СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительное рядом. Литературное краеведение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное краеведение

Благодатный донской край, богатый своими высокими и прочными духовными традициями русской культуры дал отечественной и мировой литературе столько славных имен, что этим не только можно, но и должно гордиться.

Я представляю  Вашему вниманию свою работу «Удивительное рядом», которая раскрывает значение поэзии в жизни людей.  Объектом исследования является  творчество донской поэтессы Галины Ивановны Варсан-Калининой.

Просмотр содержимого документа
«Удивительное рядом. Литературное краеведение»







«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»












Оглавление

Введение ……………….……………………..…………… ……..………………….3

Глава 1. Цели и задачи литературного краеведения … ...……...………………....6

Глава 2. Удивительная страна, имя которой – Поэзия… ...… …...… ……...…….8

    1. Роль поэзии в жизни общества и человека..….……….…...… ..……………….8

    2. Лирика – душа поэт…………… …………. … .…….… ......… ……………….11

Глава 3. «Людей неинтересных в мире нет»………………...…………………….12

    1. Г.И. Варсан-Калинина – поэт-самородок.……...… ..……..…………………..12

    2. Очерк жизни Г.И.Варсан-Калининой ….……...… ..…...… . …………………13

    3. Ю.А.Калинин – член Союза писателей Дона……… .... ….. . ... ..……………15

    4. Основные темы творчества Г.И.Варсан-Калининой ..…………..……………17

Глава 4. Значение поэзии для человека……………...………………...…………..24

4.1 Роль поэзии в моей жизни…………………….….…………………..…………24

4.2 Литературные пробы моих одноклассников…….……… ………...………….25

Заключение ……………………………...…… ….….……………………………..27

Список литературы………………………………….……………………………..28

Приложение 1 ……………………………………….……………………………...29

Приложение 2……………………………………….……… ……………………...36

Приложение 3…………………… ………………….……………………………...37

Приложение 4…………………… ………………….……………………………...45










Введение

Благодатный донской край, богатый своими высокими и прочными духовными традициями русской культуры дал отечественной и мировой литературе столько славных имен, что этим не только можно, но и должно гордиться.

Я представляю Вашему вниманию свою работу «Удивительное рядом», которая раскрывает значение поэзии в жизни людей. Объектом исследования является творчество донской поэтессы Галины Ивановны Варсан-Калининой.

Цель работы:

Исследование жизни и творчества Галины Ивановны Варсан-Калининой, определение художественного своеобразия лирики поэтессы.

Задачи:

  • Найти интересные сведения о жизни и творчестве Галины Ивановны Варсан-Калининой.

  • Проанализировать художественно-выразительные средства, используемые поэтессой.

  • Выяснить, какую роль занимает поэзия в жизни общества и человека.

  • Сделать выводы о том, как обучающиеся школы и педагоги относятся к поэзии.

Методы исследования:

  • Сбор фактического материала

  • Фотосъемка

  • Анкетирование

  • Сравнительный анализ



Мною в школе было проведено анкетирование среди обучающихся и преподавателей с целью выяснить, какой след оставили в душе стихи, изучаемые по школьной программе.

Ответы моих одноклассников, учителей школы окончательно определили рамки моего исследования. Я убедилась, что многие ребята, в отличие от преподавателей (не только литературы), получив за выученное стихотворение оценку «5», не могут вспомнить и прочитать его наизусть. Учил, выучил, забыл. Есть ребята, которые не всегда рады, когда им задают учить стихи наизусть А ведь школьная программа прививает любовь к поэзии, и стихи, которые мы учим , оставляют след в наших душах. Но радует то, что большая часть ответила, что поэзия в их жизни занимает немаловажное место.

Я уверена, что, забывая о культурном наследии, созданном некогда русскими классиками Золотого и Серебряного веков и других периодов, мы утрачиваем чувство прекрасного, становимся равнодушными к бедам чужих людей, переставая помнить о милосердии. Поэтому, я считаю: интерес к поэзии надо возрождать, и попытаюсь внести свой маленький вклад в это дело своей исследовательской работой. Я принялась за дело, и стала собирать информацию, делая из нее собственные выводы, которые будут приведены ниже.

Исследование представлено в 4 главах:

*Цели и задачи литературного краеведения

* Удивительная страна, имя которой - Поэзия.

* «Людей неинтересных в мире нет».

* Значение поэзии для человека.

В конце работы представлены выводы, обобщения и задачи на будущее. Мои выводы касаются не только проделанной исследовательской работы, но и моей позиции в отношении к поэзии. Я также предполагаю, что и доклад, и презентация помогут учителям литературы в подготовке уроков по региональному компоненту, в организации классных часов и внеклассных мероприятий, проведении «Литературных гостиных» и вечеров поэзии.

