СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный гибрид (причастие)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет 6-классникам в игровой форме познакомиться с такой сложной частью речи, как причастие.

Просмотр содержимого документа
«Удивительный гибрид (причастие)»

Урок-исследование в 6 классе по теме:

"Удивительный гибрид (Причастие)"



Цели: ознакомление учащихся с причастием как особой формой глагола и его грамматическими признаками;

формирование умения различать причастия и прилагательные, формирование исследовательских умений;

воспитание чувственного отношения к русскому языку.


Оборудование: мультимедиа-проектор, экран.


Ход урока


I. Организационный момент


II. Мотивационный момент


- Приглашаю вас на урок-исследование. Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, надеюсь, что вам тоже будет интересно пройти со мной этот путь.


-Разминка «Третий лишний». Я называю 3 слова, одно из которых отличается от других по какому-либо признаку. Мы находим лишнюю часть речи.

Любопытный, оранжевый, думать;

Говорить, грустить, грустный;

Строить, бежать, рисующий;

Большой, светлый, замороженный;


- Сегодня на уроке мы будем изучать новую для вас часть речи, которую можно назвать удивительным гибридом. (Это причастие). Наше исследование так и называется «Удивительный гибрид».

А какая это часть речи, мы и поговорим.


III. Исследование языкового материала


- Итак, кто из вас знает, что означает слово гибрид?


(Гибрид — объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов).


- А почему объект нашего исследования похож на гибрид и что можно соединить в этой части речи, вы догадаетесь, послушав лингвистическую сказку.


Старый ученый-языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты, не ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько новых сортов.

И вот как-то ученый задумался:

- Интересно, а что получится, если к стволу глагола привить почку прилагательного? Будет ли толк, они так далеки друг от друга?

Но сказано-сделано. Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаголы, не прилагательные. И ученый назвал этот новый сорт причастиями, у них были признаки «папы» - глагола и «мамы» - прилагательного.


- Очень метко о причастии сказал В.И.Даль, создатель толкового словаря:

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».


- Какую цель мы ставим, исследуя причастие?

Цель: сегодня на уроке мы докажем правильность утверждения Даля, познакомимся с причастием и научимся находить его среди других частей речи. Чтобы легче было исследовать наш гибрид- причастие, я составила план. Так как причастие соединяет в себе и прилагательное, и глагол, то мы посмотрим, что же оно взяло от этих частей речи.


План изучения причастия.

1. Грамматическое значение.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая роль.


- Перед вами знакомый предмет - юла, определите его признаки. (яркая, полосатая, разноцветная)

С помощью какой части речи вы это сделали? (прилагательного)


(Закручиваем юлу.)

- А теперь определите признак юлы по действию, которое она совершает. (Крутящаяся)

(Останавливаем юлу)

- А сейчас определите признак предмета по закончившемуся действию. (Крутившаяся, остановившаяся).


- Теперь давайте запишем, что общего между причастием и прилагательным и причастием и глаголом?

(Причастие образовано от глагола, является особой формой глагола, а также отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Как у прилагательного.


А теперь найдем отличие причастия от своих родителей глагола и прилагательного. Сравните слова верткий и крутящийся. Какое слово обозначает постоянный признак, а какое – временный?

Слово крутящийся обозначает признак, приобретенный во времени и по действию.


- Теперь мы уже знаем многие особенности причастия, давайте попробуем вместе сформулировать целостное научное определение этой особой формы глагола.


Рассказанная в начале урока сказка про причастие – не единственная притча об этой части речи. Татьяна Рик – автор серии «Веселые учебники» - написала книгу «Привет, Причастие!». Она написала другую сказку.


- В одной стране под названием Речь жили-были художница Прилагательное, которая любила раскрашивать предметы, с мужем Глаголом. Дядюшка Глагол делал так много дел сразу, что казалось, будто у него несколько рук и ног. И был у этих замечательных родителей сыночек Причастие. Как-то раз заспорили художница Прилагательное и дядюшка Глагол, на кого больше похож Причастие. Мама Прилагательное говорила, что на нее, поскольку и глаза, и волосы, и нос Причастия были как у мамы. Глагол утверждал обратное и считал, что Причастие – особая форма Глагола.

- Как вы думаете, на кого больше похож Причастие? А вот это мы сейчас выясним.


Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие морфологические признаки есть у причастия:


а) зеленеющИЙ луг; зеленЫЙ луг;

зеленеющАЯ трава; зеленАЯ трава;

зеленеющЕЕ поле; зеленОЕ поле


б) зеленеющИЙ луг; зеленЫЙ луг;

зеленеющИЕ луга; зеленЫЕ луга;

в) зеленеющИЙ луг; зеленЫЙ луг;

зеленеющИМ лугом; зеленЫМ лугом;

на зеленеющЕМ лугу; на зеленОМ лугу;


г) зеленеющий луг – тот, который зеленеет;

зеленевший луг – тот, который зеленел;


д) зеленевший луг – луг, который зеленел;

позеленевший луг – луг, который позеленел;


е) зеленеющий луг – луг, который зеленеет;

колышущаяся трава – трава, которая колышется;


(учитель записывает все признаки на доске:


Признаки прилагательного Признаки глагола

1. Падеж 1. Вид

2. Число 2. Время

3. Род 3. Возвратность


- Так почему Даль говорил о причастии, что оно в образе прилагательного? Внешне напоминает. И обратите внимание, что причастие, как и прилагательное, зависит от существительного и согласуется с ним в роде, числе, падеже, а также имеет одинаковые окончания. А почему Причастие причастно к глаголу? Имеет признаки глагола.


- Причастие – это действительно удивительная часть речи. Дело в том, что в одних учебниках причастие называют особой формой глагола, а в других - самостоятельной частью речи. Как вы думаете, почему? (Имеет все признаки самостоятельной части речи и в то же время образовано от глагола, и это дает право говорить о форме глагола).- Почему особая форма глагола? В чем ее особенность? (Не спрягается, является непредикативной формой)

- Давайте заглянем в наши учебники. Откройте пар. 34 на стр. 165.

Я могу предложить другую формулировку.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?


- Итак, на кого же похоже причастие?

- Для этого нам нужно совершить последний шаг нашего исследования, выяснить, какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении.

- И тут я должна поделиться с вами еще одним секретом. Причастие, как и прилагательное, может иметь полную и краткую форму. Сравните потерянное время и время потеряно, вымытый пол и пол вымыт, написанное сочинение и сочинение написано.


- Спишите по 2 строчки из четверостиший, найдите причастия и сделайте частичный синтаксический разбор.


Люблю дымок сп...ленной жнивы,

В ст...пи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (Лермонтов)


Вот в св..тлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою. (В. Жуковский)


(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)


Какова же синтаксическая роль причастия?


IV. Закрепление.

- Конечно, причастие очень трудно определить от прилагательных, оно в облике (вспомним Даля) похоже на эту часть речи. Все же попробуем узнавать его среди других слов. Итак, задание. Если я называю причастие, то вы поднимаете руки, а если считаете, что это другая часть речи, то кладете руки на парты.

Летящий, дорогой, горяч, сделав, закрытая, зависимые, прослушанные, колючие, тыквенный, рощи, кожаное, расчищенный.


- А теперь задание письменное. Выпишите из следующих предложений причастия.


На улице светило яркое солнце.

Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.

С неба падали холодные снежинки.

Смирно стоят зеленеющие ели.

В поле завывает злая вьюга.

Падающий снег сверкал на солнце.

Заяц оставил на снегу маленькие следы.

Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.


Давайте проверим, что вы выписали. Проверим.

яркое заснувший

холодное скованной

маленькие зеленеющие

загадочные падающие

злая заколдованный


У кого все выполнено без ошибок?


Творческое задание. Вставить причастия на месте пропуска.


Сказка о Кощеевом царстве.

Замок Кощея находился на полуразрушенной скале, недалеко от пылающего озера. На берегу стояли каменные фигуры рыдающих девушек. Это были сказочные красавицы, не желавшие выходить замуж за Кощея.


В пещере за озером проживало постаревшее Чудо-Юдо, воспитывающее внучку Чудьку-Юдьку. У внучки была маленькая огнедышащая пасть и косички, торчащие в разные стороны. Каждый вечер над пещерой поднимался дымок – это дышала Чудька-Юдька, засыпавшая под дедушкину сказку.


По небу летала в своей ступе Баба-Яга, поселившаяся в сторожке на курьих ножках. Когда она была совсем юная, любила сиживать у окна с вышиванием, а молодой Кощей, прогуливавшийся по лесу, останавливался поглазеть на нее. Но однажды произошла ссора, разрушившая дружбу Яги и Кощея. Яга превратилась в лазутчицу и освобождала невольниц, заколдованных Кощеем.



V. Итоги урока.


Что мы сегодня узнали?

Что узнали нового?

А еще?

Какие есть признаки?

От каких частей речи?

От какой части речи зависит?

Чем является в предложении?

От какой части речи образуется

При помощи чего? Каких?

.

VI. Домашнее задание на выбор:

1. придумать сказку о причастии

2. упр.386, выписать причастия и разобрать согласно таблице



- Вы прошли со мной весь этот исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, слова которой подчеркивают яркость, чувственность русского языка, приумножая его богатства и подтверждая его величие.


Спасибо за урок!

Выставление оценок за урок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!