СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир тропиков.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 

по географии 5 класса «Удивительный мир тропиков». ФГОС.

Технологическая карта урока географии в 5 классе ФГОС

«Удивительный мир тропиков»

Тема урока

«Удивительный мир тропиков»

  • Форма урока: Урок-исследование.
  • Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей тропического пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

2. Создать условия для изучения особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов тропического пояса (влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий «экваториальный лес», «саванна», «пустыни».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных тропического пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных тропического пояса.

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания учащихся о том, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле. Изучить особенности жизни растений и животных тропического пояса, влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь.

Развивающие: развивать кругозор обучающихся, устную и письменную речь.

Предметные результаты

Учащийся научится: Приводить примеры типичных растений и животных тропического пояса; отбирать источники географической информации для составления описания животных и растений тропического пояса; устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса

Учащийся получит возможность научиться: использовать понятия «влажные экваториальные леса», «саванны», «тропические пустыни» для решения учебных задач по изучению особенностей растительного и животного мира тропического пояса;

Метапредметные результаты

Учащийся научится: составлять описание коллекций комнатных растений по географическому принципу их произрастания

Учащийся получит возможность научиться: определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания

Личностные результаты

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия растений и животных влажных экваториальных лесов

Формы организации учебной деятельность

Работа в парах, индивидуальная

Образовательные технологии

Личностно-ориентированная (смысловое чтение), игровая, проблемное обучение.

Оборудование

Мультимедийное устройство, учебник, атлас, рабочий лист (приложение №1), карточки с изображением растений и животных тропического пояса.

ЭОР

Карта, видеофрагмент, презентация учителя по теме урока

 

Урок: «Удивительный мир тропиков»

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Какие природные зоны вы знаете?

2. В каком направление происходит смена природных зон?

В чем причина смены природных зон?

3. Изучите рис77,78,79 стр. 21 учебника. ?

4.. Определите границы тропического пояса.

5. На карте «Животный и растительный мир» атласа определите, какие природные зоны расположены в тропическом поясе?

6. Как вы думаете, почему в одном поясе освещенности сформировались три разные природные зоны? Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сформулируйте цель урока

Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море.

Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь»

Читают тему урока: «Жизнь в тропическом поясе». Размышляют о словах А. Брема. Делают вывод о том, что изучать живое существо необходимо в сопоставлении со средой, условиями его обитания и образом жизни.

Проявляют интерес к изучаемой теме

.

1. Вспоминают и называют природные зоны.

2. Определяют, что смена природных зон происходит от полюсов к экватору и причина этого –неравномерность освещения Солнцем земной поверхности

3. Выделяют тропический, умеренные и полярные пояса освещенности

4. Перечисляют природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и тропические пустыни.

5. Высказывают различные предположения. Формулируют цель урока: изучить особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь

Формулируют цель урока

Формулирование задач урока

Давайте попробуем определить основные задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.

Формулируют задачи урока

1.Установить, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле.

2.Изучить особенности жизни растений и животных влажных экваториальных лесов

3.Изучить особенности жизни растений и животных саванн

4.Изучить особенности жизни растений и животных тропических пустынь

Формулируют основные задачи урока

Содержательный этап урока

Разнообразие жизни на нашей планете. Растительный и животный мир тропического пояса

1.Прочитайте пункт «Разнообразие жизни на нашей планете» Стр. 121 учебника. Как называется наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений? Почему она имеет такое название?

2.Выполните задание №1 в рабочем листе. Установите причины разнообразия жизни на Земле.

3. Ознакомьтесь с таблицей «Природные зоны тропического пояса» в рабочем листе.

Определяют, что это наука- биогеография. Говорят о связях биологии и географии.

ст пропущенные слова.

Понимают, что разнообразие жизни на Земле определяется условиями освещенности земной поверхности, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

3. Изучают текст учебникатаблицу

Осознают уникальность органического мира.

Влажные экваториальные леса.

1.Итак, мы прибываем в зону «Влажных экваториальных лесов» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №3) «Растительный и животный мир»

 

2. Прочитайте пункт «Влажные экваториальные леса» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

3. Начните заполнять таблицу. (Рабочий лист)

ЗарисуйтеПоказывают на карте районы влажных экваториальных лесов.

2. Описывают природные условия влажных экваториальных лесов. Называют представителей растительного и Рассказывают о животного и растительном мира.

3. Заполняют таблицу

 

Саванны

1.А теперь мы прибываем в зону «Саванны» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №6) «Растительный и животный мир»

 

2. Прочитайте пункт «Саванны» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

Зарисуйте 3. Продолжайте заполнять таблицу.

Показывают на карте саванны.

2. Описывают природные условия саванн. Расскажите Называют представителей растительного и животного мира.

3. Заполняют таблицу

 

Тропические пустыни

1.Следующая наша остановка -тропические пустыни. Покажите наше место пребывания на карте «Растительный и животный мир»

(Слайд №7)

2. На физической карте полушарий найдите и покажите известные вам пустыни, определите, как на карте обозначены пустыни. (Слайд №4)

 

3. Прочитайте пункт «Тропические пустыни» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

4. Рассмотрите фото №1(фенёк), ответьте, почему у этой пустынной лисички такие большие уши?

5. Посмотрите видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=q9uUM7RH5Gc

5. Заполняйте таблицу.

  • 1.Показывают на карте пустыни. ПУСТЫНЯ- обширная территория земли, где сухой, жаркий климат.

 

2. Описывают природные условия пустынь. Называют представителей растительного и животного мира.

3.Просматривают видеофрагмент

4. Отвечая на проблемный вопрос, устанавливают взаимосвязь кровообращения, теплоотдачи и размера ушей у животного, в процессе поиска истины проводят самомассаж собственных ушных раковин, узнают о пользе такого массажа. (Физкультминутка)

5.Заполняют таблицу

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Учитель ориентирует учащихся на постановку целей урока.

Слушают стихотворение.

Да!

Учащиеся формулируют цели урока.

1мин.

III. Актуализация знаний

Задаёт вопросы: (Фронтальный опрос)

1.Что такое биосфера?

2.Чем она отличается от других оболочек Земли?

3.Кто составляет живое вещество нашей планеты?

4.Какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

45.Где расположена верхняя и нижняя границы биосферы?

6.Кто является основоположником учения о биосфере?

57. Когда появилась жизнь на планете?

68. Когда началось формирование современного облика природы?

9. Что изучает палеонтология?

710. Каких древних животных и растения вы знаете?

Отвечают на вопросы, опираясь на знания.

 

3 мин5

IV. Усвоение новых знаний:

1. Вступительное слово учителя.  

2. Работа с картой.

3. Работа с текстом учебника

4. Работа с доской, учебником и тетрадями  

5.Концентрация внимания  

Физминутка

6. Выступление групп с сообщениями.  

7.Презентация

 

Главная причина разнообразия жизни на Земле – приспособление растений и животных к различным условиям освещённости территории, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

В тропическом поясе земная поверхность получает наибольшее количество солнечного света и тепла.

Показывает на карте зоны экваториальных лесов, саванн и пустынь.  

Заполнение таблицы «Природные зоны» (заранее заготовить шаблон)

Каждая команда получила творческое задание: собрать самую интересную информацию по заданной теме

Учитель: Что ж, высадка команд прошла успешно.

-Кто меня слышит, поднимите руку.

-кто меня слышит, потопайте ногами

-кто меня слышит, встаньте

Выступление творческих групп

Обобщение и дополнение информации учителем

Слушают объяснение

Ищут в атласах, зарисовывают в контурных картах.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Читают параграф21, каждая группа о своем природной зоне

1Учитель: Племя «Ягуар» разбредается по джунглям в поисках удивительных животных. Кого они встретили, скоро узнаем. Каждый участник группы расскажет об одном животном на свой выбор, черпая информацию из разных источников (газеты, журналы, энциклопедии, телевидение, Интернет). Свое сообщение они иллюстрируют коллекцией рисунков.

2- Племя Кокосов работало над темой - растительный мир влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь

3- Кого смогли разглядеть участники Племени Колибри?  Ребята рассказывают об одной птице или насекомом, иллюстрируя свое сообщение коллекцией рисунков, представленной на выставке:

V. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

Выполняют поставленную задачу

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 

по географии 5 класса «Удивительный мир тропиков». ФГОС.

