а вы будите их писать в два столбика. В 1 столбик слова, в которых первый слог ударный, а во 2 столбик слова, у которых ударным является второй слог.
(Диктую слова вызывая детей к доске по очереди. Дети пишут на доске, остальные у себя в тетрадях).
- Диктую слова:
валенки деревня
пятница погода
яблоко платок
- Молодцы ребята!
Постановка домашнего задания.
- Итак, ребята, открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание: на стр. 30-31 выучите правила. Выполните № 49. (Записываю на доске домашнее задание и объясняю, как его выполнить).
- Всем понятно домашнее задание? Вопросы есть? (Да. Нет.)
Итог урока.
Выставление оценок за урок.
- Ребята, вы сегодня работали очень хорошо. Были активны, доказывали свою точку зрения и я оценила вашу работу следующими отметками.
(Озвучиваю, кто и какие оценки получили за работу на уроке).
Рефлексия.
- Ребята, что же нового вы сегодня узнали на уроке? (узнали, что от ударения зависит смысл слова и т.д.)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- А что показалось сложным или непонятным?
- Спасибо за урок! Урок окончен.