Я твердо уверена, что занятия литературным краеведением сегодня очень актуально, потому что вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала, пробуждает и углубляет чувство любви к своей малой родине, чувство гордости за свой край, является важным источником патриотического воспитания обучающихся, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

Надеюсь, что работа будет интересна и полезна всем, кто интересуется поэзией.

































Глава 1. Цели и задачи литературного краеведения

Литература - один из важнейших элементов культуры. Российские писатели и поэты внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культурные и национальные традиции.
Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям).

Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.

Цель литературного образования - становление духовного мира личности, создание потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Цель литературного краеведения - решение этих задач. Соприкосновение с богатейшей литературой родного края делает более конкретным, глубоким знания обучающихся, обогащает учеников местным фактическим материалом, формирует патриотическую гордость за свою малую родину, давшую миру такое созвездие талантов, чувство ответственности за достойное продолжение традиций культуры края.

Краеведение сегодня по праву считается одним из основных направлений в работе школы. Традиционно задачами краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего города или микрорайона, развитие у читателей интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.



































Глава 2. Удивительная страна, имя которой - Поэзия

2.1 Роль поэзии в жизни общества и человека

Когда в безвестности до срока

Не на виду еще поэт

Творит свой подвиг одиноко,

Заветный свой хранит секрет,

Готовит людям свой подарок,

В тиши затерянный давно,-

Он может быть больным и старым,

Усталым – счастлив все равно.

А.Т.Твардовский


Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия.

Поэзия оказывает огромное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Она переворачивает обыденные взгляды и мнения людей, все, что было незначительным, становится  важным. И наоборот, вещи, которые раньше выдвигались на первый план, становятся второстепенными. 
Поэзия, как и проза - один из основных типов искусства слова, который имеет важное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. 
     С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: то ли в быту, то ли на работе, или даже на войне. Вспомнить лишь, как поет народ веселые песни на праздниках, или как воины поют с патриотическим настроем перед боем. Прекрасные рыцари средневековья пели серенады под балконами очаровательных леди, а благородные джентльмены 19-го века декламировали стихи дорогим их сердцу дамам. Таким образом, все они выражали свои чувства. С помощью поэзии легко можно передать настроение и эмоции человека, его отношение к тому или иному происходящему событию, самые нежные и возвышенныечувства. 
     Множество мастеров слова, знаменитых, всем известных и не очень, делятся своей радостью, печалью, восхищением, взволнованностью, мудростью, смелостью или страхом именно с помощью стихов.

« Когда поэзия есть, она может некоторыми не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются»,- писал Е. Винокуров. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь «ласку рассвета», увидишь «последнюю краску заката», «тропинку с бродом через ручей», почувствуешь «времени резкую дату». Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия.

Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Чаще всего, если человек любит читать, то читает он прозу. Одни любят фантастику и детективы, другие – исторические и любовные романы. Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. Хорошие стихи – всегда тайна. Стихотворения можно, а иногда и нужно анализировать. Зачастую поэтические строки с первого раза понять сложно. Чтобы понять стихотворение, нужно многое увидеть и услышать. Ведь мы, имея зрение, многое не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как бы испытываешь удивление: ты увидел то, на что раньше не обращал внимания.

Рис. 1

Ведь заметил же Ф. Тютчев (рис.1):

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия – это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные стихи о любви:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле,

Рис.2 Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

Так писала Анна Ахматова (рис. 2).

А Александр Пушкин любимую женщину называет «гением чистой красоты». Он напоминает о том, что красотой нужно дорожить, оберегать ее от «шумной суеты», не забывать даже в несчастье. Любовь – это то, без чего человек жить не может, а любовь не может жить без поэзии.

Любовь прекрасна и грустна.

И все на свете ясно —

Грустна для третьего она,

А для двоих прекрасна.

Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами.

У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои ритмы и интонации. Кто-то любит перечитывать Пушкина и не перестает удивляться вечной новизне и свежести его стихов. Кому-то по душе утонченный Блок. Другому ближе горькие исповеди Цветаевой или задушевная откровенность Есенина. Есть свои поклонники у современных поэтов: Кинчева, Башлачева, Шевчука, Цоя.



2.2 Лирика – душа поэта.

Лирика – душа поэта, веер образов, вихрь идей. Это всегда мечты и, конечно, любовь – самая древняя тема поэтов.

Еще в древнерусской поэзии мы находим темы любви, о чем свидетельствует сказание тех времен «Слово о полку Игореве». Возрождение поэзии на Руси – это и возрождение стихов о любви: Державин, Жуковский, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок, Гумилев, Цветаева, Есенин, Мандельштам, Твардовский, Симонов, Высоцкий, Окуджава… Собственно, любой поэт в той или иной форме писал о любви во всем многообразии этой темы. А тема действительно неисчерпаема! От библейских времен до дней нынешних любовь – основа жизни человека.

Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то общечеловеческое, что пережито людьми разных веков и стран и что переживается нами вновь и вновь. Но в то же время любовная лирика интересна читателю разнообразием поэтических индивидуальностей, так как позволяет, с одной стороны, проникнуть в неповторимый мир того или иного поэта, а с другой - самому почувствовать разные оттенки любви и тем самым ощутить многомерность своей собственной души.

Всякий согласится, что благодаря поэзии перед нами открывается удивительный мир. Мы начинаем лучше понимать все стороны жизни.

Окружающая действительность кажется нам более интересной, загадочной, изысканной. Любовная поэзия помогает нам лучше понимать душевные переживания человека. К любовной лирике читатели никогда не утратят своего интереса. Интерес человека к живому чувству любви – это свидетельство гармоничной и развитой души. А такие люди были во все времена.







Глава 3. Людей неинтересных в мире нет

3.1 Г.И. Варсан-Калинина – поэт-самородок

Формула «людей неинтересных в мире нет» была заявлена еще в 1960 году поэтом Е. Евтушенко.

В нашей школе уже стало доброй традицией дружить с людьми, которые сами дружат с поэзией. Учащиеся нашей школы встречались с членом Союза писателей Марией Васильевной Манаковой, с членом Донского Пушкинского общества Юрием Владимировичем Пернаковым, с главным редактором газеты «Мнения» Галиной Ивановной Варсан-Калининой (рис. 3), о жизни и творчестве которой мы и поведем сегодняшний рассказ.

Рис. 3

Знакомство с ней произошло в прошлом году. Встреча с Галиной Ивановной была очень интересной (рис. 4). Она рассказывала о том, что такое поэзия, читала свои стихи. Ребята с искренним вниманием слушали Галину Ивановну. Ещё бы! Ведь это были не сухие строчки учебника, а живое слово поэта. Встреча прошла на одном дыхании, чего не ожидала, как сама потом призналась, Галина Ивановна. Наверное, секрет успеха в той искренности, доброте и мудрости, которые заключены в её творчестве.

Рис. 4

3.2 Очерк жизни Г.И.Варсан-Калининой

Галина Ивановна Варсан-Калинина родилась в 1961 году во Франции в Париже. Отец – Варсан Иван Иванович родился в 1919 году и до Великой Отечественной войны проживал на берегу Дуная в городе Рени Одесской области. Оттуда и ушел на фронт. Прошел всю войну, имеет боевые ордена и медали. Попал в госпиталь в Ростов, где и познакомился со своей женой…, которая там работала. Молодые люди полюбили друг друга, и Иван Иванович увез жену к себе на родину. Отец после войны выучился на повара и плавал на кораблях дальнего плаванья. В семье долго не было детей. И сколько же было радости, когда они узнали, что свершилось чудо и у них появится долгожданный ребенок. Иван Иванович уходит в рейс в Париж. Он не может оставить беременную жену, и после долгих разговоров с капитаном, берет ее с собой на борт. И в Париже, прямо на корабле, 29 мая 1961 года появилась на свет маленькая девочка Галя. Говорят, что поздние дети одаренные. С малых лет Галина любила петь, танцевать, устраивала концерты и спектакли во дворе своего дома. Окончив 1 класс, вместе с семьей переезжает из города Рени в город Червонопартизанск Ворошиловоградской области. Там и заканчивает среднюю школу. Во время учебы в школе занимается народными танцами, пением, читает стихи. Галина Ивановна вспоминает : « Во дворе пятиэтажки, где мы жили, у меня был свой хор. Мы ставили спектакли, готовили концерты для родителей и всех желающих. Помню, что зрителей всегда было много. Люди приходили даже из соседних домов и улиц. Я сама писала сценарии и шила костюмы.». Тогда и появились первые стихи, пусть неправильные, но свои!

Перерастет ли ее детское увлечение в серьезную поэтическую работу, покажет время, но всегда в минуту радости и печали у нее будет сокровенная подруга - чистая страница, которой можно рассказать свою душу и подарить совсем незнакомым людям теплоту своего сердца и веру в добро, надежду, что свет человеческих сердец очистит землю от зла.

В 1978 году переезжают в Таджикистан в город Ордженикидзе, возле Душанбе. Там живут до конца 1979года, до событий в Афганистане. Из Ордженикидзеабада уезжают в Ростов-на-Дону. Галина Ивановна устраивается на завод «Рубин» в химическую лабораторию. На заводе продолжает активную жизнь : организовывает свой ансамбль, ведет концерты. Поступает на учебу в культпросвет училище на хородирижерское отделение и оканчивает его в 1985году. Выходит замуж.

































3.3 Ю.А.Калинин – член Союза писателей Дона

Из рассказов Галины Ивановны мы узнали, что ее свекор Юрий Алексеевич Калинин – тоже очень интересный человек (рис. 5). Родился в апреле1929 года в городе Константиновка Сталинской (ныне Донецкой) области. Из семьи казаков. С малых лет воспитывался в детских домах, в том числе в Детском доме им. Ленина (усадьба графов Уваровых «Поречье» в Московской области).