Технологическая карта урока географии в 5 классе ФГОС

«Удивительный мир тропиков»

Тема урока

«Удивительный мир тропиков»

  • Форма урока: Урок-исследование.
  • Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей тропического пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

2. Создать условия для изучения особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов тропического пояса (влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий «экваториальный лес», «саванна», «пустыни».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных тропического пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных тропического пояса.

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания учащихся о том, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле. Изучить особенности жизни растений и животных тропического пояса, влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь.

Развивающие: развивать кругозор обучающихся, устную и письменную речь.

Предметные результаты

Учащийся научится: Приводить примеры типичных растений и животных тропического пояса; отбирать источники географической информации для составления описания животных и растений тропического пояса; устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса

Учащийся получит возможность научиться: использовать понятия «влажные экваториальные леса», «саванны», «тропические пустыни» для решения учебных задач по изучению особенностей растительного и животного мира тропического пояса;

Метапредметные результаты

Учащийся научится: составлять описание коллекций комнатных растений по географическому принципу их произрастания

Учащийся получит возможность научиться: определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания

Личностные результаты

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия растений и животных влажных экваториальных лесов

Формы организации учебной деятельность

Работа в парах, индивидуальная

Образовательные технологии

Личностно-ориентированная (смысловое чтение), игровая, проблемное обучение.

Оборудование

Мультимедийное устройство, учебник, атлас, рабочий лист (приложение №1), карточки с изображением растений и животных тропического пояса.

ЭОР

Карта, видеофрагмент, презентация учителя по теме урока

 

Урок: «Удивительный мир тропиков»

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Какие природные зоны вы знаете?

2. В каком направление происходит смена природных зон?

В чем причина смены природных зон?

3. Изучите рис77,78,79 стр. 21 учебника. ?

4.. Определите границы тропического пояса.

5. На карте «Животный и растительный мир» атласа определите, какие природные зоны расположены в тропическом поясе?

6. Как вы думаете, почему в одном поясе освещенности сформировались три разные природные зоны? Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сформулируйте цель урока

Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море.

Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь»

Читают тему урока: «Жизнь в тропическом поясе». Размышляют о словах А. Брема. Делают вывод о том, что изучать живое существо необходимо в сопоставлении со средой, условиями его обитания и образом жизни.

Проявляют интерес к изучаемой теме

.

1. Вспоминают и называют природные зоны.

2. Определяют, что смена природных зон происходит от полюсов к экватору и причина этого –неравномерность освещения Солнцем земной поверхности

3. Выделяют тропический, умеренные и полярные пояса освещенности

4. Перечисляют природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и тропические пустыни.

5. Высказывают различные предположения. Формулируют цель урока: изучить особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь

Формулируют цель урока

Формулирование задач урока

Давайте попробуем определить основные задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.

Формулируют задачи урока

1.Установить, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле.

2.Изучить особенности жизни растений и животных влажных экваториальных лесов

3.Изучить особенности жизни растений и животных саванн

4.Изучить особенности жизни растений и животных тропических пустынь

Формулируют основные задачи урока

Содержательный этап урока

Разнообразие жизни на нашей планете. Растительный и животный мир тропического пояса

1.Прочитайте пункт «Разнообразие жизни на нашей планете» Стр. 121 учебника. Как называется наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений? Почему она имеет такое название?

2.Выполните задание №1 в рабочем листе. Установите причины разнообразия жизни на Земле.

3. Ознакомьтесь с таблицей «Природные зоны тропического пояса» в рабочем листе.

Определяют, что это наука- биогеография. Говорят о связях биологии и географии.

ст пропущенные слова.

Понимают, что разнообразие жизни на Земле определяется условиями освещенности земной поверхности, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

3. Изучают текст учебникатаблицу

Осознают уникальность органического мира.

Влажные экваториальные леса.

1.Итак, мы прибываем в зону «Влажных экваториальных лесов» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №3) «Растительный и животный мир»

 

2. Прочитайте пункт «Влажные экваториальные леса» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

3. Начните заполнять таблицу. (Рабочий лист)

ЗарисуйтеПоказывают на карте районы влажных экваториальных лесов.

2. Описывают природные условия влажных экваториальных лесов. Называют представителей растительного и Рассказывают о животного и растительном мира.

3. Заполняют таблицу

 

Саванны

1.А теперь мы прибываем в зону «Саванны» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №6) «Растительный и животный мир»

 

2. Прочитайте пункт «Саванны» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

Зарисуйте 3. Продолжайте заполнять таблицу.

Показывают на карте саванны.

2. Описывают природные условия саванн. Расскажите Называют представителей растительного и животного мира.

3. Заполняют таблицу

 

Тропические пустыни

1.Следующая наша остановка -тропические пустыни. Покажите наше место пребывания на карте «Растительный и животный мир»

(Слайд №7)

2. На физической карте полушарий найдите и покажите известные вам пустыни, определите, как на карте обозначены пустыни. (Слайд №4)

 

3. Прочитайте пункт «Тропические пустыни» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

4. Рассмотрите фото №1(фенёк), ответьте, почему у этой пустынной лисички такие большие уши?

5. Посмотрите видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=q9uUM7RH5Gc

5. Заполняйте таблицу.

  • 1.Показывают на карте пустыни. ПУСТЫНЯ- обширная территория земли, где сухой, жаркий климат.

 

2. Описывают природные условия пустынь. Называют представителей растительного и животного мира.

3.Просматривают видеофрагмент

4. Отвечая на проблемный вопрос, устанавливают взаимосвязь кровообращения, теплоотдачи и размера ушей у животного, в процессе поиска истины проводят самомассаж собственных ушных раковин, узнают о пользе такого массажа. (Физкультминутка)

5.Заполняют таблицу

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Учитель ориентирует учащихся на постановку целей урока.

Слушают стихотворение.

Да!

Учащиеся формулируют цели урока.

1мин.

III. Актуализация знаний

Задаёт вопросы: (Фронтальный опрос)

1.Что такое биосфера?

2.Чем она отличается от других оболочек Земли?

3.Кто составляет живое вещество нашей планеты?

4.Какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

45.Где расположена верхняя и нижняя границы биосферы?

6.Кто является основоположником учения о биосфере?

57. Когда появилась жизнь на планете?

68. Когда началось формирование современного облика природы?

9. Что изучает палеонтология?

710. Каких древних животных и растения вы знаете?

Отвечают на вопросы, опираясь на знания.

 

3 мин5

IV. Усвоение новых знаний:

1. Вступительное слово учителя.  

2. Работа с картой.

3. Работа с текстом учебника

4. Работа с доской, учебником и тетрадями  

5.Концентрация внимания  

Физминутка

6. Выступление групп с сообщениями.  

7.Презентация

 

Главная причина разнообразия жизни на Земле – приспособление растений и животных к различным условиям освещённости территории, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

В тропическом поясе земная поверхность получает наибольшее количество солнечного света и тепла.

Показывает на карте зоны экваториальных лесов, саванн и пустынь.  

Заполнение таблицы «Природные зоны» (заранее заготовить шаблон)

Каждая команда получила творческое задание: собрать самую интересную информацию по заданной теме

Учитель: Что ж, высадка команд прошла успешно.

-Кто меня слышит, поднимите руку.

-кто меня слышит, потопайте ногами

-кто меня слышит, встаньте

Выступление творческих групп

Обобщение и дополнение информации учителем

Слушают объяснение

Ищут в атласах, зарисовывают в контурных картах.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Читают параграф21, каждая группа о своем природной зоне

1Учитель: Племя «Ягуар» разбредается по джунглям в поисках удивительных животных. Кого они встретили, скоро узнаем. Каждый участник группы расскажет об одном животном на свой выбор, черпая информацию из разных источников (газеты, журналы, энциклопедии, телевидение, Интернет). Свое сообщение они иллюстрируют коллекцией рисунков.

2- Племя Кокосов работало над темой - растительный мир влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь

3- Кого смогли разглядеть участники Племени Колибри?  Ребята рассказывают об одной птице или насекомом, иллюстрируя свое сообщение коллекцией рисунков, представленной на выставке:

V. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

Выполняют поставленную задачу

 

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир тропиков.»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА



по географии 5 класса «Удивительный мир тропиков». ФГОС.



Технологическая карта урока географии в 5 классе ФГОС

«Удивительный мир тропиков»

Тема урока

«Удивительный мир тропиков»

  • Форма урока: Урок-исследование.

