СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Удивительные несклоняемые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён теме "Несклоняемые существительные". Цель урока - познакомить учащихся с несклоняемыми именами  существительными, показать их морфологические особенности, научить правильно определять род несклоняемых существительных

Просмотр содержимого документа
«"Удивительные несклоняемые существительные"»

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные» ( по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой , О.В. Загоровской, А. Г. Нарушевича Русский язык. 6 класс)

Цели урока:

- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.

- Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Оборудование: карточки со словами, карточки-задания (тесты),, словари. Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Форма урока: урок- поиск.

Ход урока:

«Давно живу я в мире этом , даю названия предметам.»



I.Организационный этап

Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)

II. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок предлагаю начать с эпиграфа :

«Давно живу я в мире этом , даю названия предметам.» Как думаете, о чём будем говорить сегодня?

Действительно, сегодня мы продолжим на уроке говорить об имени существительном.

Но для начала предлагаю вам сыграть в игру «Верю — не верю». Каждый вопрос начи­нается словами: «Верите ли вы, что...»

( Ученики должны согласиться с этим утверждением или отрицать его.)

Выполняется тест «верю-не верю»

Тест (согласен - не согласен) Повторение темы «имя существительное»

  1. Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет.

  2. Имя существительное изменяется по родам.

  3. Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

  4. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

  5. Изменяются по родам и числам

  6. В предложении может быть любым членам предложения

  7. У существительных пейзаж, рубеж кирпич , училищ- на конце ь не пишется

  8. Одушевленные имена существительные пишутся с заглавной буквы

  9. Имя существительное может быть 1,2 или 3 склонения

  10. Слова знамя, имя, время относятся к существительным 1 склонения

  11. В предложении Шла Саша по шоссе и сосала сушку все существительные можно просклонять по падежам

(Самопроверка с обсуждением)

Ш. Проблемный вопрос. Определение темы урока, целеполагание

.3.Запишем эту скороговорку на доске и в тетради

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Просклоняйте все имена существительные : Саша, сушка, шоссе.

- Что такое склонение?

- Один ученик работает у доски

И.п. что? Шоссе, Саша, сушка

Р. п. чего? Шоссе, Саши, сушки

Д. п. чему? Шоссе, Саше, сушке

В. п. что? Шоссе, Сашу, сушку

Т. п. чем? Шоссе, Сашей, сушкой

П. п. о чём? о шоссе, о Саше, о сушке

- Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова? Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

Можем ли мы уверенностью теперь ответить на вопрос «НЕ ВЕРЮ!», что в предложении Шла Саша по шоссе и сосала сушку все существительные можно просклонять по падежам

- Несклоняемые --- не изменяются по числам, не изменяются по падежам - не имеют окончания

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ .

III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока.

Вот мы сами и выяснили ! Но давайте посмотрим, что ещё мы можем узнать о таких несклоняемых словах из нашего учебника ( стр. 122, п.31)

Что нового вы узнали из учебника? Давайте составим кластер на тему Несклоняемые существительные ( составление кластера, см. Приложение)

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, много ли таких слов? Приведите примеры несклоняемых существительных.

У каждого на парте лежит весёлое стихотворение. Мне кажется, что автор не выучил в школе тему «Несклоняемые существительные». Давайте разберёмся, почему я так решила :

Как-то рано поутру Кенгуру в кафе зашел,

С другом сели мы в метру Занял там свободный стол

И поехал в метре И сидит за доминой

Фильм смотреть о кенгуре. С шимпанзой, и какадой.

Вот сидим мы с ним в кине Вдруг огромный обезьян

Без пальта и без кашне, Стал играть на фортепьян.

А вернее, я и ты Тут и взрослый, сняв пенсню,

Без кашны и без пальты. Хохотал на всю киню.

Любит кины детвора, Интересное кино.

Если в кинах кенгура, Жаль, закончилось оно.

Ходит-бродит по шассу, В гардероб пора бежать-

Носит в сумке шимпанзу. Будто польта выда

-Исправьте в тексте грамматические ошибки.

1 –ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)

V. Актуализация знаний. Решение проблемы. - К какой части речи они относятся? - Имеют ли падежное окончание? Итак, почему я решила , что автор не выучил в школе тему «Несклоняемые существительные».

Несклоняемые --- не изменяются по числам, не изменяются по падежам - не имеют окончания

.

Но прежде давайте отдохнём .Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню).

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний. Как же определить род у несклоняемых существительных?

Работа с учебником (с. 122 -123) В основном эти существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.

Обращаем внимание на два неодушевленных несклоняемых существительных, которые относятся к мужскому роду: пенальти, кофе

  • Подберите к ним прилагательные

Удачный пенальти

Горячий кофе

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!

VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.

Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» ( тесты приготовлены для каждого ученика)

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля б) сено в) кафе г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио б) солнце в) кино г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка б) завхоз в) запчасти г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз б) мопед в) табло г) МГУ Выполнение упр.218, 222 VI Объяснение домашнего задания:

1)выучить правило п.31, стр. 122-123 ,выполнить упр.240.

Составить небольшой рассказ «Моё увлекательное путешествие», используя в нем несклоняемые существительные

Сделать презентацию на тему «Несклоняемые слова в нашей жизни»

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

VII. Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.







.















.





Приложение

Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

ПЛЮС ( П)

МИНУС (М)

ИНТЕРЕСНО (И)






Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

ПЛЮС ( П)

МИНУС (М)

ИНТЕРЕСНО (И)






Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

ПЛЮС ( П)

МИНУС (М)

ИНТЕРЕСНО (И)






Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

ПЛЮС ( П)

МИНУС (М)

ИНТЕРЕСНО (И)






Рефлексия

«Плюс-минус-интересно».

ПЛЮС ( П)

МИНУС (М)

ИНТЕРЕСНО (И)






Кластер «НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»



Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!