Участвовал в Великой Отечественной войне в составе действующей армии в качестве воспитанника – сына полка 47-й гвардейской и 270 стрелковой Демидовской Краснознаменной дивизии.

Рис. 5


Воевал в центральных и южных регионах России, участвовал в освобождении Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии. Был тяжело ранен. Награжден орденами Славы, Отечественной войны и медалями.

В послевоенное время Ю.А.Калинин трудился на рудниках и шахтах Урала, Воркуты, Тулы. В 1968 году вернулся на родину, в Донбасс. В городе Гуково Ростовской области много сил отдал военно-патриотическому воспитанию молодежи и школьников, ветеранскому движению. Ю.А.Калинин является Почетным гражданином города Гуково.

Активный участник возрождения традиций Донского казачества. Имеет казачий чин – есаул. Награжден казачьими орденами, медалями и памятными нагрудными знаками.

Ю.А.Калинин – самобытный художник, участник и дипломант Всероссийских фестивалей народного творчества.

Литературное творчество – неотъемлемая часть жизни Ю.А.Калинина. Он автор шести книг, участник коллективных сборников и альманахов. Член Союза писателей Дона. Лауреат Южно-Российского литературно-художественного конкурса «Великий вешенец, награжден дипломом и золотой медалью М.А.Шолохова. Международным Союзом славянских журналистов награжден дипломом и медалью «Верные сыны России». За произведения военно-патриотической направленности награжден Дипломом и медалью лауреата литературной премии В.С.Пикуля.

В 2010 году в московском издательстве «Икар» был опубликован сборник рассказов, очерков и стихов Ю.А.Калинина « От мала до велика», посвященный 65-летию Великой Победы советского народа в Велиикой Отечественной войне. В этот сборник вошли художественно-публицистические произведения, повествующие о драматизме военного времени. В основу рассказов положены судьбы реальных участников войны. Очерки посвящены юным защитникам Родины.

«Два раза я испытала клиническую смерть при родах,- вспоминает Галина Ивановна. – Один раз видела себя со стороны, а второй раз в тоннеле, в конце которого горел яркий свет. Теперь то, о чем пишу, вижу сверху и помню наизусть. Это непередаваемое чувство».

Я из души беру стихи:

Они так просто не даются,

Они приходят с высоты,

Как дождь на землю нашу льются.








    1. Основные темы творчества Г.И.Варсан-Калининой

Тематика стихотворений Г.И. Варсан-Калининой разнообразна : это стихи о природе, о смысле жизни, о поэзии и, конечно же, о любви.

Жизнь теряет всякий смысл без любви.

Любовь – это счастье, и одновременно величайшее испытание. Это чувство поднимает человека ввысь, но может ввергнуть его в бездну. Величайшее счастье в один момент может обернуться трагедией. Но, несмотря на это, любовь имеет огромный смысл. Она вносит смысл в саму жизнь, которая без нее становится простым существованием. Душа стремится к любви, и величайшее по своей силе чувство становится для человека одним из земных испытаний.

Влюбленные часто пишут стихи. Наивные,

Рис. 6. Приложение 3, слайд 25.

Стихи Г.И. Варсан-Калининой о любви

неумелые, но – стихи.

Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Не обязательно к женщине, но к матери, другу, Родине. Поэтому невозможно найти поэта, который не писал бы о любви.

Любовь – это величайшая ценность, без которой невозможно духовное развитие человека. В поэзии Г.И.Варсан-Калининой тема любви занимает значительное место. Стихи о любви, романтические стихи, стихи о расставании, стихи о женщине, стихи об отношениях мужчины и женщины, стихи про развод, потерю любимого. Любовь во всех ее проявлениях.

Поэтесса находит удивительные поэтические сравнения, чтобы подчеркнуть состояние своей лирической героини.

А разве можно испытать любовь,

Когда на сердце не легла она печатью,

Не пролилась ручьями нежных слов,

Разлукой, нежностью, надеждой и печалью.


Ведь это все равно, что рвать цветы

Бездушные, никчемные, пустые,

Ждать озаренья из кромешной тьмы

И видеть сны, но не свои, чужие.

Каждое ее стихотворение написано с любовью и о любви. Здесь оказывается совершенно неважно к кому или к чему направлено это чувство, будь то любимый человек, приятное воспоминание или город.

Главное, то настроение, которое создается у читателя при прочтении этих стихов.

Поэзия Г.И. Варсан-Калининой проникнута любовной тематикой. Она создавала стихи о любви, превознося это чувство выше остальных (рис.7,8)

С любовью важно жить и не сдаваться

Лишь только так, счастливым можно стать.

Рис. 7,8. Приложение 3, слайд 26-27.

Стихи о любви



Лирика поэтессы посвящена разным темам. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые ею, многие из них пронизаны философским содержанием. Популярность их легко объяснить. Люди всю жизнь задумываются над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, об отношении с окружающим миром, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии, о добре и зле.

Люди добрые и недобрые,

А недобрых людей нет.

Просто мы бываем разные,

Себе сами наносим вред.

Не задумываясь, что будет,

Жизнь коверкаем просто так.

Забываем, что все мы люди.

Думаем это пустяк.

Пустяки - когда понимаем,

Когда просим прощения.

А иначе всё прирастает.

Грязь копится без сожаления.

Словно глыба грехом обрастая.

Ходим мучаясь, мучим других.

Жизнь не ценим - сами не зная,

Как подставили мы двоих.

Так и ходим с тяжестью груза.

А не лучше ли правду сказать?

Впредь не делать ошибок по жизни,

И с судьбой просто так не играть.

Философские стихи про жизнь – достаточно трудная тема. Если в стихотворениях о природе или любви достаточно выразить чувства, настроение, то здесь у автора должен быть багаж жизненного опыта, глубокие интересные мысли, которыми он хочет поделиться с читателем. Если автору нечего сказать, то философская лирика не получится.

Темой размышления автора нередко становится его собственная судьба (рис.9).

Рис. 9. Приложение 3, слайд 28.

Философские стихи

В поэзии философские размышления традиционно связаны с природой, с которой, в свою очередь, тесно связана жизнь человека, его душа. Рассказ о природе часто является исходным звеном философской лирики. Особенно любима в русской поэзии осень.

Отличительной чертой стихотворений Г.И.Варсан-Калининой о природе является то, что в них так же есть философские размышления о жизни.

Моя душа настроена на осень,

А сердце продолженья лета ждёт,

И ничего так сильно не тревожит,

Как бег часов, что к старости ведёт.

Уже не тем огнём глаза искрятся.

Всё больше хочется прилечь, и отдохнуть,

И как порою не пытаюсь притворяться,

Лишь молодости шаг нам не вернуть.

Но с этой мыслью лучше нам расстаться.

В подробности не стоит проникать,

С любовью важно жить и не сдаваться,

Лишь только так, счастливым можно стать.

Человека не может не интересовать природа. Он связан с нею тысячью неразрывных нитей. Вне природы и без природы невозможно существование человечества. «Надо любить все: зверей, птиц, растения, в этом – красота жизни!» – восклицал А. Куприн. Человек должен все время помнить, что он – совершеннейшее творение природы. Именно человеку природа доверила свое будущее. Мы восхищаемся мерцанием звезд, восходом солнца, капельками утренней росы, первыми весенними цветами. Но поэты могут красоту не только увидеть, а и рассказать нам так, чтобы мы испытали удивление перед необычайным миром природы. Природа у поэта вызывает размышления, она для него одушевленное, «разумное» существо, как и человек:



Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

К. Паустовский заметил, что «самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени». Читая лирические произведения русских поэтов о природе, мы понимаем, что в мире есть красота – это природа, которая восхищает, удивляет, радует нас. Она делает человека выше духовно, заставляет задуматься о смысле жизни, об отношении к окружающему миру. Главное – заметить эту красоту, не пройти мимо и не забывать слова русского поэта Н. Рыленкова:

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,

Чтоб вдруг отразили бездонные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы.

Один из любимых поэтов Г.И. Варсан-Калининой– А.С.Пушкин (рис. 10). Ему она посвятила такие строки: В единстве чувств мы с ним едины.

Он гений, я лишь часть его.

Он памятник воздвиг себе при жизни.

В творениях своих живя,

Он будоражит наши мысли,

Великий гений бытия.


Рис. 10. Приложение 3, слайд 33.
А.С. Пушкин – любимый поэт

Г.И. Варсан-Калининой

Осень была любимым временем года у А. Пушкина. «И с каждой осенью я расцветаю вновь», – писал поэт, и в его душе рождались гениальные стихи, среди которых много посвящено русской природе. Но у каждого поэта осень своя, неповторимая.

Осень - любимое время года и у Г.И. Варсан-Калининой (рис. 12):

Пожелтевшая скрытная осень

С гибким станом серых дорог,

Ты пощады себе не просишь,

Расстилая ковры у дорог.

Ты рыдаешь с утра до ночи,

В твоих лужах такая тоска.

Все равно я люблю тебя очень,

Хороша ты во все века!

С хладным жаром в ноздрях, кобылица,

Ты бежишь, торопя зиму,

Словно хочешь под снегом укрыться,

Не доставшаяся никому.

Как блудливая рыжая дева,

Наследила во всех местах.

Отдавая себя всецело

Увядаешь у всех на глазах.

Рис. 12


Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, образным. В своих стихотворениях Г.И.Варсан-Калинина использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету. Функция эпитета – образного поэтического определения – многообразна. Поэтесса употребляет цветовые эпитеты, помогая тем самым красочнее изобразить увиденное. В стихотворении «Осень» использует эпитет, который помогает читателю лучше увидеть изображаемый предмет: « пожелтевшая осень», «скрытная осень», метафору « гибкий стан» осени, сравнения «рыжая дева», «кобылица».

Эпитеты в поэтических произведениях Г.И.Варсан-Калинина настраивают читателя на определенное восприятие стихотворения, передают настроение, чувства, мысли лирического героя, создают определенную музыкальную тональность.

Вечные темы любви, природы, жизни и смерти у каждого поэта получили свое новое развитие, неповторимое звучание.

Г.И.Варсан-Калинина сказала: «Когда стихи идут от сердца и пишутся в порыве эмоций, их нельзя загонять в рамки. Они как вольные птицы должны парить в небесах, а не быть заключенными в клетках стандартов».

В настоящее время Галина Ивановна тесно общается с поэтами нашего города и области, среди которых Николай Николаевич Никонов, М.И.Федосов, Л.И.Лаухина, В.А.Ногай, поэт-фронтовик, Почетный ветеран Государств Содружества и России Владимир Васильевич Олефиренко (рис.13), автором гимна Ростовской области. Галина Ивановна является членом литературного объединения «Согласие» (рис. 14), организатором творческих вечеров «Сокол», «Алые паруса», главным редактором газеты «Мнения» для юношества, семьи и школы (приложение к журналу «Имена»).








Рис. 13.

Рис. 14.







Глава 4. Значение поэзии для человека

4.1 Роль поэзии в моей жизни

Роль поэзии в моей жизни?.. Трудный вопрос, на который я не могу точно ответить. Поэзия для меня – это способ снять с себя негативные эмоции и погрузиться в удивительный мир рифмы, забыв о серости повседневной жизни.

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет меня по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает над миром обыденности, будничности и обогащает духовно. Она помогает быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Читая и слушая стихи, я не только наслаждаюсь мастерством и талантом, но и воспринимаю энергию чувств и мыслей, которые подчас задерживаются в наших сердцах. Поэзия учит высокому пониманию всего прекрасного, что есть в мире.
Она способна пробуждать "чувства добрые". История больших человеческих чувств, выраженных в поэзии, показывает нам путь восхождения человека к большей человечности. Пробуждать лирой «чувства добрые» — это прекрасное определение Пушкина относится не только к его, но и ко всей поэзии.

Особенно меня привлекает современная поэзия. Безусловно, она настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление всего происходящего вокруг. Это одно из множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу. Поэзия - это предчувствие мысли. Нет силы более доброй и беспощадной, чем поэзия. Поэзия проникает в самые тайные уголки души. Современные поэты с большим вдохновением описывают природу, рассуждают о жизни, о любви. Всем хорошо известны В.С.Высоцкий, Р.Рождественский, Н.Добронравов, И. Тальков, В. Цой. Как важно порой услышать вовремя слово-поддержку, слово-утешение, слово-напутствие!







4.2. Литературные пробы моих одноклассников

Участие в районных и областных конкурсах, познавательно-образовательных викторинах, встречи и беседы-диалоги с поэтами, экскурсии в музеи и поездки на малую родину поэтов и писателей – всё это вызывает искренний интерес к творчеству земляков, заставляет по-новому смотреть на жизнь и творчество писателей и поэтов, способствует развитию гармоничной личности.

Обучающиеся нашего класса понимают и делают правильные выводы: каждый может быть хорошим работником, замечательным человеком, другом, но не каждый способен написать так, чтобы им гордились, восхищались и помнили, т.е. не каждый способен стать писателем, поэтом.

Наша задача – не только духовное обогащение, мы учимся анализировать стихи и прозу, творить и пробовать себя в литературе. Всё это даёт возможность понять малую родину, проникнуться теплотой и любовью к ней, к её природе, к людям, живущим на этой земле.

В нашем классе очень много творческих ребят, которые активно участвуют во всевозможных мероприятиях. Изначально мы изучали донской фольклор: ставили сценки казачьих обрядов, пели казачьи песни и стали победителями городского Этнографического фестиваля, ездили в станицы казаков и встречались с людьми, которые хранят эти традиции. Затем мы познакомились с интересными людьми другой направленности: современниками Великой Отечественной войны и донскими поэтами. В конце концов, вдохновившись рассказами этих замечательных людей, мы стали пробовать себя в этой сфере, участвуя во всевозможных конкурсах стихотворений, и вот некоторые примеры поэтических работ моих одноклассников:

Шишикина Юлия заняла 1-ое место в городском конкурсе стихотворений «Ростов - наш общий Дом»:

Мой город, я люблю тебя безмерно –

Плеск волны, крутые берега.

Край Донской, красивые закаты,

Плодородная и щедрая земля.