  • Тип урока: Комбинированный.

Цель урока:

1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей тропического пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

2. Создать условия для изучения особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов тропического пояса (влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий «экваториальный лес», «саванна», «пустыни».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных тропического пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных тропического пояса.

Задачи урока:

Обучающие: формировать знания учащихся о том, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле. Изучить особенности жизни растений и животных тропического пояса, влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь.

Развивающие: развивать кругозор обучающихся, устную и письменную речь.

Предметные результаты

Учащийся научится: Приводить примеры типичных растений и животных тропического пояса; отбирать источники географической информации для составления описания животных и растений тропического пояса; устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического пояса

Учащийся получит возможность научиться: использовать понятия «влажные экваториальные леса», «саванны», «тропические пустыни» для решения учебных задач по изучению особенностей растительного и животного мира тропического пояса;

Метапредметные результаты

Учащийся научится: составлять описание коллекций комнатных растений по географическому принципу их произрастания

Учащийся получит возможность научиться: определять правила ухода за комнатными растениями с учетом природных условий их произрастания

Личностные результаты

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия растений и животных влажных экваториальных лесов

Формы организации учебной деятельность

Работа в парах, индивидуальная

Образовательные технологии

Личностно-ориентированная (смысловое чтение), игровая, проблемное обучение.

Оборудование

Мультимедийное устройство, учебник, атлас, рабочий лист (приложение №1), карточки с изображением растений и животных тропического пояса.

ЭОР

Карта, видеофрагмент, презентация учителя по теме урока



Урок: «Удивительный мир тропиков»

Форма урока: Урок-исследование.

Тип урока: Комбинированный.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Какие природные зоны вы знаете?

2. В каком направление происходит смена природных зон?

В чем причина смены природных зон?

3. Изучите рис77,78,79 стр. 21 учебника. ?

4.. Определите границы тропического пояса.

5. На карте «Животный и растительный мир» атласа определите, какие природные зоны расположены в тропическом поясе?

6. Как вы думаете, почему в одном поясе освещенности сформировались три разные природные зоны? Что необходимо сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? Сформулируйте цель урока

Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море.

Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь»

Читают тему урока: «Жизнь в тропическом поясе». Размышляют о словах А. Брема. Делают вывод о том, что изучать живое существо необходимо в сопоставлении со средой, условиями его обитания и образом жизни.

Проявляют интерес к изучаемой теме

1. Вспоминают и называют природные зоны.

2. Определяют, что смена природных зон происходит от полюсов к экватору и причина этого –неравномерность освещения Солнцем земной поверхности

3. Выделяют тропический, умеренные и полярные пояса освещенности

4. Перечисляют природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и тропические пустыни.

5. Высказывают различные предположения. Формулируют цель урока: изучить особенности каждой зоны, определить сходные и раз личные черты среды обитания живых организмов влажных экваториальных лесов, саванн и пустынь

Формулируют цель урока

Формулирование задач урока

Давайте попробуем определить основные задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.

Формулируют задачи урока

1.Установить, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле.

2.Изучить особенности жизни растений и животных влажных экваториальных лесов

3.Изучить особенности жизни растений и животных саванн

4.Изучить особенности жизни растений и животных тропических пустынь

Формулируют основные задачи урока

Содержательный этап урока

Разнообразие жизни на нашей планете. Растительный и животный мир тропического пояса

1.Прочитайте пункт «Разнообразие жизни на нашей планете» Стр. 121 учебника. Как называется наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений? Почему она имеет такое название?

2.Выполните задание №1 в рабочем листе. Установите причины разнообразия жизни на Земле.

3. Ознакомьтесь с таблицей «Природные зоны тропического пояса» в рабочем листе.

Определяют, что это наука- биогеография. Говорят о связях биологии и географии.

ст пропущенные слова.

Понимают, что разнообразие жизни на Земле определяется условиями освещенности земной поверхности, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

3. Изучают текст учебникатаблицу

Осознают уникальность органического мира.

Влажные экваториальные леса.

1.Итак, мы прибываем в зону «Влажных экваториальных лесов» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №3) «Растительный и животный мир»

2. Прочитайте пункт «Влажные экваториальные леса» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

3. Начните заполнять таблицу. (Рабочий лист)

ЗарисуйтеПоказывают на карте районы влажных экваториальных лесов.

2. Описывают природные условия влажных экваториальных лесов. Называют представителей растительного и Рассказывают о животного и растительном мира.

3. Заполняют таблицу

Саванны

1.А теперь мы прибываем в зону «Саванны» Покажите наше место пребывания на карте (Слайд №6) «Растительный и животный мир»



2. Прочитайте пункт «Саванны» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

Зарисуйте 3. Продолжайте заполнять таблицу.

Показывают на карте саванны.

2. Описывают природные условия саванн. Расскажите Называют представителей растительного и животного мира.

3. Заполняют таблицу

Тропические пустыни

1.Следующая наша остановка -тропические пустыни. Покажите наше место пребывания на карте «Растительный и животный мир»

(Слайд №7)

2. На физической карте полушарий найдите и покажите известные вам пустыни, определите, как на карте обозначены пустыни. (Слайд №4)

3. Прочитайте пункт «Тропические пустыни» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.

4. Рассмотрите фото №1(фенёк), ответьте, почему у этой пустынной лисички такие большие уши?

5. Посмотрите видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=q9uUM7RH5Gc

5. Заполняйте таблицу.

  • 1.Показывают на карте пустыни. ПУСТЫНЯ- обширная территория земли, где сухой, жаркий климат.

2. Описывают природные условия пустынь. Называют представителей растительного и животного мира.

3.Просматривают видеофрагмент

4. Отвечая на проблемный вопрос, устанавливают взаимосвязь кровообращения, теплоотдачи и размера ушей у животного, в процессе поиска истины проводят самомассаж собственных ушных раковин, узнают о пользе такого массажа. (Физкультминутка)

5.Заполняют таблицу

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Учитель ориентирует учащихся на постановку целей урока.

Слушают стихотворение.

Да!

Учащиеся формулируют цели урока.

1мин.

III. Актуализация знаний

Задаёт вопросы: (Фронтальный опрос)

1.Что такое биосфера?

2.Чем она отличается от других оболочек Земли?

3.Кто составляет живое вещество нашей планеты?

4.Какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?

45.Где расположена верхняя и нижняя границы биосферы?

6.Кто является основоположником учения о биосфере?

57. Когда появилась жизнь на планете?

68. Когда началось формирование современного облика природы?

9. Что изучает палеонтология?

710. Каких древних животных и растения вы знаете?

Отвечают на вопросы, опираясь на знания.

IV. Усвоение новых знаний:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа с картой.

3. Работа с текстом учебника

4. Работа с доской, учебником и тетрадями

5.Концентрация внимания

Физминутка

6. Выступление групп с сообщениями.

7.Презентация

Главная причина разнообразия жизни на Земле – приспособление растений и животных к различным условиям освещённости территории, нагрева и увлажнения приземного слоя воздуха.

В тропическом поясе земная поверхность получает наибольшее количество солнечного света и тепла.

Показывает на карте зоны экваториальных лесов, саванн и пустынь.

Заполнение таблицы «Природные зоны» (заранее заготовить шаблон)

Каждая команда получила творческое задание: собрать самую интересную информацию по заданной теме

Учитель: Что ж, высадка команд прошла успешно.

-Кто меня слышит, поднимите руку.

-кто меня слышит, потопайте ногами

-кто меня слышит, встаньте

Выступление творческих групп

Обобщение и дополнение информации учителем

Слушают объяснение

Ищут в атласах, зарисовывают в контурных картах.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Читают параграф21, каждая группа о своем природной зоне

1Учитель: Племя «Ягуар» разбредается по джунглям в поисках удивительных животных. Кого они встретили, скоро узнаем.
Каждый участник группы расскажет об одном животном на свой выбор, черпая информацию из разных источников (газеты, журналы, энциклопедии, телевидение, Интернет). Свое сообщение они иллюстрируют коллекцией рисунков.

2- Племя Кокосов работало над темой - растительный мир влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь

3- Кого смогли разглядеть участники Племени Колибри? 
Ребята рассказывают об одной птице или насекомом, иллюстрируя свое сообщение коллекцией рисунков, представленной на выставке:

V. Рефлексивно - оценочный

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

Выполняют поставленную задачу






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!