1.Организационно-мотивационный этап (14:20 – 14: 21) | 1.Подготовить учащихся к работе; 2.Настроить детей на положительную работу на уроке. | Словесный: беседа | Фронтальный | Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок математики проведу я, меня зовут Ольга Геннадьевна. Мы урок начнём с разминки. Выпрямляем свои спинки, На носочках потянулись, Вправо-влево повернулись И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять, Нам урок пора начать. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? С каким произведением познакомились? А какую песню вы разучивали? Кто является автором этого произведения? Предлагаю вспомнить песню и исполнить ее. Для начало прослушаем песню, а затем сами исполним. | Приветствие учителя. «Апрель»-подснежник. «Апрель»-подснежник. Александр Ермолов Исполнение. | Личностные УУД: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
2.Ориентировочный этап. | Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Определить тему урока совместно с детьми Поставить цели и задачи совместно с детьми. | Словесный: беседа, рассказ | Фронтальный | Для начало вспомним, какие образы природы можно увидеть в музыке? Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и попытайтесь определить тему нашего урока. Послушай: музыка вокруг: Она во всем – в самой природе И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны. Раскаты громы, звон капели Птиц несмолкаемые трели Среди зеленой тишины Как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Таким образом, какая тема нашего урока? Какие задачи мы поставим к уроку? Верно, ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке. | Будем говорить о музыке в природе. Образы природы в музыке. Поговорить об образах природы в музыке. | Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать тему и задачи урока. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3.Поисково-исследовательский этап. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. | Словесный: беседа, рассказ; Наглядный: картины, портреты. | Фронтальный | Какие образы природы в музыке вы уже знаете? А сегодня поговорим об изображении в музыке пробуждения природы. Но сначала давайте подумаем, что такое утро? В чём особенность этого времени суток? (Словесное рисование картины утра). Прекрасное время, ожидание чего-то нового, светлого, чудесного... Для многих людей утро – любимое время суток. Восхищались красотой утра художники рассматривание репродукций картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И.Левитана «Солнечный день», «Март». Пробуждение нового дня воспевали поэты – в стихах, художники - в картинах, композиторы – в музыке. Один из таких музыкантов, чьё произведение «Утро» мы сегодня послушаем – это норвежский композитор Эдвард Григ. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов». У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех. Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку. Маленькая девочка была так хороша, бодра, что Григу захотелось, что-то ей подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку. «Только не сейчас, - сказал он, - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла. Когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18-ти лет. Девочка вспомнила свою встречу с седым старичком и его обещание.» (По К.Г.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками») Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать. Итак, закроем глаза и постараемся представить себе пробуждение природы, которое композитор изобразил с помощью музыки. - Что вы представили, слушая это произведение? Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? Сумел ли композитор показать образы природы в музыки? Какие же образы природы в музыке показал нам Григ произведением «Утро»? Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах? - Какое море вы увидели? А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский. У него есть еще несколько картин с изображением моря. Посмотрите, везде море разное. Так что же мы сегодня еще узнать? Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николай Андреевич Римского – Корсакова.(портрет). Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение. Познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - «Океан – море синее». - Что такое опера? - Что такое былина? - Что такое опера- былина? Ребята, давайте мы прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Итак, закроем глаза и постараемся представить себе море в этой музыке, как оно изменяется, как мы это слышим? Как море изменяется в музыке? Как мы это слышим в музыке? Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке? Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич - композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы. Сумел ли композитор показать образы природы в музыки? | Рано вставать, завтрак, часть дня Встает солнце, все стают идут на работу, в школу. Слушают биографию. Слушание. Как просыпается утро. Лёгкими, спокойными, мелодичными, ласковыми, волшебными. Смотрят на картины. Опера- драма или комедия, положенная на музыку. Былина- древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков. Опера- былина Музыка то громко, то тихо. | Предметные УУД: Слушать и анализировать произведение Грига «Утро», Римский-Корсаков «Океан море синее». Личностные УУД: позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей; воспитывать в детях чувство красоты в природы и музыки. Регулятивные УУД: определение последовательности действий; способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4.Практический этап. | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | | | Сегодня мы с вами разучим песню «Нам этот мир завещано беречь». Автор этой песни является- Константин Ибряев. Музыка принадлежит- Юрию Михайловичу Чичкову. Он написал огромное количество песен. для детей Например, «Одноклассники-однокашники», «Утро школьное, здравствуй», «Детство — это я и ты", "Из чего же, из чего же...", "Наташка-первоклашка". Прослушайте песню «Нам этот мир завещено беречь» , которую мы сегодня с вами прослушаем, можете положить головы на парты и скажите о чем в ней поется. (звучит музык). Итак о чем эта песня? Садимся прямо, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегка опустить, руки на парте или на коленях. На столах у вас лежат тексты. Послушаем первую фразу. Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Пропеваем вместе, 3-4. Слушаем вторую фразу. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. Пропеваем вместе, 3-4. Соединяем эти фразу. 3-4. Молодцы! | Слушание. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексивно-оценочный этап: 1.Рефлексия деятельности учащихся. 2.Итог урока по изученной теме. 3.Домашнее задание. 4.Итог работы класса. | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Закрепить полученные на уроке умения. Оценить достижения класса. | Словесный: беседа | Фронтальная | Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вспомним, какие произведения мы с вами сегодня слушали? Как показал Григ образ утро в музыке? А как Римский-Корсаков показал образ море в музыке? Ребята, как вы заметили, образы природы в музыке разнообразны. Хорошо, молодцы. вас на столах лежат не покрашенные нотки, я вам предлагаю покрасить нотки, если у вас на уроке все получилось и тему урока поняли - зеленый, а если у вас не все получилось и остались вопросы по уроку-желтый, а если вас ничего не получилось, и вы не поняли тему рока-красный. Наши нотки мы повесим на нотной станок. Я вижу что большинство покрасили свои нотки в зеленый. Кто покрасил в зеленый цвет? Обоснуй свой выбор. Спасибо за урок, вы большие молодцы!!! Встали все, урок окончен. Идите на перемену. | Григ «Утро», Римский-Корсаков «Океан море синее». | Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |