СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы природы в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образы природы в музыке»

Допущен. Учитель______(Горошникова И.Б)

Допущен. Методист _______(Созонов.С.Н)

Технологическая карта пробного урока студента 3А группы

Медведевой Ольги Геннадьевны

Предмет: Музыка Класс: Учебник (УМК): Науменко

Тема урока: «Образы природы в музыке».

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ноутбук, колонки, раздаточный материал, портреты Грига, Римский-Корсаков, картины.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

______________________________________________________________________________________________________________________________Цель урока: познакомить учащихся с различными образами в музыке, с помощью произведений Грига, Римский-Косаков.



Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий.

Учебные действия.

Предметные УУД.

Слушать и анализировать произведение Грига «Утро», Римский-Корсаков «Океан море синее»


Метапредметные

Познавательные УУД

проявлять познавательную активность;

Регулятивные УУД

определение последовательности действий; способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формулируют тему, цели и задачи урока с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД.

положительное отношение к школе и учебной деятельности; позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей; воспитывать в детях чувство красоты в природы и музыки.










Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


1.Организационно-мотивационный этап (14:20 – 14: 21)

1.Подготовить учащихся к работе; 2.Настроить детей на положительную работу на уроке.




Словесный: беседа





Фронтальный




Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок математики проведу я, меня зовут Ольга Геннадьевна.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам урок пора начать.

Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

С каким произведением познакомились?

А какую песню вы разучивали?

Кто является автором этого произведения?

Предлагаю вспомнить песню и исполнить ее.

Для начало прослушаем песню, а затем сами исполним.


Приветствие учителя.












«Апрель»-подснежник.

«Апрель»-подснежник.

Александр Ермолов

Исполнение.

Личностные УУД:

положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


2.Ориентировочный этап.








Подготовка к восприятию темы.

Заинтересовать детей для изучения новой темы.

Определить тему урока совместно с детьми

Поставить цели и задачи совместно с детьми.

Словесный: беседа, рассказ











Фронтальный







Для начало вспомним, какие образы природы можно увидеть в музыке?

Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и попытайтесь определить тему нашего урока.

Послушай: музыка вокруг:

Она во всем – в самой природе

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны.

Раскаты громы, звон капели

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины

Как вы думаете о чем сегодня будем говорить?

Таким образом, какая тема нашего урока?

Какие задачи мы поставим к уроку?

Верно, ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке.


Будем говорить о музыке в природе.













Образы природы в музыке.

Поговорить об образах природы в музыке.


Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать тему и задачи урока.


Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3.Поисково-исследовательский этап.
























Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору.






Словесный: беседа, рассказ;

Наглядный: картины, портреты.




























Фронтальный

































Какие образы природы в музыке вы уже знаете?

А сегодня поговорим об изображении в музыке пробуждения природы.

Но сначала давайте подумаем, что такое утро? В чём особенность этого времени суток? (Словесное рисование картины утра).

Прекрасное время, ожидание чего-то нового, светлого, чудесного... Для многих людей утро – любимое время суток.

Восхищались красотой утра художники рассматривание репродукций картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И.Левитана «Солнечный день», «Март».

Пробуждение нового дня воспевали поэты – в стихах, художники - в картинах, композиторы – в музыке. Один из таких музыкантов, чьё произведение «Утро» мы сегодня послушаем – это норвежский композитор Эдвард Григ. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов». У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.
Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, бодра, что Григу захотелось, что-то ей подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку.

«Только не сейчас, - сказал он, - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла. Когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18-ти лет. Девочка вспомнила свою встречу с седым старичком и его обещание.» (По К.Г.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»)

Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать.

Итак, закроем глаза и постараемся представить себе пробуждение природы, которое композитор изобразил с помощью музыки.

- Что вы представили, слушая это произведение?

 Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы?

Сумел ли композитор показать образы природы в музыки?

Какие же образы природы в музыке показал нам Григ произведением «Утро»?

Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. У него есть еще несколько картин с изображением моря. Посмотрите, везде море разное.

Так что же мы сегодня еще узнать? Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николай Андреевич Римского – Корсакова.(портрет).

Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

Познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - «Океан – море синее».

- Что такое опера?

- Что такое былина?

- Что такое опера- былина?

Ребята, давайте мы прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко».

Итак, закроем глаза и постараемся представить себе море в этой музыке, как оно изменяется, как мы это слышим?

Как море изменяется в музыке?

Как мы это слышим в музыке?

Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке?

Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич - композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.

Сумел ли композитор показать образы природы в музыки?

Рано вставать, завтрак, часть дня

Встает солнце, все стают идут на работу, в школу.









Слушают биографию.
































Слушание.


Как просыпается утро.

Лёгкими, спокойными, мелодичными, ласковыми, волшебными.


Смотрят на картины.




















Опера- драма или комедия, положенная на музыку.

Былина- древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.

Опера- былина


Музыка то громко, то тихо.







Предметные УУД:

Слушать и анализировать произведение Грига «Утро», Римский-Корсаков «Океан море синее».


Личностные УУД:

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей; воспитывать в детях чувство красоты в природы и музыки.



Регулятивные УУД:

определение последовательности действий; способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.


Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.





















4.Практический этап.


Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания




Сегодня мы с вами разучим песню «Нам этот мир завещано беречь». Автор этой песни является- Константин Ибряев. Музыка принадлежит-

Юрию Михайловичу Чичкову. Он написал огромное количество песен. для детей Например,  «Одноклассники-однокашники», «Утро школьное, здравствуй», «Детство — это я и ты", "Из чего же, из чего же...", "Наташка-первоклашка".

Прослушайте песню «Нам этот мир завещено беречь» , которую мы сегодня с вами прослушаем, можете положить головы на парты и скажите о чем в ней поется. (звучит музык).

Итак о чем эта песня?

Садимся прямо, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегка опустить, руки на парте или на коленях.

На столах у вас лежат тексты. Послушаем первую фразу.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Пропеваем вместе, 3-4.

Слушаем вторую фразу.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Пропеваем вместе, 3-4.

Соединяем эти фразу. 3-4.

Молодцы!

Слушание.














Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Рефлексивно-оценочный этап:

1.Рефлексия деятельности учащихся.

2.Итог урока по изученной теме.

3.Домашнее задание.

4.Итог работы класса.





Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели.

Закрепить полученные на уроке умения.

Оценить достижения класса.




Словесный: беседа














Фронтальная

















Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.

Вспомним, какие произведения мы с вами сегодня слушали?

Как показал Григ образ утро в музыке?

А как Римский-Корсаков показал образ море в музыке?

Ребята, как вы заметили, образы природы в музыке разнообразны.

Хорошо, молодцы. вас на столах лежат не покрашенные нотки, я вам предлагаю покрасить нотки, если у вас на уроке все получилось и тему урока поняли - зеленый, а если у вас не все получилось и остались вопросы по уроку-желтый, а если вас ничего не получилось, и вы не поняли тему рока-красный. Наши нотки мы повесим на нотной станок. Я вижу что большинство покрасили свои нотки в зеленый. Кто покрасил в зеленый цвет? Обоснуй свой выбор.

Спасибо за урок, вы большие молодцы!!! Встали все, урок окончен. Идите на перемену.

Григ «Утро», Римский-Корсаков «Океан море синее».

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.