Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15
Исследовательская работа
ЧУДЕСНАЯ ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА
Исполнитель:
Павлова Анна
ученица 1 класса
Руководители проекта:
Колычева Тамара Ивановна -
учитель начальных классов
Павлова Екатерина Александровна
- родитель
п. Карпушиха
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………………….……………….3
1.1 Актуальность выбранной темы…………………………………………………3
1.2. Цель исследования…………………………………………………………….3
1.3. Задачи……………………………………………………………………………3
1.4. Гипотеза………………………………………………………………………….4
2.История возникновения и легенды игры «Танграм» …………………………..4
3.Правила игры……………………...………………………………………………5
4. Геометрические фигуры, используемые в игре…………………………………5
5. Опрос среди одноклассников и знакомство их с игрой «Танграм»…………6
6.Заключение................................................................................................................6
7.Список литературы………………………………………………………………7
8. Приложение 1……………………………………………………………………8
9. Приложение 2……………………………………………………………………9
10. Приложение 3…………………………………………………………………11
Введение
Актуальность выбранной темы: Каждый ребенок знает, что такое игра. Она не только занимает досуг, но и обучает.
На сегодняшний день существует огромное количество разных игр. Головоломки – игрушки на все времена. Их любят разгадывать не только дети, но и взрослые. Я увлеклась головоломками в раннем детстве, когда собирала мозаику. Затем появились паззлы.
В детском саду нас познакомили с геометрическими фигурами, из которых, как оказалось, тоже можно собирать различную мозаику. Однажды в школе на одном из занятий по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» мы выкладывали из геометрических фигур человека. Об этом увлекательном упражнении я рассказала дома родителям, и мама объяснила мне, что есть такая интересная игра-головоломка, которая называется «Танграм».
Мама взяла лист бумаги, разделила его на 7 разных фигур, разрезала их и начала показывать «чудеса» танграма – собирать разные фигуры животных, людей, домов. Мне это так понравилось, что я решила научиться разгадывать эту головоломку. Сначала я складывала «Танграм» по схемам, потом по контурам разных фигур и в итоге начала придумывать свои различные варианты (Приложение 1).
В процессе освоения игры у меня появились вопросы: «В чем загадка этой игры?», «Что она развивает?», - а также заинтересовали сами геометрические фигуры, на которые разделен «Танграм». Часть фигур мне были знакомы, а некоторые из них я видела в первый раз.
Цель исследовательской работы: изучить особенности игры-головоломки «Танграм».
Задачи исследования:
Изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки, ее правила.
Познакомиться с новыми геометрическими фигурами.
Заинтересовать одноклассников игрой «Танграм».
Изготовить коллекцию аппликаций из фигур, созданных на основе игры «Танграм».
Гипотеза исследования: если постоянно заниматься игрой-головоломкой «Танграм», то это помогает развивать творческие и умственные способности детей.
История возникновения и легенды игры «Танграм»
Игра «Танграм» родилась в древнем Китае более 3000 лет назад. Эта китайская головоломка была известна под названием «доска из семи фигур мудрости». А современное ее название она получила чуть более века назад в Северной Америке.
Появление этой игры связано с различными легендами. Согласно первой легенде, Великий Дракон, который жил среди людей, вступил в бой с Богом Грома. И Бог Грома разбил небо на 7 частей, которые упали на землю. Куски были настолько черными, что поглотили весь свет на земле и все существовавшие формы объектов. Дракон, опечаленный такой трагедией, взял эти семь частей и принялся строить различные формы и существа – человека, животных и растения.
Второе сказание гласит о том, что у одного ремесленника выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на 7 осколков. Расстроенный человек пытался в спешке собрать осколки в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
Третья легенда повествует о том, что почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей.
Правила игры
Головоломка танграм, как и любая другая игра, требует соблюдения нескольких правил:
Танграм состоит из 7 частей или танов, полученных в результате разрезания квадрата (Приложение 2) Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. (Приложение 3). Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.
Подсчитано, что из такого небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – более 7000.
Геометрические фигуры, используемые в игре «Танграм»
В игре «Танграм» используется 7 геометрических фигур: 5 треугольников, 1 квадрат и 1 параллелограмм.
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, соединяющих эти точки. В игре все треугольники равнобедренные (с двумя равными сторонами) и прямоугольные (с углом 90 градусов).
Квадрат – это четырехугольник, имеющий равные стороны и углы.
Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны (лежат на параллельных прямых). Параллельные прямые – это прямые, которые никогда не пересекаются. У параллелограмма две пары параллельных и равных сторон, а также противоположные углы попарно равны.
Опрос одноклассников
Среди одноклассников я провела опрос в виде анкеты, состоящей из следующих вопросов:
Знаете ли вы игру «Танграм»?
Хотели бы научиться играть в «Танграм»?
Если умеете играть в «Танграм», считаете ли вы эту игру увлекательной и полезной (Приложение 4).
По результатам опроса оказалось, что из 14 одноклассников 12 не знают эту игру и хотели бы научиться в нее играть, соответственно они не могут судить о ее пользе. И только 2 учеников знают данную игру и считают ее интересной (Приложение 5).
С целью познакомить моих одноклассников с игрой «Танграм» я провела для них мастер-класс, на котором объяснила им правила игры, показала, как собирать фигуры «Танграма» и предложила им попробовать собрать фигуры сначала по схемам, а затем по контурам. Многие из ребят успешно справились со сложением фигур по схемам, а вот сразу сложить по контуру фигуру оказалось под силу не всем. Но интересно было то, что ребята все равно с усердием старались справиться с заданием, примеряли фигуры, размышляли и очень радовались, если у них получалось (Приложение 6).
После проведенной игры мною снова был задан вопрос: считаете ли вы эту игру увлекательной и полезной. На что был дан единогласный ответ «да».
Также мною была создана коллекция аппликаций из фигур «Танграма», выставку моих работ я продемонстрировала в своем классе (Приложение 7).
Заключение
Для изучения особенностей и пользы игры-головоломки «Танграм» была проведена данная исследовательская работа, в ходе которой нами была рассмотрена информация из разных источников по этой теме. Проведено анкетирование и мастер-класс для одноклассников, создана выставка моих аппликаций из фигур «Танграма».
В результате проделанной работы я узнала историю возникновения игры «Танграм», новую геометрическую фигуру – параллелограмм. По результатам анкетирования увидела, что мало кто знает об этой игре и что многих она увлекает, стоит только пару раз попробовать в нее поиграть.
Играя в игру-головоломку «Танграм», мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки. Сравниваем фигуры по форме, размеру. Составляем из нескольких фигур новые геометрические фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, параллелограмм и т.д.
Танграм может применяться на уроках математики и внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для получение начальных сведений о геометрии.
Вывод: игра «Танграм» полезная и увлекательная головоломка, и я бы посоветовала всем попробовать в нее поиграть.
Список литературы
Надеждина В. Танграм 1000+1 фигура. - Минск: Харвест, 2007. - 194с.
Танграм: от истории к современности» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yun.moluch.ru/archive/2/119/
Танграм своими руками (схемы, игры) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html
Приложение 1
Приложение 2
Схема Танграма
Части Танграма
Приложение 3
Животные
Приложение 3
Цифры
Приложение 4
Приложение 5
Результаты опроса одноклассников
| Да | Нет |
Знаете ли вы игру «Танграм»? | 2 | 12 |
Хотели бы научиться играть в «Танграм»? | 12 | 2 |
Если умеете играть в «Танграм», считаете ли вы эту игру увлекательной и полезной? | 2 | 0 |
Приложение 6
Приложение 7