Ширь полей, высокие курганы,

Старые станицы на Дону.

Ветер и бескрайние поляны

Поднимают легкую волну.


Ивы плачут, головой качая,

И березы шелест в летний зной.

Журавлей летит большая стая –

Как прекрасен этот серый строй.


Голубая гладь, как стеклышко прозрачна,

По утрам щебечут воробьи.

Лишь с Ростовом жизнь моя прекрасна,

Ты, любимый, здравствуй и цвети!


Также она заняла II место во Всероссийском дистанционном конкурсе «Уж небо осенью дышало…». Гаус Анна заняла III место в этом же конкурсе, а Никита Кныш, Смирнягина Татьяна и Личманова Инна получили сертификаты участников.

Стихотвроение Кныш Никиты «Про экологию» было напечатано в альманахе «…друг другом восхищаться…»:

…Мы вырубаем леса,

От этого нам только хуже.

И душит Россию слеза,

Пожар никому ведь не нужен…


Светлана Крамарова, обучающаяся 11 класса, посвятила эти строки своей маме:

…Мама, я могу рассказать тебе обо всем.

Ты лучик света в сердце моем.

Я буду любить тебя вечно.

Любовь к тебе моя бесконечна.

Результатом нашей работы стали публикации в ежегодном школьном альманахе «…друг другом восхищаться …» и вскоре в газете «Мнения», главным редактором которой является Г.И.Варсан-Калинина, появятся стихи юных поэтов нашей школы.



Заключение


Проведя свое исследование, я еще больше убедилась, какой интересной может быть поэзия, и какую огромную роль она может сыграть в духовном развитии человека.

Поэтические тексты — совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, люди познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семан­тические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать худо­жественной речью в ее высшем воплощении.

Но кроме прелестей языка при прочтении стихов, мы учимся понимать друг друга, чужие переживания, проживать чужые радости и беды.

Бывает так, что эмоции нельзя передать прозой… А стихами можно всегда.

Мне было очень интересно работать над этой проблемой и знакомиться с интересными людьми. Спасибо замечательной поэтессе Галине Ивановне Варсан-Калининой, за то, что познакомила мой класс, в том числе и меня, с замечательным миром рифмы, вдохновила на другой стиль жизни.

Также я использовала материалы сборников Тютчева, Пушкина, Ахматовой, Маяковского, личные записи Г. И. Варсан-Калининой, интернет-ресурсы сайтов http://www.poezia.ru/, http://rifma.com.ru/ и др.












Список литературы и ресурсы сети Интернет

  • Современная школьная энциклопедия / Н.А. Донская [и др.] – Научно-популярное издание, серия «Современная школьная энциклопедия», 2007

  • Анна Ахматова / ред. Н.Н. Кудрявцева – собрание сочинений в двух томах, 1990. – Т. 1

  • Литература / ред. Л. Колесов – справочник школьника, 1996

  • Русская лирика XIX века / ред. Т. Блантер – Классики и современники, поэтическая библиотека, 1981

  • Русская литература. Советская литература / Л.А. Смирнова [и др.] – учебное издание, 1989

  • http://www.poezia.ru/

  • http://rifma.com.ru/


















Приложение 1

***

Как можно радость жизни испытать,

Не зная горечи и слез ее не зная.

Ведь это все равно, что уплывать

На белом корабле не уплывая.

А разве можно испытать любовь,

Когда на сердце не легла она печатью,

Не пролилась ручьями нежных слов,

Разлукой, нежностью, надеждой и печалью.

Ведь это все равно, что рвать цветы

Бездушные, никчемные, пустые,

Ждать озаренья из кромешной тьмы

И видеть сны, но не свои, чужие.

Как трудно нам порою стать,

Точнее быть самим собой,

Чтоб в полной мере испытать

И радость жизни, и любовь.

***


Песня.

Замела метель

Белым снегом пустошь.

Хочешь, верь- не верь:

Без тебя мне пусто.

Где ты, мой родной,

Протяни мне руки

И побудь со мной,

Хоть мы и в разлуке.

Без тебя не жить,

Не дышать, не мыслить,

Без тебя любви я своей не мыслю.

Без тебя пуста нашей жизни пристань.

Я твоя навек, стал моим ты принцем.

Прилечу к тебе чайкой белокрылой,

Чтоб побыть с тобой рядом,

Мой любимый.

Тучи разобью, и засветит солнце.

Я тебя люблю, свет ты мой в оконце.

***

Я приду к тебе звездной ночью,

На рассвете приду к тебе,

Я приду к тебе, если захочешь

В радости и в беде.

Я приду, даже если буду

От тебя далеко-далеко.

Ты не бойся, я не забуду,

Как с тобой мне было легко.

Ты во мне пробудил любовь,

Ты мне дал на нее надежду,

Что мне хочется верить вновь

И любить тебя так, как прежде.

***

Когда-то была молодой,

Когда-то была красивой.

Казалось, весь мир для на меня

Лежит на тарелке синей.

Мечтала в окно посмотреть,

Увидеть все страны мира,

Птицей по ним пролететь,

Услышать, как плачет лира.

На бал во дворец попасть,

Там принца мечтала встретить,

Влюбиться, с детством простясь.

Как жаль: он меня не заметил.

***

Образ осени.


Пожелтевшая скрытная осень

С гибким станом серых дорог,

Ты пощады себе не просишь,

Расстилая ковры у дорог.

Ты рыдаешь с утра до ночи,

В твоих лужах такая тоска.

Все равно я люблю тебя очень,

Хороша ты во все века!

С хладным жаром в ноздрях, кобылица,

Ты бежишь, торопя зиму,

Словно хочешь под снегом укрыться,

Не доставшаяся никому.

Как блудливая рыжая дева,

Наследила во всех местах.

Отдавая себя всецело

Увядаешь у всех на глазах.

***

Пока не знаю, как умру,

Но хочется не пасть поддонком,

Оставить веру и любовь,

Надежду и стихи потомкам.

***

Зима.

Дождик льет беспробудным плачем…

Ну какая там, к черту, зима.

Так душа моя ночью плачет,

Я у собственной жизни одна.

Я одна у окна без света

Меж озер, где не видно рыб.

Как одна большая планета

Среди холода северных глыб.

Вот такая, сверкая глазами

Принца жду, а его все нет.

Как Алиса хожу меж домами,

Отыскать пытаюсь я след.

А еще я хочу на рассвете

Алый парус увидеть в окне,

И бежать, как вольный ветер

На всех парусах к своей судьбе.

***

Воспоминание

(посвящается А.С.Пушкину)

Я осени люблю очарованье…

Как Пушкин жил, любил, ходил,

Разбрасывая листьев очертанье,

Он трепетно ее превозносил.

Бардо и золото с отливом,

Шурша в пытливости ума

Он чувствовал себя игриво,

Он от нее был без ума.

И я люблю ее порывы,

Разнообразие цветов.

В единстве чувств мы с ним едины.

Он гений, я лишь тень

Его великих слов.

Он памятник воздвиг себе при жизни.

В творениях своих живя,

Он будоражит наши мысли,

Великий гений бытия

***

Моя душа настроена на осень,

А сердце продолженья лета ждёт,

И ничего так сильно не тревожит,

Как бег часов, что к старости ведёт.

Уже не тем огнём глаза искрятся.

Всё больше хочется прилечь, и отдохнуть,

И как порою не пытаюсь притворяться,

Лишь молодости шаг нам не вернуть.

Но с этой мыслью лучше нам расстаться.

В подробности не стоит проникать,

С любовью важно жить и не сдаваться

Лишь только так, счастливым можно стать.

***

Пусть снега лежат между нами,

Пусть дожди застилают глаза,

Тёмной ночью пусть звёзды погаснут,

Но любовь наша будет жива.

Будут души стремиться друг к другу,

Согревая домашним теплом,

И пусть все километры России,

Вяжут жизнь нашу крепким узлом.

Вновь засветит горячее солнце,

На деревьях распустит листву,

И глаза улыбнутся на встречу,

Воспевая любовь и весну.

***

НЕТ ПОВЕСТИ ПРЕКРАСНЕЕ НА СВЕТЕ…

Любовь Ромео и Джульетты

Мы изучаем с юных лет.

О ней написаны сонеты,

Шекспир великий был поэт.

Любви хотелось только чистой

Такой – же, как у них была.

Мечтают девочки о принцах,

И в наши с вами времена.

Жила девчонка по соседству -

Была красива и стройна.

Родители Джульеттой с детства звали,

И девочка росла.

Всё б ничего, но вот однажды

Пошла на танцы в первый раз.

И паренька там повстречала,

Который позже её спас

От хулиганов местных

Но не про то мой сказ.

Когда спросила: « Ваше имя, я благодарна вам за всё».

То он ответил горделиво:

«Ромео просто – вот и всё.»

Так познакомились Ромео и Джульетта,

В глаза взглянув при свете звёзд,

Как бы слились в одно мгновенье,

И всё пошло у них всерьёз.

Любовь была большой и чистой,

Как в те былые времена,

И был Ромео настоящим принцем,

Джульетта же принцессою была.























Приложение 3

Глоссарий работы

Краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей.


Поэзия – 1. Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное; 2. Стихи, произведения, написанные стихами.


Лирика - 1. Род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания; 2. Совокупность произведений этого рода поэзии.



Тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.


Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора – один из более распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Метафоры характеризуются как скрытое сравнение.


Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку – дар речи, способность мыслить и чувствовать.


Сравнение – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.


Эпитеты – художественное, образное определение, вид тропа.